Меню

Зуд во время медитации

Феномены практики и способ работы с ними

Предыдущая часть перевода здесь.

В : По мере практики могут возникать различные ощущения. Например, ощущение зуда в теле, которое может возникать чаще в лице или в спине, но в принципе и в любой другой части тела. Иногда возникает ощущение, как от укусов комаров или муравьев, или от укола иглой. Иногда могут наблюдаться мурашки на коже, дрожание в спине, которое исчезает само собой. Могут наворачиваться слезы, может появляться ощущение жара или холода в теле.

Что это за явления? Откуда они приходят? И что с ними делать? Опасны ли они для медитирующего?

О : Все подобные явления, возниакющие в процессе практики, называются sabhava. Эти феномены начинают возникать, когда ум успокаивается и возрастает samadhi (концентрация). Эти явления возникают параллельно, при росте концентрации может возникать множество феноменов различного рода.

Когда они возникают, практикующий должен отметить их, осознать. Например: при возникновении зуда, отмечаете “зудит, зудит” или “чешется, чешется”; если возникают ощущения, похожие на укусы насекомых, отмечаете “укусы, укусы”; при возникновении жжения, отмечаете “жжение, жжение”; при возникновении ощущения, как будто насекомое ползет по телу, отмечаете “ползает, ползает”. Если текут слезы или пот, отмечаете “течет, течет”; при возникновении мурашек, отмечаете “мурашки, мурашки”. При возникновении жара, отмечаете “жар, жар”, при возникновении прохлады – “прохлада, прохлада”. Отмечайте в уме все возникающие явления и феномены. Если вы не можете подобрать им точного названия, отмечайте “осознаю, осознаю” (или “осознаю это”).

Большинство данных феноменов являются проявлением piti (восторг, связанный с растущей концентрацией). При их возникновении практикующий должен их отмечать каждый раз. Если осознание феномена упущено, то это называется mona (иллюзия) заключенная в данном феномене. Если феномен возвращается снова и снова, то это называется “привязка к феномену”. Она преодолевается развитием viriya (энергии) и sati (концентрации). Отметьте феномен и отпустите его, не привязывайтесь ни к чему, что бы ни возникало.

(Примечания переводчика: это крайне важный аспект практики. В свое время я начала очень ясно чувствовать все тонкие энергии и каналы в теле, и привязалась к этому феномену. Несмотря на то, что в некотором смысле это очень интересный феномен, он не дает продвигаться дальше в практике. Причем Учитель говорил о том, что не нужно привязываться, нужно отмечать и возвращаться к дыханию, но я не услышала его. Мне казалось, что он просто не понимает, о чем я говорю, какие волшебные ощущения и возможности я приобрела. Через год я стала понимать, что Учитель был прав, но убрать привязку к данному феномену уже было очень сложно. Поэтому рекомендация важная и касается ЛЮБЫХ феноменов, даже если вам кажется, что это к вам не относится 🙂

В : Иногда в процессе практики мне начинает казаться, что мои руки / ноги / живот увеличиваются в размере. Иногда возникает ощущение легкости и парения тела над землей. Иногда кажется, что руки / ноги / тело исчезли совсем. Как наблюдать такие явления?

Читайте также:  Медитация для очищения энергетики

О : Оставайтесь осознанным и отмечайте феномены следующим образом. Если приходит ощущение, что руки / ноги / живот увеличиваются в размере, становятся большими, отмечайте “большие, большие”; если ощущаете легкость, отмечайте “легкость, легкость”; если ощущаете парение, отмечайте “парение, парение”; если исчезает тело / руки / ноги, отмечайте “исчезает, исчезает”.

В : Иногда во время медитации появляется яркий белый свет, иногда возникают зеленые и желтые цвета, иногда могут мелькать картинки, строения, люди, религиозные об’екты или монахи. Некоторые практикующие видят скелеты, ужасные, страшные образы. Как действовать в таких случаях?

О : Такие феномены следствие развития концентрации. Они возникают, когда ум становится по-настоящему спокойным. Эти об’екты создаются умом, воображением. Эти об’екты могут быть очень четкими, ясными, иногда нечеткими, расплывчатыми, это зависит от уровня концентрации. Если концентрация хорошо развита, то они могут быть очень точными, реалистичными. Если возникает картинка или nimitta, отмечайте “видение, видение”до тех пор, пока свет, цвет или картинка не исчезнут. После чего возвращайтесь к осознаванию поднимающихся и опускающихся движений живота. Если практикующий отмечает их, но они не исчезают, то это следствие привязки (upadana), связанная с ощущением удовольствия от этих об’ектов. Тогда свет, цвета или образы будут возникать снова и снова. Необходимо развить концентрацию до такой степени, чтобы иметь возможность отмечать и отпускать эти об’екты. Если они не исчезают, не обращайте на них внимания и возвращайтесь к наблюдению поднимающихся и опускающихся движений живота. С течением времени данные феномены исчезнут сами собой.

В : Иногда возникает ощущение полета или вращения в теле, иногда тело может дрожать, трястись, парить, по телу может пробегать судорога. Иногда возникает ощущение, что меня неожиданно толкнули. Что это? И как наблюдать такие явления?

О : Об’екты, феномены (sabhava) и ощущения могут возникать внезапно и быть довольно сильными. Это очень индивидуально, так как все люди также отличаются друг от друга. Некоторые люди имеют очень спокойные, мягкие ощущения; другие имют очень яркие иногда пугающие по силе ощущения, тк если piti (восторг) возникает одновременно с ростом samadhi (концентрации) они приводят к очень мощным sabhava (феноменам), которые не могут контролироваться умом. И такие феномены идут через тело, заставляя тело кружится, трястись или парить. Если тело кружится, отмечайте “кружится, кружится”; если тело вращается, отмечайте “вращается, вращается”; если парит, отмечайте “парит, парит”; когда дрожит, отмечайте “дрожит, дрожит”, если сводит судорогой, отмечайте “судорога, судорога” (примечание переводчика – но тут без фанатизма, в монастыре всегда рекомендуют выйти из медитации и потянуть часть тела, которую свело судорогой. Но предварительно отметив саму судорогу, желание выйти из медитации, растягивание соответствующей части тела и тд). Если возникает ощущение, что вас толкнули, отмечайте “толкание, толкание”.

Некоторые люди имеют еще более яркий опыт, им кажется, что весь дом вращается, весь дом парит, весь дом дрожит. У некоторых людей может возникнуть тошнота и рвота.

При возникновении таких феноменов не нужно пугаться или волноваться. Оставайтесь осознанными относительно возникающих об’ектов и опытов, каждый раз отмечая происходящее. Когда осознанность достаточно возрастет, такие явления исчезнут сами собой.

Читайте также:  Медитация как полюбить себя слушать

У некоторых людей феномены настолько сильны, что они не проходят даже после многократного отмечания. В этом случае они должны жить с Учителем Випассаны, имеющим большой опыт в преодолении таких феноменов, который будет давать рекомендации относительно того, как отмечать их правильно. И такие феномены мало помалу исчезнут.

Следующая часть перевода будет посвящена препятствиям в практике, читайте продолжение.

Источник

Зуд во время медитации

Когда вы практикуете медитацию нельзя сказать наверняка, находитесь ли вы именно в состоянии медитации или нет. Но есть общие косвенные признаки, проявленные в виде ощущений физического тела и изменений в жизни, указывающие на правильную и неправильную практику.

ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ

Во время практики

1) Замедление дыхания. Дыхание становится медленным, поверхностным, вплоть до чувства остановки.
2) На фоне такого дыхание внезапно может проявляться глубокое дыхание в виде единичного глубокого вдоха и выдоха. После этого дыхание опять затихает.
3) Появляются лёгкие болевые ощущения в голове спереди, сзади, слева, справа. Это не боль в привычном нашем понимании, просто как будто ощущение уплотнения, движения внутри головы. После этих ощущений появляется сонливость.
4) Ощущение глубокой релаксации. Чувство онемения (особенно в конечностях), потеря чувствительности.
5) Ощущение боли в теле, кроме головы. Ощущение внутренней дрожи мышц, хаотичные сокращения мышц (так происходит освобождение от стрессов нашего физического тела).
6) Ощущение естественности, натуральности, лёгкости, простоты во время медитации.
7) Ощущение парения, растворения, потери ощущения границ собственного тела. Ощущение расширения.

В жизни

8) В жизни у вас начинает расти чувство эмпатии, дружелюбия, любви, сострадания, чуткости и трепетного отношения к другим людям и всем живым существам. Появляется желание делиться и отдавать.
9) Уходят депрессии. Появляется ощущение как будто всё встаёт на свои места. Как будто в голове у вас всё раскладывается по своим полочкам.
10) Ваша потребность во сне уменьшается, а энергетические ресурсы тела возрастают. Рост продуктивности.
11) Появляется творческий подход к решению даже самых сложных жизненных задач.
12) Рост стрессоустойчивости и адаптации к изменяющимся условиям жизни.
13) Чувство внутренней гармонии, расслабленности, блаженства, внутренней улыбки.
14) Рост самоосознания и понимания того, что действительно вам нужно. Слой за слоем начинает уходить всё лишнее, ненужное, наносное, выдуманное, навязанное. Изменяются привычки, образ жизни, окружение. Всё становится более здоровым.
15) Синхронизация с пространством, его запросами и нуждами. Чувство пространства, места и времени, уместности и неуместности. Синхронизация с природой.
16) Центрированность. Пребывание в самом себе. Удовлетворённость собой.
17) Отпадает желание искать ответы на свои вопросы во вне. Появляется доступ к внутреннему источнику информации.
18) Рост доверия и принятия, открытости миру. Проживание жизни такой, какая она есть. Такой, какой она приходит во всём многообразии её красок и форм.
19) Открывается видение невидимого порядка вещей и совершенства мироздания.
20) Визуально вы начинаете выглядеть моложе, свежее. Разглаживаются морщинки, глаза становятся более ясными и сверкающими.
21) Уходит суета в движениях. Они становятся более медленными и осознанными.
22) Жизнь больше в ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, чем в воспоминаниях и сожалениях прошлого или грёзах и беспокойствах о будущем.
23) Появляется созерцательное отношение к окружающему. Видение красоты окружающего мира и всех существ, населяющих его.
24) Деавтоматизация сознания. Выход из системы (быть в миру, но не принадлежать ему). Разрушение автоматизированного мышления, ориентированного на привычность и удобство.
25) Мышление становится более целостным, гибким, вариативным, без жёсткой концептуализации и цепляния за те или иные концепции, убеждения.
26) Вы становитесь более внимательными по отношению ко всем и всему, что происходит вокруг вас. Начинаете замечать даже самые незаметные, самые тонкие детали. Ваше восприятие в целом расширяется.
27) Уважение своей собственной свободы и свободы другого человека/живого существа.

Читайте также:  Аджан брахм руководство для практикующих медитацию

Источник

Facebook

ЧТО ДЕЛАТЬ С ЗУДОМ, ОНЕМЕНИЕМ, СЛЮНОЙ И СТРАННЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ ПРИ МЕДИТАЦИИ
Вопрос: У меня во время медитации начинается зуд: то в носу, то в ногах, то под лопаткой. Можно мне почесаться или надо продолжать сохранять неподвижность?
Ответ: Зуд или покалывания – это обычное явление у начинающих заниматься медитацией. Мы рекомендуем сохранять неподвижность. Беспокойный ум сопротивляется таким образом процессу медитации – если вы почешитесь в одном месте, зуд появится в другом, потом в третьем и скоро вместо медитации у вас получится одно непрерывное чесание. ) Ум не любит, когда его отключают и использует любые, даже самые подлые способы, чтобы на него снова обратили внимание.

Сначала просто продолжите медитировать – вполне вероятно, что зуд скоро исчезнет сам. Если зуд продолжается, попробуйте следующий прием – сохраняя сосредоточенность на ощущениях от вдохов и выдохов, представьте, что вдыхаемый воздух входит в вас через точку, в которой вы чувствуете зуд, а выходит через широкую зону шириной 25-30 см, в которой зудящая точка является центром. Например, зудит кончик носа: вы представляете, что вдыхаете воздух через кончик носа, а выдыхаете через все лицо. Если вы вообразите это достаточно ярко, то зуд исчезнет буквально через три-четыре вдоха-выдоха.

Ну, а если зуд становится просто невыносимым – почешитесь. Но только в крайнем случае.

Вопрос: Во время медитации у меня во рту скапливается много слюны. Можно ее сглатывать?
Ответ: Да, можно, хотя некоторые строгие практики медитации советуют не делать этого. Наша методика не настолько догматична. Слюна обычно начинает обильно выделяться, если вы волнуетесь во время медитации. Постарайтесь расслабиться и все прекратится само собой. Кроме того, рекомендуется во врем медитации немного приподнять кончик языка и даже чуть-чуть сомкнуть его с верхними зубами или альвеолами. Хотя мы при медитации дышим через нос, можно немного приоткрыть рот – ровно настолько, чтобы в него могло пройти рисовое зернышко.

Источник

Adblock
detector