Меню

Значение видений в медитации

Медитация: чем помогает и для чего нужна

М ы живём во времена свободы и почти безграничного доступа к информации. И если раньше человек страдал от отсутствия информации, то теперь — от перенасыщения ею. При этом почти у каждого человека есть возможность выделить из этого огромного потока событий и явлений знания о системах самосовершенствования и ускорить собственную эволюцию!

Как же упорядочить эти безграничные массивы фактов и сообщений? Как развить в себе способности видеть и выстраивать цепочки событий? Как расширить наше сознание, чтобы оно не только шло в ногу со временем, но и опережало его? И наконец, как увидеть общее в великом множестве индивидуального разнообразия культур, народов, религий, людей.

Мастера йоги утверждают, что в этом (и не только) человечеству может помочь медитация. Очень часто на лекциях можно услышать, что возможности медитации по преобразованию сознания практически безграничны, а тот, кто преуспевает в этом деле, приобретает сверхчеловеческие способности!

Давайте попробуем разобраться, в чём суть медитации и что она делает с человеком.

Для начала: что такое медитация

Само слово «медитация» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает ‘размышление’. Скорее всего, в древних текстах по йоге вы не найдёте этот термин.

Однако современные школы и учителя стали использовать его для упрощения взаимопонимания с западными людьми. Как правило, под медитацией понимают состояние глубокого сосредоточения на каком-либо объекте, достигнуть которого можно, пройдя несколько предварительных, но важных ступеней. До нашего времени сохранился древний трактат по йоге, описывающий этапы погружения в медитацию, который называют «Сутра Патанджали». В «Сутре Патанджали» речь идёт о:

Как раз состояние дхьяны и называют медитацией. Как подготовить себя к подобным практикам — тема отдельной статьи. Скажем лишь, что, если человек намерен получить серьёзный эффект от медитации, он должен вести здоровый образ жизни и следовать ряду правил.

Помогает ли медитация

Итак, под термином «медитация» мы будем понимать несколько этапов восьмеричного пути йоги по Патанджали. Давайте разберёмся, в чём сила медитации и её влияние на человека.

Одним из самых полезных для жизни в социуме упражнений является пратьяхара — отсечение внимания от внешних объектов. Это могут быть звуки, запахи, красивые пейзажи, воспоминания, различные эмоциональные состояния — всё, что окружает человека. Тренируя такую способность, вы сможете гораздо лучше реализовывать задуманное.

Например, вы садитесь за компьютер найти в сети интересующую вас информацию. Но постоянно всплывающие новости и реклама из сферы ваших интересов уводят внимание от первоначальной задачи. И вот вы уже бороздите просторы интернета… Этого не случится, если ваша способность отсекать всё лишнее будет достаточно сильно развита.

Или пример с посторонними шумами на улице, когда вы пытаетесь сконцентрироваться, но весёлая компания или ремонт за стенкой отвлекают ваши мысли. Пратьяхара также развивает способность не поддаваться на информационные вбросы, которыми сейчас переполнена жизнь социума и через которые происходит управление людьми. Медитация помогает абстрагироваться в повседневной жизни от того, что вам не нужно, и сконцентрироваться на главном.

Если человек научился не отвлекаться на внешние объекты, то ему будет легче перейти на следующий этап в медитативной практике — удерживать своё внимание на выбранном объекте. Это также очень важное качество для социальной жизни и достижения поставленных задач. Дхарана и пратьяхара — это фундамент для настоящей медитации, глубокого и полного сосредоточения на объекте концентрации. Иногда бывает так, что мы не можем принять важное для себя решение, потому что нам не хватает опыта, спокойствия, мудрости.

Человек в медитации может намного яснее увидеть ответ на свой вопрос и принять конструктивное и верное решение практически в любой сфере деятельности. Медитация помогает потому, что во время практики у человека стихают или полностью исчезают зависимости, страсти и различные концептуальные наваждения, которые, как правило, и мешают принимать адекватные решения.

Он может ясным взглядом посмотреть на свою проблему и найти взвешенный выход практически из любой ситуации. Но самое главное, он может перейти на новый уровень бытия, почувствовать свободу от собственных ограничений и узнать себя настоящего!

Пример техники выполнения

Немаловажным моментом для получения эффекта в медитации является поза. Важно, чтобы ваша спина была прямой и вы могли сидеть не шевелясь достаточно долгое время.

Лучше всего подготовиться к медитативным практикам помогут занятия хатха-йогой. С помощью этой дисциплины вы сможете освоить одну или несколько асан в положении сидя, которые способствуют медитации. Техника выполнения практики основана на удерживании вашего внимания на дыхании. Растягивая вдохи и выдохи, концентрируясь на счёте, вы начинаете проходить описанные выше этапы. Возможно, сначала будет сложно сидеть, тогда нужно выбрать небольшой отрезок времени и постепенно увеличивать сессию.

Медитация с точки зрения науки

Исследования медитации ведутся с 60-х годов ХХ века. Попытки учёных выяснить, работает ли медитация, привели к достаточно чётким и конкретным выводам, а также позволили применять подобные техники для решения проблем, связанных с физическими недугами и психическими расстройствами. Вот что пишет профессор кафедры практической психологии ОмГПУ, доцент, доктор психологических наук А. Ф. Филатова о научном применении медитативных техник: «В настоящее время во многих странах мира, как на Западе, так и на Востоке, медитация успешно применяется для профилактики и лечения повышенного кровяного давления и сердечно-сосудистых заболеваний.

Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии, повышенной агрессивности, улучшает концентрацию внимания. В российской психологии медитация трактуется как вполне реальный психофизический процесс, вызываемый посредством самовоздействия. Электрофизиологические исследования энцефалограмм людей в глубокой медитации показывают несводимость их биоритмов ни ко сну, ни к бодрствованию и позволяют выдвигать гипотезы о нейрофизиологии особых изменённых состояний сознания».

В научных кругах выяснили, почему медитация работает. Удивительно, что многие учёные, которые исследовали внутренние практики довольно глубоко, сами впоследствии разрабатывали системы совершенствования, в основе которых лежали техники медитации.

А. Ф. Филатова в своей научной статье «Медитация и личностное развитие» делает вывод:

Психологический анализ медитации показывает, что ведущим моментом, придающим ей неповторимую особенность, является временное выключение из комплекса психических процессов функции памяти. Именно это допущение позволяет объяснить происхождение тех психических явлений, которые имеют место при медитации и в период её последствий. При медитации уровень “собственных шумов” мозга становится предельно низким и, следовательно, появляется возможность наиболее полного использования ассоциативных и интегральных процессов для решения определённых задач, которые формулирует самому себе медитирующий.

Медитация, когда ничего не помогает

Иногда бывает так, что у человека возникают такие вопросы, ответы на которые он не может найти во внешнем мире. Очень часто поиски приводят к знаниям о йоге и внутренним практикам — различным медитативным техникам.

Именно погружение в глубины своего сознания и обращение к тонким структурам позволяют решать самые нестандартные задачи. Здесь необходимо отметить одно важное условие успешной медитации. Мотивация человека должна быть до некоторой степени бескорыстной. Носитель эгоистичного сознания с точки зрения йоги может нанести себе вред.

Используя медитацию, человек усиливает все свои качества, в том числе и не самые хорошие. И если вовремя не распознать пагубные эгоистичные тенденции, это может привести к негативным последствиям не только для практикующего, но и для его окружения. Именно поэтому в древности знания о йоге были закрытыми, и, прежде чем учить человека, мудрецы оценивали его нравственные характеристики и мотивацию.

Источник

Значение видений в медитации

Глава VIII. Опыт, полученный в медитации

1) В начале медитации в области лба перед глазами появляются огни разных оттенков. Они могут быть красными, белыми, голубыми, зелеными и красно-зелеными. Это Тантрические огни. Каждая Таттва имеет свой цвет. Так, Притхви Таттва — желтый цвет; Агни — красный; Апас — белый; Вайю — зеленый; Акас — голубой. Во время медитации перед глазами могут появиться большое солнце или луна, а также вспышки, похожие на молнию. Не обращайте внимания. Лучше старайтесь добраться до источника этих огней. Иногда Дэваты, Риши и Нитья Сиддхи могут появиться перед вами во время медитации. Принимайте их с почетом, кланяйтесь им, обращайтесь к ним за советом. Они приходят, чтобы помочь вам и ободрить. В этой же стадии вы будете видеть около минуты в центре лба великолепный, блестящий свет; он появляется сверху или со стороны; потом он исчезнет. Иногда вы видите солнце 6-8 дюймов в диаметре с лучами или без, а также — своего Гуру или Упьяса Мурти. Когда вы ощущаете проблески Истинного «Я», видите ослепительный свет или испытываете что-либо другое из духовных необычных переживаний, не отступайте в страхе назад. Не прекращайте Садхану. Но и не принимайте их по ошибке за призрак или иллюзию. Смело идите вперед.

2) Какого рода сны вы видите? Какого рода мысли возникают в уме при пробуждении, а также когда вы находитесь один в своей комнате или идете по улице? Можете ли вы сохранять то же состояние ума, которое имеет место при медитации в закрытой комнате, также и на улице? Практикуйте интроспекцию и тщательно наблюдайте за умом. Если он выходит из равновесия на улице, значит вы еще очень слабы, не достигли успеха в медитация, не выросли духовно. Усиленно продолжайте медитировать. Продвинувшийся ученик даже во сне будет думать о Брахмане.

Поймите силу молчания. Оно бесконечно могущественнее всяких лекций, разговоров и обсуждений. Господь Дакшинамуртхи обучал четырех молодых людей: Санаку, Санадхана, Санатана и Санатакумара — при помощи молчания. Язык молчания — язык Бога, язык сердца. Сидите безмолвно и обуздывайте умственные видоизменения; посылайте внутреннюю духовную силу всему миру. Вся Вселенная извлечет из этого пользу. Живите в молчании. Будьте безмолвны. Покойтесь в молчании и познавайте себя. Когда утром приступаете к медитации, посылайте всем живым существам любовь и мир, говоря: «Сарвешам Сантир Бхават (Да будет со всеми мир!); Сарвешам Швастир Брахвату (Да будет со всеми благосостояние!); Локах Самастра Шукхино Бхавату (Да будет весь мир счастлив!)». Мир и покой разрушат боль, ибо интеллект человека безмятежного ума очень скоро становится устойчивым. Когда умственный мир наступит, нет жажды чувственных объектов и Йог в совершенстве владеет своим разумом. Его интеллект обитает в истинном «Я». Он очень устойчив. Страданиям тела приходит конец.

В ходе медитации вы потеряете всякое представление о времени, не будете слышать каких-либо звуков, осознавать окружающего, забудете свое имя и всех ваших знакомых. Будете наслаждаться миром и блаженством. Постепенно вы погрузитесь в Самадхи. Вначале состояние блаженства, испытываемое учеником в медитации, будет кратким. Постоянная практика медитации позволит ему, в конце концов, пребывать в этом состоянии постоянно.

В глубокой медитации вы не будете сознавать тела и окружающего, ум будет совершенно скован, не будете ничего слышать. Все ощущения прекратятся. Эгоизм постепенно исчезнет. Вы испытаете неописуемую радость и счастье. Работа мысли и разума постепенно прекратится. Когда погрузитесь в безмолвие глубокой медитации, внешний мир и все ваши заботы перестанут существовать. Вы будете наслаждаться Высшим Миром. Высший свет сияет в этом безмолвии. Неиссякаемое Блаженство царит там. Эта тишина даст настоящую силу и радость.

Во время усиленной медитации Кевала Кумбхак, или естественная задержка дыхания без Пурана (вдоха) и Речака (выдоха), получится сама собой. Ум становится сосредоточенным. Видения Риши, относящиеся к вопросам души и других трансцендентальных вещей, приходят к тому, кто постепенно и преданно исполняет все предписания Шрути и Смрити, бескорыстен и стремится к познанию Высшего Брахмана. Ученик сначала теряет представление об окружающем, а затем и о теле. Чувство подъема вверх во время медитации служит признаком, что вы действительно поднимаетесь выше телесного сознания. Вы будете чувствовать при этом особый вид Ананды.

Сначала оно будет длиться не более минуты, потом вы снова вернетесь к обычному сознанию.

Во время медитации вы будете наслаждаться неописуемым, особым миром. Но потребуется немало времени, чтобы достичь действительных духовных переживаний или растворить ум в Лакшье, а также совершенно преодолеть телесное сознание. Будьте терпеливы и настойчивы, и вы добьетесь успеха. Души, достигшие Реализации, постоянно пребывают в Космическом Сознании. Сначала видны только проблески его. Настойчивая медитация делает его постоянным и естественным.

3) Концентрация — это фиксирование ума на какой-нибудь точке, внешней или внутренней. Во время медитации ум становится спокойным, безмятежным и устойчивым. Все его лучи фокусируются на Лакшье, и отвлечение ума в сторону прекращается. Только одна идея занимает ум, и вся его энергия сосредоточена на этой идее. Чувства затухают и прекращают функционировать. Тот, кто добился хорошей концентрации, может моментально вызывать ясный ментальный образ Господа.

Не пытайтесь прогнать маловажные мысли. Чем больше вы старатесь, тем ожесточеннее они нападают, и вам придется чрезмерно напрягать энергию и волю. Просто будьте безразличны. Наполните ум Божественными мыслями, и они постепенно исчезнут. Во время медитации все Вритти: гнев, радость, ревность, ненависть — принимают утонченные формы. Их нужно совершенно искоренить Самадхи или блаженным единением с Господом. В противном случае скрытые Вритти будут ожидать случая, чтобы принять угрожающие формы. Будьте осторожны и бдительны.

Когда медитация станет глубокой, вы потеряете телесное сознание, ощутите, что тела нет и испытаете колоссальную радость. Ментальное же сознание начнет функционировать. Некоторые сначала теряют ощущение ног, потом позвоночника, спины, туловища и рук. Возникает чувство, будто голова остается висеть в воздухе без опоры, и испуганный ум может попытаться вернуться обратно в тело.

Не принимайте по ошибке небольшую степень концентрации за Самадхи. Не думайте, что достигли Самадхи, если удастся подняться немного выше телесных ощущений за счет концентрации. Самадхи, или состояние Сверхсознания, это Высшая Цель, которая достигается длительной медитацией. Чтобы достичь Самадхи, следует строго соблюдать Брахмачарью, диету и иметь чистое сердце, в совершенстве развить эти качества. Никто не может достичь Самадхи, не став горячо преданным слугой Господа. В противном случае так называемое Самадхи становится Джадой. Самадхи не поддастся описанию — язык бессилен, он не может выразить это состояние. Даже в обычной жизни вы не можете описать вкус яблока человеку, никогда не пробовавшему его, или цвет слепому человеку. Самадхи это само Блаженство, Радость, Мир. Вот и все, что можно сказать об этом состоянии. Нужно самому испытать его.

Во время медитации мирские мысли, желания, стремления и Васаны подавляются. Если вы занимаетесь нерегулярно и жажда ваша начинает убывать, то они снова проявятся. Поэтому следует медитировать систематически и практиковать более энергичную Садхану. Развивайте бесстрастие. Медитация позволит вам безопасно переплыть через бурный поток мирского океана.

4) Звуки Анахат (мелодии) — это мистические звуки, которые Йог слышит в начальной стадии медитации. Все, связанное с этими звуками, именуется Нада-Асундхана, или сосредоточение внимания на мистических звуках. Это признак очищения Нади, или астральных токов, вызванных Пранаямой. Эти звуки можно услышать также, произнося Аджапа Гаятри Мантру — «Хамсах Сохам» — много раз подряд. Эти звуки слышатся в правом ухе, причем все отчетливее, когда уши закрыты большими пальцами, как в Йога Мудре.

Читайте также:  Поза принятия в медитации фото

Примите Падма или Сиддхасану, закройте уши большими пальцами и внимательно прислушивайтесь к этим звукам. Иногда вы будете слышать их в левом ухе, однако, сосредоточивайтесь только на правом. Почему же звуки слышатся отчетливо в правом и так редко в левом? Да потому, что Содар Нади, или Пингала, расположена в правой части носа. Звук Анахат называют также Амкара Дхвани. Он вызван вибрацией Праны в сердце.

Десять видов звуков. Нада во время медитации бывает 10-и типов: 1> Чини; 2) Чини-Чини; 3) звон колокола; 4) звук, слышимый в раковине; 5) звук Тантри (лютни); 6) звук Тала (цимбал); 7) звук флейты; 8) звук Бхери (барабана); 9) звук Мриданга (двойного барабана); 10) звук грома.

Прежде чем дойдете до последней ступени мистических звуков, вы должны услышать голос Бога (высшего «Я») внутри себя, один из 7 типов: 1) песнь соловья, разлучающегося со своей подругой; 2) звук серебряных цимбал Дхьяни, пробуждающейся мерцающей звезды; 3) мелодичный стон морского эльфа, заточенного в свою раковину; 4) песнь Вины (индийский музыкальный инструмент); 5) пронзительный звук бамбуковой флейты, звучащей в твоем уме; 6) звук трубы; 7) грохот грозового облака, поглощающий все остальные звуки — они умирают и более не оживают.

5) В результате концентрации в ходе медитации случаются различные световые явления. Сначала яркая белая световая точка величиной с булавочное острие появляется в Трикуте, соответствующей Аджна Чакре астрального плана.

Закрыв глаза, вы будете также видеть разные световые явления смешанных цветов: белые, красные, желтые, дымчатые, голубые, зеленые; вспышки смешанных цветов, подобные молнии, огню, горящему углю, искрам, луне, солнцу и звездам. Эти световые явления генерируются в ментальном пространстве (Чидакаше).

Сначала перед умственным взором плавают небольшие шары белого цвета. Значит ум становится более устойчивым, и вы делаете успехи в концентрации. Через несколько месяцев шары увеличатся в размере и будут сиять ослепительным белым световым блеском. Первые явления неустойчивы: появившись, немедленно исчезают. Они возникают сверху и с боков и вызывают незнакомое ощущение чрезвычайной радости и счастья; появляется неутолимая жажда видеть эти явления еще и еще. При упорных и систематических упражнениях по 2-3 часа утром и вечером эти феномены будут появляться чаще и становиться устойчивей и продолжительней.

Световые явления — большое ободрение в Садхане. Они вызывают желание более энергично и регулярно заниматься медитацией, а также укрепляют веру в сверхфизическое. Появление их означает, что вы уже поднимаетесь выше физического сознания. Эти световые феномены возникают в полубессознательном состоянии, когда вы находитесь меж двух планов. Вы не должны даже пошевелиться во время их появления. Асана должна быть абсолютно устойчивой, а дыхание очень замедленным.

Светящийся треугольник. Тот, кто умерен в пище, искоренил эгоизм и гнев, привязанность к обществу и страсти, превзошел противоположности (жару, холод и т.п.), не стремится осчастливить все человечество или что-нибудь присвоить, тот во время медитации увидит светящийся треугольник перед лицом.

Свет из Сушумны. Говорит Вишока Ва Йотишмати (гл. I, 36 из Сутр Патанджали): «Вы можете медитацией на Лучезарном достичь Самадхи, который вне всяких страданий». Иногда, медитируя, вы будете видеть ослепительный блестящий свет, исходящий из Сушумны Сердца. Будет больно смотреть на него, так что вы будете отводить свой умственный взор.

Ослепительный свет. Иногда во время медитации вы будете видеть сильный ослепительный белый свет, превосходящий солнце. Вначале он появляется и очень быстро исчезает, но со временем станет более устойчивым и, в зависимости от степени концентрации, может длиться 10-30 минут. Медитирующие на Трикуте будут видеть свет именно в ней, а кто на Сахасрара Чакре — на макушке. Иногда свет так силен и ослепителен, что вы не в силах смотреть на него и прерываете медитацию. Некоторых это пугает. А я им говорю, что это — новое, никогда не испытанное ощущение, и ум привыкнет к нему при постоянной концентрации, а страх исчезнет. Нужно непременно продолжать упражнения.

Одни сосредоточиваются на сердце, другие на Трикуте, а третьи на Сахасраре. Это дело личного вкуса. При сосредоточении на Трикуте легко контролировать ум. Всегда придерживайтесь одного вида сосредоточения. Не стоит часто менять Чакру. Необходимо добиться устойчивости.

Существа и объекты, с которыми вы соприкасаетесь в ранний период медитации, принадлежат Астральному плану. Они походят на человеческие существа, но лишены физической оболочки; имеют желания, страстные стремления, любят и ненавидят; облечены в тонкие тела; могут свободно двигаться; могут материализовываться и увеличиваться в размерах; владеют ясновидением низшего характера.

Светящиеся фигуры — это Высшие Дэваты ментального или более высоких штанов, которые приходят дать Даршан и ободрить вас. Различные Шакти проявляются в лучезарных формах. Чтите и поклоняйтесь им. Совершайте умственную Пуджу после того, как они дадут вам Даршан. Ангелы же принадлежат к ментальному и более высоким планам. Они также могут появляться перед вашим умственным взором.

Иногда вы будете чувствовать невидимую помощь, возможно вашего Иштха Дэваты, когда будете переходить с физическогго на более высокий план. Эта невидимая сила помогает вам отделиться от тела и переходить к другому плану сознания. Вы должны будете тщательно замечать подобного рода операции.

Но не тратьте время в погоне за этими видениями. Это простое любопытство с вашей стороны. Они даются вам, чтобы ободрить вас и убедить в существовании сверхфизических реальностей и укрепить веру в Брахмана. Не обращайте внимания на них. Сосредоточивайтесь на цели — Лакшье. Неуклонно идите вперед, работая серьезно и энергично.

Перед сном, уже в дремотном состоянии, а также перед просыпанием, находясь в полусознании, вы можете видеть световые феномены, появляющиеся сами собой, безо всякого участия и усилий с вашей стороны. Всякий раз, когда вы покидаете физический план или возвращаетесь, находясь в полусознании, они самопроизвольно возникают. Просто психически неразвитый человек не видит их.

Иногда во время медитации вы будете видеть бесконечное голубое небо эфирного пространства, а также себя в этом пространстве в виде черной точки. Иногда вы увидите себя в центре светящегося круга, вибрации высоких частиц, вращающихся в потоках света, людей: детей, женщин, стариков, Риши с бородами, Сиддхов и лучезарных Теджамайев. Видения бывают субъективными или объективными, то есть они могут быть продуктом вашего ума или реальностью тонких планов материи.

Вселенная состоит из планов материи различной степени плотности, образующихся ритмическими вибрациями Танматр. В каждом плане есть свои существа и предметы, которые и видимы во время медитации. Видения могут быть также продуктами воображения, то есть вашими собственными мыслеобразами, созданными интенсивным мышлением. Вы должны научиться отличать один вид феномена от другого, прибегая к помощи разума и здравого смысла.

6) Мистические переживания Садхаков. Я приведу рассказы Садхаков об индивидуальных переживаниях во время медитации.

«Примерно 3 года назад, медитируя, я начал испытывать необычные ощущения в области солнечного сплетения, напоминавшие вращения махового колеса. Затем стал видеть кое-что необычное, например, белые и голубые нимбы над головами людей и поверхностями зданий. Когда я днем пристально смотрел на небо, то видел извивающуюся полоску белого света, движущуюся, как червяк. Сильно сосредоточиваясь на работе, вижу мелькающие вспышки белого света перед глазами, а иногда — маленькие искры света на своих книгах. Это приносит мне особое чувство радости, и я начинаю произносить имя Господа: «Шри Рам, Рам, Джайя, Рам Джайя, Рам Джайя Рам». Если еду на велосипеде на службу, то вижу перед собой круглый светящийся шар, долго не исчезающий. Аналогично, когда я пристально смотрю на Великолепную Аказу».

«Я медитировал по пять часов в день, живя в Ганготри на Гималаях. Однажды целых 2 часа я чувствовал необыкновенную подавленность. Я не мог найти себе мира, прогнать это настроение. Тогда я отправился на берег Ганга, сел там и стал медитировать над Махатмой Гандхиджи. Это принесло мне утешение. Через несколько дней я стал медитировать над Шри Рамачандрой. Медитация продолжалась полтора часа. После этого Сагуна автоматически перешла в Ниргуна-медитацию. Я чувствовал совершенную Санти 10 минут. Ум был полностью поглощен Ом. Это продолжалось полчаса.

Однажды довелось испытать другое переживание: я открыл глаза после медитации и во всем вдруг увидел Брахмана, — непосредственно, без помощи разума. Весь день я находился под влиянием переживания и сохранил это настроение. Один Брахмачари целый час говорил мне что-то, и я слышал, но мой ум отсутствовал; я оставался все в том же состоянии. Я не мог запомнить ни одного слова из того, что он мне говорил тогда. Однажды, медитируя полчаса, я пришел в яркое экстатическое настроение, но внешние звуки спугнули его, и оно ушло. Я снова начал медитировать и увидел прекрасный свет, исходящий из глубин сердца. Но свет исчез, и я стал бессознательно плакать. Кто-то подошел ко мне и назвал по имени. Я не разговаривал, и он начал меня трясти. Я перестал плакать, некоторое время смотрел на него молча и снова заплакал; и так я проплакал еще минут 25″.

«Я с большим трудом, как тяжелое испытание, соблюдал Мауну с 26 февраля по 4 марта. Моя ошибка: иногда я вынужден был изъясняться жестами. В последние три дня я рассеянно произнес слова: «да», «достаточно», «что?». Мне показалось, что болят челюсти. Очень хотелось поговорить. Польза от Мауны — я был в состоянии больше работать, читать и дольше, чем обычно, заниматься Джапой и медитацией. Мне не хотелось спать до полуночи. В уме вращались идеи из прочитанных книг.

Раздражительность и гнев были совершенно чужды мне, но я не мог запомнить даже нескольких слов, хотя и старался — память подводила меня, потому что раньше я повторял вслух несколько раз то, что нужно было запомнить, а сейчас из-за долгой Мауны лишился этой возможности».

«Месяц я практиковал Пранаяму, после чего стал слышать различные приятные мелодичные звуки Нада: флейты, скрипки, колокола, мриданга, нескольких колоколов, морской раковины, барабана и грома. Иногда я слышал их только правым ухом, а иногда обоими».

«Во время медитации мне довелось видеть в Трикуте ослепительное солнце, сияющий свет и сверкающую звезду. Видения были неустойчивыми».

«Концентрируясь длительно на Трикуте, я неоднократно получал Даршан от некоторых Риши. Я видел своего Иштама, Кришну, с флейтой в руках».

«Иногда я видел во время медтации световые явления красного, зеленого, голубого и белого цветов, которые появлялись в Трикуте. Иногда же мне виделось безграничное голубое небо, на котором я казался черной точкой».

«Медитируя, я видел нескольких Дэватов и Дэви с тонкими светящимися телами, в одеждах, украшенных драгоценностями».

«Иногда во время медитации я видел всюду лишь пустоту».

«Во время медитации мне неоднократно довелось видеть свое собственное лицо в середине светящегося круга. Иногда я видел также лица друзей, причем очень отчетливо».

«Несколько раз, приступая к медитации, я чувствовал электрический ток, идущий из Муладхары к голове. Даже в обычное время я иногда ощущаю это».

«Неоднократно во время медитации какие-то астральные существа с отвратительными, ужасными лицами, длинными зубами и черной кожей пытались запугать меня. Но они не смогли причинить мне какого-либо вреда».

«Очень часто, начиная медитацию, я ощущал подергивание в ногах и руках. Иногда мое тело скакало с места на место».

«Я много раз видел во время медитации роскошные дворцы, реки, горы и сады с прекрасными цветами».

«Я привык медитировать с скрытыми глазами. Однажды в 3 ночи я увидел сверкающий свет, а в его центре — Кришну с флейтой в руках. Дыбом поднялись волосы на голове. Я потерял дар речи и остолбенел от благоговейного страха и удивления».

«Однажды, в глубокой медитации, мне удалось совершенно отделиться от физического тела. Я отчетливо видел его в стороне от себя, подобно сброшенной одежде. Я витал в воздухе около 2 минут. У меня было особое ощущение радости, смешанное с чрезмерным страхом, из-за которого я неожиданно вернулся снова в тело, постепенно приходя в обычное состояние сознания. Это неописуемое и волнующее ощущени».

Духовное переживание Уддалаки. Риши Уддалака никак не мог освоить Самадхи, ведущее человека в Блаженное царство Реальности. Его ум прыгал от одного чувственного предмета к другому, как неугомонная обезьяна, прыгающая с ветки на ветку. Он садился в Падмасану, громко произносил Пранаву (Ом) и затем приступал к медитации, но с усилием контролировал ум и с большим трудом отделял чувства от объектов.

Наконец ему удалось совершенно изолировать себя от внешних объектов, перекрыв нервные каналы тела. Когда ум стал свободен от всех Викальп, он уничтожил все мысли об объектах. И увидел перед собой сверкающий свет. Он разогнал Моху и прошел через стадию темноты, света, сна и Мохи и достиг стадии Нирвикальпа Самадхи, в котором наслаждался совершенным спокойствием. Через 6 месяцев Риши вернулся из своего Самадхи и в дальнейшем мог пребывать в нем по несколько дней, месяцев и даже лет непрерывно.

7) В Часы медитации. Брахман, Я, Пуруша, Чайтанъя, Сознание, Бог, Атма, Бессмертие, Свобода, Совершенство, Мир, Блаженство, Бхума (Безусловное) — это все одно. Если только достигнете Смореализации, то освободитесь от цикла рождений и смертей и сопутствующего им зла.

Цель жизни — достижение конечной стадии эволюции, или Мокши. Она достигается постоянной медитацией, причем сердце нужно очистить бескорыстным служением, Джапой и т.п. Человек в состоянии достичь реализации Брахмана или Высшей Реальности. Многие достигли Самореализации и наслаждались Нирвикальпа Самадхи. Шанкара, Даттатрся, Мансур, Шамс Табриз, Иисус Христос, Будда — люди, достигшие Реализации и непосредственного восприятия Истины или Космического Видения (Апарокшанбхути). Но те, кто постигли Истину, не могут передать ее другим за неимением средств.

Даже знание, полученное при помощи 5 органов чувств и являющееся достоянием каждого, не может быть передано другим. Так, вы не можете передать вкус сахара человеку, никогда не пробовавшему его, или объяснить слепому от рождения, что такое ‘ цвет. Все, что может сделать Учитель — дать ученику метод, при помощи которого тот познает Истину сам, или указать Путь, на котором он раскроет свои интуитивные способности.

Вот некоторые из признаков, по которым можно судить, насколько вы выросли в медитации и приблизились к Богу: вас мирская жизнь уже совершенно не привлекает; чувственные объекты больше не соблазняют; отсутствуют желания, страх, эгоизм и чувство собственности. Дехадьяса, или привязанность к телу, постепенно исчезает. Идеи, типа: «Она моя жена; он мой сын; это мой дом», — нелепы. Все является проявлением Бога, вы видите Его во всем. Тело и ум становятся легкими. Вы всегда жизнерадостны и счастливы. Имя Господа постоянно у вас на устах. Ум постоянно сосредоточен на лотосе в ногах Господа. Божественный образ всегда сохраняется в вашем уме. Вы постоянно чувствуете, как Саттва, или Чистота, Свет, Блаженство, Знание и Прэм текут от Бога к вам, наполняя сердце.

Читайте также:  Положение о службе медитации

У вас исчезает телесное сознание. Если оно даже и остается, то всего лишь в форме умственного представления. Пьяный человек полностью не осознает, что на нем есть какая-то одежда. Аналогично этому, вы не ощущаете своего тела, а лишь чувствуете, что что-то обволакивает вас, подобно свободной одежде или разношенным туфлям. Идея пола чужда вам, и женщины кажутся проявлениями Бога; деньги и золото — кусками камня. Вы испытываете интенсивную любовь ко всем живым существам.

Вам абсолютно чужды похоть, жадность, гнев, ревность, гордость, заблуждения. Вы сохраняете умственный мир, даже если люди оскорбляют, бьют и преследуют вас. Причина вашей невозмутимости в том, что вы черпаете огромную духовную силу изнутри; она исходит из обитающего в вас Бога. Даже во сне вы находитесь в общении с Богом и не видите никаких мирских картин.

Первое время вы будете разговаривать с Богом, видеть его в физической форме. Когда же вы достигнете Космического Сознания, вы прекратите общение с Ним посредством слов, а будете наслаждаться языком молчания, или сердца. От Вайк-хари (голосовой речи) вы перейдете к Мадхьями, Пасьянти и Паре (утонченная форма звуков) и, в конце концов, придете к Амкаре, или беззвучному Брахману.

Бесстрастие и различение, безмятежность, самоконтроль, сосредоточение ума, Ахимса, Сатьян, чистота, снисходительность, мужество, терпение, прощение, отсутствие гнева, Дух служения, самопожертвование и Любовь ко всему и ко всем — станут вашими естественными качествами. Вы станете другом и помощником всего мироздания. Во время медитации вы потеряете чувство времени. Внешние звуки не будут доходить до вашего сознания. Вы забудете все окружающее, свое имя и связи с другими людьми. Постепенно вы погрузитесь в Самадхи.

Самадхи — это неописуемое состояние. Оно находится вне компетенции ума и речи. В Самадхи, или состоянии Сверхсознания, медитирующий теряет свою индивидуальность и становится единым с Высшим «Я», воплощением Блаженства, Мира и Абсолютного Знания. Вот и все, что можно сказать об этом состоянии. Вы сами должны испытать его.

Удовлетворенность, безмятежное состояние ума, жизнерадостность, терпение, уменьшение количества отбросов тела, приятный голос, рвение и устойчивость В4 практике медитации, безразличие к мирскому благосостоянию, успеху, обществу, желание оставаться одному в тихой комнате или другом уединенном месте, желание общения с Садху и Санньясинами, Экаграта-или сосредоточение ума в одной точке — все это есть только некоторые из признаков, что вы становитесь чище и духовнее.

Вы будете слышать во время медитации различного рода звуки Анахат, похожие на колокол, барабан, гром, звучание морской раковины, Вины или флейты, жужжание пчелы и другие. Можно сосредоточить ум на любом из них. Это тоже приведет к Самадхи. Вы будете видеть во время медитации разного рода световые явления. Но все это не является целью. Вы должны будете растворить ум в источнике этого света.

8) Видение Бога. Иногда вы будете видеть яркий золотистый свет, занимающий большое пространство, после чего появится ваш Иштха Дэвата; временами будете видеть себя в потоке этого золотистого света, озаряющего все вокруг. Иштха Дэвата может явиться вам в образе великана высотой с гору, сияющий, как солнце. Будете видеть Его даже во время еды или работы. Испытав Блаженство этого видения, вы потеряете вкус к пище — будете просто глотать пищу с полным безразличием, слыша непрерывный звон Вины и видя ослепительный свет солнца.

Если регулярно занимаетесь медитацией, то Лакшья предстанет перед вами гораздо быстрей. Вы почувствуете, будто находитесь внутри этого объекта. Иногда вам будет казаться, что пространство вокруг вас озарено каким-то светом. Вы можете также услышать звон колоколов. Душа ваша в это время будет наслаждаться внутренним миром. Вы увидите массу великолепных красок, роскошные сады и очаровательные пейзажи. Иногда вам будут являться Святые и Мудрецы. Вы будете видеть свет на стене. Луна, солнце и звезды также могут предстать перед вашим умственным взором. Все эти видения и переживания доставят вам неописуемое Блаженство.

Не довольствуйтесь этими несущественными вещами. Не прекращайте Садхану ни при каких обстоятельствах, думая, что вы уже достигли конечной цели. Не придавайте большого значения этим видениям. Вы достигли только первой ступени концентрации. Высшая Цель, или Реализация, — это глубокая тишина и Высший Мир, где все мысли исчезают и вы становитесь Едины с Высшим «Я».

Тот, кто практикует Джапу, Пранаяму и медитацию, чувствует легкость в теле, что является следствием уменьшения Раджаса и Тамаса. Внезапные толчки и подергивания во время медитации особенно сильно проявляются тогда, когда вибрации заставляют ум спуститься на уровень физического сознания после общения с Богом. Ум становится очень утонченным под влиянием Джапы, Киртаны, медитации и Пранаямы. Сила мышления также развивается. Во время медитации вы будете часто слышать мелодичный звук «Ом» и видеть своего Гуру.

9) Чувство разделения. Практикуйтесь в Йоге, и вы почувствуете когда-нибудь, что отделились от своего физического тела. Вы будете охвачены безмерной радостью, смешанной со страхом; радостью от пребывания в новом, легком астральном теле и страхом перед неизвестным, новым планом. В самом деле, новое сознание находится еще в зачатке на новом плане. Вы будете походить на новорожденного щенка, у которого только что открылись глаза, будете чувствовать легкость и воздушность тела, а вокруг вас вращается и вибрирует астральная атмосфера, светящаяся золотыми огнями, с ее существами, объектами и т. п. Вы можете почувствовать, что вращаетесь или плаваете в воздухе, и будете бояться, как бы не упасть. Не бойтесь, никуда не упадете.

Ваш страх вызван тем, что опыт, полученный в тонких мирах, вызывает новые, незнакомые ощущения и чувства. Сначала вы не будете понимать, каким образом осуществляется выход из тела. Когда совершенно отделитесь от физического тела и перейдете на физический план, вас охватит внезапный испуг. Вы будете видеть там разливающийся голубой свет, полутьму, а иногда ярко сверкающий желтый или золотой свет, равномерно рассеянный по всему пространству.

При этом вы не помните, как покидаете тело, но зато полностью осознаете все, связанное с возвращением обратно. Оно представляется вам мягким скольжением по очень гладкой поверхности. Вам будет казаться, будто ваше тело, легкое и воздушное, мягко, без напряжения входит в небольшое отверстие или тонкую трубку. Вы будете чувствовать течение тонкой эфирной субстанции. Подобно тому, как ветер входит в щель, ваше астральное тело войдет в физическую оболочку.

После возвращения в физическое тело увидите огромную разницу между грубым и тонким планами; появится страстное желание вернуться и оставаться там вечно. Но в первое время находиться в новом плане более 5-10 минут невозможно и очень трудно добиться этого усилием воли. Если будете терпеливо, настойчиво и твердо работать над собой, вы сможете научиться покидать физическое тело по желанию и оставаться там по 2-3 часа и уже никогда не будете принимать себя за физическое тело. Вы победите также Деха Адхьясу.

Первостепенными факторами для достижения этой цели являются Мауна, изоляция от общества и уединение. Если обстоятельства не позволяют строго соблюдать Мауну, то, по мере возможности, избегайте длинных разговоров, тщетных дискуссий и общества. Излишние разговоры — напрасная трата энергии. Сохраняемая Мауной, она превращается в Оджас, или духовную энергию, способствующую Садхане. Согласно Чхан-догья Упанишаде, разговор — это Теджомайя Вак. Грубые элементы огня идут на построение костей, менее грубые — на построение плоти, а тонкие образуют речь. Речь очень большая сила. Всегда жшните это.

Соблюдайте Мауну по 3-6 месяцев и даже по году. Если не можете соблюдать ее подряд — то хотя бы один день в неделю, как это делал Шри Махатма Гандхиджи. Вас должен вдохновлять пример Махатм, подобных Шри Кришне Ашрамджи Махарадже, который живет последние восемь лет совершенно без одежды в снежных районах Гималаев, в Ганготри. Он соблюдал все эти 8 лет Кашта Мауну, то есть строжайший обет молчания (не допускающий передачи своих мыслей даже на бумаге или при помощи жестов).

После продолжительной и непрерывной практики вы при-обрете способность и выработается привычка часто покидать физическое тело, и как только ум утихнет и успокоится, вы будете автоматически покидать тело. Ваши мысли будут течь по новому руслу и окажутся на новом плане.

Астральные путешествия. Можно научиться усилием воли покидать тело и путешествовать в астральном теле, а также материализовать его, привлекая для этого необходимые материалы либо из Асмиты (Ахамкары), либо из универсального хранилища Танматр. Для оккультистов и Йогов это действительно несложно, так как они знают все, что связано с этим процессом. Чтение и передача мыслей также легко осуществляется на астральном плане. Концентрированные умственные лучи свободно проникают сквозь любые препятствия.

Реализация. Сначала вы отделяетесь от тела и затем отождествляетесь с умом. Это дает возможность действовать на ментальном плане, пользуясь тонким телом, так же, как вы пользуетесь физическим телом на земле. Концентрируясь, вы поднимаетесь над телесным сознанием, медитируя — над умом и, наконец, в Самадхи вы достигаете единения с Брахманом. Это — три важнейших элемента Антаранга Садханы в достижении конечной цели.

10) Космическое сознание. Это радостное, блаженное состояние достигается за счет интуиции или Самадхи. Низший ум отключен от окружающего объектного мира. Чувства удалены от ума. Индивидуальный ум сливается с Космическим, или Хираньягарбхой (Высшей душой), Душой Вселенной, Основой всякой души, или Сутратмой. Интеллект, объективный ум и чувства прекращают функционировать. Йог становится живой душой. Он видит все вещи в их истинном свете Божественным Оком Мудрости.

Состояние Космического Сознания величественно и возвышенно. Оно не поддается никакому описанию. Это Божественное переживание, откровение Карана Джагата, причинного мира, принципы и законы которого постигаются непосредственно.

Арджуна, Санджайя, Дэваки, Шри Шанкара, Даттатрея Вама, Шукх Дэв, Джадабхарата, Мансур, Шамс Табриз, Мадалис, Рам Дас, Тулси Дас, Кабир, Хафиз, Тукарам, Иисус Христос, Будда, Магомет, Зороастр достигли Космического Сознания. Дэваки видел всю Вселенную во рту Бала Кришны.

Гита описывает состояние Космического Сознания устами Арджуны: «Увидев Твой могучий образ с очами и ртами без счета, с рядами зубов, наводящих страх, и грудью, обширной, с бесчисленным множеством рук и ступней, увидев Его, — так же, как я, — миры все трепещут. Как радуга, переливаясь яркими цветами, касаешься Ты сводчатых небес, с отверстыми устами, вращая зрачки очей. Ты проникаешь трепетом все мое существо. Подобно времени, сверкающими мечами виднеются ряды Твоих зубов среди раскрытых, страшных челюстей. Все спешно устремились в отверстые уста Твои; сверкают в них ряды страх наводящих зубов; как жернова могучие всех воинов, захваченных меж ними, они дробят, мгновенно превращая их в прах».

Йог, испытавший Космическое Сознание, обретает все Божественные Айшварьи, Он достигает также многих Сиддхи, описание которых дано в Шримад Бхагават и Раджа Йоге Шри Патанджали.

Во Франции профессор Анри Бергсон выдвигает теорию интуиции, превосходящей разум, но в то же время не противоречащей ему. Это новое переживание дарует новое Просветление, которое переносит человека на новый план существования, причем он испытывает чувство Единения, Сознания Вечной жизни. Это не простая убежденность, он действительно чувствует это. Он получает дар Божественного видения.

Время существования Дживы истекло. Маленькое «я» растворилось. Дифференцирующий (то есть различающий объекты, явления и понятия) ум, расщепляющий целое на части, исчез. Исчезли также все барьеры, всякий дуализм (двойственность), различие, различение и отдельность, изолированность. Понятие времени и пространства больше не существует, — есть только вечность. Понятия касты, веры и цвета кожи пропали. Человеком овладевает чувство Артха Камы (достижение всего желаемого). Он чувствует, что «больше нет ничего такого, что осталось бы непознанным». Сверхсознательный план, знание и интуиция становятся его принадлежностью. Он знает все Тайны Творения. Его можно назвать Сорвавитой, или «Знающим все детали Творения».

Абсолютное бесстрашие, отсутствие желаний, умственная безмятежность, отсутствие чувства «я» или собственности, гнева, сияние Брахмической ауры на лице, а также свобода от Харши и Соки являются некоторыми из признаков человека, достигшего состояния Сверхсознания. Он всегда пребывает в состоянии совершенного Блаженства. Вы никогда не увидите печать гнева, подавленности, уныния или печали на его лице. Все чувствуют подъем духовных сил, радость и мир в его присутствии. Космическое Сознание — это совершенное ощущение единства жизни. Йог чувствует, что Вселенная наполнена Единой Жизнью, не существует такой веши, как слепая сила, или мертвая материя, все живет, вибрирует и наделено разумом

К подобным выводам пришел ученый Босэ, проделав много лабораторных экспериментов. Тот, кто достиг Космического Сознания, чувствует, что Вселенная принадлежит ему, он един с Высшим Существом, или Богом, Универсальным Знанием и Жизнью. В момент Просветления он достигает действительного Божественного Видения, чувствует присутствие Бога, видит светлый Божественный Лик, поднимается на высший план сознания, достигает Космического и Универсального понимания. Космические чувства пробуждаются в нем, изменяя все его прежнее существо. Он не беспокоится ни о смерти, ни о будущем. Его не волнует, что будет с ним после прекращения жизни его физического тела. Он един с Вечностью, Бесконечностью и Бессмертием! Во время Просветления разрушается дамба, прерывающая поток радости, и Йог купается в волнах неописуемого экстаза.

Весь мир для него дом. Все места ему знакомы. Горы, далекие страны, которых он, возможно, никогда не видел, в такой же степени принадлежат ему, как дом, в котором он родился и вырос. Он чувствует, что целый мир является его телом, что все руки и ноги являются его руками и ногами. Утомление незнакомо ему. Его работа походит на игру ребенка, счастливую и беззаботную. Везде и всюду он видит только Бога. Стул, стол, дерево имеют для него Космическое значение. Иногда его дыхание совершенно останавливается. Он испытывает Абсолютный мир. Время и пространство исчезают для него.

Космическое Сознание является врожденной, естественной способностью людей. Необходима лишь тренировка и дисциплина, чтобы пробудить эту способность. Оно уже присутствует в человеке, только у большинства людей не функционирует и пребывает в пассивном состоянии, вследствие силы Авидьи.

Так пусть же каждый из вас достигает Космического Сознания, от рождения принадлежащего вам по праву, центра, идеала и цели, посредством общения с Мудрецами, Знания, чистоты, любви, преданности Богу!

11) Чувство Блаженства. Самадхи, или состояние Божественного Блаженства, может наступить лишь если «эго» и ум растворяются. Его можно достичь только собственными усилиями. Оно беспредельно, нереально и бесконечно. Это чистое сознание. Когда оно приходит, ум, желания, действия и чувства радости и печали исчезают, превращаясь в пустоту.

Читайте также:  Анимированная мандала цветовая медитация

Конечная Истина, Брахман или Абсолют могут быть познаны каждым из нас при помощи регулярной медитации, соединенной с чистым сердцем. Простое абстрактное рассуждение и изучение книг не поможет. Необходим реальный опыт, который и является источником высшего интуитивного знания, или Божественной Мудрости. Этот опыт сверхсознателен и трансцендентален (то есть непознаваем разумом). Он исключает игру чувств и интеллекта и не имеет ничего общего с чувствами. Чувства, ум и интеллект находятся в данном случае в Абсолютном покое. Они совершенно прекращают функционировать. Этот опыт не является воображаемым опытом мечтателя. Всякая мечтательность исключена. Он и не гипнотический транс, а живая и реальная Истина, в существовании которой невозможно сомневаться.

У достигшего этого опыта открывается Третий Глаз, или Око Мудрости (Жнана Шакшу). Опыт высшего порядка достигается прозрением в мир Высших Истин, при помощи духовного ока, или ока интуиции. Это Око Мудрости может открываться только тогда, когда чувства, ум и интеллект перестают функционировать, что достигается совершенным искоренением всех желаний, гнева, жадности, ревности, эгоизма, гордости и ненависти.

Там нет ни тьмы, ни пустоты: все озарено светом; нет ни звука, ни движения, ни формы, ни времени, ни причинности. Это величественнейшее чувство единения. Йог становится Всемогущим и Всевидящим, Сарвавитам — знающим все. Он знает все детально, всю Тайну творения, достигает Бессмертия, Высшего Знания и Вечного Блаженства. Исчезают всякие противоположности, нет ни субъекта, ни объекта, ни Шакара, ни Никара, ни медитации, ни медитирующего, ни Самадхи, ни Двайты, ни Адвайты, ни Викшены, ни сосредоточенности, ни потери, ни приобретений, ни страданий, ни удовольствий, ни Запада, ни Востока, ни дня, ни ночи.

Самадхи бывает различных родов. Самадхи, которое вызывается практикой Мудр и Пранаямы (Кумбхаки), представляет собой Джада Самадхи, в котором нет возможности получить вообще какой-либо опыт. Йог может в этом состоянии быть закопан в землю на полгода, но после этого он не возвращается со сверхинтуитивным знанием. Это состояние походит на глубокий сон. В таком Самадхи Васаны не разрушаются. Йог снова будет рождаться. Такое Самадхи не дает освобождения.

Затем существует Чайтанья Самадхи, в котором нет такого погружения в «ничто». Высший проводник Йога функционирует, что обеспечивает приобретение нового опыта. Йог возвращается назад с Божественным Знанием. Его вдохновенная речь несет миру послание Истины. Слушающие его испытывают необыкновенный духовный подъем. Васаны в этом виде Самадхи не разрушаются также. Однако Йог достигает Найвальи, или совершенной свободы.

Раджа Йог достигает Ниродхи Самадхи путем разрушения Санкальп (Читта-Вритти-Ниродха). Самадхи Бхакта называется Бхава Самадхи, и оно достигается посредством Бхавы и Махабхавы поклоняющегося Богу.

Ведантист имеет дело с Вадха Самадхи, которое достигается отрицанием всех иллюзорных элементов или Упадхи: тела, ума, чувства, интеллекта и др. Для него мир и тело не реальны (Миттхья). Он проходит через стадии темноты, света, сна, Мохи, бесконечного пространства и, наконец, достигает Сознания Бесконечности.

Существуют и две других разновидности Самадхи: Савикальпа Самадхи, или Сабиджа, или Сампражната, и Нирвикальпа Самадхи, или Асампражната. В первой разновидности мы имеем дело с Трипути, или Триадой: познающий, знание, познаваемое или зрящий, зрение и зримое. Самскары не уничтожены в первом, а во втором их просто нет. В Нирвикальла Самадхи нет Трипути. Савикальпа, Нирвичара, Саананда — это все разновидности Савикальпа Самадхи.

Для Йога, достигшего высочайшего Нирвикальпа Самадхи, исчезает все, что можно видеть, слышать, обонять или чувствовать, кроме «Я». Телесное сознание прекращает функционировать, и ему на смену приходит Брахмическое Сознание. Это высшее переживание, вызывающее благоговейный трепет и удивление.

Бхакта, медитирующий над образом Кришны, повсюду будет видеть только Кришну, когда он достигает устойчивого Самадхи. Все другие формы исчезают. Это один вариант, а другой — когда он видит себя Кришной. Гопис из Бриндабана, Гауранга и Экагат достигли этого. Медитирующие над Вездесущным Кришной будут испытывать другого рода Космическое переживание. Арджуна испытал его в свое время. Этому состоянию свойственно сознание Целого (Вират), или Космическое Сознание.

Если вы медитируете над Хираньягарбхой, станете единым с нею. Вам откроется сфера Брахмалоки. Вы достигнете также и Космического Сознания. Савикальпа Самадхи одинаково у Бхакты и Раджа Йоги.

Трансцендентальное переживание называют также Турией, или 4-ой ступенью. Вот первые 3, присущие всем: бодрствование, сон и сон без сновидений. 4-я ступень — это Турия, в потенции находящаяся в каждом человеке. Когда достигают его и испытывают трансцендентальное состояние Брахмического Сознания, Истина, бывшая раньше простой интеллектуальной абстракцией, становится живой реальностью. Это трансцендентальное состояние называют по-разному: Самьяг Дар-шан, Апарокша Анубхава, Брахма Сакшаткара, Нирвикальпа Самадхи, или Асампражната Самадхи, но каждое из этих названий очень точно передает главную идею. Настоящая духовная жизнь начинается, когда человек достигает этого состояния Сверхсознания.

Вы будете всегда и при любых обстоятельствах осознавать свое Единство с невидимой Сущностью, Знанием и Блаженством, чувствовать себя во всех людях и объектах и вне каких-либо ограничений. Это значит, что вы достигли действительного Самопознания, Высочайшего мира, Конечной Цели Жизни. Это состояние можно испытать и пережить лично, но нельзя передать словами. Оно освободит вас от оков.

Некоторые ученики принимают по ошибке глубокий сон и состояние полусна (Тандру) за Нирвикальпа Самадхи. Это ужасная ошибка. Если вы действительно испытываете один из видов Самадхи, то непременно обогатитесь сверхчувственным, интуитивным Знанием. Иначе будьте уверены, что вы далеки от Самадхи. Вы можете испытать Самадхи только в том случае, если в совершенстве освоили Яму, Нияму или Садчару и достигли большой чистоты сердца. Разве может в грязном сердце образоваться Божественный Луч? Самадхи — результат только постоянной и продолжительной медитации и концентрации. Очень немногие достигают Самадхи.

В Самадхи (Сверхсознании) Йог испытывает и достигает Единения с Богом. Чувства, ум и интеллект перестают функционировать. Подобно тому, как река сливается с океаном и исчезает, так и Джива с Высшей Душой — Атмой, и также исчезает вместе с ограничениями и различиями. Это состояние нельзя описать, его можно лишь испытать. Вкушайте вечную сладость и красоту жизни в Истинном «Я». Живите в Атме и достигайте Бессмертия и Блаженства. Медитируйте и достигайте все больших глубин вечной жизни, все больших высот Божественной Славы и, наконец, величайшей Славы Единения с Высшим «Я». Здесь кончается ваш долгий и утомительный путь. Вы достигли места назначения, вашей дорогой Родины, — Параш Дхамы, где царит Вечный Мир.

12) Движение умиа. После некоторой практики медитации вы почувствуете, что тело становится легким уже через 15-20 минут, как только вы садитесь в Падма, Сиддха или Сукхасану. Вы можете также почти потерять ощущение тела. В результате концентрации вы ощутите огромное счастье, или Ананду концентрации, в корне отличающееся от чувственных удовольствий. Нужно уметь различать эти два вида удовольствий Буддхи, ставшего утонченным под воздействием постоянной Абхьясы (медитации). Дхарана и Дхьяна делают интеллект острым. Буддхи может легко постичь утонченные, сложные философские проблемы. Дисциплинированный интеллект, старательно отличающий Ананду концентрации, будет стремиться ежедневно наслаждаться этим новым видом счастья, Васана Анандой.

Ум при этом испытывает очень сильное отвращение к чувственным удовольствиям. Объекты встретят решительный отказ. И это естественно, так как этот вид счастья более положителен, устойчив, содержателен и реален, потому что идет от Атмана. Вы будете явно чувствовать, что ум движется, покидает свое обычное местопребывание — мозг — и пытается достичь Ятха-стханы, или своего первоначального местопребывания, покидает старые борозды и двигается по новым. Вследствие медитации, в мозгу образуются новые каналы, мыслетоки и клетки. Психология личности также совершенно изменится. У человека формируются новые мозг, сердце, чувства и ощущения.

13) Бхута Гуны, или Элементалы, являются во время медитации. Это странные фигуры: с огромными зубами, длинными физиономиями, большими животами, с лицами на животе или макушке. Это — Бхута Локи, Бхуты, слуги Бога Шивы. Они имеют ужасный вид, но не причиняют никакого вреда и просто появляются на сцене, чтобы испытать ваши силу и мужество. Они ничего не могут сделать, даже устоять перед чистым, духовным учеником. Повторение нескольких Омкар отбросит их на значительное расстояние.

Вы должны быть бесстрашны. Трус совершенно непригоден для духовной работы. Поэтому развивайте смелость, постоянно отождествляйте себя с Атманом. Отрицайте идею тела, которая глубоко укоренилась в вас. Практикуйте Нидидхьясану, все 24 часа, в этом весь секрет. Это ключ, открывающий сокровищницу Сат-Чит-Ананды, краеугольный камень знания, в котором обитает Блаженство, опорная колонна двора Ананды.

Винаяки — разновидность Элементалов.

14) Проблески Истинного «Я». Умственные и моральные способности человека строятся из материалов, собранных им в процессе переживаний, — как приятных, так и неприятных, радостных и горестных. Купец, закрывая годовую книгу, заносит в нее не все, что содержится в старой, но только баланс. Подобным же образом Дух передает новому мозгу свое суждение о переживаниях прошлой жизни, выводы и решения, которые принимал. Это наследие для новой жизни, умственный материал для постройки нового жилища, Реальная Память. Ум, постоянно мечущийся из стороны в сторону волнами желаний, воображает, вследствие Авидьи, что эта иллюзорная Вселенная реальна. Но ум надо осведомить о Реальной Природе этого мира. Тогда он будет видеть в нем Самого Брахму.

Во время медитации вы можете почувствовать, что приподнимаетесь с сиденья. Некоторые летают по воздуху. Разные люди испытывают разные духовные переживания, в зависимости от темперамента, интеллекта, способа Садханы, места концентрации и многих других факторов. Некоторые слышат мелодичные звуки, видят световые явления, третьи достигают Ананды — Духовного Блаженства, а четвертые — и Пракаши, и Ананды.

Если вы допустили ошибку в Садхане, немедленно посоветуйтесь с более продвинувшимся Санньясином или человеком, достигшим Самореализации, и исправьте ошибку. Если вы здоровы, жизнерадостны, счастливы и сильны физически и умственно, а ум спокоен и невозмутим, получаете Ананду в медитации, воля становится все более и более сильной, чистой и неотразимой, — то знайте, что вы продвигаетесь в медитации, и все идет правильно.

Божественный Свет приходит не через открытые двери, а только через узкие щели. Ученик видит, как луч, наподобие солнечного, проходит через узкую щель и освещает комнату. Он походит на вспышку молнии. Такое внезапное Просветление не поддается никакому словесному описанию. Очарованный ученик испытывает экстаз и благоговейный трепет. Он трепещет от любви и благоговения, подобно Арджуне, получающему Вират Висварупа Даршан от Кришны. Божественный Свет столь ярок и великолепен, что новичок оказывается ослепленным и потрясенным.

Во время медитации вы можете увидеть порывисто движущийся ослепительный свет, голову удивительной формы, цвета пламени, на которую трудно смотреть без ужаса. Она имеет три крыла огромной длины и ширины и ослепительно белого цвета, которые после ужасного трепетания становятся неподвижными. Эта голова никогда не произносит ни одного звука, только то и дело машет своими гигантскими крылами.

Цвет огней этих изменяется в зависимости от природы Таттвы, которая течет через ноздри. Агни Таттва имеет красный цвет, Аказа Таттва — голубой, Апас Таттва (вода) — белый, Притхиви Таттва — желтый, Вайю Таттва — черный. Вы можете изменить Таттву различными способами, но самый лучший — мысленный. «Что вы думаете, то и получите». Когда, например, превалирует Агни Таттва, думайте интенсивно об Апас Таттве, и вскоре Агни Таттва будет вытеснена.

Если вы начнете испытывать проблески истинного «Я» во время глубокой медитации, видеть ослепительный свет или Ангелов, Архангелов, Риши, Муни, Дэватов, или ощутите другие переживания, то не отступайте назад в страхе. Не принимайте их за фантомы. Не прекращайте ни в коем случае Садханы. Будьте настойчивы и терпеливы. Снимайте один за другим покровы, затемняющие Свет Истины. Смело идите вперед, не оглядываясь. Пройдите через густую тьму и пустоту. Пронзите слой Мохи. Растворите утонченную Ахамкару. Сварупа засияет сама собой, и вы испытаете Турию (состояние Арудха).

Иногда вас будут беспокоить злые духи с ужасными, свирепыми глазами и длинными зубами. Отгоните их энергичными усилиями воли, приказав убираться вон, и они удалятся. Это могут быть Вампиры или Элементалы. Они не причинят вреда Садхаку и лишь испытывают его мужество и решимость. Если же вы пугливы, то не можете идти вперед. Черпайте силу и мужество из Атмы, пребывающего в вас, из неиссякаемого источника (Авьяйи).

Добрые духи также могут посещать вас. Они окажут вам большую помощь в вашей внутренней работе. Ученики обычно жаждут как можно скорее достигнуть духовных переживаний. Когда же начинают испытывать их, особенно утрачивая телесное сознание, — пугаются и ужасно беспокоятся, следует ли продолжать или вернуться снова к обычному сознанию. Но стоит ли пугаться? Ведь все ваши усилия в основном и сосредоточиваются на преодолении телесного сознания и достижении Единения с Высшим Духовным Сознанием.

Мы привыкли к определенным ограничениям. Когда же они неожиданно исчезают, то кажется, что больше нет твердой почвы под ногами. Это и является причиной страха потерять телесное сознание. Это, безусловно, новое переживание, и здесь необходимо огромное, необычное мужество, крайне важное качество. Шрути говорит: «Найяматма Балахмнена Лабья» — этот Атма едва ли достижим слабым (робким) человеком. Всякого силы будут стоять на вашем пути. Бандит или анархист могут легко достичь Бога, потому что они бесстрашны. Им нужен лишь толчок в правильном направлении. Вспомним, как отъявленные жулики Джагай и Мадхай сделались великими Святыми. Они бросали камни в Нитьянанду, ученика Господа Гауранги. Нитьянанда покорил их чистой Божественной Любовью. Бандит Ратнакар также впоследствии стал величайшим Мудрецом Вальмики!

15) Джотирмайя Даршан. Когда достигнете значительных успехов в медитации, вы сможете видеть вашего Иштха Дэвату. Вишну даст вам свой Даршан. Кришна появится перед вами с флейтой в руках, Рама — со стрелой и луком, а Шива — с трезубцем и Дамару. Господь придет к вам в виде нищего или больного, в грязной и изорванной одежде, в виде кули или человека низшей касты. Обладая острой проницательностью, нужно узнавать Его и в таком виде. Когда увидите Его, ваши волосы встанут дыбом на голове.

Он может прийти к вам и во сне: Господь Ганеш — в виде белого слона, Дэви — в виде девушки. Во время глубокой медитации вы будете получать Джотирмайя Даршан: вы увидите огромный сноп света, Бесконечный Свет, будете погружаться в него. Вами овладеют благоговейный трепет и удивление. Если вы поклоняетесь Кришне усиленно и постоянно, то будете везде и всегда видеть только Кришну.

Йог должен всегда избегать страха, гнева, лени, переедания или недоедания, пересыпания или недосыпания. Если это ежедневно и строго соблюдается, то Духовная Мудрость проявится вскоре сама собой. Через 4 месяца Йог увидит Дэвов, через 5 познает (или сделается) Брахманишту и через 7 достигнет произвольной (по своему желанию) Кайвальи.

Источник

Adblock
detector