Меню

ясно без слов упражнение

8. Общение без слов

8. Общение без слов

Задачи занятия : развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие имеет преимущественно игровой характер и построено на применении как новых игр и упражнений, так и модификациях уже известных участникам.

Упражнение-разминка «Сбор по голосам»

Описание упражнения. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.), – по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».

Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Стеклянная дверь»

Описание упражнения. Участники делятся на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Мобильного телефона под рукой нет. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5–2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15–17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» – общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует также обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.

Возможна следующая модификация упражнения: ведущий не задает участникам роли (кто должен передавать информацию, а кто принимать), а просто предлагает договориться. Этот вариант потребует больше времени, но зато позволит проследить, кто какой стратегии придерживается в диалоге: берет ли на себя инициативу, занимает ли выжидательную позицию и ждет проявления инициативы от партнера или же стремится к подлинному диалогу.

В качестве еще одно варианта упражнения участников просят представить, что парень увидел через закрывающуюся дверь вагона метро симпатичную девушку, с которой хотел бы познакомиться. Его задача – без использования слов договориться, чтобы она дала ему свой номер мобильного телефона или адрес электронной почты.

Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.

Обсуждение. С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?

? цвету волос (или глаз);

? дню и месяцу рождения (не по возрасту, а именно по тому, как дни рождения расположены на протяжении года);

? удаленности места жительства от места прохождения тренинга.

Читайте также:  упражнения для уменьшения вен рук

Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 3 и 4 участники по окончании построения один за другим озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения.

Обсуждение. Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого-то из участников возникли затруднения, то они могут высказаться, с чем эти затруднения связаны и как их можно преодолеть.

Упражнение «Разговор в рисунках»

Описание упражнения. А. Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение

5 минут ведут общение на произвольные темы. Не следует писать слова, отдельные буквы, цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями в кругу.

Б. Каждая пара получает еще один лист бумаги (состав пар целесообразно поменять). Первый участник рисует на нем какую-либо одну деталь изображения, после этого второй рисует еще какую-нибудь деталь, передает лист первому и т. д. Время выполнения упражнения – 2–3 минуты. Предварительно договариваться о тематике рисунка участникам не следует, по ходу рисования разговаривать тоже нельзя. Обмен «творческими замыслами» в парах происходит только после окончания рисования, затем следует короткое обсуждение итогов упражнения в кругу.

В. Повторяются упражнения А и Б, но пары сидят спиной друг к другу, что исключает возможность использования в качестве средств общения мимики, выразительных движений и т. п.

Психологический смысл упражнения. Продемонстрировать возможность и ограниченность общения без использования речи, посредством рисунков, а также естественное включение других неречевых каналов коммуникации в этот процесс.

Обсуждение. Удалось ли достигнуть взаимопонимания при таком общении? Насколько различалась его результативность в ситуациях, когда партнеры могли видеть друг друга (варианты А и Б) и когда это исключалось (вариант В)?

Упражнение «Властелины кольца»

Описание упражнения. Для выполнения этого упражнения понадобится кольцо диаметром 7-15 см (например, моток неширокого скотча), к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга 3 нитки длиной 1,5–2 м каждая. Три участника становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в нескольких вариантах:

1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (самый простой, «разминочный» вариант).

2. Глаза участников открыты, но переговариваться они не могут.

3. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.

4. Так же, как вариант 3, но переговариваться нельзя. Вместо этого участники, глаза которых открыты, кладут руку на плечо тех, кто держит нитку с закрытыми глазами, и управляют ими с помощью движений своей руки.

Психологический смысл упражнения. Обучение координации совместных действий, поиску способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.

Читайте также:  упражнения для пресса годовалому ребенку

Обсуждение. Сначала участники обмениваются впечатлениями по поводу упражнения, потом их просят поделиться своими мнениями о том, какие психологические качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения и каким реальным жизненным ситуациям его можно уподобить.

Упражнение «Испорченный телефон» (тактильный контакт)

Описание упражнения. Упражнение напоминает «Испорченный телефон», но отличается от него тем, что передается не голосовое, а тактильное сообщение. Участники сидят в тесном кругу, взявшись за руки и закрыв глаза, и передают по кругу через контакт руками выражения эмоций. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует.

Психологический смысл упражнения. Развитие навыков тактильного контакта, а также демонстрация искажения информации в процессе ее передачи от человека к человеку.

Обсуждение. Сильно ли исказились передаваемые движения? Что в этом упражнении было проще, а что сложнее по сравнению с обычным «испорченным телефоном»?

При высокой степени взаимопонимания участников можно попробовать провести на основе тактильного контакта «Рисование по инструкции» (см. занятие «Общение и умение слушать»). Рисующий участник сидит. Инструктирующий стоит за его спиной, положив ему руку на плечи, и пытается передать инструкцию для рисования через тактильный контакт. Целесообразно упростить образцы для рисования, например ограничиться двумя фигурами, соединенными линией, идущей строго вертикально или горизонтально.

На этом же занятии можно повторить несколько упражнений, подразумевающих интенсивную невербальную коммуникацию («Поиск предметов» с тактильным контактом, «Испорченный телевизор» и т. п.) или добавить еще какие-нибудь подобные упражнения (Марасанов, 1998; Цзен, Пахомов, 1998).

В конце описанного занятия целесообразно напомнить участникам об изученных средствах общения, предложить им вспомнить и обсудить, какими из них они пользовались на занятии.

Получение углубленной обратной связи

В середине тренинга имеет смысл провести дополнительный опрос, направленный на получение обратной связи от группы. Это даст ведущему возможность скорректировать содержание и методы проведения последующих занятий, а для участников послужит промежуточным подведением итогов.

Методы получения обратной связи

1. Эмоциональный термометр (см. занятие № 1).

2. Незаконченные предложения, завершить которые предлагается участникам. Примеры предложений.

? На наших занятиях я научился…

? Было бы лучше, чтобы на наших занятиях…

? Думаю, что у нас в группе…

? Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Занятие: «Общение без слов»

Тема: «Общение без слов».

Цель: развитие коммуникативной стороны общения подростков в условиях совместной творческой деятельности.

коррекционно-развивающие: развитие способности к совместному межличностному общению в условиях взаимодействия;

коррекционно-образовательные: знакомство с невербальными средствами общения;

коррекционно-воспитательные: создать атмосферу взаимопонимания и эмпатийного сопереживания.

Оборудование: серия картинок, карточки с заданием, гуашь, кисточка, карандаши, пуговицы, нитки, цветная бумага, ножницы, клей, бусы, магнитофон.

Игра «Встаньте, те …». Цель: снятие настороженности детей, создание положительной атмосферы.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Прошу садиться удобнее в креслах!

Как ваше настроение? На что оно похоже? Вот мое настроение, похоже на апельсин, такое же яркое и радостное! А ваше?!

— Хорошо, сейчас мы с вами поиграем в игру «Встаньте, те …».

— Я буду называть различные признаки, по которым вас можно объединить в группы. У кого совпадет признак, этот участник должен встать. Например, встаньте, те кто родился летом! Будьте внимательны! Встаньте, кто родился зимой. Встаньте, кто сегодня приехал на автобусе. Встаньте, те кто любит апельсин! Встаньте, те кто любит предмет математику. Встаньте, те у кого имя начинается на А. Встаньте, те кто сегодня получил «4» или «5». Встаньте, те кто любит общаться с друзьями. Встаньте, те кому понравилось эта игра. Замечательно, я вижу, кому понравилась эта игра. И мы можем увидеть, что мы не все вставали. Значит, в нас есть или нет того признака, о котором я говорила.

Читайте также:  упражнения поточным методом в гимнастике

Ответы детей: Светлое – как это утро. Радостное, но похоже на солнце! И т.д.

Дети у которых совпадает признак,

— Сегодняшнее наше занятие называется «Общение без слов». Как вы это понимаете? Что значит общение без слов? А как тогда можно понять человека, если он не говорит? То, что он использует?

Высказывания детей: объясняются с помощью рук, пишут записки, показывают глазами и т.д.

Упражнение «Разговор через стекло» .

Цель: развитие способности понимать состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Цель: игра на сопоставление различных черт характера, коррекция эмоциональной сферы.

Цель: развитие социальной интуиции, чувственности, понимания другого человека.

— Правильно, то есть невербальными средствами общения – это мимика, жесты, поза человека. Какие жесты вам известны?

-Я вам буду показывать различные жесты, попробуйте отгадать.

— А что такое мимика человека?

-Какое состояние человека может показать мимика?

-Сейчас я вам покажу на картинах различные выражения лица и позы человека, вы должны догадаться (см. приложение 1).

— Как вы догадались? На что обратили внимание?

— На этом рисунке, какое лицо?

— Какие черты лица вы заметили?

— Что мы видим на этом рисунке?

— Радостное лицо, какое?

— Попробуем изобразить все лица, о которых говорили

-Необходимо передать группе содержание фразы. Есть желающие? Хорошо, выбирай себе карточку с заданием. (Приложение. Карточки с заданием 2). Читай, про себя. Теперь подумай, как можно изобразить, показать.

Варианты заданий: Я получила в подарок эту сумочку. Мы с другом играли в футбол.

-Что было трудно: изображать фразу или понимании информации? Что было легко?

-Хорошо, а у нас следующее упражнение «Два друга».

-Вы слушаете в исполнении меня стихотворение Т. Волиной «Два друга».

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться – стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках.

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал- согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

— Оцените поведение обоих ребят. Какие они ?

Я снова читаю, а вы пантомимический его иллюстрируете

— Тяжело было иллюстрировать?

— Вам нужно из того, что есть на столе, создать «дерево чудес». Главное задача — это работать молча. Вы не разговариваете, а можете только показывать или объяснять с помощью жестов и мимики. На столе лежат гуашь, кисточка, карандаши, пуговицы, нитки, цветная бумага, ножницы, клей, бусы. (Включаю тихо музыку. Участники приступают к работе, я слежу за тем, чтобы работа выполнялась молча).

— Хорошо, время для выполнения подходит к концу. Посмотрим, что за дерево у нас получилось. Трудно было работать молча?

Максим. М показывает на себя и на своего близкого друга, затем делает вид, что бросает мяч.

Источник

Adblock
detector