Меню

Японский сад камней для медитации

Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции?

Японский сад камней имеет два названия:

-карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;

-сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

— крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;

— песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

— изящества в простоте.

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

— Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.

— Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.

— Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.

— Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.

— Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.

Сады камней практически не требуют движений – чтобы изменилась композиция иногда достаточно просто повернуть голову или сделать пару шагов. Но духовная суть организации такого сада – чтобы каждая новая картина открывала иной смысл, давала другое настроение, или погружала в медитацию новой направленности.

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

Камни никогда не обрабатываются и подбираются не только по форме, но и по фактуре, размеру и цвету, и располагаются группами, по три. Основная триада определяет всю композицию и связана с местом, где находится сад: какие вокруг дома, отдаленные водоемы, растения. Еще есть вспомогательная – она как бы подчеркивает идею основной троицы камней; связующая, которая объединяет сад с домом, «гостевая» – уравновешивает главную и другие, выполняющие свои задачи.

Читайте также:  Медитация молитва за детей и благополучное будущее

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.

Много ли интересных статей вы встречаете ежедневно?

Откройте главную страницу Пикабу и наслаждайтесь

Найдены возможные дубликаты

Один из лучших учеников старого Учителя решил сделать сад камней. Но, как он ни бился, ему никак не удавалось сделать так, чтобы из любой точки сада видно было ровно четырнадцать камней — постоянно хоть откуда-нибудь был заметен пятнадцатый.

— У тебя проблемы, ученик? — спросил он.

— Да, Учитель, никак не могу скрыть пятнадцатый камень.

Учитель подумал и сказал:

В саду камней Виктору Олеговичу™ понравилось. Он вместе с группой других посетителей сидел на низкой лавочке и рассматривал замшелые булыжники лежащие на белом песке. По зрелом размышлении Виктор Олегович™ понял, что именно ему это все напоминает. Сад камней представлял из себя типичную детскую песочницу на задворках какой-нибудь многолетней стройплощадки в московском спальном районе. Единственное отличие заключалось в отсутствии в саду камней окурков и разорванных петардой пупсиков. (отсюда: http://pelevin.nov.ru/victorolegovich/?n=1090494623 )

Если долго смотреть на Луну можно стать идиотом.

Какой вывод из обзора я сделал для себя:

Сад камней в Японии — это смешавшаяся за сотни лет каша из разнородных символов, образов и идей, связанных с темой духовной возвышенности.

Японская живопись суми-э

Дзэн пришел в Японию в XII столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни – не только на духовною жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными и культурными слоями общества. Суми-э, являющееся одним из таких выражений, не представляет собою живописи в строгом смысле слова: это своего рода черно-белый эскиз. Чернила делаются из сажи и клея, а кисть из шерсти овцы или барсука, причем она способна вместить большое количество этой жидкости. Используемая для рисунка бумага довольно тонка и поглощает большое количество чернил, резко отличаясь от полотна, используемого художниками по маслу, и этот контраст имеет большое значение для художника жанра суми-э. Причина, по которой для передачи вдохновения художника выбран такой материал, заключается в том, что это вдохновение должно быть передано по возможности в кратчайшее время. Если кисть задержится слишком долго, бумага порвется. Линии должны наноситься как можно быстрее, и количество их должно быть минимальным, наносятся только самые необходимые линии.

Недопустимы никакая медлительность, никакое стирание, никакое повторение, ретуширование, никакая переделка, никакое «лечение», никакой монтаж. Однажды нанесенные мазки не могут быть смыты, нанесены заново и не подлежат дальнейшим поправкам или доделкам. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Здесь нет никакого распределения светотени и никакой перспективы. Они фактически не нужны в суми-э: здесь нет никакой претензии на реализм.

Читайте также:  Медитация на аркан колесница

По-видимому, в основе суми-э лежит ряд принципов, совершенно отличных от принципов живописи по маслу. Поскольку полотно является прочным материалом, а масляные краски допускают многократное стирание и наложение, картина создается системно, по заранее намеченному плану. Величие идеи и мастерство исполнения, уже не говоря о реализме, являются характерными особенностями живописи по маслу, которую можно сравнить с хорошо продуманной системой философии, логические нити которой тесно переплетаются, или с грандиозным собором, стены, колонны и фундамент которого выложены из сплошных каменных плит.

В сравнении с этим эскиз суми-э – сама бедность: бедность формы, бедность содержания, бедность исполнения, бедность материала; однако мы, люди Востока, ощущаем в нем присутствие некоего движущего духа, который странным образом витает вокруг линий, точек и теней различных очертаний: ритм этого живого дыхания вибрирует в них. Один стебель цветущей лилии, нарисованный как бы небрежно на листе грубой бумаги, – однако здесь раскрывается нежный, непорочный дух девушки, укрывшейся от бури мирской жизни. С другой стороны, насколько может видеть поверхностный критик, в суми-э мало художественного мастерства и вдохновения – маленькая незначительная лодка с рыбаками в центре обширного водного пространства; но глядя на картину, мы не можем не быть поражены необъятностью океана, не знающего границ, и присутствием таинственного духа, дышащего жизнью вечности в пучине волн. И все эти чудеса достигаются без усилия, с такой легкостью. Если суми-э пытается копировать субъективную реальность, оно обречено на полный провал: оно скорее

Точка в эскизе не представляет собой коршуна, а кривая линия не символизирует гору Фудзи. Точка – это птица, а линия – гора. Если в картине ценится превыше всего внешнее сходство, то двухмерное полотно не может воспроизвести ничего объективного: краски оказываются слишком бедными для воспроизведения оригинала, и как бы искренне художник ни пытался напомнить нам своей кистью об объекте природы, картина никогда не будет иметь должного сходства. Поскольку это имитация или воспроизведение, то она будет плоской имитацией или жалкой пародией. Таким образом, художник жанра суми-э рассуждает – почему бы вовсе не отказаться от такой попытки? Давайте вместо этого творить живые предметы из своего собственного воображения. Поскольку все мы принадлежим одной и той же Вселенной, наши творения могут некоторым образом соответствовать тому, что мы называем объектами природы. Но это не является существенным элементом нашей работы. Эта работа имеет собственные достоинства, кроме сходства. Разве в каждом мазке кисти не присутствует что-то исключительно индивидуальное? Дух каждого художника проявляется в них. Его птицы являются его собственными творениями. Вот как относится художник жанра суми-э к своему искусству, и я хочу сказать, что это отношение есть отношение дзэна к жизни, и то, чего дзэн добивается в жизни, художник достигает на бумаге кистью и чернилами. Творческий дух обитает повсюду, и творчество проявляется как в жизни, так и в искусстве.

Текст: Д. Судзуки «Основы дзэн-буддизма»

Как стать буддистом-сектантом в Японии

В Японии, как и в Китае, существует огромное количество буддистких сект, которые, как и христианские секты, просто-напросто тянут деньги из паствы, прикрываясь благими намерениями.

Мне довелось встретиться с одной из таких сект ー 富士大石寺, Fuji Taisekiji (храм большого камня Фудзи? У меня все плохо с переводом, но понимать ー понимаю)

Начало этой истории положили два покемона, которые стучатся в двери и «давайте поговорим о боге». Они, естественно, кроме японского ничего не знают, поэтому для меня поговорить с ними было лишь из интереса попрактиковать язык с носителями, что, увы, выдается достаточно редко, поэтому с порога я их не прогнал в первую же встречу. Эти покемоны заливали за счастье, 49.5 см и прочие прелести будущей жизни, если я буду ходить в их храм. Слушая, приветливо кивая и иногда вставляя свои фразы, я все же отказал в немедленном паломничестве по причине, что вы кто такие, я вас не звал, идите нахуй я сейчас занят.

Читайте также:  Медитация на аркан колесо фортуны

Буквально через неделю приходят снова, и спрашивают с порога «ну че, уже свободен? го посвящаться». И так, в общем, четыре раза, пока их уже я достаточно грубо (по японским меркам) не прогнал их взашей, грозя полицией и спортлото.

Тем временем, я периодически хожу в английское кафе, где собираются японцы и гайдзины для межкультурного обмена на японском языке. Там бывают достаточно разные личности, поэтому всегда интересно ー от водителя до ювелира, можно обсудить множество разных тем, иногда переходя на японский. Одни, короче, плюсы. И в один день в кафе пришло трое молодых японцев, с которым завязался интересный разговор, мы обменялись контактами, дабы как-нибудь после потусить.

Через несколько дней списались встретиться, дабы поесть и выпить. Первым пунктом нашего собрания было кафе, где они отговорили меня и моего друга от выпивки, ибо в этом кафе алкоголь дорогой, лучше будет продолжить это дело в баре. Ну в баре, так в баре, подумали мы и, когда заказанная еда закончилась, японцы предложили поехать уже в бар. Но.

Но завезли нас в Kenshokai (顕正会), аналог часовенки. Зайдя туда, уже было понятно, что это явно не бар, нам выдали книжечки с китайским текстом и начали показывать, что надо читать, что надо несколько раз повторять, а что следует пропускать. Окей, дело хоть и пахнет керосином, но интересно ー все таки другая культура и можно будет на это все поглазеть. После интродакции нас повели в комнату из аниме, где у стены стоит алтарь, а все сидят на коленях и молятся. В данную комнату заходит пожилая японка, садится перед алтарем и начинает молитву, в ходе которой наши спутники-японцы пальцем показывали, где сейчас нужно читать. В конце, пожилая дама повернулась ко мне и моему другу, назвала нас по имени и что-то зачитала на абсолютно недосягаемом японском (по причине тонны незнакомых слов из религиозного текста).

Закончили на этом и японцы с нами распрощались. «Неплохо выпили», ー подумали мы и отправились по домам. На следующий день я иду на встречу с другим японцем, которого встретил буквально пару дней назад, дабы поговорить о насущном, о кинематографе и прочем (к слову, он большой фанат Тарковского). Встретились и через 5 минут я понимаю, что он тоже сектант и позвал меня для введения в курс дела. Более того, с ним было две японки, которые в ходе беседы достали тонны всяких газет, аналогов библий с кучей заметок и подсовывали японцу, дабы ему было проще втирать мне дичь.

Как оказалось из разговора с ними, та церемония, что провели мне и моему другу, была сродни крещению и теперь мы официально являемся буддистами. И, несмотря на то, что они крайне осудили мой рассказ о вчерашнем дне, а если конкретнее ー что нас завели в секту ложью, они не извинились по причине, что «хоть это и ложь, но вам сделали лишь хорошее ー вы теперь являетесь частью нашей общины и Будда будет вам помогать».

Вот основная бумажка, что характеризует эту секту (надеюсь, за рекламу не загребут 😀 ):

Так что если увидите, как кто-то ее предлагает вам ー гоните его в шею, т.к. это определенно сектант.

И все же, попасться практически три раза подряд на сектантов из одной и той же конфессии ー это ли не неудача?

Источник

Adblock
detector