Меню

Время сложной двигательной реакции в процессе тренировки может быть

Методика развития быстроты двигательных реакций

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.

Простая реакция это ответ заранее известным движением на заранее извес­тный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожида­емому сигналу и пр. Все остальные типы реакций — сложные.

В двигательных реакциях различают три фазы:

131 Теория и методика физической культуры

1.Сенсорную — от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.

2.Премоторную — от появления электрической активности мышц до начала дви­жения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.

3.Моторную — от начала движения до его завершения.

Сенсорная и премоторные фазы образуют латентный (скрытый) компонент ре­акции, а моторная — двигательный.

Рис. 10.1. Компонентный состав времени простой реакции.

Из рис. 10.1. видно, что латентный и двигательные компоненты времени реак­ции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означа­ет, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуля­ции.

В области физического воспитания обычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом ( to ) появления сигнала и моментом (tn ) окончания реагирования на него. Например, моментом ухода со стартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного времени простой двигатель­ной реакции в результате тренировки происходит, главным образом, за счет её мо­торного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы яв­ляются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный пе­риод реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.

Согласно физиологическим представлениям латентное время реакции склады­вается из пяти составляющих:

1. Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят («выхвачен») органом чувств — глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.

2. Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.

3. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сиг­нала.

4. Передача возбуждения от ЦНС к мышце.

______________________Лекция 10 Скоростные способности и методика их развития

5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.

Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зави­сит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей вос­принимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздра­жителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический про­цесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс. Время передачи воз­буждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.

Считается, что этот фактор в наибольшей степени изменяется под влиянием уп­ражнений. Основная доля латентного времени реакции уходит на «центральную за­держку» — время, необходимое для переработки поступающего сигнала и формиро­вания эффекторной импульсации в ЦНС, от ее укорочения, очевидно в решающей мере зависит возможность улучшения скрытого периода реакции. На время прове­дения возбуждения вдоль нервных волокон влияет толщина этих волокон. Скорость нервных импульсов равна 50-120 мс. Установлено, что она практически не зависит от тренировки, не изменяется с возрастом, достигая своего максимума от 9-11 лет до 25-28 лет. После этого периода скорость уменьшается.

Таким образом, время необходимое для проведения нервных импульсов — одно из врожденных слагаемых времени реакции.

Соотношение латентного и моторного компонентов в общем времени реакции зависит от характера реакции, возраста, вида спорта, квалификации спортсмена, состояния утомления организма и пр. Значительное улучшение быстроты простой реакции — задача весьма сложная, фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. На долю латентного компонента приходится 20-25 % и мо­торного — 75-80 % общего времени. К примеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартера колеблется в пределах 0,30-0,40 сек., из них латентный период составляет 0,06-0,10 сек., моторный — 0,24-0,30 сек. Бла­годаря совершенствованию элементов старта можно улучшить общий результат в спринте на 0,05-0,08 сек.

Читайте также:  Zuzka тренировки для начинающих

В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты: люди, быстро ре­агирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быст­рыми при реагировании другими частями тела. Например, человек быстро реаги­рующий на звуковой сигнал рукой будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем если оно направ­лено на восприятие сигнала. Отсюда педагогический вывод: надо учить занимаю­щихся умению концентрировать внимание на предстоящем действии.

Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мышц. Поэтому, ска­жем, при низком старте рекомендуется несколько давить на стартовые колодки. Быстрота реакции зависитот времени ожидания сигнала. Оптимальное время между предварительной и исполнительной командой — около 1,5 сек.

Задержка дыхания спринтера — бегуна в промежутке между командой «Внима­ние!» и выстрелом стартового пистолета уменьшает время стартовой реакции. После 25-30-минутной разминки время реакции укорачивается. Если выполняется несколь­ко стартов (с интервалом 1,5-2 мин.), то лучшее время наблюдается на 7 и 8 попыт­ках.

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых

Теория и методика физической культуры

необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигна­лы (звуковые, зрительные, тактильные). Например:

• низкий старт в беге по команде преподавателя;

• в ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, из­менить направление движения на 180 или 360 ;

• по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.

Упражнения «на быстроту реакции» выполняют в облегченных условиях; в усло­виях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных си­туациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.

В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы — от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раз­дражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собран­ным, чтобы среагировать на сигнал.

Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагиро­вания является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод «содействует» улучше­нию сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он доволь­но быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется и последующее её улучшение про­исходит с большим трудом.

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции необхо­димо чаще использовать в занятиях, особенно с детьми школьного возраста, игро­вой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений в этом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающие элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы.

Общий принцип подбора упражнений — разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности спортсмена.

Читайте также:  Тренировки в зале для начинающих мужчин для похудения

Другой метод — сенсорный, который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени отличается, как правило, высокой быстротой реакции. Данный метод направлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе совершенствова­ния точности восприятия времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двига­тельной реакции.

Тренировка быстроты простой реакции по этому методу проводится в три этапа: на первом этапе ученик выполняет действие (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ученику фактическое время реакции; на втором этапе реакция и последующие движения также выполняются с максимальной ско­ростью. Но преподаватель спрашивает у ученика, за какое время он, по его мне­нию, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. По-

Лекция 10 Скоростные способности и методика их развития

стоянное сопоставление своих ощущений времени с тем, что фактически показано, совершенствует точность восприятия времени; на третьем этапе ученику предла­гают выполнять задания с различной заранее обусловленной скоростью реагиро­вания.

Сложные реакции.В них выделяют:

Источник

Методика тренировки быстроты двигательных реакций

СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Скоростные качества – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.

Выделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

1. Быстрота простой двигательной реакции – выполнение движения по заранее обусловленному сигналу.

2. Быстрота сложной двигательной реакции. Различают реакцию на движущий объект и реакцию с выбором.

3. Быстрота, проявляемая в темпе (частота движений).

4. Резкость (время достижения максимальной скорости).

1. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости.

2. Стартовая скорость.

3.Скорость выполнения движений, продиктованных ходом соревновательной борьбы, например, скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании, подсечки и броски в борьбе, удары в боксе и т.п.

Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так показатели времени реакции не связаны с показателями скорости движений, результативность старта в беге, плавании не зависит от уровня абсолютной дистанционной скорости и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей.

Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию. Например, время простой двигательной реакции у лиц не занимающихся спортом колеблется в пределах 0,20-0,30 с, у квалифицированных спортсменов в пределах 0,10-0,20 с, таким образом , в процессе тренировки оно не может быть увеличено более чем на 0,1 с.

Что же касается комплексных форм проявления скоростных способностей, то в результате специальной тренировки возможен их значительный прогресс, так как они зависят от многих факторов, которые поддаются существенному совершенствованию

Основные предпосылки скоростных качеств.

— подвижность нервных процессов;

— эффективность нервно-мышечной координации;

— особенности мышечной ткани: соотношение мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, эффективность внутри- и межмышечной координации;

— уровень развития силы, гибкости и координационных способностей;

— совершенство спортивной техники;

— возможность биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных поставщиков энергии;

— уровень развития волевых качеств.

Развитие быстроты простой двигательной реакции (ПДР).

Повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Например, старт в беге, атакующие или защитные действия по сигналу и т.п.

Применение повторного метода с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.

а) аналитическая тренировка быстроты – реакция осуществляется в облегченных условиях,

б) аналитическая тренировка скорости последующих движений.

3. Сенсомоторный метод (С.Г.Геллерштейн) – основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Упражнения проводятся в три этапа:

Читайте также:  Что есть перед тренировкой эктоморфу

— занимающийся выполняет действие (5-метровый стартовый рывок) стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает время;

— реакция и последующие движения также выполняются с наивысшей скоростью, но преподаватель сам спрашивает ученика, за какое время тот по его мнению выполнил упражнение. После этого ему сообщают действительное время;

— занимающемуся предлагают выполнить упражнение с различной, заранее обусловленной скоростью. В результате он обучается свободному управлению быстротой реакции.

Развитие быстроты сложной двигательной реакции.

Сложная реакция – это время реагирования в условиях неопределённости раздражителя и ответного действия.

Реакция на движущийся объект (РДО) чаще всего встречается в спортивных играх и единоборствах.

Этапы скрытого периода реакции:

-увидеть движущийся объект,

-оценить направление и скорость его перемещения,

-выбрать план действия,

-начать осуществлять план.

Экспериментально доказано, что основная доля времени приходится на первый этап (увидеть движущийся объект) – ему и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения, в которых увеличивают скорость и внезапность появления объекта, сокращают дистанцию. Очень полезны подвижные игры с малым теннисным мячом.

В тех случаях, когда объект уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость перемещения объекта.

Точность РДО совершенствуется параллельно с развитием ее быстроты.

Развитие реакции с выбором.

Реакция с выбором – связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки.

Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, от разнообразия поведения противника. Пути развития реакции с выбором связаны с моделированием целостной соревновательной ситуации.

а) идти по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар, затем реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства

б) умение реагировать не столько на само движение, сколько на подготовительные действия.

В каждом движении есть 2 фазы: 1. Подготовительная, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса. 2.Собственное движение (П.К.Анохин).

Опытные спортсмены могут уже реагировать на 1 фазу (до начала основного действия). Для этого в тренировке приучают воспитанника реагировать на утрированную первую фазу, постепенно все больше приближая выполнение движение к естественному.

Методика воспитания быстроты движений

В качестве средств воспитания быстроты движений используются упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

1.Техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях.

2. Они должны быть хорошо освоены занимающимся, чтобы во время движений основные волевые усилий были направлены не на способ а на скорость выполнения.

3. Их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась в следствии утомления. Продолжительность не более 20-22 сек.

Используют следующие средства:

— общеподготовительные упражнения, игры;

— специальные подготовительные упражнения, которые соответствуют специфике вида спорта

— целостная форма соревновательных упражнений

Требования к нагрузке:

1. Продолжительность небольшая

2. Интенсивность предельная или околопредельная.

3. Интервалы отдыха должны соответствовать квалификации спортсмена (должны быть настолько короткими чтобы возбудимость не успела существенно снизиться, с другой стороны настолько длинными чтобы показатели вегетативной функции, успели более менее восстановиться).

4. Характер отдыха: спокойная ходьба, упражнения на расслабления.

5. Число повторений: Очередная работа не должна вызывать снижение работоспособности.

Быстрота движений лучше развивается в детском и подростковом возрасте.

Источник

Adblock
detector