Меню

Виды подготовки спортсмена в процессе тренировки

Основные виды подготовки спортсмена в процессе тренировки

Термин «тренировка» — происходит от англ. упражнение. Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена, проходящий под врачебно-педагогическим контролем.

Спортивно-техническая подготовка.Подтехнической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Характеристикаобщей технической и специальной спортивно-технической подготовки.

Спортивно-тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Интеллектуальная подготовка –направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений и процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых немыслим высокий спортивный результат. Интеллектуальные способности — это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности (спортивно-прикладные знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена и др.).

Интегральная подготовка— объединение и комплексная реализация различных компонентов подготовленности спортсмена — технической, тактической, физической, психической, интеллектуальной подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Средства интегральной подготовки: 1) соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемых в условиях соревнований; 2)специально-подготовительные упражнения максимально приближенные к соревновательным.

Источник

Основные виды подготовки спортсменов.

Общая подготовка играет роль базы для спортивной специализации. В начальной стадии тренировочного процесса это вид подготовки является основным, т.к. развивает функциональные возможности, физические качества спортсмена, обогащает его разнообразными двигательными навыками и умениями, способствует общему развитию. Общая подготовка должна быть тесно связана со специализированной и отражать ее особенности. Нахождение наиболее рационального соотношения средств общей и специальной чи подчинены планирование тренировочных нагрузок и все построениеподготовки в пожарно-прикладном спорте — самая важная задача.

Спортивная тренировка- специализированный процесс всестороннего физического развития, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Направленность к высшим достижениям является основной тенденцией тренировочного процесса. Решению этой задатренировочного процесса. Поскольку спортивная тренировка — процесс педагогический, в ней применяются описанные выше общие принципы обучения и воспитания. Но существуют и специфические принципы тренировки:

— единство общей и специальной подготовки спортсмена;

— непрерывность тренировочного процесса;

— постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований;

— волнообразность динамики нагрузок и цикличность тренировочного процесса.

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается круглогодичным характером работы, чередованием нагрузки и отдыха различного содержания. Тренеру необходимо найти такое соотношение нагрузки и отдыха, чтобы тренировки проходили на базе восстановленной или повышенной работоспособности. Вся тренировочная работа должна проводиться с постепенным увеличением нагрузок и заданий. Объем и интенсивность работы необходимо увеличить плавно, без резких колебаний, особенно в тренировке спортсменов младших разрядов. Очень важным при повышении нагрузок являются тщательный, углубленный врачебно-педагогический контроль, строгое соблюдение режима, полноценное питание, хорошие условия быта.

В спортивную тренировку входят такие виды подготовки спортсмена, как физическая, техническая, тактическая и морально-волевая. Термин «ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА» означает систематическое и планомерное использование средств и методов, способствующих готовности человека к спортивным достижениям. Все виды подготовки спортсмена взаимно связаны

Читайте также:  Кофеин бензоат натрия для тренировок

I. Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение определенного уровня физического развития, воспитания физических качеств. Цель общей физической подготовки — достижение высокой работоспособности, слаженной деятельности отдельных органов и систем органов, атлетического развития спортсмена.

Методика развития физических качеств.

1. Развитие силы. Основным средством для развития силы являются упражнения с отягощением (штанга, гантели, набивные мячи, резиновые шнуры), а также с преодолением собственного веса.

2. Развитие выносливости. Выносливость принято делить на два вида: общую и специальную. Под общей выносливостью понимается способность спортсменов выполнять в течение длительного времени разнообразную работу, связанную с большой физической нагрузкой.

Специальная выносливость характеризуется способностью спортсмена сохранять высокую скорость бега и выполнения упражнений на всей дистанции, предстоящих выступлений на соревнованиях. Основные средства развития общей выносливости — ходьба и бег.

Специальная выносливость в пожарно-спасательном спорте необходима для сохранения наивысшей скорости движений при многократных повторениях бега на коротких отрезках и для многократных силовых двигательных действий. Для воспитания специальной выносливости широко используют повторное преодоление отрезков, укороченных по сравнению с соревновательной дистанцией, на самой высокой скорости, даже выше соревновательной.

3. Развитие ловкости. Ловкость характеризуется, как способность человека правильно выполнять различные действия, координируя их по времени и прилагаемому усилию. Практически развитию ловкости может способствовать любое общеразвивающее или специальное упражнение, если в него время от времени вносить элементы новизны.

4. Развитие гибкости. Большая подвижность суставов, называемая в спортивной практике гибкостью, нужна спортсмену для выполнения движений с максимальной амплитудой. Гибкость развивается специальными упражнениями на растягивание, которые рекомендуется выполнять сериями по 8-10 раз.

II. Техническая подготовка спортсмена является процессом формирования технических движений, свойственных пожарно-прикладному спорту. Методы технического совершенствования: расчетливый, подводящих упражнений, целостный и комплексный. Расчетливый метод позволяет представить сложное целостное движение (элемент техники) в виде отдельных составляющих его простых деталей. Расчленение движений на элементы позволяет спортсмену быстрее разобраться в его общей структуре, правильно осмыслить, разучить и закрепить его элементы. Метод подводящих упражнений представляет собой сочетание имитационных и специальных упражнений, подобранных в порядке последовательного упражнения (по количеству движений и по степени усилий).

Целостный метод позволяет формировать двигательный навык сначала при выполнении движений в несколько облегченных условиях, а затем на фоне утомления, в неблагоприятных условиях и т.д. Комплексный метод — сочетание всех перечисленных методов.

III. Морально-волевая подготовка спортсмена представляет собой процесс воспитания у него воли: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Воля — это сознательная, целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий, достижением поставленных целей, она направлена на управление поведением.

IV. Тактическая подготовка. Под тактикой в подготовке спортсменов пожарно-прикладного спорта следует понимать способы и методы, применяемые на соревнованиях для достижения наивысших спортивных результатов. Тактика подготовки к соревнованиям и участия в них разрабатывается в зависимости от задач, стоящих перед спортсменами на данном соревновании, уровня спортивной подготовки, условий проведения соревнований, состава участников и многих других факторов. Азы тактического поведения спортсмена в пожарно-прикладном спорте приобретаются уже на первых соревнованиях и по мере накопления опыта подготовки к соревнованиям и участия в них становятся неотъемлемой, обязательной частью его подготовки.

Рекомендации по тактической подготовке:

— не рекомендуется выбирать для себя дорожку, т.к. жеребьевка может не совпасть с желанием спортсмена, что может повлиять на психическое состояние, а, следовательно, на результат. Нужно быть готовым выступать на любой дорожке;

— проводить разминку по привычной методике, применяемой в ходе подготовки к соревнованиям;

— уметь рационально распределять силы на несколько попыток, учитывая, что в финале необходимо показать свой лучший результат;

— учитывать погодные условия, порывы ветра, дождь и т.д., в зависимости от них изменить технику выполнения упражнений.

Источник

Основные виды подготовки спортсмена в процессе тренировки.

Термин «тренировка» — происходит от англ. упражнение. Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена, проходящий под врачебно-педагогическим контролем.

Читайте также:  Тренировка в спортзале игра

Спортивно-техническая подготовка.Подтехнической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Характеристикаобщей технической и специальной спортивно-технической подготовки.

Спортивно-тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Интеллектуальная подготовка –направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений и процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых немыслим высокий спортивный результат. Интеллектуальные способности — это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности (спортивно-прикладные знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена и др.).

Интегральная подготовка— объединение и комплексная реализация различных компонентов подготовленности спортсмена — технической, тактической, физической, психической, интеллектуальной подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Средства интегральной подготовки: 1) соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемых в условиях соревнований; 2)специально-подготовительные упражнения максимально приближенные к соревновательным.

Спортивная подготовка как многолетний процесс (определение, содержание этапов).

Спортивная подготовка —процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его подготовленности к спортивным достижениям.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования:

1.Этап предварительной подготовки — охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. Задачи этапа: 1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта; 2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта; 3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 8-10 лет, борьба 10-12 лет, волейбол 9-10 лет).

2.Этап начальной спортивной специализации. Задачи этапа:1) обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся; 2) дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой; 3) создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 10-11 лет, борьба 13-14 лет, волейбол 12-13 лет).

3.Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и устойчивость организма по отношению к неблагоприятным факторам. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 12-13 лет, борьба 15-16 лет, волейбол 14-16 лет). Тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Задача этапа: 1) обеспечение совершенного и вариативного владения техникой; 2) индивидуализация техники; 3) совершенствование тактического и технического мастерства.

4.Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов, на этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Основная задача этапа:подготовка и успешное выступление на соревнованиях. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 14 лет и старше, борьба 17 лет и старше, волейбол 17 лет и старше).

Читайте также:  Кросс тренинг смешанная тренировка

Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена: особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся.

Построение спортивной тренировки в микроциклах (задачи, типы, содержание).

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего снедельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:- наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). В различных видах можно выделить спорта определенное число тренировочных микроциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, соревновательные и восстановительные.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. Базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные. Специально подготовительные микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию на­пряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Построение спортивной тренировки в мезоциклах (задачи, типы, содержание).

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Внешние признаки мезоцикла (повторное воспроизведение ряда микроциклов, смена микроциклов одной направленности другими, окончание мезоцикла восстановительным микроциклом, соревнованиями, контрольными испытаниями).

Виды мезоциклов: 1. Втягивающий мезоцикл (включает в себя чаще всего 2-3 ординарных микроцикла). Объем нагрузки может быть большим, интенсивность невелика. 2. Базовый мезоцикл- главный тип подготовительного периода. В них реализуют главные задачи подготовки спортсмена, формирования двигательных навыков и совершенствования. По преимущественному содержанию — общеразвивающие и специально-подготовительные мезоциклы.По воздействию на уровень тренированности — развивающие и стабилизирующие мезоциклы.

3. Контрольно-подготовительный мезоцикл. Переходный от базовых к соревновательным мезоциклам. Увеличение доли контрольных стартов, участие спортсмена в различных подготовительных соревнованиях.

4. Предсоревновательный мезоцикл. Содержание определяется необходимостью более точного моделирования режима предстоящих состязаний. Структурными элементами являются собственно тренировочные и модельно-соревновательные микроциклы.

5. Соревновательный мезоцикл. Преобладающий тип мезоциклов в период основных соревнований; когда их несколько, они следуют друг за другом.

6. Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Особая форма организации режима деятельности для обеспечения кумуляции воздействия, а также для обеспечения отдыха.

Построение спортивной тренировки в макроциклах (задачи, содержание).

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в годичных циклах.

Как правило, в годичном цикле тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочного процесса в тренировочном году, вначале усматривали главным образом в календаре спортивных соревнований и сезонно-климатических условиях. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) соответствует фазе приобретения спортивной формы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временной ее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подготовленности спортсменов. В зависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продолжительность и содержание каждого периода может изменяться. Цель тренировки в подготовительном периоде —обеспечить приобретение спортивной формы, гарантирующую достижение результатов, соответствующих возможностям спортсмена в данном микроцикле.

Источник

Adblock
detector