Меню

В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи

Цель, задачи, методы и основные принципы спортивной тренировки (стр. 1 из 3)

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. Цели и задачи спортивной тренировки

2. Средства спортивной тренировки

3. Методы спортивной тренировки

3. Основные принципы спортивной тренировки

1. Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:

— освоение техники и тактики избранного вида спорта;

— обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

— комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

2. Средства спортивной тренировки

Средства спортивной тренировки — разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.

Средства спортивной тренировки — физические упражнения — условно могут быть подразделены на четыре группы:

К обще подготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).

Обще подготовительные упражнения могут включать элементы спортивной гимнастики, акробатики, спортивных игр.

Вспомогательные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

к вспомогательным упражнениям могут быть отнесены средства, способствующие повышению максимальной силы, силовой выносливости и гибкости при работе в зале, средства, заимствованные из других видов спорта и направленные на повышение аэробных возможностей,— кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля.

Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, а также действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.

для спортсмена, специализирующегося в плавании, специально-подготовительным — проплывание отрезков дистанции основным и дополнительным способами плавания, плавание с помощью одних рук или ног, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами и т. п.

Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.

Например, также, для спортсмена, специализирующегося в плавании, соревновательным упражнением будет проплывание основной или смежной дистанции в соответствии с правилами соревнований;

Такое подразделение весьма условно, грани между выделенными группами упражнений нечетки, и, по сути, средства как по их форме и структуре, так и по особенностям воздействия на организм плавно переходят из одной группы в другую.

Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. При этом можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п., а также направленные на развитие отдельных двигательных качеств.

3. Методы спортивной тренировки

Под методами, применяющимися в спортивной тренировке, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

Читайте также:  Тренировка для девушек на коврике

В практических целях все методы условно делят на три группы:

При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, обще дидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. (в комплексе с наглядными, т.е, например, словесно объясняешь, наглядно показываешь)

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.

В спортивной практике, особенно в последние годы, широко применяются вспомогательные средства демонстрации — учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные — световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две основные группы:

1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта (например, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры);

2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

1) Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники

Следует выделять методы разучивания упражнения в целом и по частям.

Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении методов освоения движений как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения используются для облегчения освоения спортивной техники путем планомерного освоения более простых двигательных действий, обеспечивающих выполнение основного движения. Это обусловливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками и др. Каждое из этих упражнений является подводящим по отношению к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: эффективного отталкивания, высокого взноса бедра, уменьшения времени опоры, совершенствованию координации в деятельности мышц-антагонистов и др.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений может быть использовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитация плавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражне-нения и облегчить процесс его усвоения, обеспечить настройку оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями, способствуют повышению эффективности реализации, функционального потенциала в соревновательном упражнении (В. М. Дьячков, 1972, Л. В. Шапкова, 1981).

Читайте также:  Комплекс тренировок в спортзале для девушек

Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

Источник

Лекция № 3 Основы спортивной тренировки

3.1 Цели и задачи спортивной тренировки.

3.2 Средства спортивной тренировки.

3.3 Методы спортивной тренировки.

3.4 Принципы спортивной тренировки.

3.5 Тренировочные и соревновательные нагрузки.

Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время — это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.

Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

Другими словами, можно сказать, что спортивная тренировка – это педагогический процесс, включающий обучение и воспитание, формирование систем специальных двигательных умений, навыков и знаний, развитие комплекса двигательных и психических качеств, а также воспитание личности спортсмена.

Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение функциональных возможностей организма;

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4) приобретение теоретических знаний и практического опыта;

5) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности.

Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».

Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которая появляется в результате систематических физических упражнений и повышает работоспособность человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях.

Подготовленность – это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств).

Спортивная форма – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).

Читайте также:  Принципы составления программы тренировок

Средства спортивной тренировки

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируются применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия (либо их совокупность), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей.

В зависимости от преимущественной направленности эти упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств. Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

Тренер среди множества специально подготовительных упражнений должен уметь не только подбирать их под конкретного спортсмена, но и создавать новые.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественными средствами общей физической подготовки (ОФП) спортсменов.

Значение этих упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке юных спортсменов, часто недооценивается. Отдельные тренеры на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объём средств специальной физической подготовки (СФП) и сокращают объём средств ОФП, что ведёт к форсированной тренировке юных.

Можно утверждать, что средства СФП оказывают более непосредственное влияние на рост результатов, а с другой стороны спад или даже прекращение результатов на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм обусловлены недостаточным объёмом средств ОФП на тренировке и особенно на её ранних этапах.

При выборе средств ОФП обычно соблюдают следующие требования:

1) на ранних этапах ОФП спортсмена должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;

2) на этапах углублённой специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для роста результатов.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности.

Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера (табл. 4).

Таблица № 4 Методы спортивной тренировки

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ

Словесные Наглядные 1. Строго регламентированные а) стандартные – вариативные б) непрерывные – интервальные в) моделирования: целостного – частичного г) обучения: целостно-конструктивные, расчленено-конструктивные д) избирательного и комплексного воздействия е) круговой: интенсивный – экстенсивный 2. Игровой 3. Соревновательный 4. Искусственно созданной управляющей среды и тренажёров Рассказ Описание Беседа Анализ Задание Оценка Команда Подсчёт Аутогенная тренировка Идеомоторная тренировка Показ Демонстрация Кино-видеоматериалы Плакаты и макеты Ориентирование Лидирование (свето-звуко-меха-нические) Срочная информация С обратной связью

Следует отметить, что все методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях, при выборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям атлетов их квалификации и подготовленности, а также принципам тренировки.

Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 1481 ;

Источник

Adblock
detector