Меню

В практике работы с девиантным поведением более приемлема тренировка

Работа с детьми девиантного поведения

Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные — уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных — более зрелыми, невыдержанных — более уравновешенными, глупых — более умными.

Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В МОУ СОШ№ 10 г. Россоши специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • нарушения физического или психического здоровья;
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
  • социальные причины.

Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора — или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» писал: «Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли».

Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.

Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования — как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.

Читайте также:  Эффективная кардио тренировка дома

На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, Была разработана программа «Ты не один».

Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.

Задачи программы:

  • расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
  • сформировать у родителей учащихся представления о «проблемном ребенке» и как с ним общаться.
  • помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.

План реализации программы «Ты не один» 2008 — 2011 гг.

п/п МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ 1. Работа с педагогическим коллективом.

Семинар «Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации». Сентябрь Психолог

Социальный педагог 2. Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. Регулярно в течение года Библиотекарь

Психолог 3. Выступление на заседании педагогического совета: «Нарушение речи — как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение». Октябрь Логопед 4. Сотрудничество с детским психиатром:

— индивидуальное консультирование учащихся и их родителей. Регулярно в течение года Психолог

Социальный педагог 5. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания «проблемных детей». Раз в четверть Психолог

Зам. директора по учебной части 6. Анкетирование педагогов:

«Как помочь ребенку справиться с проблемами?».

«Пожелания, замечания, предложения по работе с «особенными» детьми» Ноябрь

Декабрь Социальный педагог 7. Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся. Регулярно в течение года Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе 1. Работа с родителями учащихся

Анкетирование родителей:

  1. «Мой ребенок. Его особенности».
  2. «Прошу помочь».
  3. «Что нового я узнал(а) о своем ребенке?»
Сентябрь

Апрель Социальный педагог

Классные руководители 2. Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам. Регулярно в течение года Социальный педагог

Психолог 3. Родительские собрания:

«Межличностные отношения в разных возрастных группах».

Зам. директора по воспитательной работе

Социальный педагог 4. Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. Регулярно в течение года Классные руководители 5. Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации «проблемных» детей. Июнь Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе 1. Работа с учащимися.

Создание банка данных «Особенные дети». Сентябрь Социальный педагог 2. Разработка индивидуального и группового исследования личности:

— особенности темперамента и характера; Сентябрь Психолог

Социальный педагог 3. Индивидуальные коррекционные занятия с психологом. Регулярно в течение года Психолог 4. Индивидуальные занятия с логопедом. Регулярно в течение года Логопед 5. Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители 6. Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители 7. Учет посещаемости и успеваемости «особенных» детей. Регулярно в течение года Классные руководители

Социальный педагог 8. Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. Социальный педагог

Психолог 9. Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. Регулярно в течение года Социальный педагог 10. Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. Социальный педагог

Классные руководители

Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Источник

Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением
статья на тему

В последние годы в обычных общеобразовательных школах перед учителями все чаще встает задача социализации детей с девиантным поведением.

Если еще 5 лет назад основную массу девиантов в школе составляли подростки, то теперь девиантность стремительно молодеет. Все больше учеников уже в начальной школе проявляют признаки девиантного поведения.

Читайте также:  Программа силовых тренировок для мужчин на 3 тренировки в неделю

Я проработала 7 лет в Специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением. Мои выводы основаны на личных наблюдениях и опыте моих коллег. Надеюсь, что, изложенные в статье практические советы помогут учителям, сталкивающимся с подрбными проблемами.

Скачать:

Вложение Размер
v_poslednie_gody.docx 21.87 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы в обычных общеобразовательных школах перед учителями все чаще встает задача социализации детей с девиантным поведением.

Девиантность — явление социальное, поэтому термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определеннвх санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителей). С точки зрения медицины — это, чаще всего, пограничное состояние.

Если еще 5 лет назад основную массу девиантов в школе составляли подростки, то теперь девиантность стремительно молодеет. Все больше учеников уже в начальной школе проявляют признаки девиантного поведения.

Я проработала 7 лет в Специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением. Мои выводы основаны на личных наблюдениях и опыте моих коллег. Надеюсь, что, изложенные в статье практические советы помогут учителям, сталкивающимся с подобными проблемами.

Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением

Организация работы на уроке:

  1. Хорошее начало – половина дела.

Очень важно правильно организовать начало урока. Оно должно быть четко обозначенным, иметь определенную форму, которая помогает учащимся собраться и ясно дает понять, что урок начался. Вместе с тем, приветствие не должно быть затянутым.

Собственно начало урока постарайтесь сделать ярким, захватывающим, приковывающим внимание даже абсолютно незаинтересованных учеников. Это может быть необычный вопрос, видеоролик, картинка-загадка, схема или график.

В начале урока постарайтесь избежать замечаний, «не заметьте» мелкие недочеты в поведении, не обращайте внимания на попытки привлечь к себе внимание и тем самым отвлечь всех от урока.

2. Каждый урок – с чистого листа.

Забудьте, что было вчера. Если ситуация накануне была критической, постарайтесь отвлечься, хорошо отдохнуть. Поможет встреча с друзьями, поход на любое мероприятие (спектакль, концерт, выставка), занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, домашние проблемы и хлопоты. Желательно как следует выспаться.

Бывает, что после сорванных уроков учителю страшно входить в класс. Сосредоточьтесь на собственно уроке, на том чему Вы должны помочь детям научиться. Как правило, после «бури» наступает «затишье».

Гораздо опаснее ситуация «локального успеха». Это очень хорошо, но не надо обольщаться, что теперь всегда все будет хорошо, и можно «почивать на лаврах». Обязательно предполагайте «откат» и будьте к нему внутренне готовы.

  1. Умный в гору не пойдет…

Если ситуация на уроке обостряется и вы теряете контроль, уходите от решения конфликта «в лоб». Возьмите паузу, посчитайте про себя хотя бы до 5. Эти секунды позволят Вам успокоиться и не сорваться на крик, а найти более достойный выход.

Для «разрядки напряженности» переведите все в шутку, смените тему, переключите внимание на других учеников.

Не поддавайтесь на провокации, игнорируйте их. В таких случаях Ваше равнодушие к нападкам ученика поможет спасти ситуацию.

В острые моменты не поворачивайтесь спиной и контролируйте ситуацию.

Хорошо помогают «притчи». Когда вдруг вместо нотаций Вы начинаете рассказывать историю, исподволь объясняющую суть проблемы. Например, про бабочку «Все в твоих руках», или про подарок «С кем останутся твои оскорбления?», или про двух волков «Победит тот, которого ты кормишь!».

  1. Отдых – смена деятельности.

Дети с девиантным поведением отличаются неустойчивой психикой, быстрой утомляемостью, неспособностью концентрировать внимание, поэтому на уроке рекомендуется менять виды деятельности как можно чаще.

В середине урока необходима релаксационная пауза. Она должна быть неординарной, оригинальной и разной для разного типа уроков и видов деятельности.

Переводя знакомую всем с детства рифмовку «Мы писали, мы писали» на английский язык, я получила оригинальный текст, который можно использовать после выполнения письменных упражнений, чтения, аудирования и напряженной любой работы. Знакомый ритм легко узнается, перевод понятен, а слова быстро запоминаются. Рифмовка проговаривается стоя и сопровождается соответствующими упражнениями для пальцев и кистей рук, глаз, шеи и т.д.

Поскольку сегодня аудитория представлена учителями разных предметов, то я представляю русскоязычные версии – производные от «Мы писали…»:

Мы читали, мы читали,

Наши глазоньки устали!

Мы немного отдохнем

И опять читать начнем!

Пусть немного отдохнут

Лучше говорить начнут!

Слушали мы, слушали –

Пусть немного отдохнут,

Слушать лучше вновь начнут!

Последняя рифмовка представлена на следующем слайде.

Формирование особого подхода:

Не секрет, что к особенным детям необходимо уделять особенное внимание. Причем, будучи, как правило, обделенными вниманием в семье, такие дети просто требуют и добиваются Вашего повышенного внимания всеми доступными им средствами и способами.

При работе с такими детьми хорошо подойдут индивидуальные задания, которые им по силам, как в классе, так и в качестве домашней работы.

Разноуровневые самостоятельные, проверочные и контрольные работы позволяют слабым и немотивированным ученикам «заработать» свою «3». Установив минимальное количество баллов за положительный результат, следует настоять на выполнении простейших заданий, разрешив использовать дополнительное время и даже источники информации. Реальность достижение этого барьера на «3» служит стимулом в выполнении работы.

Если мы не хотим снизить успеваемость класса в целом и затормозить прогресс сильных мотивированных учеников, надо постараться вывести решение проблем слабых и немотивированных за пределы урока, т.е. на уроки бесплатного дополнительного образования.

Приведу пример. Ученик 2класса Павел Н. в прошлом году посещал дополнительные занятия по английскому языку, и за счет этого мне удавалось отрабатывать с ним материал урока индивидуально. В этом году такой возможности нет и результаты Паши намного хуже.

Для детей с девиантным поведением необходимо дополнительное время для занятий индивидуально. Причем в достаточном количестве. Желательно не менее 1 урока в неделю на параллель.

Проблемы трудных детей не под силу решить одному

учителю. Здесь необходима консолидированная работа всех возможных сторон:

— родителей и других родственников.

Используя свои методы и средства, но работая в команде, можно добиться гораздо больших результатов, нежели действуя разобщено.

В начальной школе есть ученик Алеша Х. Запущенный мальчик во всех отношениях: академическая запущенность, логопедия, проблемы в семье, и, как результат, нежелание учиться. Английский язык в таких случаях является дополнительным камнем преткновения. Работая в тесном контакте с учителем начальной школы, психологом, администрацией и, по возможности, с родителями, порой удается добиваться локальных результатов. Работу следует планомерно продолжать.

Ребенок должен чувствовать, что не может безнаказанно вытворять, что ему вздумается. Такие дети не будут проявлять себя при свидетелях. Они изворотливы и не постесняются оговорить учителя, если этого никто не может опровергнуть.

Существует английская поговорка о воспитании детей “You should to be cruel to be kind”. Что в переводе гласит: «Вам следует быть жесткими, чтобы быть добрыми». Иногда приходится прибегать к экстренным мерам. Одна из них – «2» в четверти.

Наши дети зачастую пребывают в состоянии полной безнаказанности. «Мне все равно ничего за это не будет» — основной лозунг, который, к сожалению, очень часто работает. Этим мы своими же руками разлагаем не только «трудных» детей, но и всех остальных заодно.

Приведу еще один пример. Володя Л. из корпуса 4 класса после получения неудовлетворительной оценки начал не только стучать по парте и биться о стены, но и разговаривать, и даже какое-то время работал на уроках и посещал дополнительные занятия.

  1. Я спокоен, я совершенно спокоен.

Если ситуация накануне была критической, постарайтесь отвлечься, хорошо отдохнуть. Поможет встреча с друзьями, поход на любое мероприятие (спектакль, концерт, выставка), занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, домашние проблемы и хлопоты. Все средства хороши: от аутотренинга до религии. Желательно соблюдать режим и как следует высыпаться.

Порой, чтобы выдержать напряжение момента, необходимо напомнить себе: «Я взрослый, разумный, добрый человек, профессиональный учитель. Я буду тверд и спокоен в любой ситуации. Передо мной всего лишь ребенок. Пусть неуправляемый и дерзкий, но чаще всего просто несчастный. У меня хватит сил понять и простить его».

Работая с детьми с девиантным поведением необходимо проявлять твердость и последовательность, выдерживать установленные правила, стараясь в тоже время, гибко обходить острые конфликты, проявляя чуткость и внимание.

Хочется процитировать текст за кадром из фильма «Двенадцать мгновений весны».

“Запоминается последняя фраза. Теперь, если Мюллера спросят, зачем к нему заходил Штирлиц , тот обязан ответить – за скрепками ”.

Так и в отношениях с детьми: любой разговор, обсуждение, урок постарайтесь закончить на позитивной ноте, оставляя ребенку возможность сделать выводы и проявить себя с лучшей стороны. Самооценка у таких детей, как правило, занижена. Мы должны всегда оставлять шанс. Порой кроме учителя им, к сожалению, больше и не на кого надеяться.

Дайте детям почувствовать, что мы, несмотря ни на что верим в них, и все наши усилия сводятся лишь к искреннему желанию помочь и поддержать.

Источник

Adblock
detector