Меню

упражнения в котором есть сложные слова

Учим сложные слова

Разделы: Логопедия

Сложными словами называют такие слова, которые образованы из 2-х или нескольких основ при помощи сложения.

Такие слова могут образоваться:

1) сложением целых слов: школа-интернат, летчик-космонавт;

2) сложением части основы с целым словом: зоомагазин;

3) сложением частей с сокращенными основами: ВУЗ; сложносокращенные слова: завхоз;

4) сложение производящих основ с соединительными гласными: пароход.

Отсюда видно, что сложные слова могут быть образованы сложением основ с помощью соединительной гласной “о” или “е”.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная “о”, а после мягких согласных, шипящих и “ц” — соединительная “е”.

В результате образования слов путем сложения и получаются сложные слова.

Существует 2 способа образования сложных слов:

1) неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр;

2) морфологический с помощью:

— приставки и суффикса (соединять);

— бессуффиксный (синь — от синий).

Школа начинает работу над сложными словами с 5-ого класса, т.к. упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются детьми в процессе речетворчества. Однако подготовка к такой работе нужна уже в детском саду.

В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения.

Значения таких упражнений:

1) приобретают опыт сознательного анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе;

2) такие упражнения приводят к осознанности речи, к ее произвольности.

1) Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолет, вертолет):

— с показом картинки, игрушки, предмета;

— с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения (т.е. из каких слов составлено).

2) Неоднократное повторение слова:

— отдельными детьми (с места);

3) Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок).

Кто рыбу ловит? (Рыболов)

Кто птиц ловит? (Птицелов)

4) Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с опорой на опорные слова (по аналогии).

— Я назову 2 слова — “пар” и “ходит”, а если их соединить вместе, то получится слово — пароход.

— А какие слова получаются из слов: луна и ход, тепло и ход?

5) Загадки-инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии).

Лес рубит – лесоруб.

Рыбу ловит – рыболов.

6) Упражнения на быстрый подбор сложных слов:

Кто разводит собак?

7) Называние сложных слов по картинкам (явления природы): листопад, водопад, снегопад, ледоход.

8) Выделение на слух сложных слов художественного текста:

Читайте также:  упражнения для конкурсов для 1 класса

— из скороговорки (рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов);

Листья по ветру летят,

Под ногами шелестят.

9) Словесно-дидактические игры.

“Машины-помощники” (мясорубка, скороварка, пылесос, кофеварка).

“Незнайкины загадки” — упражнять в толковании сложных слов и умении выделить составляющие их слова (черноглазый, разноцветный, четырехэтажный, белоснежный – почему так говорят?)

10) “Скажи, какой предмет” (с опорой на 2 слова).

У куклы светлые волосы – светловолосая.

Земля покрыта белым снегом – белоснежная.

Я ем кислый и сладкий апельсин – кисло-сладкий.

11) Отгадывание детьми загадок:

Летит, как птица, жужжит,
А крыльями не машет. (Самолет)

Я не бабочка, не птица,
Не лечу, куда хочу.
Кто желает прокатиться?
Залезайте – прокачу! (Самолет)

Высоко летит,
А в нем летчик сидит. (Cамолет)

Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице.
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли ты сошел?
Прямо по морю пошел! (Пароход)

Бежит конь, из ушей дым столбом
Конь на бегу, пары клубя, пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
И многих за собой. (Паровоз)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод)

В небо – дыра, в землю – дыра,
А в середине огонь и вода. (Cамовар)

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)

Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу! (Пылесос)

12) Составление словосочетаний со сложными словами: железнодорожный вагон, сероглазый мальчик, черноглазая девочка, разноцветные шарики, белоснежная скатерть.

13) Включение сложных слов в предложения:

Пешеходы идут по пешеходной дорожке.

Самолет летит высоко в небе.

— добавления слова в предложение с опорой на картинку с повторением всего предложения;

— самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или названному слову).

14) Составление связного текста с данными сложными словами.

15) Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.

Система работы с детьми над сложными словами

На одном из фронтальных занятий логопед знакомит детей с новой темой: “Образование сложных слов путем сложения”.

Все занятии целиком посвящается этой теме, в его структуру включаются различные виды упражнений и игр, с учетом дидактического принципа от простого к сложному.

На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце (пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход) которых голосом выделяется одинаковая производящая основа (ледоход) и т.д.

Читайте также:  нормы гто описание упражнений

Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.

С теми детьми, которые не усвоят программную задачу, следует позаниматься индивидуально.

Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени:

— при организационном моменте;

— в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.

Для реализации рекомендованных методических приемов можно использовать различные виды деятельности детей:

— изодеятельность: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход;

— конструирование: паровоз, самосвал.

Исходя из вышесказанного видно, что научить детей образовывать сложные слова путем сложения должен логопед, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.

Группировка сложных слов:

— по лексическим темам;

— по морфологическому способу словообразования (словопроизводство путем сложения), где в конце слов легко голосом выделить одинаковую производящую основу;

Явления природы: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье.

Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.

Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед.

Животные: утконос, носорог, землеройка.

Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа.

Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод, землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.

Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.

Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн, сенокосилка.

Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.

Источник

Карточки по теме «Сложные слова» 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Карточки по теме «Сложные слова» 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
slozhnye_slova.doc 17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

Л…с…воз, л…ст…пад, сам…лёт, пар…воз, пар…ход, семил…тний, дал…н…восточ…ный, ч…рн…глазый, з…лен…глазый, светл…русый, сен..кос, , в…д…провод, груз…воз.

Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

Пул…мётчик, пыл…сос,з…мл…мер,з…мл…тр…сение, огн…туш…тель, в…д…пад, снег…зад…ржание, круг…светное, пут…шествие, ж…лезн…д…рожный, пеш…ход, к…рабл…стр…ение, камн…др…билка, сам…воспитание.

Вставьте пропущенную букву.

Напиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные

скоро + варить .
тело + греть.
броня + жилет.
мухи + ловить .
мухи + морить.
пешком + ходить .
белый + город .

лёд + колоть.
пчёлы + водить .
пар + ходить .

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

пуля + метать- .
лежать + бок -.
Луна + ходить -. ……………………..
книги +любить-.
молния + отводить-.
кофе + варить.-.
сено + косить -.
вертеть + шея -.
лист + падать- .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по математике для 1 класса по темам: «Прибавление и вычитание 0,1,2.» и «Прибавление и вычитание числа3».

«Заполни домики» состав чисел, карточки по математике, 1 класс.

В карточке собраны задачи за 2 класс на повторение пройденного материала.

Карточки для любой системы обучения охватывают материал по темам:»Сложение и вычитание в пределах 10″, «Компоненты сложения и вычитания», «Простые задачи», «Преобразование величин», «Уравнения».

Данные карточки помогут для индивидуальной работы с детьми.

Материал предназначен для отработки знаний при решении простых задач и примеров на сложение и вычитание в пределах 20.

Данный материал можно использовать как на уроке , так и во время индивидуальной работы с учеником.

Источник

Карточки по русскому языку «Сложные слова»
тест по русскому языку (4 класс) на тему

Карточки по русскому языку «Сложные слова»

Скачать:

Вложение Размер
slozhnye_slova.docx 16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

Л…с…воз, л…ст…пад, сам…лёт, пар…воз, пар…ход, семил…тний, дал…н…восточ…ный, ч…рн…глазый, з…лен…глазый, светл…русый, сен..кос, , в…д…провод, груз…воз.

Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

Пул…мётчик, пыл…сос,з…мл…мер,з…мл…тр…сение, огн…туш…тель, в…д…пад, снег…зад…ржание, круг…светное, пут…шествие, ж…лезн…д…рожный, пеш…ход, к…рабл…стр…ение, камн…др…билка, сам…воспитание.

Вставьте пропущенную букву.

Напиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные

скоро + варить .
тело + греть.
броня + жилет.
мухи + ловить .
мухи + морить.
пешком + ходить .
белый + город .

лёд + колоть.
пчёлы + водить .
пар + ходить .

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

пуля + метать- .
лежать + бок -.
Луна + ходить -. ……………………..
книги +любить-.
молния + отводить-.
кофе + варить.-.
сено + косить -.
вертеть + шея -.
лист + падать- .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по теме «Безударная гласная в корне слова», 2-3 класс.

Эти карточки созданы для самостоятельной работы каждого ученика в классе.

Карточки для самостоятельной работы каждого ученика на уроке.

Различные задания помогут учителю оценить знания уч-ся по теме «Слова-признаки». 2 класс.

Данный материал можно использовать на этапе проверки усвоения знаний по теме «Звуки и буквы».

В карточке ребенок получает задания на отработку навыков определения безударной гласной. Навыков дифференциации понятий «Однокоренное слово» и «форма слова».

Карточки для работы на уроках русского языка в 1 и 2 классе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector