Меню

упражнения при подготовке к сочинению

Методическая разработка «Упражнения по подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку»

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (частьС1 ЕГЭ) .

Данная система упражнений разработана для использования в работе с учащимися 10-11 классов при подготовке к выполнению части С ЕГЭ. Задание С1 требует от выпускников умения анализировать и интерпретировать текст. Познакомившись с предложенным текстом, экзаменуемые должны определить и сформулировать одну из проблем, рассматриваемых автором, прокомментировать её, понять и сформулировать авторскую позицию, согласиться или не согласиться с нею, аргументируя своё мнение. Результатом этих действий должно стать сочинение-рассуждение, представляющее собой наиболее сложную часть экзаменационной работы, за которую можно получить 23 балла(более 30 процентов от всего количества баллов). Как показывает опыт, большинство учащихся испытывает определённые затруднения в написании сочинения, связанные с пониманием текста, с выстраиванием композиции сочинения, с выбором формулировок. Данные упражнения направлены на преодоление этих трудностей.

Упражнения 1-4 могут быть использованы на начальном этапе обучения написанию экзаменационного сочинения.

Упражнение 1 учит выявлять проблему, поставленную в тексте, и предупреждает типичные грамматические ошибки, допускаемые при формулировании проблемы.

Упражнение 2 помогает учащимся уточнить свои знания о том, что следует писать в комментарии.

Упражнение 3 знакомит учащихся с двумя способами построения начала сочинения: от проблемы к комментарию и от комментария к проблеме.

Упражнение 4 направлено на предупреждение нередко встречающейся логической ошибки, когда автор сочинения, правильно сформулировав одну из проблем текста, комментирует другую проблему .

Упражнения 5-6 учат аргументировать собственное мнение. Упражнение 5 содержит примеры логических ошибок при аргументации тезиса. Упражнение 6 даёт учащимся возможность попрактиковаться в применении такого типа аргументов, как ссылка на авторитет.

Упражнения 7-9 развивают у учащихся внимание к речевому оформлению сочинения, помогают научиться находить и исправлять грамматические, речевые и логические ошибки.

Упражнение 10 предназначено для использования на завершающем этапе обучения, когда учащиеся хорошо знают, что от них требуется, каковы критерии оценки сочинений, применяемые экспертами. Проверив и оценив чужую работу, учащиеся будут более критично и внимательно относиться к своей.

Упражнения 1-3 составлены по тексту, взятому из книги «ЕГЭ- 2009: русский язык: реальные задания/авт.-сост. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова.» – М., Астрель, 2009.

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

(2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(З)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненаро­ком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись ска­зать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова, и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и назы­валась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: кан­целярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чуже­родные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою на­чисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный все­рьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывет и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?

(18)Хорошо поёт, собака,

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громо­гласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского.

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать лю­дям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с кото­рым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?!

Прочитайте текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных в тексте. Сравните свою формулировку с данными ниже. Из предложенных формулировок проблемы выберите ту, которая не содержит грамматических ошибок. Объясните, какие нормы нарушены в отвергнутых вами вариантах.

Автор рассматривает проблему того, что канцелярит – опасная болезнь языка.

В тексте излагается проблема о канцелярите.

Автор анализирует проблему о распространении канцелярита.

Проблема засорения русского языка канцеляритом, о которой затронул автор, очень актуальна.

Автор поднимает проблему поражения русского языка канцеляритом.

Размышляя о современном состоянии русского языка, в тексте поднимается проблема канцелярита.

У автора есть проблема, которая его волнует: это проблема о канцелярите.

Обведите номера тех утверждений, с которыми вы согласны.

В комментарии нужно:

Пересказать содержание текста.

Указать, к какому типу принадлежит проблема.

Написать своё мнение о проблеме, поставленной в тексте.

Определить актуальность проблемы.

Подробно проанализировать все средства выразительности, которые использует автор.

Рассмотреть, на каких примерах автор анализирует проблему.

Дать свою оценку действиям персонажей текста.

8) Определить, какой аспект проблемы рассматривает автор.

Прочитайте два варианта начала экзаменационного сочинения по этому тексту. Определите, как построена каждая из этих работ: от проблемы к комментарию или от комментария к проблеме. Какой вариант вам кажется предпочтительнее?

Читайте также:  игровое упражнение слушай сигнал

1 вариант сочинения:

Как влияет на наш язык проникновение в живую речь оборотов, характерных для официально-делового стиля? Эту серьезную проблему анализирует в своей статье Нора Галь. Проблема эта далеко не нова. Еще К.И. Чуковский поднимал ее в статье «Канцелярит». Этим словом, напоминающим название болезни, он выражает свое понимание этого явления, поразившего русский язык. Нора Галь разделяет озабоченность Чуковского тем, что этот «окаянный и зловредный недуг нашей речи» продолжает уродовать русский язык и приводит яркие примеры неуместного употребления слов и конструкций официально-делового стиля в разговорной и публицистической речи. Не утратила, к сожалению, эта проблема своей актуальности и в наши дни. Думаю, каждый согласится с этим, вслушавшись в речь наших современников.

2 вариант сочинения:

Язык – это, пожалуй, самое главное, что характеризует тот или иной народ, сплачивает его в единое целое. В нем выражается душа народа, его нравственные ценности, национальная самобытность. Поэтому так важно хранить чистоту и богатство родного языка, защитить его от всех опасностей и болезней. Об одной из таких болезней размышляет в своей статье Нора Галь, приводя несколько примеров того, как люди употребляют официально-деловые обороты и слова совершенно неуместно, в ситуациях, где они чужеродны и неестественны. Она поднимает проблему канцелярита — засорения живого русского языка бюрократическими оборотами речи, уместными лишь в официальных документах.

Упражнение 4. ( по тексту из кн. Барова Е.С., Воронова Е.Н. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 класс. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.- М.: Баллас, 2011. (Образовательная система «Школа 2100») – с.8)

(1)В середине XIX века один помещик, безвылазно живший в своём имении под названием Воробьёвка, написал странные стихи:

(2) 3емля, как смутный сон, немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

(3)Я ль нёсся к бездне полуночной,
Иль сонмы звёзд ко мне неслись?

(4)Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис. ..

(5)Так за сто лет до первого полёта человека в космос русский поэт Афа-
насий Фет (а он имел, кстати, стойкую репутацию «врага прогресса») напи-
сал о неведомых ощущениях космонавта со всей тонкостью и точнос тью.
( 6)Д аже о невесомости: «. над этой бездной я повис . ».

(7)Вспомним апрельские дни 1961 года: немыслимый восторг, стихийные
демонстрации на площадях и улицах, братание и ликование всеобщие!

(8)Трудно точнее передать тогдашнее отношение людей к Гагарину, чем
слова Фета: «. первый житель рая . ». (9) Эпоха была самая атеистичес кая
хрущёвские погромы церкве й катились по стране, пропагандисты торжествовали «победу науки над религией». ( 1 0)Но если бы полёт Гагарина был всего лишь победой науки, то откуда в тех днях столько слёз радости, столько счастья, умиления? ( 1 1)Почему всем так хотелось скорее увидеть этого улыбчивого невысокого парня в лётной форме? (12 )Ведь не потому же, что он около ч аса крутился вокруг планеты в тесной капсуле? (13 )В полёте Юрия Гагарина на род чувствовал не только победу металла и правильных формул, но и какой-то особый, невыразимый смысл. (14)Дл я газет и митингов Гагарин был, конечно, первый космонавт Земли, но для сердца он был «как первый житель ра я»!

(15 )Встречи первых космонавтов в казахстанской и алтайской степи, а по-
том и в больших и маленьких городах ломали все официальные регламенты
и протоколы и неизбежно принимали форму стихийного праздни ка.
(1 6 )Встреч ал и не столько героев, отличившихся при выполнении специа ль-
ного задания, сколько своих, «родненьких», чудесным образом прикосн ув-
шихся к тайне Божьего мира.

(17)Так встречали и Титова, и Терешкову, и Николаева, и Быковского,
Леонова, и Беляева.. .( 18)Остались, наверное, километры киноплёнки об эт их встречах. (19)Там самое драгоценное — лица людей. (20) П рекрасные, счастливые лиц а! ( 21) Можно было бы сделать документальный фильм на основе этой хроники 60-х годов. (22)Текста там, наверное, никакого не нужно.(23)Пу сть будет только музык а, может быть — стихи, но главное, чтобы мы успели вгл яд еться в лица. (24)Милые, простодушные и ясные, каких теперь не встре тишь. (25)Да и нет давно такого праздника, такого дня. (26)Чтобы волна др у желюбия, радости и братского тепла могла выплеснуться на улицы.

(По книге Дмитрия Ше в аро в а «Освещённые солнцем. Добрые лица XX века » )

Прочитайте фрагмент сочинения (в нем сформулирована и прокомментирована одна из проблем, поставленных в тексте). Какую логическую ошибку вы заметили? Как можно ее исправить?

В прочитанном мною фрагменте книги Дмитрия Шеварова автор размышляет над такой интересной проблемой: « В чем состоит значение для человечества первого космического полета?». Нам, людям 21 века, наверное, трудно понять до конца значение этого события, происшедшего в 1961 году. Ведь теперь космонавты проводят на орбите целые месяцы, и никто не видит в этом ничего удивительного. Тем поразительнее гениальное предвидение русского поэта 19 века Афанасия Фета, который словно бы описал в стихотворении чувства Юрия Гагарина, первого человека, преодолевшего силу земного притяжения. Какова природа поэтического творчества, позволяющего так точно передавать то, что сам поэт испытать не мог? Еще в древности многие считали, что Творец, будь то писатель или художник, творит не сам по себе, а с божественной помощью, он как бы служит каналом, по которому Бог может передавать людям знания о мире. Такой взгляд на природу человеческого творчества на рубеже 19 и 20 веков нашел отражение в поэзии символистов.

Упражнения 5 – 9 составлены по тексту, взятому из кн. Барова Е.С., Воронова Е.Н. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 класс. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.- М.: Баллас, 2011. (Образовательная система «Школа 2100») – с.46-47

Читайте также:  упражнение планка или отжимания

(1)Однажды Чехов позвал меня к себе в деревню Кучук-Кой, где у него
был маленький клочок земли и белый двухэтажный домик. (2)Там, показы-
вая мне своё «имение », он оживлённо заговори л:

(3) — Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для
больных сельских учителей. (4) 3 наете, я выстроил бы этакое светлое зда-
ние — очень светлое, с большими окнами и с высокими потолками. (5)У меня
была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчель-
ник, огород, фруктовый сад; можно бы читать лекции по агрономии, метео-
рологии. ( б )Учителю нужно всё знать, батенька, всё!

(7)О н вдруг замолчал, кашлянул, посмотрел на меня сбоку и улыбнулся
своей мягкой, милой улыбкой, которая всегда так влекла к нему и возбужда-
ла особенное острое внимание к его словам.

(8) — Вам скучно слушать мои фантазии? (9)А я люблю говорить об этом.
(10 )Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, об-
разованный учитель! ( 11) У нас в России его необходимо поставить в какие-
то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что
без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложен-
ный из плохо обожжённого кирпича! (12 )Учитель должен быть артист, ху-
дожник, горячо влюблённый в своё дело, а у нас это чернорабочий, плохо образованный человек, который идёт учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошёл бы в ссылку. (13 )Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. (1 4) А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все его вопросы, чтобы мужики признавали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него. унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа.(15)Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ,- вы понимаете? — воспитывать народ! (16 )Нельзя же допускать, чтобы этот человек ходил в лохмотьях, дрожал от холода в сырых, дырявых школах, угорал,
простужался, наживал себе к тридцати годам лярингит, ревматизм, туберкулёз. ведь это же стыдно нам! (17)Наш учитель восемь, девять месяцев в году живёт, как отшельник, ему не с кем сказать слова, он тупеет в одиночестве, без книг, без развлечений. (18)А созовёт он к себе товарищей — его обвинят в неблагонадёжности, — глупое слово, которым хитрые люди пугают дураков. ( 19 ) О твратительно всё это. какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу. (20) 3 наете, — когда я вижу учителя, — мне делается неловко перед ним и за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве учителя и сам я чем-то виноват. серьёзно!

(По статье М. Горького «А .П . Чехов и народный учитель»)

Прочитайте текст и фрагменты сочинений, в которых авторы выражают и аргументируют своё мнение о проблеме. Какие логические ошибки допущены в аргументации?

1)Я согласна с автором и тоже считаю, что учитель должен получать за свой нелёгкий труд приличную зарплату. В моей жизни, например, был учитель, которого я очень уважаю, и я убеждена в том, что он сыграл огромную роль не только в моей жизни, но и в жизни многих учеников. Это учитель истории Василий Григорьевич Лосев. Его уроки были очень интересными, он обсуждал с нами очень важные политические, а иногда и философские темы. Некоторые ребята по его примеру поступили на истфак и готовятся продолжить его дело.

2)Как и автор, я считаю, что учитель в нашей стране недостаточно ощущает поддержку и заботу государства.

Во-первых, у учителей зарплата гораздо ниже, чем у тех, кто работает, например, в промышленности.

Во-вторых, если бы не было учителей, то мы с вами не смогли бы получить образование, стать образованными людьми, а это привело бы к упадку всего государства.

3)Я поддерживаю позицию автора: роль учителя неоценима в жизни как отдельного человека, так и всего государства. Это подтверждает и народная мудрость, недаром говорится: «Ученье – свет, а неученье – тьма». А у нас, к сожалению, как во времена Чехова, учитель «голоден, забит, запуган».

Какие из данных пословиц об учителе и учении можно использовать в качестве аргументов, подтверждающих следующие тезисы:

а) Чтобы учитель мог полноценно выполнять свою работу, необходимо создать ему условия, при которых он мог бы повышать свой образовательный уровень.

б) Роль учителя в жизни общества очень велика, потому что от него зависит образование и воспитание народа.

Учитель в школе что посев в поле.

Сытое брюхо к ученью глухо.

Дерево и учитель познаются по плоду.

Чтобы других учить надо свой разум наточить.

Учёного учить – портить.

Почитай учителя как родителя.

По ученику и об учителе судят.

Напишите фрагмент сочинения, доказывающий один из тезисов, используя пословицу в качестве аргумента.

Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

По-моему, учитель – это наиболее важнейшая профессия.

Каждый из нас должен быть благодарен людям, научивших нас писать и читать и воспитывающих в нас доброту, умение дружить, любовь к Родине.

Все, кто учились в школе, хранят добрую память о своих учителях и благодарны им.

Читайте также:  упражнение на определение предлогов

Учителя заслуживают всенародного уважения. Потому что их работа очень непростая и нужная обществу.

Чехов не только с уважением и любовью относится к учителю, а ещё мечтает о создании великолепного санатория для больных учителей.

Найдите речевые ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

Учитель занимает очень важную роль в жизни общества.

К сожалению, сейчас учитель не пользуется уважением в обществе, нередки случаи, когда даже в популярных телешоу ведущие прикалываются над учителями.

Для этой молодой учительницы работа в школе была её первым дебютом в качестве педагога, и после этого ужасного случая она, наверное, разочаруется в своей профессии.

В рассказе Распутина «Уроки французского» рассказывается о замечательной учительнице, которая не только помогала своему ученику учить французский язык, но и старалась подкормить его в то голодное время.

Мне очень понравились слова Чехова об учителе. Ему действительно нужно уделять больше внимания.

Найдите и исправьте логические ошибки .

1)Автор убеждает нас в том, что нельзя унижать учителя, потому что он забит, робок, плохо одет.

2)Почему учителям так мало платят за их тяжёлый труд? Это приводит к тому, что выпускники школ не хотят поступать в педагогические институты. Я уверен в том, что учителей, которые все свои силы отдают любимой работе, будет всё больше и больше.

3)Текст посвящён проблеме отношения общества к труду учителя. Эта тема сегодня очень актуальна.

Прочитайте текст и сочинение по нему. Выполните работу эксперта: найдите ошибки и определите количество баллов по каждому критерию.

(1) — Наденька, так вы меня любите? — спросил я.

(2) — Люблю, конечно, люблю, — ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!

(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит.

(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит. » -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят.

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!

(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит. » (35)Оказывается, я был не одинок. (36) Любили и других.

В этом тексте автор рассматривает проблему эгоистичного отношения человека к другим людям.

Эта проблема является нравственной, она актуальна в наши дни, так как люди думают только о себе. Эта проблема традиционна, её рассматривают уже давно. По поводу этой проблемы существуют разные точки зрения: одни думают, что если люди думают только о себе, когда они счастливы, то не надо осуждать их и ругаться, а нужно просто порадываться за них; а другие считают, что нужно воспитывать в себе сдержанность в момент, когда человека переполняет счастье, злоба и т.д. Эта проблема заставляет задуматься о своём поведении в разные случаи жизни. Когда человек счастлив наоборот, он совершает какое-либо действие, не задумываясь о последствиях, обычно, ни к чему хорошему не приводит. Это подтверждается в тексте: человек, узнав, что его любит Надя, ударил ногой по кошёлке с овощами, разрушил песчаный домик, который приносил счастье детям, разлил воду из ведра уборщицы, не думая о том, что уборщица устала и хочет поскорее закончить работу и пойти домой.

Автор подсмеивается и хочет проучить главного героя, так как он, влюблённый в Наденьку, от счастья совсем не понимал, что он делает. Но в итоге автор его решил проучить и показать, что чувствуют те люди, которым он вредит под гнётом отличного настроения, только тогда он понял, как он был не прав и, что на свете не один он влюбился, и, он может стать таким же пострадавшим.

Я согласна с автором, я думаю, что чтобы не произошло, нужно всегда держать себя в руках и не позволять себе вредить другим людям, которые наврятли поймут тебя, у них такое поведение будет вызывать только гнев и раздражённость.

Источник

Adblock
detector