Меню

упражнения на мой твой свой русский язык

Новое задание 9 по русскому языку: алгоритм выполнения, все правила и ловушки

Сначала выполните упражнение, чтобы узнать, насколько вы ориентируетесь в орфограммах, которые нужны для выполнения данного задания.

Выпишите все слова с безударной проверяемой гласной в корне: задержать, гористый, понимать, умирать, роскошный, пловец, заровнять, помириться, палисадник, росистый.

ОТВЕТ ищите в конце статьи. Если наделали много ошибок, то с заданием у вас беда 😉 Надо готовиться.

Так выглядит задание 9 в 2020-2021 учебном году. Знакомьтесь 😉 Кстати, об изменениях в ЕГЭ по русскому в этом году я писала здесь .

Алгоритм выполнения задания 9.

1. Выучите все чередующиеся корни (все правила внизу).

2. Находим все слова с чередованием. Соответственно, если они нам нужны, выписываем в ответ номера рядов слов с чередованием. Если не нужны, просто забываем про них.

3. Далее выделяем корни во всех оставшихся словах, пытаемся подобрать проверочные слова. Если есть проверочное слово, то это проверяемая гласная в корне. Если нет — непроверяемая гласная в корне.

Многие, наверное, задались вопросом: а как правильно выделять корень в слове? Выделить корень в слове непросто: нужно подобрать максимум однокоренных слов, повторяющиеся буквы в словах (не забываем о чередовании: бежать – бег, освещение –свет ) будет корнем. На самом деле выделить корень в некоторых словах очень сложно, при подготовке лучше пользоваться словообразовательным словарем.

Чтобы научиться делать задание 9 без ошибок, нужно постараться разобрать очень-очень много слов. Опять же без тренировки и терпения здесь не обойтись.

Ловушки задания 9:

1. Особое внимание обратите за чередование И//А,Я: принимать, запоминать.

2. Не забывайте про омонимию корней. Сравните: уМИРать (это чередование) – поМИРиться (проверочное слово МИР, это проверяемая гласная).

3. Не бросайтесь на знакомые буквосочетания. В слове БИРюзовый не чередование, здесь вообще корень БИРЮЗ, и это непроверяемая гласная в корне.

Вот так в идеале должна выглядеть работа над каждым заданием 9.

P.S. По поводу слов УБЕДИТЬ и ПОДРАЖАНИЕ.

Доказываю правильность выделения корней мною, опираясь на словари.

1. УБЕДИТЬ и ПОБЕДА — это НЕ однокоренные слова. Источник: школьный словообразовательный словарь Тихонова.

Источник

Комплекс упражнений по русскому языку для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ (9-11 кл.)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Комплекс упражнений для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Комплексный характер экзаменационных работ по русскому языку позволяет проверить и оценить разные стороны подготовки экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Все 8 заданий части В работы ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемому предстоит написать сочинение. При выполнении экзаменационной работы по русскому языку проверяется уровень лингвистической подготовки учащихся, а также уровень сформированности коммуникативных умений и навыков в области практической грамотности. Поэтому необходимо более последовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических знаний.

Наиболее сложным для усвоения остается разделы «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис».Статистика показывает низкий процент выполнения заданий части В, проверяющих сформированность лингвистической компетенции в области словообразования, морфологии, речеведения.

Для выполнения заданий части В необходимо развивать навыки аналитической работы со словом и с текстом. В этой связи мы предлагаем комплекс упражнений и проверочных работ, позволяющих учащимся проверить свои знания по основным разделам русского языка и самостоятельно разработать задания по части В.

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе. Часть В.

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1. Заполните таблицу: управление, примыкание, согласование.

Ее книга, ваша одежда, шел не спеша, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка, все книги.

Упражнение 2. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием.

1. Мимо окон прошла чья-то тройка.

2.. Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.

3. Оранжевый забыли мяч в саду.

4. Говорливая толпа мужиков и баб валом валила с утра до вечеру по пыльным унавоженным переулкам между телегами и палатками, лошадьми и коровами, балаганами и съестным, откуда несло вонючим чадом сальных жаровен.

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.

1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу.

Упражнение 4. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

1. на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать . 3. Собака . подбежала к хозяину. 4. дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца. 6. Мы. отдохнули. 7. Дочка говорила.

Слова для справок: взволнованно, вкрутую, замечательно, зимой, лежа, тотчас, утром.

Упражнение 5. Определите вилы связи слов в словосочетаниях. Определите, чем выражены главные и зависимые слова.

Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок,

старик рыбак, усталый от дел.

Упражнение 6. Найдите в предложениях цельные словосочетания.

При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. 2. Аглая подперла рукой подбородок и запела тонким, визгливым, тягучим голосом. 3. Вокзал строился в пяти верстах от города 4. Мы с Сашей продолжали свои занятия и прогулки. Никто из нас не выходил из комнаты молодых, к дверям которых Савельев прибил крючки. 5. Но, к ее удивлению, в кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 6. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. 7. Негр вел себя самым ужасающим образом. 8. Четыре тигра подерутся с четырьмя львами.

Упражнения по теме «Морфология»

Упражнение 1. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).

Упражнение 2. Найдите в следующих предложениях производные предлоги, определите, как они образованы.

Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. (А.Платонов)

Стук топоров вскоре затих и сменился стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Паустовский)

День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной вдали от сел и деревень. (И.Бунин)

В березовом лесу всегда светлее, как будто березы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В.Солоухин)

Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. (А.Пушкин)

Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В.Арсеньев)

Упражнение 3. Определите, к какой части речи относится слово: к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным.

1) Последовать, 2) беленый, 3) призванный, 4) участвую, 5) заканчиваемый, 6) конечный, 7) вычерпывал, 8) упорствуя, 9) хранимый, 10) упорствовавший, 11) призывающий, 12) черпаю, 13) призываемый, 14) следуешь, 15) засовывающий, 16) засунутый, 17) закончен, 18) непроходимый, 19) шефствующий, 20) заведовать, 21) засунет, 22) покрикивая, 23) крикнув, 24) покрикивавший, 25) испытаю, 26) сочувствовавший, 27) присутствовавший, 28) чувствуя, 29) чувствовал, 30) организовав, 31) устраиваемый, 32) организующий, 33) точеный, 34) выточенный, 35) попробовавший, 36) волнуясь, 37) приглашенный, 38) приглашу, 39) печатный, 40) образованный (человек).

Упражнения по теме «Синтаксис»

Упражнение 1. Определите части речи в предложениях, укажите вид придаточных предложений.

Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего ко­ня. 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ям­скую избу. 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. 6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело. 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпу­скала сына в Петербург на службу. 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши» уже давно переменили пози­ции. 11) ) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.

Упражнение 2. Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).

1) Вскочили на коней поскакали к бе­регу откуда должна была начаться переправа. 2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тём­ных полей. 3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо ста­раясь узнать которая из них ведьма. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревь­ев.5) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. 6) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая. 7) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. 8) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников. 9) Иван Игнатьич отправился за башкирцем который сидел в амбаре. 10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в ма­лом.

Упражнение 3. Замените придаточные определительные, где это воз­можно, обособленными определениями..

Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2) Бело-розовый хребет гор, который вид­нелся из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца. 3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого. 4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрач­ность. 5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. 6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тём­ных полей. 7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря. 8) Я выбрал развеси­стое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца. 9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта. 10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей. 11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

1. Выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

2. Выделите грамматические основы предложений.

3. Дайте характеристику каждого предложения.

4. Найдите и укажите сложные предложения, в состав которых входят:

а) односоставные безличные;

б) односоставные неопределенно-личные.

5. Укажите сложноподчиненные предложения, в которых есть однородные придаточные.

В гулком обширнейшем дортуаре, где в несколько рядов стояли четыре десятка плоских железных кроватей, стали готовиться ко сну.

Даже тот кудлатый парнишка, с которым в первый день случилась драка, оказался не столь уж вредным.

Читайте также:  комплекс упражнений по воробьеву

Не случится ли, что в новом семействе он, Коля, окажется третьим лишним и его отправят на пансионное проживание в Симферополь?

Клад точно лежит там, надо только сговорить ребят на поиски, и глядишь, в самом деле можно будет купить тендер для Маркелыча.

Когда он повторял в уме стихи Шарля Дюпона, они с каждым разом казались ему все менее страшными и все более светлыми.

Однако в этих штормовых ветрах уже не было ледяного зимнего холода, в них можно было ощутить влажную согретость – первый намек на близкие теплые времена.

Там тянулась Ростиславская улица, где большинство домов были обитаемы и можно было встретить не тюремников, не духов, а настоящих людей.

Тимофей сменил тон и спросил, нет ли чего нового про «Артемиду».

После того как побывал в святом месте, врать было невозможно.

У разбитого оконца, которое выходило во двор, никто не дежурил.

Упражнения по теме « Художественно-изобразительные средства»

1.Найти и определить значение тропов и стилистических фигур в следующих текстах:

1 .Когда б на роду мне написано было

Лежать в колыбели богов,

Меня бы небесная мамка вспоила

Святым молоком облаков,

И стал бы я богом ручья или сада,

Стерег бы хлеба и гроба, —

Но я человек, мне бессмертья не надо:

Страшна неземная судьба.

Спасибо, что губ не свела мне улыбка

Над солью и желью земной.

Ну что же, прощай, олимпийская скрипка,

Не смейся, не пой надо мной.

2. Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется таким необыкновенно вкусным, совсем не таким, как

3. Только в зрелом возрасте человек способен соединить в нечто целое и ощутить в единой прелести как бы разные вещи: сухие лиловатые листья платанов и влажные

губы молодой женщины, что целуется на скамейке Булонского леса; триумфальный взлет облаков над Домом инвалидов, над могилой Наполеона и круглый зал Лувра,

где тело Венеры Милосской как бы отлито из сумрачного жемчуга и где без всякой видимой причины на глазах у людей появляются непокорные слезы; бульварный запах

пыли, табака и пудры; скрипучие лестницы на мансарды (ступеньки этих лестниц стерлись от столетнего шарканья подошвами, как старые кухонные ножи); дым вокзалов — гар Сен-Лазар, гар Дю Норд, гар Орлеан; посвистывание веселых таксистов, шаловливых и вежливых школьников в помочах; оранжад, бьющий в глаза иголочками померанцевого газа; непроветренную средневековую темноту Нотр-Дам; кокетливых монашек, продающих латунные распятия; исполинские корзины цветов (в них цветы подымаются, как тесто на опаре, и переливаются на мостовую); ночи в скачущих огнях «Мулен Руж» или «Фоли Бержер». (К.Паустовский)

Назовите изобразительно-выразительные средства.

1. Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой. (А.Пушкин)

2.Мы все глядим в наполеоны…(А.Пушкин)

3.Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит. (А.С. Пушкин)

4.«Перекуём мечи на орала»

5. В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках… ( Э. Межелайтиc)

6. Соколом сизым летит в небеса….

7. Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён, что день не минул… (А. Фет)

8. Так летом глыба снеговая,

Цветами радуги блистая,

Висит, прохладу обещая,

Над беззаботным табуном…(М.Лермонтов)

9. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи…(Н. Некрасов)

10.Жди меня, и я вернусь!

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара. (К. Симонов)

11. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.Блок)

12. И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой. (А.С.Пушкин)

13. Вечный город. Царь зверей. Туманный Альбион.

14. В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)

15. «…твои небесные черты!»

«парус одинокий», «роща золотая»…

16. Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.Тютчев)

17. Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов).

18. Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).

19. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,

Что уж барону время умереть. (Пушкин)

20. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги

21. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать –

22. Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин).

Наступило вечное мгновение. (А.Блок).

Нагло скромен дикий взор. (Блок)

Как показывает практика, достаточно эффективной является самостоятельная работа учащихся по составление заданий части В к готовому тексту. Ученикам предлагается сформулировать задания и записать правильный ответ. Мы предлагаем два варианта работы с текстом: с примерными заданиями и с возможностью самостоятельной формулировки заданий

Тексты упражнений для самостоятельной работы

Определить способ образования слов.

Выпишите из предложений слова, образованные: а) приставочно-суффиксальным; б) бессуффиксным; в) суффиксальным способом; г) путем перехода из одной части речи в другую.

Определите тип связи в словосочетаниях.

Выпишите словосочетание (по типу).

Выпишите из предложений: а) частицы; б) предлоги; в) местоимения (определить разряд); г) качественные (относительные, притяжательные) прилагательные.

Укажите номера предложений с обособленными конструкциями (указать вид конструкции).

Определите вид односоставных предложений (знаки препинания не расставлены).

Определите вид сложных предложений.

Найдите в тексте сложные предложения ( по типу).

Определите вид придаточных предложений.

Укажите виды соподчинения придаточных предложений.

Укажите средства связи предложений в тексте.

Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, определите их вид.

1)Когда на село, расположенное в долине, легла широкая и прохладная тень от горы, закрывающей запад, а в долине, к горизонту, все зарумянилось отблеском заката, зарделись рощи, вспыхнули алым глянцем изгибы реки, и за рекой как золото засверкали равнины песков, народ, пестреющий яркими, праздничными нарядами, собрался на зеленую леваду, к белой старинной церковке, где молились еще казаки и чумаки перед своими далекими походами.

2)Там, под открытым небом, между нагруженных телег, начался молебен, и в толпе воцарилась мертвая тишина. 3)Голос священника звучал внятно и раздельно, и каждое слово молитвы проникало до глубины каждого сердца. 4)Темнеет — и странная тишина царит в селе.

5)Теплые южные сумерки неясной дымкой смягчают вечернюю синеву глубокой долины, затушевывают эту огромную картину широкой низменности с темными кущами прибрежных рощ, с тускло блестящими изгибами речки, с одинокими тополями, что чернеют над долиной. 6)Старинный Великий Перевоз сереет своими скученными хатами в котловине у подошвы каменистой горы.7) Смутно, как полосы спелых ржей, желтеют за рекой пески. 8)За песками, уже совсем неясно, темнеют леса. 9)И даль становится дымчато-лиловой и сливается с сумеречными небесами.

10)Все как всегда бывало в этой мирной долине в летние сумерки. 11)Но нет, не все! 12)Много стоит хат темных, забитых и немых.

13)Уже почти все разбрелись по домам. 14)Пустеет дорога. 15)Медленно бредет по ней несколько человек, провожавших переселенцев до ближнего перекрестка.

1)Предо мной серело пустынное поле. 2)Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко глядел на равнины. 3)С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной дороги и шуршал прошлогодним бурьяном. 4)Но за мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. 5)Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро чернью, она тонула в утреннем тумане. 6)Ветер дул мне навстречу, холодил лицо, рукава, степь увлекала, завладевала душой, наполняла ее чувством радости, свежести.

7)За курганом блеснула круглая ложбина, налитая весенней водой. 8)Я свернул к ней на отдых. 9)Есть что-то чистое и веселое в этих полевых апрельских болотцах; над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки щеголевато и легко перебегают по их бережкам и оставляют на иле свои тонкие, звездообразные следы, а в мелкой, прозрачной воде их отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. 10)Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. 11)Он расплывался на два холма и, словно поблекшей скатертью из мутно-зеленого бархата, был покрыт прошлогодней травой. 12)Седой ковыль тихо покачивался на его склонах — жалкие остатки ковыля. 13)»Время его, подумал я, — навсегда проходит; в вековом забытьи он только смутно вспоминает теперь далекое былое, прежние стони и прежних людей, души которых были роднее и ближе; ему, лучше нас умели понимать его шепот, полный от века задумчивости пустыни, так много говорящей без слов о ничтожестве земного существования». И.А. Бунин

1)Скрип телеги, на которой сидел старик, свесив с грядки ноги в допотопных сапогах, и сопение волов, которые, покачиваясь и вытягивая шеи, придавленные тяжелым ярмом, медленно тащились по дороге, разогнали мои думы. 2)Я зашагал еще поспешнее.

3)Полоса леса серовато чернела вдали. 4)Я не сводил с нее глаз, думая, что за лесом-то и откроется долина Донца и Горы. Лес оказался очень старым, заглохшим. 5)Меня поразила его безжизненная тишина, его корявые, иссохшие дебри. 6)Замедляя шаги, я с трудом пробирался по хворосту и бурелому, который гнил в грязи глубоких рытвин дороги. 7)Ни одной птицы не слышно было в чащах. 8)Иногда дорогу затопляло целое болото весенней воды. 9)Сухие деревья сквозили кругом; их кривые сучья бросали слабые, бледные тени.

10)Скоро, однако, в пролете лесной дороги снова проглянула просторная, вольная даль. 11)Сухой степной ветер все усиливался, разгоняя в ярком весеннем небе белые облака, делая даль бесконечной. 12)Монастыря же все не было. И.А. Бунин

1)Глубоко внизу подо мною все тонуло в теплых сумерках, мелькали огни. 2)Там уже начиналась сдержанно радостная тревога приготовлений к светлой заутрене. 3)А здесь, за меловыми утесами, было тихо и еще брезжил свет зари. 4)Птицы, живущие в трещинах скал и под карнизами церковки, реяли вокруг, визжа, как старый флюгер, и всплывали снизу и неслышно падали вниз, в сумрак, на своих мягких крыльях. 5)Туча с юга заволокла все небо, вея теплотой дождя, весенней душистой грозы, и уже содрогалась от вспышек молний. 6)Сосны горного обрыва сливались в темную опушку и чернели, как горб спящего зверя.

7)Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину. 8)Монах, как привидение, стоял за ящиком со свечами. 9)Два-три огонька чуть потрескивали. 10)Поставил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители. И.А. Бунин

1)Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. 2)Какое великолепие и спокойствие!

3)Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. 4)Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. 5)И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. 6)Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. 7)В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. 8)А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. 9)И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. И.А. Бунин

1)Свежеет, и блеск вечера меркнет. 2)Меланхолично засинели поля, далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огромным мутно-малиновым шаром солнце. 3)И что-то старорусское есть в этой печальной картине, в этой синеющей доли с мутно-малиновым щитом. 4)Вот он еще более потускнел, вот от него остался только сегмент, потом — дрожащая огневая полоска. 5)Быстро падает синеватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его; в лужках уже — холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью — только изредка повевает откуда-то теплом. 6)В сумраке мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны. 7)А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца.

8)Как печальны кажутся в это время темные деревушки, мертвую тишину которых будит звук рессор и бубенчиков! 9)Как глуха и пустынна кажется старая большая дорога, давно забытая и неезженая!10) Слава богу, хоть месяц всходит! 11)Все веселее.

2. Тексты упражнений для самостоятельной работы

Читайте также:  упражнения для рук девушкам дома видео

Составьте задания к тексту (не менее 10) из разных разделов русского языка (лексика, морфология, словообразование, орфография, синтаксис и пунктуация)

1)Давным- давно, с незапамятных времен, жил на одном высоком плоскогорье мирный пастушеский народ, отделенный от всего света крутыми скалами, глубокими пропастями и густыми лесами. 2)История не помнит и не знает, сколько веков назад взобрались на горы и проникли в эту страну закованные в железо, чужие, сильные и высокие люди, пришедшие с юга. 3)Суровым воинам очень понравилась открытая ими страна с ее кротким народом, умеренно теплым климатом, вкусной водой и плодородною землей. 4)И они решили навсегда в ней поселиться. 5)Для этого совсем не надо было ее покорять, ибо обитатели не ведали ни зла, ни орудий войны. 6)Все завоевание заключалось в том, что железные рыцари сняли свои тяжелые доспехи и поженились на местных красивейших девушках, а во главе нового государства поставили своего предводителя, великодушного, храброго Эрна, которого облекли королевской властью, наследственной и неограниченной. 7)В те далекие наивные времена это еще было возможно. (А. Куприн)

1)Звали ее Ю-ю. 2)Не в честь какого-нибудь китайского мандарина Ю-ю и не в память папирос Ю-ю, а просто так. 3)Увидев ее впервые маленьким котенком, молодой человек трех лет вытаращил глаза от удивления, вытянул губы трубочкой и произнес: «Ю-ю». 4)Точно свистнул. 5)И пошло — Ю-ю.

6)Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. 7)Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом. 8)И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

9)- Ника, вынь указательный палец изо рта. 10)Ты уже большая. 11)Через восемь лет — невеста. 12)Ну что, если тебе навяжется эта гадкая привычка? 13)Приедет из-за моря великолепный принц, станет свататься, а ты вдруг — палец в рот! 14)Вздохнет принц тяжело и уедет прочь искать другую невесту. 15)Только ты и увидишь издали его золотую карету с зеркальными стеклами. да пыль от колес и копыт.

16)Выросла, словом, всем кошкам кошка. 17)Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ерш.

1)Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. 2)Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. 3)Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. 4)Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. 5)Послушник он был иди постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. 6)Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью 7)Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

1)Москва наконец прожила свою сложную и утомительную зиму. 2)А потом прожила Великий пост, Пасху и опять почувствовала, будто она что-то кончила, что-то свалила с плеч, дождалась чего-то настоящего. 3)И было множество москвичей, которые, кажется, уже меняли или готовились изменить свою жизнь, начать её как бы сначала и уже по-иному, чем прежде, зажить разумнее, правильнее, моложе и спешили убирать квартиры, заказывать костюмы, делать покупки, – а ведь покупать (даже нафталин) весело! – готовились, одним словом, к отъезду из Москвы, к отдыху на дачах, на Кавказе, в Крыму, за границей; вообще к лету, которое, как всегда кажется, непременно должно

быть счастливым и долгим-долгим.

4)Сколько прекрасных, радующих душу чемоданов и новеньких, скрипящих корзин было куплено тогда в Леонтьевском переулке! 5)Сколько народу появлялось и стриглось и брилось у Базиля и Теодора! 6)И один за другим шли солнечные, возбуждающие дни, дни с новыми запахами, с новой чистотой улиц, с новым блеском церковных маковок на ярком небе, с новыми нарядами на щеголихах и красавицах, пролетавших на лёгких лихачах по Кузнецкому, с новой светло-серой шляпой знаменитого актёра, видимо, летящего на репетицию.

7)Все кончали какую-то полосу своей прежней жизни, и чуть не для всей Москвы был канун жизни новой, конечно, счастливой, был он и у меня, у меня даже особенно, гораздо больше других, как казалось мне тогда. ( По И. Бунину)

1)Россия лежала в снегах: была зима. 2)От этого времени у меня осталось удивительно светлое воспоминание: сплошные снега, их белизна, заливающая своим светом всё вокруг, и небо голубиного цвета, низко нависшее над землёй. 3)На память всё время приходили где-то прочитанные стихи: «Страна, которая молчит, вся в белом, белом, как новобрачная, одетая в покров». 4)Снеговая дорога сбегала вниз, в овраг, между заиндевелыми кустами орешника. 5)Всюду: за оврагом, за соломенными крышами овинов

– вился струйками к серенькому застенчивому небу дым из печей. 6)Невольно возникала светлая тоска по чему-то несбыточному, несуществующему, по такой вот косой избе, которой у меня нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему, склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками. 7)Я полюбил тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы: я помногу живал в деревенских избах. 8)Их суровость была сродни знакомым вещам: ключевой воде, лукошку из лыка или невзрачным цветам картошки.

9)Без чувства своей страны, особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи, нет настоящего человеческого характера.10)Это чувство наполняет нас великим интересом ко всему: к истории родины, к судьбам её людей. 11)Александр Блок написал в давние тяжёлые годы: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые как слёзы первые любви!» 12)Блок был прав, конечно: нет ничего человечнее слёз от любви, нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, её прошлому, настоящему и будущему, к её языку, быту, к её лесам и полям, к её селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники. (По К. Паустовскому)

1)Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго, до конца лета. 2)С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря пылает пожаром, она разливается кротким румянцем. 3)Но вот опять хлынули игравшие лучи, и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. 4)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. 5)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекавшей их глубоко-прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места, далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать, но сами они так же лазурны, как небо,

они все насквозь проникнуты светом, удивительным небесным светом.

6)Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется весь день и кругом одинаков, нигде не темнеет, не густеет гроза, разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы, то сеется едва заметный дождь. 7)К вечеру эти облака исчезают, последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами

напротив заходящего солнца, на месте, где оно закатилось так же спокойно, как взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится над ним вечерняя звезда. 8)В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки, на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. 9)В такие дни жар бывает иногда весьма силён, иногда даже парит по скатам полей, но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты, несомненный признак постоянной погоды, высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.

1)Потрясённый и ослеплённый, стоял я у окна открытого на озеро. 2)Я почувствовал внутреннее беспокойство и потребность выразить как-нибудь избыток чего-то вдруг переполнившего мою душу. 3) Мне, поражённому, захотелось в эту минуту обнять кого-нибудь, крепко обнять, защекотать, ущипнуть его, сделать с собой и с ним что-нибудь необыкновенное, удивительное, затейливое.

4)Был седьмой час вечера. 5)Мелкий, навязчивый, целый день шёл дождь, а теперь разгуливалось. 6)Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижное, гладкое, выпуклое, расстилалось перед окнами между разнообразными земными берегами, уходило вперёд, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагромождённых друг на друга долинах горах облаках.

7)На первом плане были берега, мокрые, светло-зелёные, разбегающиеся, с тростниками, лугами, садами и дачами. 8)Далее тёмно-зелёные поросшие уступы с развалинами замков. 9)И всё залитое нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещённое прорвавшимися с разорванного в клочья неба жаркими лучами заката.

10)Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной, буквальной линии, ни одного цельного, однозначного цвета ни одного скучного, одинакового момента. 11)Везде движение, несимметричность, причудливость. 12)Во всём спокойствие, мягкость и необходимость прекрасного. (По Л. Толстому)

Далее мы предлагаем варианты домашних заданий, позволяющих учащимся проанализировать текст.

Домашнее задание № 1

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить.

Выписать из текста по три примера словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

Из предложений 1,11 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

Из предложений 11-15 выпишите все предлоги.

Из предложений 5-8 выпишите все частицы.

В предложениях 13-15 найдите определительное местоимение.

Назовите номера предложений с обособленными конструкциями, определите их вид.

Укажите номера СПП и определите их вид.

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

1)Ещё только оди(н,нн)адцатый час (на) исходе, а уже (н…)куда (н…) денеш…ся от тяжёлого зноя каким дыш…т июльский день. 2) Раск…лё(н,нн)ый воздух едва(едва) колыш…тся над (не)мощё(н,нн)ой песча(н,нн)ой дорогой. 3) Ещё (не)коше(н,нн)ая но (на)половину и(с,сс)охшая трава никн…т и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. 4) Дремл…т без живительной влаги зелень рощ(?) и пашен. 5) Что-то (не)внятное (не)пр…станно шепч…т в (полу)дремоте (не)угомо(н,нн)ый кузнечик. 6) Н… человек н… животное н… насекомое никто уже больше (не) борет(?)ся с истомой.7) (По) видимому все (з,с)дались уб…дившись в том что сила истомы овладевшей ими (не)победима (не)пр…од…лима. 8) Одна лишь стрекоза чу…ствует себя (по)прежнему и (как)( н…)( в )(чём)( н…) бывало пляшет (без) устали в пахуч…й хво….

9)На (не)коше(н,нн)ых лугах н…ветерка н… р…синки. 10)В рощ… под пологом листвы так (же) душно как и в открытом поле. 11) Вокруг бе…пр….дельная сушь а на небе (ни) облачка. 12) Но отправит(?)ся купат(?)ся (не) хочет(?)ся да и (не)зачем после купания ещё больше распариш(?)ся на солнцепёке. 13) Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скова(н,нн)ую жарой природу и разве…ть сон.

14) И вдруг (в)прямь что-то грохоч…т (в) дали (не)ясной и тума(н,нн)ой и гряда тёмных туч(?) движ…тся с (юго)восточной стороны. 15) (В) продолжении… очень короткого времени (в) течении… каких(нибудь) десяти — пятнадцати минут царит зловещая тишина и вдруг всё небо покрывает(?)ся тучами.

17) Но вот откуда н…возьмись в мёртвую глуш(?) врывается резкий порыв ветра который кажется (н…)чем (не) (з,с)держиш(?). 18) Он стремительно гонит перед собой столб пыли бесп…щадно рвёт и меч…т древесную листву бе(с,з)жалос(?)но мнёт и пр…кл….няет к земле полевые злаки. 19) Ярко блес(?)нувшая молния реж…т син… гущу облаков. 20) Вот-вот разразит(?) ся гроза и на обнаж…(н,нн)ые поля польётся освежающий дождь. 21) Хорошо бы укрыться от этого совсем (не)жда(н,нн)ого но жела(н,нн) ого гостя. 22) Добежать до деревни (не) удастся а усесться в дупло старого дерева (в)пору только ребёнку.

23) Гроза надвигается (в)дал…ке вспыхивает молния слыш….тся слабый гул постепе(н,нн)о усиливающ…йся пр….ближающ…йся и переходящ…й в пр…рывистые раскаты обнимающие весь небосклон.

24) Но вот солнце выглянуло в последний раз осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. 25) Вся окрес(?)ность вдруг изменилась приняла мрачный характер и гроза началась.

Читайте также:  несложные упражнения на полу

Домашнее задание № 2

(1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку.(2) Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». (3)Левитану было в то время восемнадцать лет.

(4) Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни.(5) Стояла тяжелая жара.(6) Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

(7)Особенно томительны были сумерки. (8) На балконе соседней дачи зажигали свет.(9) Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла.(10) На крокетной площадке стучали шары.(11) Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс.

(12)Левитан был беден, почти нищ, клетчатый пиджак протерся вконец. (13)Юноша вырос из него.(14) Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы.(15) Все лето Левитан ходил босиком. (16)Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками!

(17)И Левитан скрывался. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал.

(18)Писать этюды в лесу или в полях было опаснее.(19) Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берез книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей.(20) А никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки.

(21)Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. (22)Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи — братья Коровины и Николай Чехов – всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. (23)Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протертые подметки.

(24)Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. (25)Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее.(26) Левитан называл это нечто воздухом.(27) Но это был не тот воздух, каким он представляется нам.(28) Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту.(29) Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам. К. Г. Паустовский

Задание 1. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом.

Задание 2. Из предложений 21-23 выпишите определительное местоимение.

Задание 3. Среди предложений 21-28 найдите предложения с составным именным сказуемым, выпишите номера.

Задание 4. Среди предложений 21-28 найдите предложение, соединенное с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения, напишите его номер.

Задание 5. Определите тип и стиль текста.

Задание 6. Определите проблему текста.

Домашнее задание № 3

Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте.

Определить тип и стиль речи, определить основную мысль текста.

Выписать по 3 примера словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

Найти примеры слов, образованных приставочным, приставочно-суффиксальным, суффиксальным, бессуффиксным способом, путем перехода из одной части речи в другую( по 2 примера).

Из предложений 15-21 выпишите грамматические основы.

Указать номера СПП и виды придаточных.

Выписать номера предложений с обособленными конструкциями, указать их вид.

В предложениях 10-16 найдите обособленное приложение.

В предложениях 5-11 определите разряд местоимений.

Произведите синтаксический разбор предложения № 21.

1.Нет (ни)чего приятнее для путника в жаркий июльский полдень как погрузить разгорячё….ое лицо в прохладную струю шаловливой деревенской реч…нки или напит….ся студё…ой воды из ключа бьющего в (не)глубоком ущелье.

2.Поднялись вы давно ещё на ра…вете побродили в березн…ке ельнике и в гуще осиновых рощ(?) на ходу старательно высматривая разные цветы, ягоды, грибные

шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину. 3.Вскоре корзина ваша (до)верху наполняется добычей всем что вам попадалось по дороге. 4.Вы (не)терпеливо шагаете узкой меж…й вдоль овсяного поля с единстве…ым желанием поскорее добраться до спасительной реки.

5.Вот она блещ…т (в)дали серебря….ой полосой и манит своей прохладой. 6.Какое блаженство искупаться! думаете вы. Полжизни готов отдать за речную свежесть.

7.Вокруг бе…предельная сушь. 8.Всё дыш…т раскалё…ым зноем. 9.Полуде…ое солнце готовое кажется поразить вас каждым своим луч…м бе …жалостно печ ..т темя. 10.На небе ни облачка. 11.Ясное и спокойное оно равнодушно отражает (не)стерпимо знойные солнечные лучи.

12.(Ни)где н… одного звука н… единого живого существа. 13.(Не)слышно кузнечиков (не)видно зарянок гостий здешних мест. 14.Лишь изредк… где(то) в отдалении… за едва заметной глазу пр…дорожной полосой кустов на мгновение нарушая воцарившееся безмолвие протянет овсянка одну из своих грустных песен и снов… тишь.

15.Корзина оттягивает плечо. 16.Путь кажется бе…конечным. 17.Ещё осталось пересечь одно только пас…бище с лениво пасущимися на нем коровами и овцами, и цель достигнута. 18.Бе…шумно струится в низких берегах реки кристальная влага бе…звучно пр…глашающая усталого путника освежить истомлё…ое зноем тело в прохладной глубине. 19.Разве тут сдержиш…ся! 20.Пряч…те куда-нибудь корзину кин…те в траву платье и прямо с берега брос…тесь вниз в прозрачную глубь!

21.Как бич хлестнёт жгучая струя и через мгновение поплывёте вы размашистыми сажёнками к песча…ой отмели где любо будет вам повалят…ся на горячем песке.

Домашнее задание № 4

1. Была (не)из…яснимая радость (не)понимаемая разве заядлым городским жителем пр…сыпат…ся ребенком в своей чисто прибра…ой уютной спал…енке в лег…нькой камыш…вой кровати на утре…ей з…ре от пастуш…го рожка. 2. Тума…ый полог за окном неожида…о падает и первый луч солнца через (не)плотно пр…творе…ые ставни золотит изра…цовую печь свежевыкраше…ые полы недавно краше…ые стены обвеша…ные (не)пр…тязательными картинками на темы детских сказок в лакирова…ых рамках. 3. Низенький стари…ый домишк… с соломе…ой крышей беле…ый известью почти уходит в землю а над ним буйно цветет прекрасная рас?трепа…ая с…рень как бы торопясь своей (бело)лиловой роскош…ю прикрыть его убожество. 4. По деревя…ым ступенькам балкончика прогнивш…м от времени и качающ…мся под ногами сразу спуска…шься в заброше…ую купальню к расположе…ой близ дома вод…ной мельниц.

5. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой но быстрой реч…нки образовав (не)широкий но глубокий затон. 6. В зеленоватой прозрачной воде (не)принужде…о плавают (на)перегонки стайки серебря…ой рыбешки и на старом (полу)разваливш…мся боч…нке у которого (не)хватает дна и (не)достает (не)скольких досок сидит какая(то) (презрительно)высокомерная земная л…гушка (не)приязне…о следя за (не)угомо…ыми солнечными зайчиками игравш…ми на (пепельно)серых досках.

Вставить и объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Выписать по 2 примера словосочетаний (управление, согласование, примыкание).

Выписать номер(а) СП с сочинительной и подчинительной связью.

Выписать номер(а) ССП.

Выписать номер односоставного ПП, определить его вид.

Выписать номер(а) ПП с обособленным определением.

Выписать номер(а) ПП с обособленным обстоятельством.

Домашнее задание № 5

Осень в этом году была совсем (не)жда…ой. (Не)проше…ымгостем явился снеж…к и внезапно подкравшись темной безлу…ой ночью ударил в первых числах ноября сильный мороз. Отнюдь (не)глубокие реч…нки на бегу остановились и (не) замутне…ые серенькими долгими дождями и (не)пр…ютными ветрами глядели в озябшее небо ясными(пр…ясными) очами. Кое-где в лед…ом зеркальце в удивле…ом недоумени… проглядывали закраплё…ые в воду листочки упавшие накануне с еще (не) обл…тевших деревьев.

Сад быстро погружался в зимн… спячку и т…ропясь …бросить с себя свежезамороже…ую листву ра(с,сс)т…лал листве…ый ковер. Воздух был полон трепетного шелест как (будто) тысячи нарядных бабочек в…лись в нем. Под ногами сочно хрустела (не)коше…ая трава.

А во второй половине ноября выпал снег и за одну ночь прежний мир как (бы) и…чез вовсе под огромным белым покрывалом. Казалось вот явится сейчас (не)кто и начнет тв…рить все занов… на бе…конечной белой площадке.

Тв…ритьоднако н…чего не надо было. Давным(давно) сотв…ре…ый мир жил своей сложной и вечной жизнью.

Вставить и графически объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Выписать по 2 словосочетания (управление, согласование, примыкание).

Определить способ образования выделенных слов.

Подчеркнуть грамматические основы, определить вид сложных предложений.

Выписать все местоимения, определить разряд.

Определить все морфологические признаки слов тв…рить, прежний, торопясь,(на) бегу.

Домашнее задание № 6

1. Вставить и объяснить орфограммы и знаки препинания.

2. Над словами с чередующимися гласными надписать чер.

3. Пронумеруйте предложения, укажите номера предложений с обособленными конструкциями, определите их вид.

Я поселился на берегу Оки и стал постепе(н,нн)о забывать городскую ц…в…лизацию шумные улицы и шо…е. Поэзия природы оч…ровала меня. Рыбаки любят встречать утре…юю з…рю и пров…жать вечерний закат в эти часы рыба особе…о голодна и прожорл…ва хорошо клюёт. Проснувшись чуть свет едва могу разглядеть стрелки на ц…ферблат… наручных часов.

Ра…тилающ…яся над Окой пелена тумана предв…щает ясное утро. Самой реки (не) видно она лишь угадывается в (не)чётких очертаниях курчавых зар…слей пр…брежных ив. Летом рыба держ…тся ближе к берегу и хорошо слыш….т любой шум. Тихонько проб….раюсь сквозь пр….брежные кусты. Рукава и капюш….н куртки быстро нам….кают. Стараясь распол…житься поудобнее раскладываю на траве рыболовную утв…рь. Жёсткая трава прим…нается. Зачерпываю ведром воду для живцов (не)торопливо разматываю леску насаживаю на крюч…к червяка и забрасываю удочку. Попл…вок плавно л…жится на воду. (Не)ожида…о удилище гнётся леска натягивается струной. Я потянул (в)верх из воды выск…чил полосатый окунёк. Низко над водой со звонким криком промчался зимородок любитель рыбной диеты. Плавно опустившись на ветку ольхи скл…нившуюся к самому зеркалу реки он принялся подк…рауливать добычу. Увид…в рыбку стремглав ринулся в воду, но (не)нырнул, а только слегка к…снулся её и быстро схватил клювом добычу. Пернатый рыболов с серебристой добычей в клюве сел на тонкий кончик моего бамбукового удилища с ловкостью ц…ркача подбросил рыбёшку (в)верх открыл клюв проглотил её и вновь замер на месте. Голова и крылья у зимородка зелёные спина и хвост б…рюзовые грудь оранжевая клюв красный. Какой щеголь настоящий пижон!

Нач…нается утро. Восток заг…рается светом. На (ярко)розовом г…ризонте появляется край ра(с,сс)к…лённого обж…гающего диска и всё вокруг (не)надолго зам…рает. Ч…порные вод…(н,нн)ые лилии улыбаются солнечным лучам. Над водной р…вниной гоняясь друг за другом с лёгким шумом пикируют стрекозы. Всякий звук ш…рох или ш…пот только усиливает тишину утра. Но вот в кустах скл…нившихся над Окой, зазвенел утре…ий концерт укрывшихся в зелени пичуг. Пр…слушиваясь к гармоничному сочетанию их голосов я смотрел на реку. (По М. Ростовцеву.)

Домашнее задание № 7

Каме(н,нн)ые ступени скользкие от мелкого осе(н,нн)его дождя вели (в)низ в стиснутые высокими скалами ущелья. Одна из ближних к лес…нице скал округлая и тяжелая напом…нала силуэт доисторического животного складчатая спина которого была покрыта как шерстью пучками увя…шей травы. Только что мы пр…бывали в ц…вилизованном мире высотных зданий автобусов и тро(л,лл)ейбусов переполне(н,нн)ых сп…шащими людьми моще(н,нн)ых и асфальтирова(н,нн)ых улиц и площадей в мире гиган…ских сооружений и (не)скончаемых реклам. Но стоило перебраться через большой (не)подвижный водоем как мы нежда(н,нн)о-негада(н,нн)о очутились в царстве (не)живой природы. Как н… странно эта жизнь казалась реальной, а та отдале(н,нн)ая тонкой сеткой дождя сквозь которую просвечивали контуры совреме(н,нн)ых катакомб представлялась нав…ждением. И вот мы пр…к…саемся к древности искус(?)но созда(н,нн)ой и охраняемой учеными-экологами. Мы пр…остановились у безлюдного берега озера любуясь открывшимся пейзажем серебря(н,нн)ой ниткой прорезал гряду ручей чуть-чуть пожухлая зелень трав обв…ла кусты ольшаников созд…вая живописный рисунок. Обл…тающие березы (вечно)зеленые кустарники ц…пляющиеся за скалы все это образовывало (не)повторимый ландшафт.

Мы стали проб…раться (в)глубь те…итории как вдруг услышали около поляны детские голоса. Пост…ронившись мы пропустили (не)большой отряд ребятишек в (не)пром…каемых курточках и вяза(н,нн)ых из разноцветных ниточек шапочках. Впереди шагал улыбч…вый весну…атый мальч…нка державший разв…вающийся флаг на (бледно)голубом полотнищ… которого были нарисова(н,нн)ы диков…(н,нн)ые рогатые жуки-олени. Флажки (по)меньше (то)же с изображением насекомых несли другие дети. Мы ра(с,сс)просили руководителя (из)дали наблюдавшего за ребятами о цели их путешествия. Он объяснил нам что эти дети ю(н,нн)аты и что все члены общества охраны природы пр…водят сюда своих подшефных школьников чтобы с детства привить им любовь к природе. По пр…бытии… в город мы не захотели идти н… в театр н… в кино потому что (н…)что другое кроме встречи с живым чудом не вл…кло нас.

Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, графически объяснить.

Выписать и разобрать по 2 словосочетания (согласование, управление, примыкание).

Выписать 2 производных предлога, 2 определительных местоимения.

Выписать по 3 прилагательных (качественное, относительное).

Выпишите приложения вместе с определяемым словом.

Определите способ образования слов доисторического, перебраться, сквозь, охраняемой, любуясь, впереди, изображение, охрана.

Источник

Adblock
detector