Меню

упражнения на мотивацию по математике

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики»

Выбранный для просмотра документ Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики (2).doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ершичская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования – Ершичский район Смоленской области

Костылева Тамара Николаевна

учитель математики, высшая категория

( контактный телефон 8-481-55-2-23-46)

« Приемы и методы повышения мотивации

«Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Ершичи, март 2015 год

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда дети приходят в школу, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше они, тем интерес к математике значительно ослабевает. Вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке. Мы усаживаем за парты, добиваемся идеальной дисциплины, но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

Каким же образом повысить мотивацию учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы сформировать интерес у ребенка? Попробую ответить на эти вопросы.

В своей работе я стараюсь отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие приемы и методы работы хорошо нам всем известны, но мы учителя постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить их.

Используя различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы можно привлечь внимание учеников уже с начала урока: к учебе, к предмету, к теме урока. Например: Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна; ц итаты: «Великая книга природы написана математическими символами»; продолжение незаконченной фразы: «Математику уже затем учить надо, что …»

Приемы мотивации к теме урока: Задача, обеспечивающая наилучшее вхождение в тему занятия. Например, при изучении подобных треугольников предложить способы определения высоты дерева.

Интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования. Содержание обучения определяется в первую государственными образовательными стандартами, оно должно быть доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них, но и должно быть достаточно трудным и сложным, легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей. Я в целях мотивации учебного процесса стараюсь дополнить его интересными фактами из истории математики, из современных исследований и достижений человечества, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. К этой работе привлекаю учащихся, которые готовят небольшие сообщения, доклады к уроку. Весь необходимый для этого материал ребята находят в дополнительной литературе и в Интернете. Большой интерес у учащихся вызывает знакомство с новыми математическими терминами. Например, при изучении темы «Окружность и круг» сообщаю детям, что «радиус» по-латински – «спица колеса», и предлагаю им нарисовать радиус окружности.

Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, то есть способствует формированию положительной мотивации учения.

Известный математик Н.Я. Виленкин рекомендует изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач. Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (5 кл.) начинаю с задачи «Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 800 кв. м. Найдите площадь всего катка». Урок «Параллельные прямые» (7 кл.) начинаю с демонстрации действия слесарного прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревянного бруска.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт. Любой изучаемый материал стараюсь увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Так при изучении темы «Действия с десятичными дробями» использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара, предлагаю учащимся рассчитать процент денег, которые их семья тратит на продукты, плату за детский сад и обеды в школьной столовой, (5 кл.) тема «Масштаб» и объявляется конкурс на лучшую планировку своей комнаты, тема «Площади» и ведем подсчет денежных затрат на ремонт и т.д .

Интерес к изучению математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы. Игровые и интегрированные уроки, бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации. Как правило, применяю интересные, живые уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Например, деловая игра – на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации («Строитель» по теме «Площадь»; «Магазин» по теме «Проценты»; «Путешествие» по теме «Метод координат»).

Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета». Здесь имеется широкое поле для фантазии учителя при его подготовке.

А интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь: «Производная и ее физический смысл» (10класс), «математика и космонавтика», математику соединить с историей в теме «Обыкновенные дроби. Кусочек блокадного хлеба», «Математика и математики в годы ВОВ» (7 кл. «Решение задач»), серия уроков «Олимпийские игры 2014 и математика». При изучении темы «Квадратные уравнения» 8 кл) предлагаю решить задачи с физическим содержанием из ЕГЭ. Например, «Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20м/с. Напишите уравнение у = у (t). Найдите, через какой промежуток времени тело будет на высоте; а) 15м; б) 20м; в) 25м.

Интегрированный урок – это не только один из впечатляющих мотивационных приемов, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок.

Для становления мотивации учебной деятельности использую проблемное изложение учебного материала, организую поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Хочу отметить, что это ведущие методы изучения нового материала в моей работе. Я осуществляю ее на своих уроках через создание проблемной ситуации – т. е. ситуации затруднения или противоречия, возникающей в процессе выполнения определенной задачи, для решения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемки типа: «Чтобы это значило?» решаются почти на каждом уроке. Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов: Почему треугольник назван «треугольником»? Как можно объяснить название «развернутый угол»?

Например, на уроке математики в 6 классе ребята научились складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем. В начале очередного урока предлагаю ученикам выполнить задание на сложение и вычитание обыкновенных дробей, с которым школьники успешно справляются. Выражаю положительную оценку выполненной детьми работы, демонстрируя уверенность в том, что и следующее задание они выполнят так же блестяще. Затем ученикам предлагается поработать с другим заданием, которое похоже на предыдущее с одним отличием: у дробей разные знаменатели. Возникает проблемная ситуация.

Так как, ребята еще не умеют складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, у них возникает затруднение. И встает естественный вопрос: в чем проблема? Почему раньше вроде бы аналогичные примеры решались? Не хватает имеющихся математических знаний. Для решения примеров данного вида необходимо знать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. В процессе этой совместной деятельности и рождается новая учебная задача, которую, по сути, ставят сами ребята.

На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер. «Объединяй по общему признаку» «Найди ошибку» «Найди лишнее и аргументируй» «Найди недостающий факт для достоверности», «Интеллектуальная разминка» и др. Покажу на примере, как учащиеся 8-го класса вовлекаются в проектную деятельность с элементами исследования. Учителю можно было просто рассказать данный материал, но мне кажется, что через исследовательскую деятельность учащиеся лучше усвоят тему: «Построение графиков квадратичной функции». На этот мини-проект у нас ушло 20 минут от урока.

Читайте также:  упражнения для прогона желчи

Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя занимательные математические задачи с нестандартным решением. Решение занимательных задач очень важно в период, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности. К занимательным задачам отношу и старинные задачи, и математические ребусы, и кроссворды, головоломки. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, приобщает учеников к творческому поиску.

В 5 – 11 классах включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность позволяет технология метода проектов, о на предусматривает наличие проблемы требующей поиска, исследований, позволяет вести обучение в сотрудничестве. Его можно применять как на одном уроке, так и на серии уроков.

Детям заранее предлагаю разные темы, и они должны дома продумать свою работу. Если кого-то не устраивают предложенные темы, они могут взять свою, это только приветствую. Творческие проекты можно выполнять после изучения практически любой темы, детям уже нет необходимости предлагать варианты возможных тем проектов. Радует то, что ребята выбирают такие темы, как «Магические числа», «Фракталы», «Таинственные числа ».

Если это мини-проект, то защита происходит на последнем, обобщающем уроке по теме, если проект достаточно большой и интересный, то его защита выносится на школьный уровень, например, на «Неделю математики и физики».

Применяю разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать атмосферу комфортности учащимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание.

Использование ИКТ на уроках позволяет организовать активную познавательную деятельность обучаемых, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению. ИКТ использую на всех этапах урока.

На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.

В конце урока я обязательно провожу рефлексию:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Самый простой вариант «Смайлики»: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального; «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.

2. Рефлексия содержания учебного предмета: «Корзина идей», у чащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

3. Рефлексия деятельности , построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…» и т.д.

Мы педагоги должны понимать, что какими бы знаниями ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Опыт работы позволил достичь положительной динамики повышения позитивного отношения к учению и продолжению образования. Это подтверждают следующие позитивные изменения: повышение уровня школьной мотивации подростков; рост числа участников интеллектуальных конкурсов, олимпиад и результативности их выступления; позитивная динамика качества знаний по предмету; результаты ЕГЭ по математике, превышающие среднестатистические показатели и по области, и по России на протяжении нескольких последних лет. Мои выпускники поступают в лучшие вузы страны, где математика профилирующий предмет. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

В заключение хочу сказать, что, на мой взгляд, движение от мотивации к качеству обучения есть движение взаимообратное. Если есть мотивация, следовательно, есть положительный результат, и наоборот, если есть результат, следовательно, появится новая мотивация, возможно более высокого уровня.

Сегодня я рассказала о некоторых методах, приёмах повышения мотивации учащихся, которые используются мною на уроках.

Все предложенные приёмы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий, часть придумана мной.

Источник

Мотивация обучающихся на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучающихся на уроках математики»

«Формирование мотивации учения обучающихся на уроках математики»

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

Актуальность. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Начиная свою педагогическую деятельность, я да­леко не всегда уделяла должное внимание мотивации уча­щихся. Часто, сама того не осознавая, считала, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. На практике убедилась в том, что заставить можно, но какой ценой… Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь — познавательных и социальных. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и формирования мотивации учебной деятельность учащихся.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Причина спада школьной мотивации:

У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

Отношение ученика к учителю.

Отношение учителя к ученику.

У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

Личная значимость предмета.

Умственное развитие ученика.

Продуктивность учебной деятельности.

Непонимание цели учения.

Страх перед школой.

Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема формирования учебной мотивации будет существовать всегда.

Условия формирования интереса:

Вовлечение учащихся в процесс «открытия» новых знаний.

Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.

Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

Обучение должно быть трудным, но посильным.

Чем чаще оценивается труд учащегося, тем интереснее ему работать.

Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Показателями развития мотивации к обучению выступают:

интерес к обучению;

активность учащегося в процессе обучения;

отношение к обучению.

Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Читайте также:  медицинский мяч упражнения фото

В книге Марковой А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении.

Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

Содержание каждого урока каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.

Итак, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т. е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен прежде всего опереться, актуализировать ее, сделать более четкой осознанной у большинства учащихся. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других – при правильно организованной учебной деятельности – организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполняемых действий. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и т. д.

Другой важный аспект мотивационной сферы – мотив, т. е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.

Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдельные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т. д. Кроме того надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приемами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступать в вуз и т. д.).

Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, – интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность важна, но не она все таки является главной. По-видимому, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.

Пути формирования мотивации учения.

Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

2. Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Читайте также:  упор лежа упражнение скручивание

Интерес к изучению информатики и математики во многом зависит от того, как прохо­дят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдержи­вает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.

Интерес к предмету можно повышать, исполь­зуя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых сла­бых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то я и имею возможность в увлекательной, игро­вой форме дать детям тот материал, который в тра­диционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.

Наличие компьютерной техники в классе позволило мне проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках обучающиеся получают индивидуальные задания и пытаются сами выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень нравится мне проводить уро­ки-семинары. На этих уроках ученики обмени­ваются информацией по заданной теме, доказыва­ют свою правоту, спорят, и в этих спорах рождает­ся истина.

К сожалению, с каждым годом в моей практике таких нетрадиционных уроков становится всё меньше. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

3. Приемы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:

 апелляция к жизненному опыту учащихся — этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной. На уроках алгебры я часто использую прием сравнения буквенной величины с конкретными предметами. Например 3х + 4х, мы говорим складываем 3 яблока и 4 яблока. Часто в старших классах десятичные и обыкновенные дроби приходится переводить в рубли и копейки. При сложении отрицательных чисел используем понятие «долг».

 ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах — этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики. Так, например, линия изучение уравнений начинается ещё с начальной школы и продолжается на протяжении всего учебного процесса. И изучение в 11 классе логарифмических уравнений сводится к решению уравнения из начальной школы. И когда ребёнок усвоив как перейти от логарифмического уравнения к линейному, не может его решить, тут то и пропадает весь эффект от того что он понял тему 11 класса. Поэтому приходится изо дня в день повторять ранее изученные темы. Обращать особое внимание учащихся на то, что все темы в математике тесно связаны друг с другом, и пропустив одну можно навсегда потерять ту ниточку, которая даёт путь к успеху в изучении математики.

 создание проблемной ситуации — в педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Так, например, при изучении темы «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии» в 9 классе учащимся рассказывается легенда об изобретателе шахмат, который попросил в награду определённое количество зёрен. Ставится задача, подсчитать, сколько зёрен должны были выдать учёному? В ходе решения задачи возникает проблема, что подсчитать количество зёрен достаточно сложно. Решая эту проблему нестандартным путём, ребята приходят к выводу формулы. И остаётся надежда, что забыв саму формулу, они не забудут её вывод.

 использование занимательного сюжета — занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в среднем звене, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет. Я использую на своих уроках занимательные задачи, задания типа «найди ошибку»; ввожу героев из мультфильмов, сказок; неплохим приемом при повторении материала является «игра в футбол», я использую его при повторении таблицы умножения в 5 классе.

 ролевой подход — в этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. «Представьте, что у вас есть небольшая фирма по выдаче напрокат видеофильмов…», «Представьте, что вы стали директором завода…» и т.д. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “ветвление”, то это точное исполнение команды, посредством которой данная конструкция реализуется. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

4. Я считаю, что применение информационных технологий необходимо и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок. В своей работе я использую следующие методы и формы обучения:

1. Работа с проектами. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

2. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

5. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

Используя различные воздействия на мотивационную сферу старшеклассников мне наиболее убедительно удается продвинуть школьников в совершенствовании и укреплении развития уровней мотивации от низких к более высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения школьников на своих уроках математики и информатики.

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

6. Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная робота создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе по математике применяю следующие формы и методы: математический кружок, игры, викторины, вечера, выпуск математической газеты и математического бюллетеня, провожу математические недели, олимпиады.

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках математики и информатики.

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

Приемы формирования мотивации к изучению математики

Источник

Adblock
detector