Меню

упражнения на морфологический принцип

Комплекс упражнений для формирования орфографических навыков

Упражнения для формирования орфографических навыков

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для формирования орфографических навыков»

Таблица «Основные принципы русской орфографии»

Принцип русской орфографии

Основополагающим является морфологический принцип, суть которого заключается в единообразном написании морфем: приставки, корня, суффикса, окончания – независимо от того, как они в силу тех или иных фонетических условий произносятся. При изменении у морфем могут появляться варианты, то есть звуки, входящие в их состав, могут видоизменяться. Например, слово сад во всех родственных словах пишется одинаково, хотя в определенных условиях гласный и согласный звуки могут произноситься по-разному: [сат], [с^довыj]; приставка от— в словах отпереть и отбить пишется одинаково, несмотря на произношение: [ътп’и э р’эт’], [^дб’ит’]; в слове теплота и дремота один и тот же суффикс -от-; в словах банка [банкъ] и весна [в’и э сна] одно и то же окончание .

Основой для фонетического принципа является произношение: слова и морфемы пишутся так, как произносятся. Буквы обозначают звуками как в сильной, так и в слабой позиции. В русском языке к фонетическим относятся написания приставок, оканчивающихся на з-с: перед звонкими согласными, сонорными и гласными приставки пишутся с з на конце, в остальных случаях – с с: разбежаться – расписать, извести – истрепать, возразить – воспеть.

В соответствии с произношением пишутся приставки раз-(рас-) и роз-(рос-): под ударением пишется буква о (розыск, роспись, розыгрыш, росплеск), в безударном положении – а (разгром, распашонка, расписание, разведение).

К традиционному принципу относятся написания, которые сложились в древние времена, и в современном русском языке не могут быть объяснены с точки зрения морфологического или фонетического принципов. Данные написания демонстрируют древнейшие языковые явления, у которых нет соответствий в современной русской орфографии. Поэтому их принято называть традиционными или историческими. К традиционным следует относить написание слов типа калач, паром, карман, стакан, в которых буква а стала употребляться после проникновения в литературный язык такого явления, как аканье.

принцип дифференцированного написания, или смысловой принцип

В современной русской орфографии существует принцип дифференцированного написания, или смысловой принцип, в соответствии с которым написание части слов в русском языке регулируется их лексическим значением, например: бал – «танцевальный вечер» и балл – «единица оценки». Дифференцирующие написания существуют для того, чтобы разграничивать одинаково звучащие слова. К дифференцирующим написаниям относится употребление прописной буквы в собственных наименованиях, возникших на основе нарицательных имен существительных, к которым относятся топонимы (Горки, Орел, Медведица – река), антропонимы (Любовь, Нил, Карп, Роза, Лилия, Надежда, Роман) и другие.

принцип слитного, дефисного (полуслитного) и раздельного написания

Сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно. Данные написания являются отражением тем процессов, которые происходят в лексической системе языка. Слитные написания используются для закрепления таких сложных лексических образований, которые представляют одно единое смысловое целое.

В русской орфографии предусмотрены правила о слитных, полуслитных и раздельных написаниях, которые являются общими для всех частей речи.

Упражнения для формирования орфографических навыков на орфограммы, регулируемые фонетическим принципом

1.Образуйте слова с приставками:

Источник

Упражнения по русскому языку по разделу » Морфология»

Тренировочные упражнения к разделу «Переходные явления в современной морфологии»

1. Определите падеж существительного морфологически и синтаксически.

1. Он отчетливо слышал звон разбитого стекла. 2. Целый месяц я был сам не свой. 3. Берег размывает море. 4. От дома остались три стены. 5. Артем говорил бойцам, что вот-вот подойдут подкрепления (А.Н. Толстой). 6. И грустно было ему в ту ночь (А. Пушкин). 7. Струи Арагвы и Куры узрели русские шатры (А. Пушкин). 8. Форме дай щедрую дань Времени… (Н.А. Некрасов). 9. Ель заслоняет клен. 10. Сломанную ель заслоняет клен. 11. А какое дерево рыжик любит. А какой гриб любит папоротник ? (М. Горький). 12. Орудие подбило танк. – Танк обстреливает орудие.

2. Определите падеж совпадающих форм существительных и местоимений методом подстановки.

1. На взморье летят самолеты. 2. Многие тысячи лет убегала Кубань мимо горы. 3. Река стала напоминать тоннель метро. 4. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила (М. Лермонтов). 5. Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито (А. Пантелеев). 6. Сквозь забытье или дремоту я услышал сигналы машин, бегущих ниже нас (П. Павленко). 7. Жители выселок жгут костры всю ночь, чтобы отпугивать волков (К. Паустовский). 8. Весенний день целый год кормит (пословица). 9. Дела рождают характеры (А. Мухтар). 10. Небеса становятся двойными, дымы забивают облака (В. Маяковский).

3. В данных предложениях определите падеж числительных и существительных.

1. Пригласили трех студенток, пять аспиранток, шесть магистрантов. 2. Мы ему дали сто рублей. 3. Не прошло и трех часов, как мы расстались. 4. Я помню двух девочек, две нежные фигурки. 5. Две девушки стояли в подъезде. 6. Купил три стула. 7. Стол стоил двести рублей. 8. Через два дня еду в деревню. 9. Перед нами три богатыря стоят. 10. В семнадцать лет он окончил школу. 11. До семи лет ходят в детсад. 12. Я это повторил два раза.

4. Определите в словосочетаниях и предложениях, в каком падеже стоят числительные, существительные и местоимения.

1. Ждать по два часа. 2. Вот дом, который построил Джек (С. Маршак). 3. Горевать по муже (или по мужу?). 4. Скучать по нем (по нему?). 5. Скучать по нас. 6. Стрелять по нас (по нам?). 7. Сделать по приезде (возвращении, окончании). 8. Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня. 9. Он не имел друзей. 10. Он не знал сестры (сестру?). 11. Он не всегда понимал друзей. 12. Он не знал ее. 14. Вырастить четырех сыновей. 15. Когда бы я имел сто очей, то все бы сто на вас глядели (А. Пушкин). 16. Нас было двое: брат и я (А. Пушкин). 17. Четверых гостей, гляжу, бог мне посылает (А. Пушкин). 18. У столика, в одном углу светлицы, сидели две… девицы. Красивые… названье тут как раз (М. Лермонтов). 19. Мне было тогда шестнадцать лет.

5. Назовите падежи, которые помогут осмыслить выделенные слова в следующих предложениях. Докажите.

1. Синьору совсем не видно за вами. 2. Ты так и не нашел ботинок ? 3. Все это было рассказано одним знакомым . 4. Прием заявлений в училище продлен на десять дней. 5. Что показывают данные обследования ? 6. Обе посылки переданы Ивановым .

6. Выделите прилагательные и определите, какие из них относятся к качественным, какие к относительным. Отметьте случаи, когда благодаря переносу значения относительные перешли в качественные.

1. В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной.

И многие годы неслышно прошли,

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой. (Л.)

2. Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водой свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мохом (Т.). 3. – Кстати, о пирожных, – вдруг заговорил бархатным басом необыкновенно изящно одетый и причесанный блондин (М. Б.). 4. Теперь регент нацепил себе на нос явно не нужное пенсне, в котором одного стекла не было, а другое треснуло. От этого клетчатый гражданин стал еще гаже, чем был тогда, когда указывал Берлиозу путь на рельсы (М. Б.) 5. Сейчас часовому собачий нюх да кошачьи глаза нужны (А. Гайдар). 6. Городок вплотную окружали леса из пиний – средиземноморской сосны, пахучей, смолистой, пышущей жаром (К. Пауст.). 7. У капитана было широкое лицо, по-монгольски крутые и лоснящиеся скулы, которые будто раздвинули, распахнули взгляд его черных, глицериновых глаз Г. Семёнов). 8. Потом я сидел у распахнутого окна, ел сладкий арбуз и сплёвывал зерна в траву, а над роскошным, картинным арбузом с черными зернами вилась оса (Ю. Казаков). 9. Нет, баба, хитрей вашего бабьего рода на этом свете и твари нет! Настоящего ума в вас – ни боже мой, меньше, чем у скворца, зато хитрости бесовской – у-у-у! – спаси, царица небесная! (А. Чехов).

7. Укажите, в каких случаях прилагательные сохраняют свое относительное значение и в каких приобретают качественный оттенок; для прилагательных с качественным значением подыщите синонимы.

Мраморная статуя, мраморный умывальник, мраморное чело, мраморная бумага; минорный лад, минорное настроение; медвежья шкура, медвежья ухватка, медвежья шуба, медвежья услуга; куриные мозги, куриный суп, куриное крыло; утиное гнездо, утиный нос; телячьи мозги, телячьи котлеты, телячий восторг; собачий холод, собачий нюх, собачья преданность, собачий лай; сиреневое платье, сиреневый куст; свинцовые тучи, свинцовые грузила, свинцовая примочка.

8. Определите разряды прилагательных в данных словосочетаниях. Признаки разряда указывайте в следующем порядке: семантические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Железные решетки, железные нервы, фарфоровая посуда, фарфоровое личико девочки, болтливая девочка, бархатная кожа, бархатное платье, каменистый склон, каменный дом, лошадиный (-ая, -ые) хвост (упряжь, ноги, топот, шкура, работа).

9. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. По поводу каких случаев мнения ученых расходятся? Попробуйте доказать свою точку зрения.

1. По краям мостовых желтели одуванчики (Пауст.). 2. Мудрость Стендаля в том, что, тоскуя по великому в человеке, он это великое искал в живой действительности, в собственном сердце (Е. Богат). 3. За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (Панова). 4. Вся чайная гремела от хохота (Пауст.). 5. С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего . Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его (Песков). 6. Бывавшие в Таллине надолго запоминают его своеобразие (Песков). 7. Оказывается, когда-то он был подчиненным у Николаева, а лягнуть ногой свое бывшее начальство – большая радость для всякого недоброго человека (Симонов). 8. Я помногу думаю о случайном (Крон). 9. До позднего вечера мы просидели на набережной (Пауст.). 10. Все, что пишущий дарит любимому , он дарит всему человечеству (Пауст.). 11. Увиденное не укладывалось в голове (Нат. Толстая). 12. Судя по моему взгляду, посторонний сказал бы, что я спросонья исследую, не взошло ли над Венецией какое-нибудь новое созвездие… (Б. Пастернак)

10. Определите, во всех ли данных текстах мы имеем дело с субстантиватами.

1. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому – жена (Ч.). 2. Медицина учит, что холостяки обычно умирают сумасшедшими, а женатые же умирают, не успев сойти с ума (Ч.). 3. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… (Ч.) 4. Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный (Ч.).

11. Дайте грамматическую характеристику выделенных слов. Всегда ли можно их истолковать однозначно?

1. От ликующих , праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви! (Н.). 2. Едва только влюбленные поцелуи успели раздаться, как звонкий и пронзительный голос страшнее грома поразил слух разнежившихся (Г.). 3. Один из коронных вздумал было засмеяться на это, но смех его так страшно, беззвучно отдался под сырыми сводами, что сам засмеявшийся испугался (Г.). 4. Не верьте объясняющимся вам в любви; всегда проверяйте делами! (журн.). 5. Прасковья никак не могла привыкнуть к тому, что ее дочь выдана за богатого (А. Чехов).

12. Найдите в тексте примеры субстантивации. Отметьте случаи двоякой трактовки.

1. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности (Пауст.) 2. Каждый любит природу по-своему и «как может». Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы (Пауст.). 3. То, что пощадили дожди, теперь развевается ветром. Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности (Пауст.). 4. За ночь наши займут оборону, а завтра перейдем в наступление (Кассиль). 5. Никогда не думайте, что вы уже все знаете (Павлов). 6. Много шума из ничего. 7. Ничья не устроит нашу команду. 8. Честный правды не боится. 9. Семеро одного не ждут. 10. Кто раньше встанет, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. 11. Берусь перекрыть рекорд с семеркой (М.Б.). 12. Новорожденного положили в крытую корзину и вынесли из дому по потаенной лестнице (А.П.).

Читайте также:  комплекс физических упражнения по физ ре

13. Проанализируйте в данных текстах числительные, употребленные без существительных. В каких случаях существительное требуется и устанавливается в контексте, а в каких оно не нужно? Почему?

1. Нет, не старость этому имя! Тушу вперед стремя, я с удовольствием справлюсь с двоими, а разозлить – и с тремя. 2. Ровно в пять без механиков и пилотов взвились триста чудовищ алюминия. 3. Выползло триста к дымочку дымочек. 4. Нас больше европейцев – на двадцать сто. 5. Этот год видал, чего не взвидят сто. 6. Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин – каждый дюжий господин, и даже слабые, если двое (В. Маяковский).

14. Определите среди следующих форм, совпадающих фонетически, где они являются местоимениями, а где — другими частями речи (наречие, союз, частица, числительное). Укажите, какие между ними семантические, синтаксические и морфологические различия.

1. Он все сидит дома. Он все рассказал мне. 2. Я не знал, чем его занять. Лучше пойти навстречу, чем дожидаться здесь. 3. Это его любимое занятие. Это его нельзя послать? 4. Если выберешь минуту, то приходи. Передай мне то, что обещал. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 5. Что он сказал? Что он молчит? Что, ему лучше? 6. Недавно я встретил одного товарища. Необходимо послать одного представителя. 7. Ну и парень! Что за парень! (Ф. Абрамов).

15. Определите, к какой части речи относятся выделенные в следующих предложения слова. Проведите грамматический разбор этих слов, указывая особенности их значения и все присущие им грамматические категории. Установите синтаксическую роль выделенных слов.

1. Он как будто несколько успокоился (Короленко). 2. Я еще несколько раз читал ему (М. Г.). 3. Несколько секунд оба смотрели друг на друга, не находя слов (Куприн). 4. . « Это молодежи следует знать». – « Где там знать !» – ответила пожилая женщина… 5. Недаром это почту кружит (Ч.). 6. Где-то хлюпала вода, и едва слышно было, как ржали кони за рекой в ночном (Шишк.). 7. Мы только что собирались пить чай (А.П.). 8. Вот только удачи у меня совсем мало (К. Пауст.).

16. Определите частеречную принадлежность слов в словосочетаниях. Докажите.

Неодолимое смущение, неизгладимое впечатление, влюбленный юноша, непобедимая армия, неувядаемая слава, долгожданный, плавающий автомобиль, режущий инструмент, нержавеющая сталь, вынужденная улыбка, запущенный дом, распущенный ребенок, засохшая трава, объединенный институт, стоящее дело, неиссякаемый источник, сорванный голос, изможденный вид, дикорастущий кустарник, заискивающая улыбка, истрепанные нервы, растрепанные волосы, оживленный голос, ухоженный ребенок, невозмутимое спокойствие, заснувшее озеро, цветущая женщина, заспанный вид.

17. Выясните, на каком основании можно отнести выделенные словоформы к причастиям, адъективированным причастиям или отглагольным прилагательным.

1. Так началась и завершилась искренняя потуга к полезной деятельности одного из благонамеренных , но чересчур сытых и не рассуждающих людей (Ч.). 2. Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше (Маяк.). 3. Саша, озабоченная и встревоженная , то и дело пробегала мимо меня с наперстком, мотком шерсти или с другой какой-нибудь скукой (Ч.). 4. Все заспанные, уморенные, испитые , так что не добьешься никакого толка… (Ч.) 5. На шагающем экскаваторе работали в три смены. 6. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони (Л. Т.). 7. Сияющий, счастливый , он уселся поудобней, сделал на прощанье плачущей матушке ручкой и вдруг неожиданно остановил свой взгляд на мне (Ч.). 8. Этот план задел неистребимую в женщине слабость (Мамин-Сибиряк). 9. И, смеясь, не желая придавать своим словам просящего выражения, попросился в ночное (Бун.). 10. – Ты, Миша, пессимист, — с наигранным весельем сказал Александр Николаевич (Кат.). 11. Прозвучали уже голоса нескольких взращенных нами молодых профессионалов (журн.). 12. Невыразимая внешне радость бушевала в нем (М. Г.). 13. – Так-с… радостный день нынче… — продолжал Иероним слабым вздыхающим тенорком, каким говорят выздоравливающие больные (Ч.). 14. Выходишь из присутствия разбитый, измученный , тут бы обедать идти и спать завалиться (Ч.). 15. В коробке из-под конфет лежал неочищенный мел (Б. Пастернак).

18. Образуйте от данных глаголов причастия и, основываясь на словарных значениях, придумайте (или подберите из художественных текстов) с каждым по 2 предложения, в которых полученные дериваты выступали то причастиями, то адъективированными причастиями. Например: Уважать (проявлять уважение к кому-либо; достойный уважения). Петров – уважаемый всеми нами человек. Я приехал к вам, уважаемый Степан Степаныч, чтобы обеспокоить вас одной просьбою (А. Чехов) .

Мыслить (рассуждать, сопоставлять; глубокомысленный), ошеломлять (крайне удивлять, потрясти; крайнее изумление, производить потрясающее впечатление), исполнить (наполнить; полный чего-либо, насыщенный чем-либо), помятый (сделать негладким, измять; неровный, негладкий), замороженный (подвергнуть воздействию мороза; холодный, равнодушный), одушевленный (одушевить, поделиться качествами; относящийся к миру живых существ, живой).

19. Используя приемы разграничения деепричастий и адвербиализированных деепричастий, проведите анализ выделенных слов; расставьте знаки препинания.

1. Пастух шел напевая за стадом жадных и пугливых овец (Тург.). 2. Поначалу я отвечал нахохлившись (О. Форш). 3. Веретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве (Тург.) 4. Недалеко заухал филин, и Ласка вздрогнув стала прислушиваться (Л. Толстой). 5. Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днем (Федин). 6. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Толстой). 7. Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая (Л. Толстой). 8. Казаки сдержанно посматривали на него расступаясь (Шолохов). 9. Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа (посл.). 10. Уходя уходи (назв. кинофильма). 11. В Базеле была воскресная тишина, так что слышно было, как ласточки снуя оцарапывали крыльями карнизы (Б. Пастернак).

20. Сравните пары предложений. С чем связано обособление/необособление данных обстоятельств? Сделайте выводы.

1. Спросил, не останавливаясь. – Шел не останавливаясь. 2. Погрузился в мысли, улыбаясь. – Говорил улыбаясь. 3. Он шел не оглядываясь. – Он торопливо шел, не оглядываясь. 4. Пулемет стрекотал не умолкая. – Пулемет непрерывно стрекотал, не умолкая.

21. Дайте грамматическую характеристику слов на – о в приведенных примерах. Определите, какой частью речи и каким членом предложения они являются.

1. Он стал думать о том, что нравственно и что безнравственно (Ч.). 2. На улице холодно. 3. Нас встретили холодно. 4. Она одевается кричаще. 5. Платье было кричаще. 6. Все это… было бесконечно мило, грациозно, женственно (Ч.). 7. Я заблудился, что было прискорбно. Степь начиналась. Идти стало трудно (А. Вознесенский). 8. Довольно скоро стало ясно, что центр интереса в этом обществе только один (Б. Акунин). 9. Ей казалось, что все идет из рук вон гадко и по ее вине (К. Пауст.). 10. Не отходи от меня: мне так отрадно с тобой (А. Фет). 11. Все тихо, просто было в ней (А. П.). 12. Мне так хорошо, что даже страшно (Е. Шварц). 13. Платье ей было широко. 14. Широко разлилась Волга. 15. На душе спокойно. 16. Он говорил спокойно и просто. 17. Лицо его спокойно и просто. 18. Медной таблички на двери что-то не видно (Б. Акунин). 18. Он [Челновский] занимался приготовлением молодых людей в университет, давал уроки русского языка и истории в двух женских пансионах и жил не худо… (Н. Лесков). 19. Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза. / Кто-то тайным тихим светом напоил мои глаза (С. Есенин). 20. Грустно нам слушать осеннюю вьюгу. – Слушать осеннюю вьюгу нам грустно. 21. Приказание игемона будет исполнено… (М. Булгаков). 22. В карауле было очень уютно и очень тесно (И. Бунин). 23. Небо над нами тоже темно, луны еще не было (М. Г.). 24. Вот только удачи у меня совсем мало (К. Пауст.). 25. В бору было чисто, как всегда, и строго, как в храме (Ч. Айтматов).

22. Определите частеречный статус выделенных слов. Назовите предложения, которые дают возможность вариантного толкования данных слов – и как наречия, и как краткого прилагательного, и как слова категории состояния.

1. Печально я гляжу на наше поколенье! (М. Л.) 2. Печально , я гляжу, наше поколенье. 3. Глупо , что мы не догадались об этом. 4. Мне ничего не слышно отсюда. 5. Ясно , что он не прав. 6. Как нелепо , что мы не встретились больше. 7. А дела-то никакого и нет , и подступиться неоткуда (Б. Акунин). 8. И поделом : в разборе строгом, на тайный суд себя призвав, он обвинял себя во многом (А. П.). 9. Учтиво , с ясностью холодной звал друга Ленский на дуэль (А. П.). 10. Возмутительно скучно слушать, как женщины покупают, торгуются и стараются перехитрить надувающего лавочника (Ч.). 11. Классические строки Пастернака… пропеты сдержанно , искренне, по-романсовому (журн.). 12. Заметно , что настроение у всех изменилось. 13. Боже ты мой, каких только на свете нет кушаньев! (Н. Гоголь) 14. Подлинно , нынешние наряды на смех всему миру (А.П.). 15. Мне ничего не слышно ! 16. Чем дальше в зиму, тем голодней становится соболю (В. Бианки).

23. Используя приемы, помогающие выявить прилагательное, наречие или слово категории состояния, определите частеречный статус форм сравнительной степени.

1. И я скоро подружился с Васей, пареньком постарше меня на один год (В. Солоухин). 2. Мы сейчас сильней, чем были (К. Симонов). 3. В зале стало как-то светлее, проще от их улыбки (М. Горький). 4. Больной с каждым часом дышал все тяжелее и тяжелее. 5. Старший, Николай, был посерьезнее и потише (В. Солоухин). 6. По-иному звучали песни, значительнее становилось каждое слово (В. Панова). 7. Она вернулась домой радостнее обычного. 8. Я, верно, был упрямей всех, / Не слушал клеветы (К. Симонов). 9. Жили Пеньковы лучше и богаче (В. Солоухин). 10. Она еще раньше отработала свое во славу красоты земли (В. Солоухин). 11. Голос твой – он звончей песен старой сосны (М. Горький). 12. А те, кому трудней немножко, те песни длинные поют (А. Блок).

24. Определите, какой частью речи являются формы сравнительной степени в данных текстах, какую синтаксическую функцию они выполняют.

1. Дверь отворилась. Ольга к ней, Авроры северной алей и легче ласточки, влетает (А. Пушкин). 2. Студенты посильнее справились с предложенным заданием быстрее, чем слабые. 3. Гораздо чаще, чем на лошади, приходилось проделывать дорогу на станцию пешком (В. Солоухин). 4.Чем ближе подъезжали к Кавказу, тем отраднее становилось ему на душе (Л. Толстой). 5. Он свежее весны, жарче летнего дня. 6. И вот ущелье мрачных скал пред нами шире становилось. Но тише Терек злой стремиться, луч солнца ярче засиял (А. Пушкин). 7. Кнут ведь затем и существует, чтобы им как можно сильнее грохать (В. Солоухин). 8. Сейчас в Олепине одеться лучше других не так-то просто (В. Солоухин). 9. Ему бы попроще быть, поласковее… (Ч. Айтматов). 10. Она [природа] тоже была поставлена под удар войны, но не здесь, в Москве, а там, на Западе, в Польше, и от этого любовь к ней становилась сильнее… (К. Пауст.). 11. В счастье человек становится лучше (А.Н. Остр.).

25. Сравните пары предложений. Используя приемы разграничения предлогов и омонимичных им слов, выявите различия между выделенными словами.

1. Море с шумом мчалось мимо нас. – Жизнь прошла мимо. 2. Вокруг один туман. Вокруг дома много снега. 3. Я пошел навстречу товарищам. — Ветер дул навстречу. 4. Не считая меня, в классе присутствует 20 учеников. – Не считая поступающих книг в библиотеку, невозможно определить количественный ее прирост. 5. Соответственно распоряжению в школах отменены занятия. – Когда получим учебники, тогда соответственно распределим их. 6. Возле мыса Сорочьего к нашему каравану примкнул катер. – Я не знаю ее, но когда я бываю возле, то чувствую в ней редкое существо (Чехов). 7. Больной крепко пожал руку доктору, благодаря его за хорошее лечение. – Благодаря отцу он смог справиться с этими трудностями.

26. Докажите принадлежность выделенных слов к предлогам или омонимичным знаменательным словам.

1. … Потому, я вам скажу откровенно, вы мне сами очень понравились и особенно, когда про подвески бриллиантовые рассказывали. Даже и прежде подвесок понравились, хотя у вас и сумрачное лицо (Дост.). 2. Во все время разговора Чичиков рассматривал гостя (Г.) 3. Во время чтения Григорий стоит потупя голову (П.). 4. Все в жизни относительно . 5. Он относительно хорошо владеет французским. 6. Поговорим относительно предстоящих событий. 7. Ты ему путем все объясни. 8. Путем таких наблюдений было найдено, что… (Сеч.) 9. Вначале все его сторонились. 10. В начале книги не хватало страниц. 11. Инсаров был очень молчалив и пасмурен в течение всего вечера (Тург.) 12. В течение всех этих приготовлений оба противника стояли поодаль (Тург.). 13. Он говорил, не смотря на слушателей. 14. Несмотря на сильное потрясение, он вполне владел собой. 15. Если бы все было, как прежде , мы могли бы до сих пор быть вместе. 16. Во всё время обеда Полина сидела как на иголках (А. Пушкин).

Читайте также:  упражнения с шайбой в домашних условиях

27. Разграничьте союзы и союзные слова, используя некоторые из названных выше приемов. (Помните: пользоваться несколькими приемами рекомендуется в тех случаях, когда применение какого-либо одного приема окажется невозможным или не даст однозначного ответа.)

1. Что б ни случилось – вы всегда со мною, поля и дали родины моей (А. Хабаров). 2. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать (М. Светлов). 3. Вот, наконец, человек, каких нужно побольше. 4. Чем ночь темней – тем ярче звезды. 5. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился (А. Пушкин). 6. Чья личность есть выражение общего, тот жаждет сочувствия ближних (В. Белинский). 7. Скорей с голоду умру, чем съем у вас еще хоть одну крошку (А. Чехов). 8. При последнем слове Параска вспыхнула ярче алой ленты…, а беспечный отец ее вспомнил, зачем пришел он (Н. Гоголь). 9. Пока он (старик) бегал, ямщик сидел неподвижно (И. Тургенев). 10. Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо (К. Паустовский). 11. У нас в деревне был солдат Африкан, так тот, бывало, как начнет псалтырь честь…, ровно барабан бьет… Ловко читал! (М. Горький). 12.Как будто я не знаю, чьи здесь штуки (Н. Гоголь). 13. (Поверенный) честнейшая душа… Он свое проживет, лишь бы Дибич угадывал в неприглядной темноте, кому принадлежат голоса (К. Федин). 15. Я бы желал знать, сколько времени пробыла подсудимая в тюрьме купца Смелькова? (Л. Толстой). 16. Моя мать, чуть случится ей заболеть, сейчас же пьет можжевеловую настойку (С. Сергеев-Ценский). 17. Девушка на выданье, а каков сват, таков и жених (А. Пушкин). 18. (Хозяйка) была одета лучше, нежели вчера (Н. Гоголь). 19. Капитализм способствовал умственному развитию людей труда лишь настолько, насколько это необходимо и выгодно для успехов промышленности и торговли (М. Горький). 20. Да отсюда, хоть три года скачи, нидо какого государства не доедешь (Н. Гоголь). 21. Шел, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно, и никак не дальше (Н. Гоголь). 22. Едва жандармы начали обыск, вернулся из театра Кирилл (К. Федин). 23. Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины (А. Герцен. 24. Надо ехать, если он советует (И. Гончаров). 25. Я вышел в путь, чуть занялась заря (Н. Некрасов). 26. Раз мать пишет – значит жива (К. Паустовский). 27. Говорят, будто бы человек не бывает ничем доволен (Н. Чернышевский). 28. Перед вечером я отправился в Соломидино к охотнику Михаилу Ивановичу Минаеву просить показать мне, где у них надо стоять на тяге (М. Пришвин).

28. Определите, в каких предложениях слова как, когда являются союзными словами, в каких – союзами.

1. Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море (В. Арсеньев). 2. Скажи мне, когда они понадобятся. 3. Я не люблю, когда так говорят. 4. Я тоже был больной, тоже в лихорадке с той минуты, как вошел к нему (Ф. Достоевский). 5. В Саратове, как приехал, взялся разыскивать Цветухина (К. Федин). 6. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью (К. Паустовский). 7. Когда мы вышли на улицу села, нам под ноги бросилась собачонка (М. Горький). 8. Андрея поразило, как (=очень сильно) изменился Степан Бояркин за одни сутки (М. Бубеннов). 9. Самое удивительное было то, как (=очень) они быстро договорились (А. Фадеев).

29. Определите, каким членом предложения является союзное слово что в следующих конструкциях.

1. Всего, что знал еще Евгений, / Пересказать мне недосуг (А. Пушкин). 2. (Марина) полюбила Верочку и умела угадывать по глазам, что ей нужно, что нравилось, что нет (И. Гончаров). 3. Что с возу упало, то пропало (посл.). 4. Я тот, чем был, чем есть, чем буду (А. Полежаев). 5. Что было, то было (посл.). 6. Вы та девица, что ушла от Сипягиных? (И. Тургенев). 7. В котлетах, что подавали за завтраком, было очень много луку (А. Чехов).8. Путешествие наше до Саратова совершилось благополучно, о чем вам и доносим (А. Островский).

30. Укажите, на основании каких признаков вы отнесете к частицам некоторые из выделенных слов.

1. Вера, мы, дворянское отродье, не умеем просто любить (Бун.) 2. Другой подличает из-за чего-нибудь, чтобы выгоду получить, а он просто , он от натуры (Дост.) 3. Вот тут-то человек, не способный любить, и дает подножку ближнему – не для того, чтобы сделать ему плохо, а просто чтобы не сделать плохо себе (Жух.) 4. Я неоднократно допытывался: а чем отличается любовь настоящая от просто любви? (Жух.) 5. Просто на это у него не хватило бы времени (К. Пауст.). 6. Известием, что генералы, без его ведома, начали отводить войска, Потемкин был просто ошеломлен (В. Пикуль). 7. В сумеречном лесу уже насвистывали ранние птахи, а в селе было тихо (В. Белов). 8. Уж побледнел закат румяный над усыпленною землей, дымятся синие туманы, и всходит месяц молодой (А.П.). 9. Уже по тому, как их встретил дворецкий на крыльце Одинцовского дома, приятели могли догадаться, что они поступили неблагоразумно, поддавшись внезапно пришедшей им фантазии (И. Тург.). 10. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец (А. Чехов). 11. Когда король вылез из-под убитого коня и осмотрелся, на прежнем месте солдата уже не было (С. Алексеев). 12. Если же вдобавок шумит вода, сбегая по мельничному колесу, и за окном слышен внятный шепот двух возлюбленных, то уснуть уж никак невозможно (Н. Гумилев).

31. В приведенных предложениях разграничьте модальные слова и другие части речи, выделите модальные слова нужными знаками препинания.

1. Значит Паша не подвела (Сим.). 2. Ввести армию туда значит окончательно ее разложить (Сераф.) 3. Кирджали – на турецком языке значит витязь, удалец (П.). 4. Родятся люди, женятся, умирают значит так нужно, значит хорошо (А. Остр.) 5. Установить правильное отношение к вопросу о языке значит установить правильное отношение к вопросу о форме произведения (Фед.). 6. Любить значит делать (Пришв.). 7. Облака двигались к западу. Значит рассчитывать на то, что погода разгуляется, не приходилось (Арс.). 8. Оставь, гусар… ох! Сердцу больно./Ты знать не горевал (П.). 9. Давал три бала ежегодно и промотался наконец (П.). 10. Подняты наконец, шумят знамена бранной чести (П.). 11. «Эхе, хе! Двенадцать часов!» — сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Г.). 12. Жара заставила нас наконец войти в рощу (Т.). 13. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку, думая о хорошем (М. Г.). 14. Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или наконец на хорошо знакомом утесе, слепой слушал шелест листьев да шепот травы, или неопределенные вздохи ветра (Кор.). 15. Он (Рогов)… тряхнул лохмами и посмотрел мне прямо в глаза, видимо призывая на помощь свою наглость (Карав.). 16. Песня росла, разливалась. Яковом видимо овладело упоение (Т.). 17. Лукашка ничего не ответил: ему видимо досадно было это попрошайничество (Л. Т.). 18. Их (облаков) узорчатые края… медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением… (Т.). 19. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна (Т.). 20. Человек вы видимо серьезный да способный, корреспондент – уже и теперь – неплохой (М. Г.). 21. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести (В. Шефнер). 22. Одним словом жизнь расцветает (Н. Остр.). 23. Рассказывали о событиях очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже… (Л.Т.). 24. Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых (Л.Т.). 25. Он казалось снисходил до своего собеседника (Л.Т.). 26. Мне счастье казалось далекой дорогой; мне счастье казалось неясной тревогой. 27. Пьер однако чувствовал себя взволнованным (Л.Т.). 28. Ветровая эрозия была бессильна против посадок в борозды однако оставшаяся в междурядьях трава быстро проникала между корнями в полосу ухода и губила молодые деревца (В. Чивилихин). 29. Но пусть не казнит преступника Натали: всё понять значит всё простить (А. Новиков). 30. Если бы слов заветных люди не повторяли, этим словам наверно больше бы доверяли (Л. Дербенёв).

32. Определите частеречный статус слов верно и ничего в следующих предложениях.

1) Это решение верно. Верно говорит Иван Иванович (В. Костиков). Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (И. Крылов). Книжек я начитался разных, и оттого, верно, ерунда у меня всякая в голове (В. Астафьев). Вот Обтекаемый – тот осторожен. Он, верно, и родился-то осторожно: высунул голову и огляделся (И. Грекова).

2) Уж не жду от жизни ничего я… (М. Лермонтов). А кормили-то ничего?- спросила мать. (В. Шукшин). Слушайте, а певичка ничего! (Э. Володарский, В. Высоцкий). Ничего девочка, но дура (А. Толстой). Вообще, ничего у нас. Обживетесь, привыкнете (Б. Пастернак). Ему уже ничего, лучше, чем было (Г. Бакланов). В дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут, — а ему ничего (М. Лермонтов). – Вам словно не по себе, Созонт Иваныч? – Нет, мне ничего. (И. Тургенев) Князь заметил ей, что не ветрено ли там, но княгиня сказала, что ничего, не ветрено (А. Писемский). Ничего, родная, успокойся… (С. Есенин). – Фарсовито гуляет. – Ничего не фарсовито. (И. Бабель).

33. По каким причинам приведенные ниже предложения являются двусмысленными? В каких предложениях можно двояко толковать частеречный статус лексем и/или некоторые морфологические категории (именные, глагольные, наречные и др.) слов?

1. Вели его накормить. 2. Приказали пленнику жестами выпить эту воду. 3. Рассказывать было некому. 4. Санитар из глубокого кувшина наливал в кружки молоко. 5. Берег скрывает море. 7. Тонкая, сухопарая торговка вяленой воблой торчала среди ящиков. 8. Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. С. Пушкин). 9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру. 10. Вот наконец проявился врач, подошел к мужичку на костылях и стал его расспрашивать. 11. Степь размывает море. 12. Василий заинтересовал его судьбой своего товарища. 13. Возможно шире осведомить огородников о болезнях картофеля. 14. Вы всегда вовремя учите уроки. 15. Солидный, почтенный старик, он нанизывает фразу на фразу, образ на образ, точно взвешивая и регулируя поток речи. 16. Море осушает песок. 17. Елку украшали девочки с учительницей второго класса. 18. Выходите на следующей остановке. 19. В Англии у одного фермера родилась овца. 20. Заседание было посвящено рассмотрению заявлений рабочих, поступивших за последний месяц. 21. Рабочие бригады выполнили задание в срок. 22. Я знал его еще ребенком. 23. Прилагаемый рассказ прошу поместить в журнал, если он этого заслуживает. 24. Высокий дух посредственность тревожит, тьме страшен свет (А.К. Толстой).

ПРИМЕЧАНИЕ. Многие из приведенных выше предложений были взяты из пособия Зарецкого А.И. «Материалы по занимательной грамматике русского языка» [Зарецкий, 1961].

Список использованной литературы

Авалиани Ю.Ю., Ройзензон Л.И., Лятина М.М. Могут ли быть частями речи словесные комплексы? // Вопросы теории частей речи. М., 1968. С. 87–97.

Бабайцева В.В. Явление переходности в грамматике русского языка. М., 2000.

Бархударов С.Г. Грамматика русского языка. Ч. 2. Синтаксис. М., 1953.

Баудер А.Я. К лингвистической интерпретации явлений переходности в грамматическом строе русского языка // Филологические науки. – 1980. №5. С. 79-82.

Баудер А.Я. Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка. М., 1988.

Бедняков А.С. Явления переходности в грамматических категориях в современном русском языке // Русский язык в школе. 1941. №3. С. 28-31.

Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 1977.

Читайте также:  эти упражнения нужно сделать

Богородицкий В . А . Общий курс русской грамматики . М.; Л., 1935 .

Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1971.

Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967.

Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: пос. для учителей. М., 1976.

Бутакова Л . О . Морфемика и словообразование современного русского языка: учебное пособие для магистрантов филологических специальностей. М ., 2012 .

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. М., 2003.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

Вейнрейх У. О семантической сруктуре языка // Новое в лингвистике. Вып. 5. Языковые универсалии. М., 1970.

Вельмезова Е.В. ДА и НЕТ : частицы или междометия? Из истории академических грамматик прошлого века // Логический анализ языка. Ассерция и негация / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М., 2009. С. 378–387.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947, 3-е изд. 1986.

Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

Вольф Е.М. Грамматика и семантика местоимений. М., 1974.

Гвоздев А. Н. Современный русский язык: Сб. упр. 4-е изд. М., 1964.

Голанов И.Г. Морфология современного русского языка: учеб. пособие. М., 2007.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.

Гридина Т.А., Коновалова Н.И. С овременный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие. М., 2008.

Добровольский Д.О., Левонтина И.Б. 500 способов сказать «нет» (русско-немецкие соответствия) // Логический анализ языка. Ассерция и негация / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М., 2009. С 400–410.

Еремин А. Н. Проблема падежа в школьном обучении // Русский язык в школе. 1996. № 2. С. 81-85.

Ермакова О.П. Существуют ли в русском языке отрицательные местоимения? // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69. № 2. С. 56–59.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1967.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2007.

Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1999. 3-е изд.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983. С. 5–44.

Зенков С.Г. Вопросы теории словообразования. Фрунзе, 1969.

Зыкин В.Н. О применении вопросов при изучении падежей // Русский язык в школе. 1951. №2.

Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М., 2009.

Калакуцкая Л. П. Адъективация причастий в современном русском языке. М., 1971.

Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999.

Ким О.М., Островкина И. Е. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

Колосова Т.А. Разграничение омонимичных союзов и союзных слов // Филологические науки. 1967. №4. С.64-75.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. М., 1965.

Кубрякова Е.С. Деривация, транспозиция, конверсия // Вопр. языкознания. 1974. № 5. С. 64–76.

Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974.

Кулагин А.Ф. Синтаксические функции союзных слов и их отличие от союзов // Русский язык в школе. 1963. № 6. С.13-18.

Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая // Курилович Е. Очерки по лингвистике. М, 1962.

Лопатин В.В. Адъективация причастий в ее отношении к словообразованию // Вопр. языкознания. 1987. № 6. С. 37 -41.

Лопатин В . В . Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания . 1966 . № 1 . С.76-82.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.

Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словообразование // Энциклопедия. Русский язык.. 2-е изд. М., 1997.

Лукин М.Ф. Критерии перехода частей речи в современном русском языке // Филологич. науки. 1986. № 3. С. 32-43.

Лукин М.Ф. Субстантивация числительных в современном русском языке // Русский язык в школе. 1968. № 1. С. 85-87.

Лыков А.Г. Об основе слова // Филол. науки. 1970. № 4.

Лыков А.Г., Лыкова Н.А. Ассиметризм русского слова. Краснодар, 2002.

Манучарян Р.С. Словообразовательное значение в разных аспектах // Русский язык: Вопросы и методики. Ереван, 1976.

Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. Бельцы, 1971.

Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1981.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. Л., 1987.

Морфологии и синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968.

Московкина Р.А. Разграничение союзов и союзных слов // Русский язык в школе. 1966. № 6. С.45- 50 .

Мочалова Т. И. Глагольно-междометные формы: материалы к курсу «Современный русский язык. Словообразование. Морфология»: учеб пособие. Саранск, 2006.

Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М., 1971.

Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.

Николина Н.А. Словообразовательная игра в художественном тексте // Язык. Культура. Гуманитарное знание: Научное наследие Г.О. Винокура и современность. М., 1999. С. 338–485.

Николина Н.А., Рацибурская Л.В. Современный русский язык. Морфемика: учебное пособие. М., 2012.

Обучение русскому языку в 7 – 8 классах: Метод. указания к учебнику / Под ред. В.В. Бабайцевой. М., 1993.

Осипова Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании. М., 1994.

Попова В.А. Трудные случаи словообразовательного анализа // Преподавание русского языка в высшей школе. Киев–Одесса, 1986.

Попова Т.В. Креолизованные дериваты в русском языке рубежа XX – XXI вв. // Активные процессы в современной грамматике. Материалы международной конференции 19–20 июня 2008 года / под ред. С.В. Иванова, О.В. Фокиной. М., 2008. С. 215–219.

Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 4. Вып.1.М., 1985.

Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., 1970.

Радзиевская В.К. Морфология современного русского языка. М., 2001.

Радзиховская В.К. Морфология. Вводный курс: учеб. пособие. М., 2006.

Развитие словообразования современного русского литературного языка: Членимость слова. М., 1975.

Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учеб. пособие. М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск, 1994.

Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского литературного языка / Под ред. М.В. Панова. М., 1968.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.

Русский язык: Морфология: учебник для вузов / Под ред. Г.Г. Инфантовой. М., 2010.

Русский язык: учебник / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001.

Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.

Сергеев Ф.П. Методика разграничения форм сравнительной степени на -ее, -е, -ше прилагательных , наречий и категории состояния // Русский язык в школе. 1963. №4. С. 56-59.

Сергеев Ф.П. Трудные и спорные вопросы морфологии. Волгоград, 2005. 106 с.

Сергеева М.Ф. Как определить падеж? // Русский язык в школе. 1995. №5. С.20-25.

Середа Е.В. Морфология современного русского языка. Место междометий в системе частей речи: учеб. пособие. М., 2004.

Сидоренко Е.Н., Сидоренко И.Я. Диахронный и синхронный аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов. Симферополь: Таврия, 1993. 95 с.

Сковородников А.П. О понятии и термине «языковая игра» // Филологические науки. 2004. № 2. С. 79 87.

Словообразование современного русского литературного языка. М., 1968.

Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М., 1956.

Современный русский литературный язык: учебник. 6-е изд. / под ред. П.А. Леканта. М., 2004.

Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX – XXI веков / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. М., 2008.

Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2011.

Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. Ч. 1.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 2-е изд. М., 1989; 3-е изд. 1998.

Современный русский язык. 2-е изд. / Под ред. Л.А. Новикова. СПб., 1999.

Современный русский язык: Сборник упражнений / Под ред. В.А. Белошапковой . М., 1990.

Современный русский язык: в 2 ч. / Под ред. проф. Е.М. Галкиной-Федорук. Ч. II . М., 1964.

Современный русский язык: Система основных понятий. В 2 ч. Волгоград, 1999.

Современный русский язык: Теоретический курс. Словообразование. Морфология. М., 1989.

Супрун А.Е. Части речи в русском языке. М., 1971.

Тихонов А.Н. Современный русский язык. М., 2002.

Тимофеев К.А. Об основных понятиях словообразования // Рус. яз. в шк. 1971. № 3. С. 29-30.

Тихонов А.Н. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002.

Тихонов А.Н. Членимость и производность слов типа «физик» // Развитие современного русского языка. М., 1975.

Улуханов И . С . Обратное словообразование // Русская речь . 1977 . № 2. С . 51 — 57.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. М., 1977.

Ушакова Л.И. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999.

Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. Киев, 1978.

Чепасова А.М., Игнатьева Л.Д., Мительская Ж.З. и др. Местоимения в современном русском языке: учебное пособие. М., 2007.

Чепасова А.М., Казачук И.Г. Существительные в современном русском языке: учебное пособие. М., 2007.

Чернова В.И. Приемы разграничения союзных слов и союзов // Учен. зап. Орлов. пед. ин-та: ист.-филол. фак-т. Орел, 1964. Т. XXII . С. 3-178.

Чеснокова Л. Д. Русский язык: Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991.

Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии, М., 1973.

Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие. М., 2006.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М., 1959.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1966.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.

Шанский Н.М., Тихонов А.Н Современный русский язык. Словообразование. Морфология. М., 1987. Ч. 2.

Шапиро А.Б. О границах и типах непростого сказуемого. РЯШ, 1936. № 5. С. 134-135.

Шарафутдинов Д . Р . Аналитические глаголы в современном русском языке: к вопросу о глагольных междометиях // Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм. Екатеринбург, 1997 .

Шведова Н.Ю. Междометия // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.

Шмелев Д.Н. К вопросу о «производных» служебных частях речи и междометиях // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XX . Вып. 6. М., 1961. С. 498—505.

Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. С. 77-100.

Юрченко В.С. Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов // Русский язык в школе 1988. № 2.

Янко-Триницка Н.А. Русская морфология. М., 1989.

Dokulil M . Tvo ř ene slov v č e š tin ĕ. Praha, 1962.

Список словарей, грамматик и энциклопедий

Бояринова Л.З., Тихонова Е.Н., Трубаева М.Н. Большой грамматический словарь: в 2 т. / под ред. А.Н. Тихонова. М., 2006.

Грамматика современного русского литературного языка / Отв. ред. Н.Ю. Шведова.. М., 1970.

Ефимова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. М., 2006.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1987.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку . М., 1991.

Краткая русская грамматика / Под ред. В.В. Лопатина и Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь русского языка. М.,1990.

МАС – Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981 – 1984.

Обратный словарь русского языка. М., 1974.

Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. М., 1964.

Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка: учебное пособие. М., 2009.

РСС – Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: в 6 т. / Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1998 – .

Русская грамматика: в 2 т. М., 1980. Т. 1.

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. М., 1996; 3-е изд., 2003.

Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. М., 1995.

Тихонов А.Н Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М., 1985. 3-е изд., 2003.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М., 1978; 2-е изд., 1991; 3-е изд. 1996.

ТСРЯ XXI – Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревской. М., 2008.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1971.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов, Г.С. Журавлева и др. / под общ. ред. А.Н. Тихонова, Р.И. Хашимова. М., 2008.

ЭРЯ – Русский языка. Энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.

Источник

Adblock
detector