Меню

упражнения на морфологический анализ

Упражнения по морфологии

1. Перепишите текст. Сделайте морфологический разбор всех существительных.

(Со)времён глубокой древност.. лебедь служит символом красоты любви и нежности. Существу..т даже легенда о лебеди..ой песне. Однако лебедь (не)относит..ся к певчим птицам. Гулкие трубные звуки можно услышать (в)начал.. весны. В это время лебеди возвращают..ся с зимовк.. и пролетают парами в (под)небесье.

2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор всех выделенных глаголов . Образцы разборов здесь.

Однажды детский писатель Аркадий Гайдар отправился (на)встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пят..летнюю доч..ку Женю. Уд..вительно зано(сч,зч,щ)ивая девоч..ка (как)будто хваст..лась «Я знаменитого папы доч..ка и скоро вырасту !».

Во время чтения сказки «Горячий камень» все с..дели тихо но Женя (с)начал.. (с)высока поглядывала по сторонам потом бе..покойно затопала и стала (з,с)бегать по лес..нице (в)верх и (в)низ. Мальчишки грозно ра..матривали её и всыпали бы но ст..снялись извес..ного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу пол..жил тетрадку и строго ск..зал « Уберите девочку она мешает!». Женя с..ёжилась ра..плакалась но всё(равно) обрадова..ые мальчишки ст..щили её со сцены.

Гайдар доч..тал сказку до конца. Сч..стливые глаза ребят говорили о любви к писателю и об ув..жении.

«Гайдару за спр..ведливость», — нап..сали они в книге которую под..рили ему.

3 . Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор всех глаголов . Образцы разборов здесь.

Мы ул..жили в теле..ку уд..чки рыбу запр..гли лошадь и поехали домой 4 .

На (З,з)ападе уже дог..рала з..ря. В полях громко кричали п..р..пела. Я задремал и если(бы) перед глазами не р..била вода я (не)заснул(бы). Вдруг мама осторожно к..снулась моего плеча и сказала смотри Юра!

Крох..тные г..лубые огоньки светились в ночной траве. Папа раз..яснил что это св..тлячки.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Обжеч. кирпич. подстрич.. акацию, назнач..те процедуры, не грусти и не плач. детский плач. береч.. горючее, подберёш.. вояж.. в Париж. достанеш.. багаж. отреж..те хлеба, дверь настеж. гореч.. микстуры, следы пожарищ. стекает с крыш.. дач. созревает рож. ждёш.. новых встреч. юноша горяч. выходиш.. замуж. малыш.. похож.. на отца, стрич.. овец, наш выигрыш. ненужная вещ. хороший товарищ. булатный меч. будеш.. печ.. пироги.

WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2020

© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

Источник

Тренинг «Морфологический разбор»

Полный морфологический разбор слова

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)

Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.

Ответ:

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) приятно (когда?) зимой

1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)

1) Глагол, н.ф. – позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить

1) Местоимение, н.ф. – себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе

1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного

1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание ( о) лете, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. – лето;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) помечтать (о чём?) (о) лете

Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Вот бы оно поскорее пришло!

Ответ:

1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)
3) членом предложения не является

1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является

1) Местоимение, н.ф. – оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее

1) Глагол, н.ф. – прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы

Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.

Ответ:

1) Глагол, н.ф. – любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать ( люблю — часть составного глагольного сказуемого)

1) Глагол, н.ф. – полежать;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать – часть составного глагольного сказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. – солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке

1) Глагол, н.ф. – поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю поплескаться (поплескаться – часть составного глагольногосказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. – вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде

1) Глагол, н.ф. – побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить – часть составного глагольного сказуемого)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. – лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу

Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):

1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. – вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

1) Прилагательное, н.ф. – смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый– часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

1) Существительное, н.ф. – воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (воздух – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.

Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.

Ответ:

1) Местоимение, н.ф. – он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он

1) Прилагательное, н.ф. – чистый;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) чист

1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является

Читайте также:  упражнения при супинации стопы

1) Прилагательное, н.ф. – свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж

1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром

1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является

7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является

1) Глагол, н.ф. – высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет

1) Существительное, н.ф. – роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса

Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. – сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи):

1) Причастие, н.ф. – сияющий;
2) постоянные признаки: НСВ, действительное, настоящего времени; непостоянные признаки: ед. ч., ж.р., И.п.;
3) роса (какая?) сияющая на траве (сияющая – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)

1) Предлог,
2) постоянные признаки: пространственный, непроизводный, простой:
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) траве, сам по себе членом предложения не является

1) Существительное, н.ф. – трава,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.
3) роса (какая?) сияющая на траве (сочетание (на) траве – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)

Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении.

По-моему, лето лучше зимы.

Ответ:

1) Наречие,
2) постоянные признаки: знаменательное;
3) членом предложения не является: вводное слово

1) Существительное, н.ф. – лето,
2)постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл. , ед.ч.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (что?) лето

1) Прилагательное, н.ф. – хороший;
2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения, простая;
3) лето (каково?) лучше ( нулевая связка)

1) Существительное, н.ф. – зима;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.
3) лучше (чего?) зимы

Источник

Система упражнений по усвоению морфологических норм
материал по русскому языку по теме

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорене­нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рас­сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

(Данный материал взят из моей дипломной работы, которая была защищена на «отлично» в АГПА в 2013году)

Скачать:

Вложение Размер
sistema_uprazhnenii_po_usvoeniyu_morfologicheskikh_norm.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по усвоению морфологических норм.

« Правильное словоупотребление, — говорит Л.А. Введенская, — является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорен е нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных ра с сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

1)Чернила. Слово чернила употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные черкала; нет чернил, пишу чернилами.

Читая стихотворения, вместо точек назовите нужное слово.

Умывался без конца.

Придумайте предложения со словами чернила, чернил, о чернилах.

2) Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

попять — понял — поняли — поняла

спять — снял — сняли — сняла

спать — спал — спали — спала

Запомните ударение в этих словах!

3) Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением. Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все . » Одна девочка сказала: «Я не . », «А ты, Вася. » «Да. », — ответил он. «Объясни, как ты . », Вася объяснил. «Вот теперь понятно», — сказала учительница.

4) Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

5) Прочтите вслух слова:

Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

Назовите вместо точек пропущенные слова:

От деревни до леса три . Мы отрезали полоску в пять … .

7)Занять — занял — заняли — заняла

Составьте предложения с этими словами.

8) Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным к а рандашом.

9) Прочтите предложения, вставляя пропущенные слова. 1. Таня . хворостину, . гусей на озеро, сидела на берегу и . их.

10) Лениться — ленится. В формах слова лениться учащиеся нередко делают ошибку в ударении. Запомните: ленишься — ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

11) Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

звать — звал — звала

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

12) Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит! А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Мальчик . по телефону. Почему ты . так поздно? Ученик … в школу. Не забывайте больного товарища, . ему!

Подумайте, изменяется ли ударение в словах позвонит, позвонишь, позвоните.

13) ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Дрем о та — зев о та — лом о та

14) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.

Есть душистое втиранье

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.

15) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

Уже не только за квартал —

Стране свою работу сдал

Прославленный завод. А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал. А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал? Какое значение имеет слово квартал в первом отрывке и какое — во втором? Как называются такие слова?

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою. С. Есенин

Придумайте несколько предложений со словами искра и документ.

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Облака бегут быстрей,

Все чернее с каждым днем

И на вербах серебром

Найдите в тексте синоним к слову дорожки.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир таблетки хины

И, конечно, витамины —

19) Прочтите, вместо точек вставьте слова коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

Мальчик начал сильно кашлять. «У тебя наверное, . — сказала мама. — Надо вызвать врача». Пришел врач, осмотрел и говорит: «Ваш сын болен . . Из-за . ему нельзя ходить, встречаться с друзьями. . — болезнь заразная».

20) Говорите правильно!

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Все в арбузном соке.

— На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложениес этим словом.

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Младший брат чихнул спросонок,

— Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.

— На какой слог падает ударение в словах чихаю, чихнул?

22) Говорите правильно!

прижить — прожил — прожили — прожила

принять— принял — приняли — приняла

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

23) Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.

24) Баловать, баловаться, балованный

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги.

Шарик, Шарик, помоги!

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

-Какая разница в значении слов баловать и баловство? Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся, балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

Мальчик очень . . Он всегда . . Мама ему говорит: «Не …!». А он продолжает . .

25) Класть – положить

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладет кирпич. А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…» С. Маршак

В литературном языке нет глагола ложить , но есть положить; есть глагол класть , но нет глагола покласть. Нужно говорить: «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, он положит книгу на стол» или «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол»

Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, клади.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.

— Прочитайте, вставьте слова толь тюль

Принесли рулон …, пять метров …, пришли в магазин за … для крыши и … для занавесок.

1.крышу сарая покрыли черным … .2.На окне висит красивый … 3.В сарае лежит рулон … 4.Мы купили пять метров белого …

26) Слесарь – слесари, шофер – шоферы, инженер – инженеры.

Закончите предложения: За рулем сидят … На заводе работают …

О скольких килограммах?

— Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.

1. … ребят пришло на соревнование? 2. … товарищам ты помог?

Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль.

— Запомните ударение в словах начал — начало — начали — начала; начался — началось — начались — началась.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —

Будут целый день качать

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

— Придумайте предложения со словами начала, началась, начали.

30) Говорите правильно!

Запомните, что предлог в противоположен по значению пре д логу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из шк о лы, иду на вокзал —возвращаюсь с вокзала.

— Прочтите, вставляя нужный по смыслу предлог. Пойти . школу. Прийти . школы. Поехать . Москву . Приехать . Москвы. Войти . трамвай. Выйти . трамвая. Пойти . вокзал. Прийти . вокзала. Поехать . Крым. Приехать . Крыма.

Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах в о ротами, предметы.

При употреблении разных форм от глагола бежать происходит чередование г//ж: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим …

Выучите стихотворение наизусть:

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.

Он в воздух бросает

33) Слово оба сочетается с существительными мужского и сре д него рода: оба товарища, оба носка, оба окна; слово обе — с существительными женского рода: обе книги, обе руки, обе стр а ницы. Это различие проводится по всем падежам: обоими но с ками, но обеими руками, обеими страницами. Придумайте предложения со словами оба, обе. Прочтите, вместо точек вставьте слова оба, обе. . сестры. брата. руки. стороны. девочки. мальчика.

Прочтите, раскрывая скобки.

1. Пришли (оба, обе) ученицы. 2. Учитель спросил (обеих, обоих) мальчиков.

34) Составьте сочетания с предложенными словами, выберите нужный по смыслу предлог :

1. Иду (в, на) (школа, завод, фабрика, класс).

2. Возвращаюсь (из, с) (школа, завод, фабрика, класс).

3. Приехал (в, на) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

4. Уехал (из, с) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

35) Слова пальто, метро, ситро неизменяемые.

1. Дайте мне, пожалуйста, стакан . 2. У него нет осенн е го . . 3. Мы вышли из . .

36) Назовите вначале существительные мужского, затем же н ского и среднего рода. Георгины, туфли, ботинки, ведерки, лебеди, полотенца, рельсы.

Горяч. кофе. Прозрачн. тюль. Черн. толь. Бел. лебедь.

38) В русском языке есть слова мужского и женского рода:

Но есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:

он невежа — она невежа

он растеря — она растеря

К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде, если говорится о мальчике, и в женском, если речь идет о девочке.

Миша — большой соня. Нина — большая соня.

Этот ученик — удивительный растеря. Девочка — удив и тельная растеря.

Найдите в стихотворении, данном ниже, подобное слово.

Придумайте с ним предложения.

Март хоть чуть и плакса,

Глаз один в слезинках,

Март в дубраве рвет,

Март искусно вьет. М. Мревлишвили

39) Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь. Например: Мать беспокоилась о сыне. Мать тревожилась за сына. Придумайте предложения со сл о вили беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

40) Говорите правильно!

Нельзя смешивать слова надеть и одеть.

Надеть (что?) — тубу, пальто, носки, ботинки.

Одеть (кого?) — брата, сеcmpy, куклу.

Прочтите предложения, раскрывая скобки. 1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки. 2. Сестра ( надела, одела) брата. 3. Девочка (надела, одела) куклу. 4. Уч е ник (надел, одел) очки.

Взяли ребята Лопаты и санки,

Шубы надели И шапки-ушанки.

41) Говорите правильно!

Скучать. Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучать по отцу, об отце

Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скуч а ем. Следите за правильностью вашей речи.

42) Говорите правильно!

Сыплю — сыплешь — сыплет

Сыплем — сыплете — сыплют

Придумайте предложения с этими словами.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам.

Ходят грачи в полосе.

43) Различайте ударения в словах.

Объясните, почему в одном случае в стихотворении yпотреблен глагол одеть, а в другом — надеть.

Мама песню напевала,

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

А брату Саше третий год —

Уходит мама на завод —

Сиди с ним целый день.

Объясните, какая разница в выражениях я кушаю, я ем. Какое из них когда употребляется.

45) Слово обратно имеет значение «назад»: возвратиться обра т но — возвратиться назад; пойти обратно — пойти назад. Слово опять означает «снова, еще раз»: опять подпрыгнул — еще раз подпрыгнул; опять запел — снова, еще раз запел. Надо говорить: он опять опоздал; он опять не выучил урока.

Придумайте предложения со словами опять, обратно, о б ращая внимание на различное значение этих слов.

46) Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с этими предложениями.

47) Говорите правильно!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки, —

Оказалось, это брюки!

Вот какой рассеянный

Надевать он стал пальто —

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

В каких случаях говорят надевать — надеть, а в каких одевать — одеть? Придумайте предложения с этими словами.

48) Говорите правильно!

Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

Придумайте предложения со словом крою.

49) Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы пр о износите слова: я лягу — ты ляжешь — он ляжет — мы ляжем — вы ляжете — они лягут — ляг — лягте!

50) Прочтите слова и придумайте с ними предложения: Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт —торты.

51) Говорите правильно!

Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: апельсины — апельсинов, мандарины — мандаринов, лимоны — лимонов, помидоры — помидоров, баклажаны — баклажанов, но: яблоки — яблок.

Составьте устный рассказ «В магазине». Используйте слова апельсинов, мандаринов, лимонов, баклажанов, яблок.

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

53) Обратите внимание на родительный падеж множестве н ного числа существительных: носки — носков, сапоги — с а пог, чулки — чулок.

Придумайте рассказ на тему «В магазине». Используйте слова: три пары чулок, две пары носков, пара сапог, много валенок и ботинок.

54) Запыхаться — запыхаюсь — запыхаешься — запыха в шись.

Придумайте предложения со словом запыхаться.

55) Запомните слова : гектары — гектаров; килограммы — к и лограммов; граммы — граммов; очки — очков, но: места — мест; дела — дел.

Придумайте предложения с этими словами.

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, м е тать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, п е тель, петлями.

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он очень умный крот.

58) Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

59) Позвонить — позвоню — позвонишь

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Вставьте нужное по смыслу слово в данные предложения. Мне должны сегодня . Вы . в школу? Мы . в больницу.

60) А тлас — атл а с

Отца спросила дочка: —

Не знаю, как прочесть.

Есть слово «провол о чка»,

И «пр о волочка» есть.

Его приносят в класс?

Но есть ведь и «атлас».

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтерес о вали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зав и сит их значение?

61) Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

62) Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

Все инструменты под рукой.

Придумайте небольшой рассказ, используя слова столяр, инструменты.

63) Говорите правильно!

Сердиться — сержусь — сердишься

На брата сердится сестра:

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

Придумайте предложения со словами сердиться — сердится.

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове ремень.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,-

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем.

65) Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове шофер .

Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,

Я б шофером пошел — Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше.

66) Запер — заперли — заперла

В детский сад ребятам

67) Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет снег охапками.

До бровей накрылись шапками

68) Сочините рассказ «Летом на базаре». Используйте слова щавель, помидоров, баклажанов, килограммов, лимонов, я б лок, сыплют, кладем. Следите за ударением.

69) Верблюд — верблюда — верблюды — верблюдица

Вот желтая страница —

Песок по ней кружится,

Бредут по ней верблюды,

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, др е мота, начали? Прочтите стихотворение. Проверьте, правил ь но ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили а р б у з ы в жару,

Недаром погрузка а р б у з о в

Похожа скорей на игру.

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Придумайте предложения со словами кладет, сыплет, ляг, лягте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами.

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе.

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Рекомендации по исправлению нарушений письменной речи.

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помо.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения.

Тема «Правописание безударной гласной в корне слова » — одна из самых сложных тем в начальной школе. Часто и в старших классах ученики допуска.

Источник

Adblock
detector