Меню

упражнения на моральный выбор

Упражнения для работы над формированием культуры поведения и нравственных ценностей
методическая разработка на тему

Приведенные ниже этюды могут послужить основой для создания множества вариантов на заданную тему. Можно вспомнить сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсудить и проиграть ситуацию, произошедшую в группе. При изображении отрицательного качества необходимо проиграть ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. Старайтесь, чтобы дети, имеющие склонность проявить жадность, эгоизм и т.д., проигрывали положительные варианты

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_raboty_nad_formirovaniem_kultury_povedeniya_i_nravstvennyh_tsennostey.docx 19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для работы над формированием культуры поведения и нравственных ценностей

Приведенные ниже этюды могут послужить основой для создания множества вариантов на заданную тему. Можно вспомнить сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсудить и проиграть ситуацию, произошедшую в группе. При изображении отрицательного качества необходимо проиграть ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. Старайтесь, чтобы дети, имеющие склонность проявить жадность, эгоизм и т.д., проигрывали положительные варианты. После проигрывания этюда полезно обсудить его с детьми, задавая следующие вопросы:

— Что ты чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? А потом, когда помогли?

— Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и т.д.)? А когда поделился?

— Приятно ли было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему?

— Как, по-твоему, в этом случае поступила бы Баба-Яга (Карлсон, Бармалей, Буратино и т.д.)? А как поступил бы ты? Покажи.

Этюд «Потерянная варежка»

Зима. Дети играли во дворе: кидались снежками, лепили снеговика, строили горку. Одна девочка потеряла варежку. У нее замерзли руки, пальцы не слушаются. Она дышит на ручки, пытается согреть, но без варежек это плохо получается.*

Один мальчик, увидел это, сказал: «Эх, ты Маша-растеряша! Разве можно зимой без варежек? Вот у меня пара пуховых варежек, и мне совсем не холодно!» И побежал дальше играть в снежки. А другой, мальчик ничего не сказал, он молча подошел и надел на ее руку свою рукавицу. Девочка с благодарностью посмотрела на него.

Этюд «Жадный поросенок»

Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует пышную булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает, что ему самому мало, и поскорее убегает к маме.

Этюд «Забытый зонтик»

В такси (составить стулья) сел пассажир с зонтиком. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь шофер заметил оставленный пассажиром зонтик. Шофер взял зонтик и пошел к подъезду, в который зашел пассажир. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому звонил во все квартиры подряд. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Водитель протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.

Не мешайте мне трудиться!

И колодезной водицей всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте!

А хотите – в лейку лейте.

И полью я огород, он ведь тоже воду пьет!

Как у нашей Ирки на чулках по дырке!

Почему, почему на чулках по дырке?

Потому что неохота штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки штопка на пятке!

Почему, почему штопка на пятке?

Потому что неохота быть неряхой Натке.

Жила девочка Айога, лицом красивая, а вот характер…. Сказал кто-то, что красивее ее нет на свете. Задрала нос Айога, зазналась. Ходит важная, напыщенная, ничего не делает, только собой любуется. Мать просит ее: «Принеси воды, доченька». А она в ответ: «Вот еще! Работать буду – красота моя испортится!» Испечет мать пироги, Айога себе самый большой кусок берет: «Мне надо хорошо кушать, чтобы щечки были розовыми!» И так все время, чуть что – кричит: «Айога самая красивая, Айога!» Не заметила, как превратилась она в гуся. Все слова человеческие забыла, кроме своего имени. Как увидит людей, до сих пор кричит: «Айога-га-га-га!»

Этюд «Дом с колокольчиком»

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,

То поверь, что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка, и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся дружок».

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

Варианты сюжетов для этюдов с неопределенным концом:

«Как бы ты поступил?» :

«Дети помогают убирать территории школы, подшефного садика: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.»

«Дети собирают урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.»

«У тебя есть новая игрушка. Твой друг тоже хочет поиграть с этой игрушкой, рассмотреть ее – она его заинтересовала.»

«К тебе на день рождения пришли гости. Пока ты ходил на кухню за фруктами, сломалась твоя новая машинка.»

Понятно, что здесь нет какого-то одного вида «правильного» поведения. Например, в первом сюжете мальчик может лениться, а может быть у него что-то болит. Значит, прежде чем сделать ему замечание, надо узнать причину такого поведения.

Необходимо ориентировать детей на проигрывание разных вариантов.

Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.

Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

«Сказка на новый лад»

После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.

Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают дети) загадывает какого-либо известного сказочного героя (или героя мультфильма) и описывает его. Задача остальных участников – узнать этого героя.

По ходу этой игры можно задавать такие вопросы:

Почему ты выбрал именного этого героя?

В каких эпизодах сказки он проявил эти черты характера?

Задание можно упростить. В этом случае ведущий называет качество личности, а участники должны вспомнить героев сказок (мультфильмов), обладающих этим качеством.

«Сравни героев сказок»

Какие черты характера у сказочных героев:

Буратино, Бабы-Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса-Барабаса, Серого Волка и т.д.? Для сравнения в один прием берется три-четыре персонажа. Детям задают вопросы:

Какими качествами обладают названные герои?

По каким поступкам можно это определить?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вел бы себя Буратино на месте Колобка (Баба-Яга на месте Серого Волка и т.д.)?

Детям предлагается написать письмо одному из героев прочитанной сказки. В нем он должен выразить свое отношение к нему, описать свои чувства, переживания. На первых порах это задание может вызвать затруднение у детей. Помогите им, задавая следующие вопросы:

— Понравился ли тебе этот герой сказки? Почему?

Что ты чувствовал, когда с ним что-то происходило (например, когда Лиса выгнала Зайчика из его избушки)?

— Хотел бы ты что-то изменить в этой сказке? Что именно? Почему?

— Что бы ты сделал на месте этого героя?

— Что бы ты хотел пожелать этому герою?

Исходя из возрастной группы детей возможен вариант устного письма к герою сказки. Также можно предложить детям послать телеграмму герою сказки или поговорить с ним по телефону.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль.

В представленном материале разработана система по формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове.

Обобщение из опыта работы по теме: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада.

Выявить особенности представлений о культуре поведения детей старшего дошкольного возраста и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.

Источник

Подборка нравственно – этических игр, как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников.
статья на тему

Данные игры помогут в работе классному руководителю.

Скачать:

Вложение Размер
podborka_nravstvenno.docx 35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка нравственно – этических игр, как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников

Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»

Игра «Уважая себя, уважай других»

Цель: развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи: формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам, формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других; организовать условия для получения позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Методическое оснащение: рассказ В.Осеевой «Просто старушка», чтение его по ролям и инсценирование.

Учитель: Вы слышали, наверное, такое выражение: «Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими так же». Как вы понимаете его смысл? В чём секрет таких отношений? Почему многие люди придерживаются в отношениях с другими такого принципа: «Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя»?

(Проводится совместное обсуждение ответов.)

(Дети прослушивают рассказ В.Осеевой «Просто старушка» и разыгрывают его фрагмент по ролям).

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: — Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? – удивилась подружка.

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

(После этого предлагается другой вариант инсценирования с изменением условия: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. Третий вариант предлагает после этого ситуацию, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.)

(Совместно обсуждается проблема, в каких случаях следует оказывать поддержку и как ему принимать помощь других.)

Игра «Все люди разные»

Цель: показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения.

Задачи: формировать способность считаться с различиями между людьми, развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей; прививать ценностное отношение к иному.

Оснащение: листы бумаги, карандаши, ножницы.

Учитель предлагает детям поприветствовать друг друга, а затем выполнить упражнение: встать в круг и передавать друг другу мяч, и называть присущие каждому из них качества. Учитель эти качества записывает на доске. По окончании упражнения учитель побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с открепляющимися лепестками. Каждый ребёнок, сорвав лепесток, немного рассказывает о себе и своей семье. Далее учитель разбивает класс на подгруппы по 5 человек, раздаёт каждому лист бумаги и карандаш. Каждый из учащихся должен обвести свою руку на листе бумаги и на получившейся ладошке написать своё имя. Учащиеся в группе, по очереди меняясь листочком, на одном из пальчиков рисунка пишут добрые пожелания друг-другу или описывают положительные, привлекательные качества друг друга (например: ты отзывчивый, ты хороший друг, мне нравятся твои рисунки и т.д.).

Одним из вариантов игры могут стать высказанные добрые пожелания в адрес других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т. д.).

В совместной беседе с одноклассниками закрепляются представления о том, что все люди разные. Учитель предлагает провести аукцион идей «Хорошо, что люди разные, потому что…».

Цель: развить умения выражать своё положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

Задачи: формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения.

Участники игр становятся в круг и по очереди каждый своему соседу говорят комплимент. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ на комплимент участник игры произносит: «Спасибо!», — и затем подкрепляет хорошее мнение о себе ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…».

Участникам игры ведущий предлагает надеть волшебные очки и в них разглядеть хорошее, доброе в поступках качествах людей. Ведущий показывает жестами, как надеть очки и как в них смотреть, называя хорошие поступки качества участников игры. Важно, чтобы участники игры выступили в обеих ролях: смотрящих рассматриваемых, а по окончании игры поделились своими чувствами. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза через очки можно увидеть всё больше и больше хорошего.

Проводится совместное обсуждение ситуаций, в которых общаться было приятно или неприятно. Разбирается почему. Связано ли это с тем, что вас не поняли.

Игра «Мы в конфликтах»

Цель: развивать навыки коструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи: развивать умение распознать, предвидеть и предупреждать конфликтную ситуацию; формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; отрабатывать навыки конструктивного разрешения конфликта.

Двое участников игры сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки держат на поясе или за спиной. Ведущий хлопает в ладоши. Играющие меняют своё положение (поворачиваются лицом друг другу) и выражение лица (улыбаются), берут друг друга за руки и весело кружатся в танце, а конце его обнимаются. Все эти жесты, движения, выражения лица показывают, что дети помирились. Игра выполняется под музыку.

Ведущий задаёт играющим такие вопросы:

  1. Можно ли прожить вообще без конфликтов? Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?
  2. Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам неприятное? Как реагируете на такие негативные слова?
  3. В каких случаях вы сами говорите другим людям неприятные слова? Думаете ли в этот момент о том, что вы произносите?
  4. Почему люди говорят друг другу гадости?
  5. Как вы себя чувствуете когда вам говорят что-нибудь приятное? Как вы реагируете на это?
  6. В каких ситуациях вы сами говорите другим людям приятное? Как вы себя при этом чувствуете?
  7. Что легче: сказать другому гадость или что-нибудь приятное? Почему?
  8. Как можно выходить из конфликтных ситуаций?

Участники игры придумывают и хором проговаривают способы мирного решения конфликтов.

Игра «О дружбе и товарищах»

Цель: развивать представления о товариществе и дружбе, и умения их поддерживать.

Задачи: формировать умения равноправного взаимодействия; развивать социальные эмоции сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам; формировать представления о товариществе и дружбе.

Участники игры делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению,. А затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Ведущий предлагает детям нарисовать друг друга. Участники имеют право, выполнить портрет своих друзей как в их реальном виде, так и в аллегорическом – в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания играющие обсуждают рисунки и отвечают на вопросы ведущего: кто здесь нарисован? Почему именно в таком виде?

В заключение дети обговаривают некоторые приёмы и правила, которые они оформляют в виде плаката «Правила дружбы».

  • Предлагай помощь товарищу. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Если умеешь что-то делать сам – научи и его.
  • Искренне радуйся успехам товарища.
  • Настоящий друг всегда готов отдать самое лучшее товарищу.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое
  • Умей порадоваться успехам товарища.
  • Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
  • Дружи с товарищем, не требуя ничего взамен.

Собранные правила помогут общению ребят, чтобы оно протекало без ссор и конфликтов.

Игра «Культура разных народов»

Цель: воспитывать готовность воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.

Задачи: развивать готовность готовность воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений; изучать особенности ценностных ориентиров традиционной народной культуры; воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.

Методическое оснащение: набор иллюстраций с изображением представителей разных народов, национальной одежды, пословицы и поговорки разных народов России.

Цель: актуализация представления о традициях разных народов России.

Учитель. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Традиции народов живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях сохраняются особенности быта, взаимоотношений, кухни, культуры, которые раскрывают своеобразие каждого народа.

Учитель проводит конкурс пословиц и поговорок разных народов. Он задаёт вопросы: О чём свидетельствуют пословицы и поговорки? О каких национальных особенностях можно узнать из пословиц и поговорок? Согласны ли вы, что различия детей разных национальностей проявляются не только в языке, но и в костюмах, предметах быта, праздниках, танцах, фольклоре, кухне и т.д.?

Учитель. Костюм — важный элемент народной культуры. О чём могут рассказать народные костюмы? Почему люди их бережно хранят и передают следующим поколениям? Давайте организуем выставку «Народный костюм».

(Участникам игры предлагается выполнить рисунки народного костюма и дополнить рассказом об основных его элементах. На фоне выставки проводятся игры разных народов России.)

Учитель. Праздники у разных народов проводятся по своему. Что особенного в праздновании нового года (например, в России, Финляндии и т.д.)? Каким образом влияют национальные особенности на общение людей? Как должны относиться люди разных национальностей друг к другу?

Учитель предлагает провести аукцион идей «Что поможет людям различных народностей жить в мире?»

Игра «Правила этикета»

Цель: расширять представления об особенностях быта, обычаев и традиций в разных культурах, их социальных особенностях.

Задачи: расширять представления о правилах этикета разных социальных групп людей; прививать навыки светского поведения.

Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.

Учитель. Что такое правила поведения? Как возникли правила поведения людей? Как называются эти правила?

Одинаковые ли правила поведения в различных кругах общества, среди людей разных национальностей Среди школьников, учителей, банкиров, дипломантов и т.д.?

Этикет – свод правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.

Учитель. Сегодня стало очень популярным словосочетание «светский этикет». Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете, есть и другие люди, не меньше, чем вы, заслуживающие внимания и уважения.

(Учитель предлагает разыграть ситуации: «К тебе пришли гости», «За праздничным столом», «В транспорте», «На уроке», «В музее», «В театре».

Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий, просмотр слайдов с правилами этикетов разных народов.)

Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим ыло комфортно с тобой.

  • Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернёшься.
  • Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

После обсуждения учитель предлагает рассмотреть приемы, помогающие развить в себе вежливость.

Игра «Коллективный рисунок «Я — мир»

Цель: закрепить умения эффективного позитивного взаимодействия с миром.

Задачи: расширить представления о способах выражения своих чувств; закрепить умения сотрудничества и коллективного творчества.

Методическое оснащение : листы ватмана, краски, фломастеры, карандаши.

Учитель. Заканчиваются наши занятия. За это время мы лучше узнали себя и другого, путешествовали в прошлое и будущее, пытались понять, что есть «Я» и что такое «Мир вокруг меня».

Сегодня мы подведём итог тому, что делали.

(На столе раскладываются листы ватмана (склеиваются). Детям предлагается встать вокруг, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. После настроя все молча начинают рисовать коллективный рисунок «Я — мир». После завершения рисунка и его обсуждения подводится итог.

Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Щедрые подарки»

Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Один ребенок — Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила»

Игра «Верные друзья »

Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и дружелюбии.
Разделить комнату мелом на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача детей – быстрее спасти своих детей.

Игра «Как надо заботиться»

Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.
Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Игра «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку, вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их. Разыгрывается бессловесное действо.

Педагог: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир — познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

  1. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
  2. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Т.Л, Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

Источник

Читайте также:  активные упражнения для пресса
Adblock
detector