Меню

упражнения на межличностную перцепцию

Методы социальной перцепции. Тренинговые упражнения.

Скачать:

Вложение Размер
metody_sotsialnoy_pertseptsii_treningovye_uprazhneniya.docx 25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, направленные на развитие социальной перцепции, развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Я знаю, что тебе приснилось

От участников требуется способность «прочувствовать» другого человека настолько, чтобы добраться до образов его подсознания, понять его символику. Задача, мягко говоря, сложная. Решить ее полностью вряд ли удастся кому-то из членов тренинговой группы. Однако предпринимать такие попытки, на наш взгляд, очень интересно. В любом случае участники получают опыт эмпатических переживаний, учатся видеть мир глазами другого, осознавать его устремления, мечты, страхи.

Вариант I. Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна. Инструкция примерно такая:

— Всем хорошо известна пословица «Чужая душа потемки». Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы. увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?». Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для всех членов группы.

Время на работу 30-40 минут. По окончании этой процедуры карточки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда асе участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидении которого другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ? Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое фрейдовское высказывание: «Сны – царский путь к бессознательному»).

С одной стороны, как мы уже сказали, это упражнение из арсенала средств тренинга сензитивности, но с другой – оно также задействует механизм обратной связи. Предположения других люден о тех снах, которые мы видим, – это еще и способ отражения ими нас как личностей. Особенно ярко это может выявиться в том случае, когда обнаруживается какое-то сходство в прогнозах наших снов. Например, одной женщине большинство партнеров по группе приписывают сновидения, так или иначе связанные с бытовыми хлопотами: гора неглаженых рубашек, кипящая кастрюля, пылесос (по-видимому, люди воспринимают этого субъекта в основном в социальной роли домохозяйки), другому – сны-полеты, а третьему – кошмары или абсурдные картины. Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого человека группой.

Вариант II. Применим тогда, когда ведущий заинтересован в привлечении внимания группы к какому-то конкретному участнику (с целью акцентирования на его проблемах и их разрешении или просто при необходимости осуществить «поглаживания», поднять его значимость, поддержать). В этом случае всем остальным участникам предлагается нарисовать сны этого человека. Предварительно можно провести сеанс легкой медитации, помогающий группе «пристроиться» к человеку, почувствовать его.

При проведении этого варианта общегруппового обсуждения можно не делать, ограничившись рефлексией «главного героя» и его анализом рисунков. При необходимости он может задавать вопросы для уточнения символики того или иного образа.

Зубы дареного коня

В тренингах тема дня рождения является чрезвычайно популярной и обыгрывается с помощью самых разных приемов. Связано это, по-видимому, с обилием приятных ассоциаций, возникающих у большинства участников в связи с этой темой, и с благодатным нолем для игровых фантазий, продуцируемым словом «подарки». Одним из возможных вариантов игровых процедур, построенных на теме дня рождения и подарков, и является упражнение «Зубы дареного коня».

Группа разбивается на шестерки, и каждая подгруппа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до шести.

В принципе это упражнение можно проводить и со всей группой в общем кругу, но в целях экономии времени и избегания утомления в большой группе все же предпочтительней работа в шестерках.

Дальнейший текст ведущего было бы хорошо сопровождать негромкой лирической музыкой для создания необходимой атмосферы. Как и все слова ведущего в описываемых играх, этот текст является примерным. Каждый тренер может давать вводную по-своему, лишь бы ее содержание приблизительно соответствовало приведенному ниже.

— Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех – день рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в такой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого. «? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников; от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.

В данную минуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет.

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят, дареному коню в зубы не смотрят. Но сегодня – особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.

Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.

После того, как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и так далее. Пожалуйста, приступайте! С днем рождения!

Когда каждый из участников в подгруппе получит свои пять подарков, ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии. Интересно обсудить следующие вопросы:

Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»? Иными словами, кто оказался синтонным внутренним мирам своих товарищей по подгруппе?

За счет чего это произошло?

Какого типа были подарки?

Какие из них оказались самыми удачными?

Каков самый оригинальный подарок?

Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без исключения?

Если да, то не является ли причиной их «всеядности» нежелание обидеть дарителей? Все ли сумели быть искренними?

Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?

Насколько трудным было отказываться от подарков?

Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?

Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались? И т. п.

Как и многие другие упражнения такого типа, игра «Зубы дареного коня» предоставляет участникам две важные возможности: во-первых, испытать себя в качестве «душеведа», способного к эмпатии и синтонности, и, во-вторых, получить информацию о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьми.

Белые маги – Черные маги

«Магические» игры, т.е. игры, использующие сказочные, магические атрибуты, всегда привлекательны для участников тренинга (особенно с учетом современного эпидемиоподобного увлечения парапсихологией, колдовством и недавно только миновавшего бума книг Карлоса Кастаньеды. С сочувствием и пониманием отношусь к тем ведущим, которые при проведении нижеописываемого упражнения обнаружат в группе серо-буро-желто-блакитных магов, путем колдовских манипуляций определяющих ингредиенты ауры остальных участников вместо отработки умений отслеживать невербальные сигналы). Говоря серьезно, целью данной психотехники является развитие умений и навыков социальной перцепции, в частности умений фиксировать и расшифровывать малозаметные мимические движения. Упражнение можно проводить в конце тренинговых занятий как одно из итоговых.

Для проведения упражнения ведущий должен заблаговременно приготовить разноцветные повязки, маски в пол-лица и маски, полностью закрывающие лицо, а также черные и белые карточки (размером с визитку) и черные и белые кружки с одной стороной одинакового цвета.

— В этой игре я буду играть роль директора школы магов. Вы все – выпускники этой школы. В знак завершения обучения вы получите такие символы: белый кружок означает, что вы становитесь белым магом, а черный – соответственно, черным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какой кружок кому достанется, решит случай. О том, какого цвета ваш кружок, не должен знать никто кроме вас. Перед каждым будет стоять задача – определить цвета всех остальных магов. Разговаривать запрещено. Если вы решили, что встретились с черным магом, то должны вручить ему черную карточку. Белый маг получит от вас белую карточку. Каждый из вас будет иметь два набора белых и черных карточек по числу членов группы. Обозначьте каждую карточку своим личным символом. При встречах магов друг с другом на первых двух этапах игры запрещено, во-первых, использовать для объяснения своего цвета не только вербальные сигналы, но и пантомимику, во-вторых, подавать какие бы то ни было знаки (согласия или несогласия) при предъявлении партнером карточек. Оценить результаты игры помогут карточки с символами. Соотношение белых и черных карточек в руках каждого мага позволит ему понять, насколько «читаемыми» для других оказались его мимические сигналы. Подсчет правильно отданных карточек, которые маг получит по завершении игры, покажет его собственное умение видеть и чувствовать партнера.

I этап. Игроки получают от ведущего разноцветные повязки, которыми закрывается нижняя часть лица, и два набора карточек, которые тут же помечаются личными символами (например, инициалами). После этого они по очереди вытягивают кружки из тех, что разложены на столике стороной одинакового цвета вверх. Увидев выпавший цвет, игроки сразу же убирают кружки в карман. Когда последний игрок выяснит, каким магом он является, начинается собственно игра. Участники не торопясь движутся по помещению, рассматривают друг друга и обмениваются карточками. Раздавшие все карточки занимают места в кругу. Когда все окажутся в кругу, первый этап игры завершается, и по команде ведущего маги предъявляют коллегам свои кружки. Производится подсчет карточек.

Каждый маг заполняет нужные ячейки в бланке для игры.

Бланк для игры «Белые маги – Черные маги»

Каким магом я являюсь Мне вручено карточек Я правильно определил магов

II этап. Но этом этапе несущий вручает игрокам маски, закрывающие верхнюю чисть лица. Повторяется процедура определения цвета мам. Ведущий еще раз напоминает правила игры. Поскольку каждому магу были возвращены наборы белых и черных карточек, помеченных его личными символами, можно сразу переходить к процедуре магических встреч.

По окончании этапа снова заполняется бланк для игры.

III этап. Начальные процедуры аналогичны. Только теперь игроки закрывают масками лица полностью. Ведущий поясняет, что на этом этапе. можно и нужно использовать пантомимику при общении с другими магами. Вербальные средства по-прежнему запрещены.

Проводится окончательное заполнение бланка для игры и записывается вывод.

Обсуждение игры нужно провести обязательно. Особое внимание следует уделить следующим вопросам:

Какой этан игры оказался для вас наиболее успешным?

В какой ситуации ваши невербальные сигналы «прочитываются» другими магами лучше всего?

В какой ситуации вам удается лучше понимать сигналы партнеров?

Какая часть лица, по вашему мнению, наиболее информативна при общении?

Какие именно особенности мимических сигналов помогали вам принимать правильное решение?

Насколько легко вы понимаете пантомимические сигналы?

Кто из магов оказался на всех этапах наиболее понятным для вас?

Источник

Упражнения. • развитие навыков восприятия и понимания партнера по общению

Цель:

• развитие навыков восприятия и понимания партнера по общению.

Участники тренинга рассказывают, по каким показа­телям они определяют, с каким незнакомым пассажиром метро, в автобусе они готовы заговорить. Ведущий и осталь­ные студенты оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стерео-типизации.

Упражнение «Все мы особые»

Цель:

Студенты, разбившись на пары, 6 секунд молча смот­рят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в обста­новке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.

Цель:

• изучение особенностей восприятия. Упражнение может проходить в нескольких вариантах.

1. Ведущий показывает в течение 5-7 секунд слушате­лям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Это задание позволяет проверить наблюдательность, сту­денты приходят к выводу об индивидуальности восприя­тия, различий между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь ученого или другого известного человека, но представляет его

аудитории, к примеру, как поэта. Предлагает описать чер­ты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно обнаруживается влияние установки на восприятие.

Цель:

• умение выделять главное с позиции другого человека. Ведущий читает изложенную в виде тезисов биогра­фию или характеристику какого-нибудь разносторонне развитого человека и просит студентов пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «главное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.

Цель:

• определить способность студентов ставить себя на место партнера по общению, понять его чувства. Ведущий описывает, к примеру, следующую ситуацию.

«Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?». Участники разбиваются на пары и разыгрывают подобные ситуации. Впечатления обсуж­даются в группе. Тренер задает вопросы, позволяющие выяснить способность каждого к децентрации.

Упражнение «Брачные объявления»

Цели:

• развитие способности к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать;

• развитие воображения и речи.

Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.

Каждый студент получает карточку с названием како­го-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его.

Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые харак­терные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявле-ния — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось най­ти те главные черты предмета и его «половины», сочета­ние которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходи­мо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару».

В конце концов, с помощью уточняющих и побуждаю­щих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»: галстук — сорочка; карандаш -бумага; подсвечник — свеча; проигрыватель — пластинка; руль — машина; диван — подушка; стол — скатерть; берег -река; бассейн — вода.

Цель:

• развитие наблюдательности студентов. Несколько человек выходят за дверь, остальные — на­блюдатели. Любой студент принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит участник, который не­сколько секунд смотрит на позу, занимает место показы­вающего и принимает то же положение. Затем входит сле­дующий слушатель, и все повторяется снова. Когда после­дний участник группы садится на стул, студент- скульптор располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.

Цель:

• развитие наблюдательности и умения читать позы со­беседника.

Студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствую­щие их состоянию и настроению, которые партнер дол­жен отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно срав­нить толкование позы партнером до и после этого. Резуль­тат выполнения упражнения обсуждается в группе. Вы­ясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе и этому способствовало подражание позе.

Цель:

• показать значение подражания по позе и «отзеркали-вания» для создания благоприятной атмосферы обще­ния.

Участники тренинга разбиваются на пары. Первые но­мера начинают рассказывать вторым о том, как они прове­ли вчерашний день.

У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзер-каливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзерка-ливать» партнера.

Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Студенты меняются ро­лями, и упражнение повторяется. Результат — впечатле­ния, ощущения — обсуждается в группе.

Упражнение «Разжать кулаки»

Цель:

• отработать прием, который позволяет добиться откро­венности собеседника.

Студенты располагаются парами за столами друг про­тив друга.

Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить при­ем, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напря­женного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить.

Упражнение «Конкурс Мюнхгаузенов»

Цель:

• тренировка контроля над телодвижениями и выраже­нием лица во время рассказа о чем-то неизвестном. Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журналь­ных статей, не знакомых слушателям.

Студенты должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приоб­ретения» книги и ее содержания.

Во время выполнения задания остальные внимательно следят за:

1) походкой подошедшего к столу;

2) выражением его лица, когда он читает текст на кар­точке;

3) положением его рук, выражением лица и глаз во время рассказа;

4) самообладанием и находчивостью при ответах на воп­росы.

Само содержание рассказа свидетельствует об эруди­ции и воображении исполнителя, но в данном упражне­нии не оценивается.

Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнх­гаузенов»: слушатели берут карточки с заданием расска­зать о происшествиях, якобы случившихся с ними в дей­ствительности. Например: «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в русско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему имен­но на вас пал выбор».

Источник

Читайте также:  комплекс упражнений для подбородка видео
Adblock
detector