Меню

упражнения на метафору и эпитеты 6 класс

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» 6 класс
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota_po_tem1.docx 20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» 6 класс

1 вариант
I. Теория :продолжите предложение
1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений-
2 Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия-
3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность-
4. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету-

II. Анализ текста(подчеркнуть!)
1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)

2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… (И.Бунин)

3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.
Он (парк) был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином… (И.Северянин)

4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Парк шепчет: «Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…» (И. Северянин)

5. Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа:
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы . Ее красота подчеркивается многочисленными ……. (точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …………… (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря ………………..мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
2 вариант

1. Теория: продолжите предложения
1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений-
2. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету-
3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность-
4. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия-

II. Анализ текста (подчеркнуть!)

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть. (С.Есенин)

2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)

3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин)

4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна…(С. Есенин)

5. 1) Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо многоточий вставьте названия изобразительно-выразительных средств. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа:
В стихотворении С. Есенина ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью …………… («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным ……………(«серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава…). Любовью к земле, к ее лесам и рекам проникнуто это стихотворение.

Ответы на вопросы контрольной работы

Вариант 1
1-а, 2-в, 3-г, 4-б
1. под нежной травкой
2. песок как шелк
3. в зеркалах луж
4. парк шепчет (я жил)
5. сравнениями, метафоры, эпитетам (сравнения, метафоры, эпитеты)

Вариант 2
1-а, 2-б, 3-г, 4-в
1. в мягких снегах
2. словно белою косынкой
3. стелет шаль (снег)
4. дремлет лес
5. олицетворений, метафорам.

Критерии оценки
Теория – 4 балла (по 1 баллу за правильный ответ)
Анализ текста – 7 баллов (по 1 баллу за задания 1-4, 3 балла – за 5 задание)
Творческое задание – 5 баллов
(раскрытие темы, точность словоупотребления, выразительность речи, образность, эмоциональность)
Всего — 16 баллов
Оценка работы
«2» — 1-4 балла
«3» — 5-9 баллов
«4» — 10-13 баллов
«5» — 13-16 баллов

Источник

мастер-класс «Метафора как средство выразительности речи»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Мастерская творческого письма.

Скачать:

Вложение Размер
metafora.docx 21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Трошина Т.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №121»

Метафора как средство выразительности речи.

(Мастерская творческого письма)

— активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности

— организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом

— показать красоту и выразительные возможности этого тропа;

— организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.

Оформление: На доске тема урока записана не полностью: «… средство выразительности речи», гитара, мультимедиа проектор»

Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в творческой мастерской. Для начала я напомню вам заповеди, по которым работает мастерская: (1 слайд Приложение 1 )

Все способны писать.

Слушай своего товарища.

Не торопись спрашивать.

Корректируй себя сам.

Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя сегодня творцом.

Корректируй себя сам.

Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя сегодня творцом.

А кто такой творец?

Ответ: Тот, кто что-то создает, это создание должно быть прекрасно.

Учитель: … и оно доставляет радость, наслаждение не только тем, кто с ним знакомится, но и самому творцу, исцеляя его душу и делая его по-настоящему счастливым. Кто, по-вашему, счастливый человек?

Ответ: …, тот кого понимают…

Учитель: Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит?

Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства? Как вы думаете, почему?

Ответ: Не хватает слов; нет таких слов, с помощью которых можно было бы выразить чувства и т.д.

Учитель: Они есть, но мы не умеем ими пользоваться. У В.Шефнера есть такое стихотворение:

Гаснет русская словесность,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни.

2.Создание образовательной среды

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: «Как сердцу высказать себя!?» — восклицал Ф.И.Тютчев. Человек, внешне непривлекательный, он был прекрасен духовно, и мы видим это в его творениях. Человеческая красота – не только во внешности, но и в умении выражать свои мысли, ведь мысль человека – суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение… Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства?

Ответ: Средства выразительности.

Учитель: По-другому они называются «тропы». Какие тропы вы знаете?

(Записывайте в тетрадь)

Олицетворение – это… и т.д.

Ученики называют слова, учитель открывает названия этих тропов на 2 слайде (Приложение 1):

Аллегория – форма иносказания, изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления.

Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа.

Олицетворение – художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д.

Эпитет – яркое, образное определение

Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.

Учитель: А сейчас узнайте их в поэтических текстах:

(Читает отрывок, а ученики после цифры записывают термин)

До чего рассвет сегодня звонок

В пенисто – вишнёвых облаках! (Э. Асадов).

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. (С.Есенин).

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет!

Конец твой пришёл!» (А.Майков).

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз. (А.Ахматова).

Какие тропы вы записали?

Учитель: Ребята, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его.

Учитель: Именно о ней мы будем вести сегодня разговор. Допишите это слово в тему урока.

Л. Успенский называл слово «самым удивительным орудием». А каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет, как мастер. А владеть мастерски – это значит, до тонкости знать, как оно устроено. Давайте вернемся к термину «метафора», что это такое?

Ответ: Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа.

Учитель: А что лежит в ее основе?

Учитель: Сравнение – это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры?

Ответ: В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре – один образ и нет сравнительных слов.

Учитель: Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить?

Ответ: Найти сходство по отдельным признакам.

Учитель: Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре?

Учитель: Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания (3 слайд Приложения 1 ):

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.

2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

3.Стоит старичок красный колпачок.

(Можно использовать другие)

Учитель: Вспомните другие загадки, основанные на метафоре.

Учитель: Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого. (4 слайд Приложения 1)

«Здесь одиночество меня поймало в сети». А.Ахматова

«Души застыли под коркою льда». В.Высоцкий

Учитель: Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной?

Ответ: Лед может таять, души могут ожить от теплого слова…

Учитель: Часто поэты используют для создания образа явления природы. Совсем недавно мы наблюдали первый в этом году дождь, который вызвал у нас массу чувств.

Давайте опробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Составьте ассоциативный ряд к слову «дождь».

Учитель: Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

3.Личное решение образовательной ситуации.

Самостоятельная работа под звук дождя, записанный на аудиокассету.

Учитель: Прочтите свои работы, а те которые понравятся больше, записывайте.

(Заслушать всех желающих).

Учитель: Что вы испытывали в момент творчества?

Учитель: А сейчас послушайте, каким увидели дождь другие авторы…

5.Сравнение собственных образовательных продуктов с классическими образцами

Учитель читает отрывки, одновременно открывая их на слайде (Приложения 1):

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2.И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В.Луговской)

3.Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы . (В.Луговской)

4.Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С.Кирсанов)

Учитель: У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся (5-6 примеров), называя при этом метафоры и объясняя, какие чувства они у вас вызвали.

1 .Первый снег опушил у деревьев ресницы.

И в лесу и в полях – тишина, тишина.

Вдруг из сада доносится голос синицы

Как теперь ее песенка сердцу нужна!

2 .Слов моих сухие листья ли

Последней нежностью выстелить

3 . …Предательство, предательство –

Души незаживающий ожог.

4 .О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

(Дидактический материал см. в Приложении 2 )

Учитель: Теперь вы видите, какое воздействие способна оказывать метафорическая речь. Я рада, что поэтическое творчество вызвало в вас такой фейерверк чувств. Некоторые стихи, положенные на музыку, способны вызывать массу новых ощущений, и я вам это сейчас покажу. Узнайте в песне А.Макаревича одну из прозвучавших сегодня метафор:

(Исполнение песни «В нитях заката» под гитару, но можно прослушать аудиозапись).

Учитель: какую метафору вы узнали?

Учитель: Ребята, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно. Я попрошу вас записать на листе ту из них, которая вам больше нравится, крупными буквами.

Работа под музыку: 3 человека размещают их на доске.

Учитель: Я очень рада, что здесь среди профессиональных образцов есть и ваши работы, ваше творчество, ваши находки. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора – это отличительный признак гения. Но человек, чье сердце открыто для любви – к людям, к матери, к женщине, к природе – откликнется на голос поэзии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 8 классе.

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку.

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием .

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со .

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов.

Практикум. Средства выразительной речи.

Освоив способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русског.

Источник

Читайте также:  самые сильные упражнения на ягодицы
Adblock
detector