Меню

упражнения на лошадях с детьми дцп

Упражнения на лошадях с детьми дцп

Упражнения при отдельных формах ДЦП

Спастическая гемиплегия — при данной форме занятия направлены на: 1)снижение повышенного тонуса;2) уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; 3)воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

1) -Пассивные движения (предварительный массаж)
— минимальные напряжения в мышцах — с момента посадки, различные упражнения, исходные положения, смена аллюров (изменение скорости движения).

Например: в ИП1 шаг – остановка – шаг или шаг — рысь – шаг – остановка.

2)Повторения движений, движения с преодолением сопротивления, движения в различных плоскостях и направлениях, использование различных ИП и т. д.

Например: в ИП 1 изменение длины стремени, как на стороне пареза, так и на здоровой стороне (происходит напряжение различных групп мышц)

3) -Отведение прямых рук назад из положения впереди
— поднимание прямых рук через стороны вверх, и затем опускаем вниз
— то же нос фиксацией в наивысшей точке
— попеременное поднимание рук
-поднимание прямых рук через положение вперед
-одновременные круговые движения рук вперед-назад
-движения прямых рук вперед («гребок», как при плавании)

Атонически-астатическая форма – упражнения направлены на 1) величение силы мышц; 2) протвоатактические упражнения (следует отметить что выполнения упражнений зависит от двигательных возможностей пациента).
1) – повторение движений в одной плоскости
— повторение движений с изменением плоскости
— активное и пассивное препятствие движению

2) упражнения на повышение точности и меткости – попадание в цель указательным пальцем или кистью
— указание частей лица и тела каждой рукой (ИП1, ИП2)
— попадание в неподвижную мишень
— попадание в движущуюся мишень
— броски (с применением разных по диаметру и весу мячей) – отрабатывается само движение — лошадь стоит или двигается шагом (все делаем постепенно)
— метание в цель (также используются мячики)

Гиперкинетическая форма – при данной форме упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении используются различные грузы.
-упражнения на повышение точности и меткости
— баллистические упражнения
— упражнения для повышения координации
— дыхательные упражнения
— качание шенкелей

— Упражнения с твердыми гимнастическими снарядами (выполняются на стоящей лошади, на шагу, на рыси, со сменой аллюров)
— удержание двумя руками мяча, гимнастической палки (ИП 1)
— удержание предмета двумя руками и качание шенкелей с различной амплитудой
— качание шенкелей с изменением амплитуды движения.

Способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей, отличающийся тем, что используют иппотерапию в сочетании с комплексом упражнений лечебной физкультуры для коррекции определенной группы патологически измененных мышц в следующей последовательности: асимметричное положение мышц таза корригируют фиксацией стоп в стременах на разном уровне, при этом более низкое расположение стремени на стороне более высоко расположенной половины таза, асимметричное положение мышц спины корригируют асимметричным положением рук с поводом за поручни иппотерапевтического гурта, удерживая всадника в сагиттальной плоскости; для укрепления ягодичных мышц, в исходном положении сидя на лошади, ребенку предлагают поочередно отводить прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади, затем, не меняя исходного положения, ребенок поочередно поднимает согнутые колени вверх, после этого, лежа на спине, на крупе лошади поочередно приводит каждое колено к животу; для укрепления мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, ребенку предлагают, в исходном положении лежа на спине, на крупе лошади на счет 1-2 разводить прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 зафиксировать это положение, на счет 5-6 вернуться в исходное положение; для укрепления приводящих мышц бедра ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, на счет 1-2 прямыми ногами сжимать туловище лошади, на 3-4 — расслабить; для воздействия на мышцы спины ребенку рекомендуют, в исходном положении сидя на лошади, скрестить руки за спиной «в замок», максимально наклониться вперед и самостоятельно возвратиться в исходное положение, затем ребенок, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади на стороне, противоположной приподнятой половине таза; для укрепления мышц боковой и передней поверхности туловища ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, опустить руки на пояс и выполнять повороты туловища в стороны, после этого, не меняя исходного положения, ребенок заводит руки «в замок» за голову и поочередно каждым локтем тянется к противоположному колену; темп выполнения упражнений средний, количество повторов для каждого упражнения до 10 раз, курс лечения 10 процедур 3 раза в неделю.

Читайте также:  можно ли упражнениями убрать геморрой

Источник

Иппотерапия как метод реабилитации при ДЦП

Несколько веков назад врачи выявили, что взаимодействие с лошадью оказывает положительное влияние на детей с детским церебральным параличом. Как и у ЛФК в основе иппотерапии — движение. Только вместо массажиста или реабилитолога здесь живая лошадь.

C этой формы начинается применение иппотерапии в курсе реабилитации детей с церебральным параличом. На этом этапе ребенок под наблюдением инструктора учится сидеть на лошади, держится или не держится за ручки страховочной подпруги, инструктор страхует пациента и руководит процессом, дает задания, предлагает разные комплексы упражнений.

При этой форме на индивидуальных или групповых занятиях — в группе обычно от 3 до 6 человек — лечебный эффект оказывает обучение управлению лошадью. Ребенок здесь уже не просто учится держаться в седле, он осваивает верховую езду, сам управляет лошадью, задает направление. Темп обучения, сложность занятий определяется исходя из психических и физических возможностей ребенка.

На групповых занятиях к каждому ребенку прикрепляют одного инструктора, его страхуют или идут рядом, подключаясь к его действиям только в случае необходимости. Иногда группы формируются смешанные — вместе занимаются дети с ограниченными возможностями и обычные, обладающие примерно равным уровнем умений в верховой езде и в физическом развитии.

В этой форме иппотерапии требуется больше участников: ребенок, коновод, инструктор и помощники. Здесь для занятий используется различный инвентарь — в зависимости от выбранной игры.

Воздействие иппотерапии на двигательное и психическое развитие ребенка с ДЦП

  • Занятия верховой ездой закладывают у детей новые условные рефлексы, развивают равновесие, улучшают координацию движений. Кроме того, иппотерапия снижает спазм мышц, увеличивает объем движений в суставах, силу мышц спины, живота и конечностей, развивает моторику рук и ног.
  • При длительных занятиях у ребенка формируются и закрепляются правильные двигательные навыки. За счет того, что езда на лошади во многом похожа на походку человека, ребенок постепенно приобретает навыки ходьбы, пробует стоять на земле, делать шаги.
  • Во время езды у всадника вырабатывается умение держаться в седле, область таза двигается в такт с колебательными движениями лошади. Импульсы от колебательных вибраций лошади приводят мышцы тела в движение, а импульс из мышц поступает в мозг. В результате, ребенок развивает не только двигательные навыки, но и интеллектуальные и психологические возможности.
  • Регулярная езда разогревает мышцы и приучает ребенка к постоянным нагрузкам — во время езды разогреваются и массируются спастичные мышцы ног, усиливается кровоток в конечностях. В работу включаются бездействующие мышцы. У ребенка постепенно формируется стереотип прямохождения — позже ребенок переносит этот навык в жизнь.
  • Обучаясь в группе, ребенок развивает навыки общения, взаимодействия с коллективом. Потихоньку пациент начинает отмечать, что он отличается от других ребят, так появляется ощущение индивидуальности.
  • Постепенно у ребенка снижается эмоциональная лабильность, повышается самооценка, уменьшается агрессивность, поднимается настроение. Ребенок учится концентрировать внимание на конкретной задаче, анализировать ситуацию.
  • Управление большим конем формирует у ребенка ощущение победы, независимости, могущественности. Как следствие, у ребенка формируется мотивация самостоятельно стоять и ходить, что у многих детей ослаблено.
  • Иппотерапия формирует доверие (к лошади), которое в дальнейшем распространяется на людей.
  • Езда на лошади формирует у ребенка пространственные представления тактильные навыки и пр. В ходе тренировки пациент запоминает окраску, размеры, тепло животного, испытывает приятные тактильные ощущения от поглаживания, отмечает ритм шагов лошади, стук ее копыт, запах и дыхание. Обработка и анализ таких данных тренирует мыслительный процесс — память, внимание, восприятие. Как следствие, развиваются интеллектуальные способности.
  • Иппотерапия оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы.
Читайте также:  упражнения приводящие мышцы в тонус

Внимание! Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Источник

Иппотерапия для детей и взрослых – что лечит, методики и упражнения

Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • ДЦП;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • инсульт (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. Аутизм сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительная часть. Цель — сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
  2. Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
  3. Индивидуальный подбор упражнений.
  4. Спешивание и выражение благодарности лошади.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается самооценка;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.

Читайте также:  все упражнения по бубновскому на мтб

Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Иппотерапия – упражнения

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • гемофилия;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь — Иппотерапия» Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда» Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом» Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде» Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector