Меню

упражнения на личностные ресурсы

Тренинг по психологии на тему Ресурсы

Занятие №21: Мои ресурсы.

Цель: Знакомство с ресурсными возможностями в трудных ситуациях.

1. Приветствие «Мои действия — мои выражения настроений».

Цель: создать рабочую атмосферу путем высказывания о своем состоянии.

Ведущий предлагает участникам настроится на работу. Для этого просит представить каждого участника, с каким движением он бы себя проассоциировал.

Инструкция: Выразите свое настроение или состояние в действии. Это может быть любой жесть или комплекс движений, которые могут быть похожи на движения животных или каких-либо механизмов. А затем объясните, что и как, по-вашему, отражено в действии. Например: «Я изобразила движение, похожее на передвижение черепахи, потому как чувствую себя сегодня именно так: вяло, медленно и сонно».

2. Дискуссия «Ресурс – только лишь «внешние кирпичики»?»

Цель: путем совместной дискуссии выявить определение личностного ресурса, конкретизировать понятие.

Ведущий начинает занятие с выяснения понятия «ресурс». Варианты ответов он может записывать на доску.

Инструкция: Как и в предыдущих занятиях, сегодня мы начнем с выяснения того, что же такое это таинственное понятие «ресурс». В конце концов здесь мы занимаемся не географическими поисками природных ископаемых. Как думаете, как это понятие может быть связано с человеком, с его личностью.

Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Когда мы выносим суждение о другом человеке, мы учитываем не только его актуальную ситуацию, но и потенциальные возможности и ресурсы, поскольку резервы и ресурсы – в определенном смысле значимый капитал каждой личности [2].

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

3. Упражнение «Что я нового для себя открою».

Цель: выявление и конкретизация способов восполнения внутренних ресурсов.

Ведущий предлагает участникам разделиться на команды, каждая из которых будет на листе А3 схематично изображать свои способы восполнения внутренних сил.

Инструкция: Сейчас мы поделимся на команды, каждая из которых получит по большому листу бумаги и по набору изобразительных средств. Задача каждой команды в течении 15 минут изобразить способы, которые вам помогают восполнить свои внутренние силы. После каждая команда будет иметь возможность представить свои варианты.

Ведущий может записывать варианты на доску (флипчарт).

4. Разминка «Варианты выражения мыслей».

Цель: переключение внимания с целью предотвращения усталости, взбодрить двигательным занятием.

Участники садятся в круг. У одного есть мяч, задается несложная фраза, которая затем последовательно дополняется логичными по содержанию предложениями. С каждой переброской мяча новое(-ые) предложение (слова).

Инструкция: Немного отвлечем внимание и поиграет в игру с мячом. Сейчас в круг я дам одному человеку мяч, который он может передать любому участнику, но при этом озвучивая начало какого-то предложения, которое должен закончить участник, словивший мяч. Мяч перебрасывается не по кругу, а случайно. Может быть так, что в какой-то то момент, получивший мяч попадает в трудную ситуацию, игра начинается с другой фразы.

5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие».

Цель: релаксационная процедура, в процессе которой участники обращаются к своим внутренним ресурсам; снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, повышение уверенности в себе.

Ведущий предлагает участникам прослушать текст для релаксации. В процессе, если позволяют технические возможности, можно включить спокойную музыку, которая больше всего подходит к представлению данной картины. Зачитывать текст надо тихим и спокойным голосом, делая периодические паузы для лучшего представления.

Инструкция: Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните, приступая к релаксации (пауза 20 секунд). Позвольте дыханию протекать естественно, в спокойном, расслабленном ритме. Ваш живот поднимается как можно выше, когда вы вдыхаете, и опускается как можно ниже, когда вы выдыхаете. Кажется, что вы дышите животом, а не грудью (пауза 15 секунд). Сейчас ваше дыхание станет медленным и регулярным (пауза 30 секунд). Теперь сосредоточьтесь на тех частях тела, которые я буду упоминать, и сбросьте любое напряжение, которое вы в них почувствуете. Сначала голова, лицо и шея (пауза 20 секунд). Расслабьте плечи и руки (пауза 20 секунд). Торс (пауза 15 секунд). Верхние части ног (пауза 15 секунд). Теперь нижние части ног и стопы (пауза 15 секунд). Теперь вы чувствуете в своем теле комфорт и замечательную расслабленность (пауза 15 секунд).

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами. Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира. Поблагодарите его.

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия. ».

После прочтения можно предложить два варианта работы.

Ведущий предлагает участникам высказаться по поводу своих ощущений и своего состояния. Кто-то также может рассказать, что он увидел.

Ведущий может предложить группе взять листы бумаги и изобразительные средства, и изобразить то, что они увидели, пока «летели». Это может быть абстрактный рисунок, который выражает эмоции. Участники после этого могут рассказать о своем рисунке и впечатлениях.

Читайте также:  какие упражнения есть на переднюю дельту

В приложении №3 можно найти другие варианты визуализации.

6. Упражнение «Я могу все».

Цель: поиск имеющихся внутренних и внешних ресурсов.

Ведущий предлагает участникам на листке обозначить 10 своих качеств, которые помогают им справляться с трудностями, а также 10 внешних ресурсов.

Инструкция: Поговорив о ресурсах, хотелось бы понять, как вы самостоятельно оцениваете свой ресурсный багаж. Что бы определить его содержимое, необходимо для самого себя выяснить, чем я могу наполнить этот багаж. Для этого предлагаю участникам на листках написать 10 своих качеств, которые помогают мне справляться с трудностями, и 10 внешних ресурсов, куда можно включить не только каких-то людей, но и сферы деятельности.

Цель: закрытие группы, выражение благодарности участников друг другу.

Ведущий закрывает работу группы.

Инструкция: Вот и подошли наши занятия к концу. Думаю, что многое, из того, что мы с вами выяснили, проработали и открыли сами для себя – было для вас полезным и пригодится в будущем. Хочу всех поблагодарить за активное участие и включенность в деятельность, так как именно благодаря вашей активной позиции мы смогли расширить горизонты репертуара поведения.

Источник

Упражнения на личностные ресурсы

Именно в переходном возрасте у подростков возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Только проявив себя в кругу своего общения подросток сможет составить мнение о том, кем является и на что способен. Демонстрация сверстникам своих возможностей откроет обратную связь, и мнение окружающих о различных особенностях личности поможет лучше узнать себя. Подросток получит такую возможность, поучаствовав в тренинге личностного роста и выполнив разные задания и психологические упражнения.

Социально­психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение называют стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является одной из главных целей тренинга личностного роста для старшеклассников.

Поэтому основными методическими задачами такого тренинга являются следующие:

  • ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • формировать установку о значимости своей личности;
  • выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Тренинг личностного роста должен быть тщательно разработан и соответствовать основным принципам и требованиям к разработке психологических тренингов. Чтобы ваши занятия с подростками, посвященные личностному росту, были разнообразными, оригинальными и не скучными, вы можете сами разрабатывать программу тренинга, используя следующие упражнения. Вы можете выбрать упражнения, которые наилучшим образом подходят именно для вашей тренинговой программы, в зависимости от ее цели и продолжительности.

Упражнение «Чистка луковицы»

Цель: четко уяснить, кем является человек в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.

Продолжительность: 5 минут.

Педагог: «Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Аккуратно и не спеша снимите этот верхний слой, складывая шелуху рядом с луковицей.

Сняв его, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Это ваше истинное «Я», которое вы не всегда показываете окружающим. Просто наблюдайте за этим образом. Может, вы увидели в нем что­то такое, чего раньше никогда не замечали? А может, увидели что­то такое, от чего хотели бы избавиться? Взгляните еще раз и запомните этот образ».

Упражнение «Представление о достигнутом успехе»

Цель: развить уверенность в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Продолжительность: 5 минут.

Педагог: «Успех вселяет чувство собственного достоинства. Если вы представите, что добились успеха, это поможет вам стать уверенней в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха вы чувствуете в себе больше сил, возрастает чувство собственного достоинства, вы динамичней и целеустремленней, чем обычно. Все эти чувства вносят вклад в уверенность в себе.

Решите, какой успех наиболее важен для вас. К примеру, вам хочется добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

Потом представьте, как другие искренне поздравляют вас. Принимая похвалу от них, вы чувствуете теплоту и волнение. Они говорят вам, какой вы удачливый человек. Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что захотите».

Упражнение «Планирование будущего»

Цель: развить представления о своих жизненных целях, планах и желаниях.

Продолжительность: 10-­15 минут

Педагог: «Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Сначала выделите основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая и прочие. В каждой сфере наметьте главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь выделите ближайшие цели, которые являются этапами к достижению дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание: нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Помогают ли они друг другу? Может, оказывают друг на друга какое­то влияние? Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана? Укажите конкретную дату».

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

Цель: исследовать себя, свои ресурсы в прошлом, настоящем и будущем.

Продолжительность: 40-­50 минут.

Педагог: «Сейчас мы походим по комнате и выберем место для индивидуальной работы. Вы можете свободно перемещаться по комнате и рассаживаться на заранее подготовленные места. Если кто­то хочет изменить расположение своего стола, развернуть или подвинуть его, то устраивайтесь именно так, как вам хочется. Чувствуйте себя свободно.

Наша работа будет состоять из трех этапов.

Первый этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вы? Кто вас окружает? К чему вы стремитесь? Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте это. Думайте об этом до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как действовали на вас окружающие? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Не важно, умеете ли вы рисовать или нет. Главное, что за этим изображением стоит ваша реальность, которую вы осознаете».

На выполнение этого задания отводится 7-­10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Лучше, если ребята немного отдохнут. Пусть они выложат свои работы в центр комнаты по кругу, в таком случае можно будет пройтись и просмотреть все работы. После этого участники должны вновь вернуться на свои места. Педагогу следует оценить, насколько им сейчас удобно, не желают ли они изменить положение своего рабочего места.

Педагог: «Приступим к выполнению второго этапа работы. Давайте сядем и расслабимся. Почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы. Удобно ли вам? Сейчас каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто вы? Кто теперь вас окружает? К чему вы стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось по­прежнему? Зафиксируйте то, что вы почувствовали. Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Думайте о них до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы в своем настоящем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как они действовали на вас? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей?»

На выполнение этого задания отводится 7­-10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Предложите ребятам немного отдохнуть. Попросите их выложить свои работы так же, как и после первого этапа. Когда все работы будут просмотрены, участники могут вернуться на свои места. Педагог должен поинтересоваться, всех ли устраивают рабочие места, удобно ли ребятам.

Педагог: «Настал третий этап работы. Сейчас переместимся в будущее. Кто вы теперь? Кто здесь вас окружает? Может быть, появился кто­то новый? Может, кто­то исчез? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения и те картинки, что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Думайте о них, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Открывайте глаза.

Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели в будущем».

Когда все участники закончили работу, педагог дает следующую часть инструкции:

«Давайте устроим галерею и разложим наши работы на полу по кругу. Так мы сможет познакомиться со всеми работами, пройдясь по комнате».

Читайте также:  программа упражнений две тренировки

Завершающий этап работы – обсуждение.

Упражнение ««Я реальное» и «Я идеальное»»

Цель: создать условия для выстраивания адекватной самооценки.

Продолжительность: 15-­20 минут.

Педагог: «Сейчас я каждому раздам по два листа бумаги и карандаши. Вам необходимо нарисовать себя в двух «ипостасях»: «Я реальное» и «Я идеальное». На это я отвожу 10-15 минут».

После того, как все справятся с заданием, происходит обсуждение.

Педагог: «Давайте обсудим то, что у вас получилось. Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали «Я идеальное» или «Я реальное»? Совпадают ли ваши реальные и ваши идеальные образы? Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными? С какими трудностями вы можете столкнуться? Может, у вас это легко получится?»

Упражнение «Формирование уверенности»

Цель: сформировать, развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства, оказать помощь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый».

Продолжительность: 10-­15 минут.

Педагог: «Нельзя стать уверенным, не осознавая, в чем проявляется уверенность. Используя технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, а также приобрести уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и обрести хорошее самочувствие.

Вы можете использовать эту технику, чтобы предотвратить появление каких­либо сомнений в своих силах, чтобы почувствовать уверенность в себе и полностью овладеть ситуацией. Если регулярно пользоваться данными методами, вы получите подтверждение: вы способны осуществить все, что захотите.

Вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи техники силы ума:

  1. Осознайте свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.
  2. Утвердитесь в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.
  3. Представьте себе, что вы преуспевающая личность, достигшая каких­либо целей, что ваши усилия признаны другими людьми.
  4. Представьте себя процветающим, богатым и имеющим все, что вы хотите.
  5. Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность в своих силах и владение ситуацией. Чувствуйте уверенность каждой клеточкой своего организма».

Упражнение «Радуга»

Цель: осознать важные жизненные цели.

Продолжительность: 10-­15 минут.

Педагог: «Сейчас у нас есть возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.

Представьте себе вашу личную радугу, созданную солн­цем и дождем для того, чтобы порадовать вас…

Пусть две точки, где радуга опирается на землю, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желанное, идеально подходящее вам.

Нарисуйте, пожалуйста, в своем воображении радугу. Во второй точке, точке будущего, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь, прежде всего, на радуге, на ее цветах, ее изгибе. Пока вы будете рисовать, вам будут приходить в голову различные мысли, в памяти будут всплывать различные цели.

Нарисуйте будущую цель, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Вы можете нарисовать ее символично, реалистично, а можете совместить оба эти способа».

На это задание отводится 20 минут.

Взгляните на свой рисунок и мысленно представьте ответы на следующие вопросы:

  • «Как мне достичь своей цели?»;
  • «Что зависит от меня, а что – от других?»;
  • «Какие препятствия могут встретиться на моем пути?»;
  • «От чего мне, возможно, придется отказаться?»;
  • «Что я выиграю?»;
  • «Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?»;
  • «Как я отношусь к этой цели?»

На эти размышления отводится 5 минут.

Упражнение «Самоподдержка»

Нередко подростки приходят в группу с преимущественно негативным образом самого себя. Во многих случаях групповой опыт помогает им обратить внимание и на позитивные стороны своей личности. Однако после завершения работы группы этим участникам часто не хватает подходящих партнеров, которые давали бы им позитивную обратную связь, помогая поддерживать возросшую самооценку. Недостаток поддержки со стороны других людей можно компенсировать с помощью самоподдержки. С этим понятием, разработанным Д. Премаком, и знакомит участников это упражнение, которое особенно полезно для групп, ориентированных на развитие личности.

Цель: поддержать личные достижения участников, возросшую самооценку.

Продолжительность:15-­20 минут.

Педагог: «Я знаю, что многие из вас научились позитивно воспринимать самих себя и ценить в себе то, чего раньше не замечали или же недооценивали. Поскольку после окончания упражнения далеко не каждый окажется в таком окружении, которое помогло бы ему конструктивно развивать образ самого себя, мне хочется научить вас одному приему.

Когда вы будете наедине с собой, напишите несколько положительных высказываний о самом себе. Можно начать с мелочей, которые вам в себе нравятся, например: «Я люблю свой красивый голос…», «Я отлично умею играть в футбол/баскетбол/хоккей…» и прочее. Затем просмотрите все предложения и проверьте, действительно ли вы с ними согласны.

На это задание отводится 10 минут.

Теперь выберите то утверждение, которое представляется вам особенно важным и которым вы могли бы гордиться. Что это за утверждение?

На это задание отводится 5 минут.

Напишите выбранное предложение на карточке и вместе с этой карточкой вернитесь в круг. Дайте мне ваши карточки. Я прочитаю сейчас первую из них, не называя имени автора. После этого вся группа повторит вслух написанное на карточке утверждение. То же самое мы сделаем и с остальными карточками.

В каком­либо другом месте у вас едва ли будет возможность слышать это высказывание от такого количества людей. Такой прием поможет вам самостоятельно позаботиться о том, чтобы ваше утверждение постепенно вошло в ваше сознание.

Этот прием может работать по принципу «сначала – работа, потом – удовольствие». Он состоит в следующем: вы заключаете сами с собой договор о том, что после каждого выполнения какого­нибудь привычного частого действия вы будете прочитывать свою карточку.

Есть и другая возможность часто получать ваше послание: прикрепите карточки в разных местах своей квартиры так, чтобы они постоянно были на виду. Так сможете в течение дня снова и снова перечитывать написанное на них высказывание».

Упражнение «Рекламный ролик»

Цель: развить уверенное поведение в общении и презентации.

Продолжительность: 20­-25 минут.

Педагог: «Нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Давайте представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого­то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Все будет как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя.

В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Также вам предлагается представить человека в качестве какого­то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться этот человек, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Расскажите, какой это холодильник или загородный дом… Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.

Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна угадать, кто из ее членов был представлен в той или иной рекламе. При необходимости можете использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Также можно просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 10 минут».

Упражнение «Телевизионный ролик»

Цель: утвердить жизненную позицию.

Продолжительность: 40-50 минут.

Группа разбивается на малые группы по 4-6 человек.

Педагог:

«Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут – придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация… Можно использовать музыкальное сопровождение, рисовать, танцевать – словом, все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой «ролик». Затем участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением ра­зыгрывают сценки, демонстрируя творческие способности.

В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему.

Упражнение «Что? Кто? Как? Где? Когда?»

Цель: спланировать желаемую «жизненную программу» на ближайший период.

Продолжительность: 20-30 минут.

Педагог:

«Составьте список желаемых результатов вашего будущего и расположите его в порядке убывания значимости или ценности каждого. Можете добавить в этот список желания, связанные с вашим будущим трудоустройством.

Выберите из составленного списка первоочередное желание и составьте программу его достижения на основе следующих правил планирования результата.

Сформулируйте результат в позитивном ключе («Что у меня будет?», «Что я хочу иметь?», «Как я буду себя чувствовать?» и т.д.).

Планируйте только то, что сможете сделать сами.

Результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.

Представьте себе, где, когда и кому пригодится этот результат. Мысленно «проиграйте» ситуации, в которых сможете пользоваться произошедшими изменениями.

Продумайте последствия достижения желаемого результата. Спросите себя: «Что будет, если это про­изойдет?» Результат должен сберечь и сохранить все лучшее, что было раньше».

Читайте также:  комплексы упражнений с утяжелителями

Когда все участники подготовятся, необходимо обсудить результаты в группе.

Упражнение «Повышение уверенности»

Цель: развить уверенность в себе.

Продолжительность:15-20 минут.

Педагог:

«Это упражнение пригодится тем, кто переживает из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.

Примите позу, в которой легко расслабиться: лежа на спине, полусидя-полулежа в кресле, сидя на стуле в позе кучера… Располагайтесь так, как вам хочется.

Расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Мое тело должно быть расслабленным»;

«Мое тело должно быть тяжелым»;

«В моем теле должно ощущаться тепло».

Чем лучше у вас получится расслабиться, тем большего эффекта вы достигните. Со временем у вас будет получаться расслабляться все лучше и лучше.

Работа этих формул зависит от того, насколько вы со­средоточены на них.

Давайте попробуем еще раз и «разгоним» мысли:

«На несколько минут мой разум должен стать свободным»;

«Все посторонние мысли должны постепенно улетучиться»;

«Сейчас мне лень думать о чем-то постороннем».

Теперь используем формулы самовнушения, направленные на повышение уверенности:

«У меня есть право быть одному»;

«У меня есть право быть независимым»;

«У меня есть право на успех»;

«У меня есть право быть выслушанным и принятым всерьез»;

«У меня есть право получать то, за что я плачу»;

«У меня есть право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека»;

«У меня есть право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным»;

«У меня есть право просить то, чего хочу»;

«У меня есть право делать ошибки и быть ответственным за них»;

«У меня есть право не быть напористым».

Желательно запомнить эти формулы перед следующим упражнением, однако можно пользоваться шпаргалкой. Выпишите формулы на листочек. Во время самовнушения можете приоткрывать глаза, чтобы подсмотреть. Старайтесь при этом ни на что не отвлекаться.

Упражнение «Игра в куклы»

Цель: устранить личностные конфликты.

Продолжительность: 20-30 минут.

Педагог:

«Возможно, на каком-то этапе вы почувствовали или почувствуете, что в вашей жизни слишком много поверх­ностного. Вы испытываете какие-то случайные эмоции, беспокоитесь о каких-то второстепенных вещах, поступаете по ситуации и потом удивляетесь своим поступкам, будто это сделали не вы, а другой человек в вас? Если так, тогда это упражнение для вас.

Мы живем среди людей. Хотим того или нет, мы впитываем из своего окружения особенности поведения, реагирования и даже способ мыслей. Вместе с полезными идеями и порывами мы впитываем всякие глупости, извращенные ценности, ненужные задачи и прочее. Это не значит, что какие-то ценности истинные, а какие-то – ложные. Есть вещи, которые разрушают нашу целостность. В свободные минуты, когда мы «включаем на полную» наш разум, мы ужасаемся некоторым паразитическим установкам в нас. Об этом мы сегодня и поговорим.

Конечно, избавиться от этих паразитических установок, которые давно прижились, иногда очень сложно. Самый легкий способ – представить, что все эти ненужные установки, ценности, идеи и прочее – всего лишь ваша оболочка, которую можно снять… Снять и перенести на куклу.

Создайте из подручных материалов куклу. Постарайтесь, чтобы она была похожа на вас внешне. Если у вас не хватает художественных способностей – не страшно. Важно приложить усилия в создание этой куклы.

Не давайте кукле своего имени, потому что она – это не вы. Лучше дать ей «говорящее» имя. Если вы страдаете от того, что к вам прилипла роль плаксы, то подойдет «Пьеро». Если у вас проблемы в отношениях, то подойдет «Ромео» или «Джульетта». И так далее.

Теперь можно играть в куклы. Играть в куклы так, как это делают маленькие дети. Пусть ваш «Пьеро» или ваша «Джульетта» ведут себя в соответствии с той оболочкой, которую вы с себя хотите сбросить.

Разыграйте маленькие сценки либо поставьте большую пьесу. Главное – чтобы вам было весело и смешно. Смех – это тот «растворитель», который поможет вам избавиться от ненужной кукольной оболочки.

Уже после первой игры вы почувствуете облегчение, как-будто сбросили с себя ненужную ношу».

Упражнение «Пять шагов»

Цель: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Продолжительность: 30-40 минут.

Педагог:

«Определите какую-либо интересную профессиональную цель. Например, вы хотите поступить в какое-либо учебное заведение, оформиться на интересную работу либо в перспективе совершить что-то выдающееся на работе» (выпишите цели, которые сформулировала группа, на доске или листе).

Определите, что за воображаемый человек должен достигнуть этой цели. Вы должны назвать его основные характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение, социальный статус родителей и близких людей (выпишите ответы на перечисленные характеристики).

Выделите основные пять этапов – пять шагов, которые помогут в достижении этой цели (примерно пять минут)».

Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.

«Давайте выясним, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. Обсудите это друг с другом и выпишите пять самых лучших этапов, которые вы выбрали».

Каждая микрогруппа устраивает обсуждение с учетом особенностей обозначенного выше человека. Отведите на обсуждение 5-7 минут.

«А теперь пусть кто-нибудь из каждой микрогруппы расскажет о пяти этапах, которые были выбраны в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Можем обсудить их вместе».

При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами. Также в итоговой дискуссии совместными усилиями можно оценить, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, то есть насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Можно проводить это игровое упражнение и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем несколько желающих выходят к доске и выписывают свои предложения. После этого в общем обсуждении рассматриваются выписанные этапы и выделяется наиболее оптимальный вариант.

Можно разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Розовый куст»

Цель: глубокая саморефлексия.

Продолжительность: 25-30 минут.

Педагог:

«С древних времен и на Востоке, и на Западе определенные цветы считались символами высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был Золотой цветок, в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробудить силу. Также стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка – то есть его развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящие изнутри человека, которые велят ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила – то средство, которое высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего высшего «Я»…

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

Представьте себе розовый куст со множеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите внимание на один из бутонов. Он еще закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте внимание на этом образе, следите за ним.

Зеленая чашечка начинает медленно раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно, отходя друг от друга, загибаются к низу, открывая розовые лепестки. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

Лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь, и цветок полностью расцветает… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее аромат.

Представьте, что на розу попал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… Продолжайте удерживать розу, освещенную солнцем, в центре внимания.

Загляните в сердцевину цветка. Почувствуйте, что из него исходит мудрость, которая рада открыться вам.

Подумайте, что для вас важно в данный момент. Спросите, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. Можно записать те ответы, которые вам откроются.

Представьте, что вы стали этим цветком. Осознайте, что та мудрость, которая только что была к вам благосклонна, может быть с вами всегда. Вы в любое время можете обратиться к ней.

Отождествите себя с розой. Поймите, что вы и есть этот цветок. Вы та сила и мудрость, которая поможет вам осуществить ваши цели».

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

Источник

Adblock
detector