Система упражнений по теме « Синонимы»
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.
Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по теме « Синонимы»»
Система упражнений по теме « Синонимы»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Саратов
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:
а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.
Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.
Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.
Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.
Спасает, охраняет, выручает, освобождает;
Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;
Активный, веселый, энергичный, забота;
Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;
Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].
Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.
1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.
2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.
Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?
Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;
Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.
б) на образование синонимического ряда.
Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.
Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый. По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.
Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
в) на работу со словарями.
Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.
Изображение человека на картине – … (портрет);
Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);
Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал, по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.
Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).
г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.
Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна);
Задуть – погасить (свет, пламя, долг);
Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);
Знойный – горячий (лето, привет, суп);
Дремучий – густой (волос, туман, лес);
Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);
Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
д) на определение оттенков значений слов-синонимов.
Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
а) думать о возможной угрозе
б) испытывать страх
в) испытывать страх неожиданно
а) настойчивая просьба о чем-либо
б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
е) на замену слов в предложении синонимами.
Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:
Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.
Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.
Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.
У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.
Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.
Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).
ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.
Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.
Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.
Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.
1. Он едва сдерживал раздражение.
2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.
3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.
Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].
Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий.
з) на распределение синонимов по смысловым группам.
Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.
1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;
2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;
3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.
и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.
Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.
Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище?
Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.
к) на подбор синонимов к многозначным словам.
Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.
Образец: добрая мысль – светлая мысль.
Источник
Система упражнений по теме «Синонимы»
тренажёр (2 класс) на тему
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:
а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.
б) на образование синонимического ряда.
в) на работу со словарями.
г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.
д) на определение оттенков значений слов-синонимов.
е) на замену слов в предложении синонимами.
ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.
з) на распределение синонимов по смысловым группам.
и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.
к) на подбор синонимов к многозначным словам.
л) на подбор к фразеологическим оборотам слов, близких по смыслу.
м) на замену слов синонимами в предложении.
н) на исправление речевых ошибок в предложениях.
о) на разграничение синонимии от других языковых явлений.
п) на составление текста при помощи синонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
упражнения по теме «Синонимы» | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по теме « Синонимы»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Саратов
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:
а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.
Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.
Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.
Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.
Спасает, охраняет, выручает, освобождает;
Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;
Активный, веселый, энергичный, забота;
Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;
Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].
Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.
1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.
2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.
Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?
Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;
Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.
б) на образование синонимического ряда.
Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.
Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый . По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.
Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
в) на работу со словарями.
Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.
Изображение человека на картине – … (портрет);
Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);
Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий ( о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий) . Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал , по миру пошел . Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.
Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).
г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.
Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна);
Задуть – погасить (свет, пламя, долг);
Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);
Знойный – горячий (лето, привет, суп);
Дремучий – густой (волос, туман, лес);
Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);
Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
д) на определение оттенков значений слов-синонимов.
Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
а) думать о возможной угрозе
б) испытывать страх
в) испытывать страх неожиданно
а) настойчивая просьба о чем-либо
б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
е) на замену слов в предложении синонимами.
Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:
Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.
Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.
Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.
У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.
Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.
Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель . Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).
ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.
Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.
Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.
Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.
1. Он едва сдерживал раздражение.
2. Вне себя от ярости , Миша размахнулся и ударил Никиту.
3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.
Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].
Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий .
з) на распределение синонимов по смысловым группам.
Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.
1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;
2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;
3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.
и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.
Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.
Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище ?
Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.
к) на подбор синонимов к многозначным словам.
Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.
Источник