Меню

упражнения на легато пианино

Связное исполнение мелодий (Легато)

Ноты, объединенные лигой, надо играть связно, не отрывая руки от клавиши. Связное исполнение называется LEGATO (ЛЕГАТО).

Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Вместе с тем кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Полезно учиться этому навыку на упражнениях:



Послушайте


Послушайте

Маленький совет для исполнения legato. Как бы немного увеличивайте длительность нот. Еще звучит предыдущая нота (по-крайней мере, заканчивает звучать), а Вы уже нажимаете следующую ноту.

Продолжаем работу над звуком, соблюдая все динамические оттенки (громче-тише). Представьте, как «коровушка» идет домой, сытая, усталая, ноги заплетаются. шутка, конечно, но все равно мелодию исполняйте связно (legato). Напоминаю, что при ключе стоит си-бемоль, других знаков не наблюдается. Следим за осанкой и за аппликатурой.

Неполный такт в начале пьесы называется затактом. Желающие могут подробнее просмотреть этот материал в разделе «Теория музыки». Затакт вместе с последним тактом пьесы составляет полный такт (то есть в последнем такте до указанного при ключе размера не хватает именно столько длительностей, сколько находится в первом такте). Посмотрите внимательно на следующий музыкальный пример, и Вы увидите. Долго его не разглядывайте (чего на него любоваться!), а давайте разучим. Как обычно, обращаю Ваше внимание на ключевой знак (фа-диез). Ну, а про аппликатуру я на этот раз промолчу, надеюсь, что Вы это и так запомнили (да-да, за аппликатурой надо следить).


Послушаем

Пора понемногу начинать играть одновременно двумя руками. Если возникнут трудности (а это в общем-то бывает, и ничего страшного в этом нет), сыграйте сначала раздельно правой и левой рукой, а потом пробуйте соединять. Упражнение совсем легкое, должно получиться. Только просьба не забывать играть legato, соблюдать динимические оттенки.


Послушать

Возьму на себя смелость утверждать, что ни один начинающий музыкант не прошел мимо этой польки. Легкая приятная пьеска. Легко усваивается на слух. Рекомендую не просто разучить, а и пропеть названиями нот. Следите за левой рукой. Конечно, поначалу непривычно: все-таки приходится исполнять (вести) основную мелодию. Сначала послушайте. Правая рука выделяет слабую долю такта, поэтому прошу не переусердствовать.

Источник

Развитие навыка легато в фортепианном классе. Начальный период.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Лихославльская детская школа искусств»

Тема урока: «Развитие навыка легато в фортепианном классе. Начальный период»

Преподаватель фортепиано: Шлыкова О. В.

Воспитательная – формирование внимательного отношения к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.

Образовательная – закрепить понятие «легато», определить упражнения для его развития.

Развивающая – развитие музыкальных и творческих способностей учащегося, его слуховых и технических возможностей.

Воспитательная – развитие эмоционально – образного восприятия.

Образовательная – на примере разнообразных упражнений закрепить навыки игры легато, сделать работу над тренировочным материалом осмысленной и интересной.

Развивающая – развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии.

Форма урока – обобщающее занятие с элементами игры.

Тип урока – закрепление понятий и умений.

Инструменты – два пианино.

Наглядные пособия – рисунки и картинки.

2. Закрепление понятия штриха легато как связного способа исполнения на фортепиано, основанного на интонировании.

Читайте также:  комплексы упражнений при неврозе

3. Игры на закрепление слухового восприятия легато.

4. Пальчиковые игры для подготовки к звукоизвлечению.

5. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано.

6. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано, сочинённые учащимися самостоятельно.

7. Исполнение произведений учениками в ансамбле с учителем.

9. Заключение. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, которые называются штрихами:

— игра отделёнными друг от друга звуками (нон легато);

— игра связанными между собой звуками (легато);

— игра короткими звуками (стаккато).

Наряду с ними существуют промежуточные способы, зависящие от характера музыки, её темпа и динамики.

2. Закрепление понятия штриха легато как связного способа исполнения на фортепиано, основанного на интонировании.

Наиболее сложной проблемой фортепианной игры является исполнение кантилены, так как певучий, мягкий и долго тянущийся звук противоречит характеру фортепианной механики.

Исполнение мелодии легато на фортепиано невозможно без интонирования, поэтому при работе над этим штрихом нужно идти от пения. Конечно, на фортепиано полностью подражать пению невозможно, однако, как сказал Г. Нейгауз: «Когда мы выставляем невозможное в качестве требования, то можем достичь высшей степени возможного».

Учитель играет несколько мелодий с интонированием и без него, обращая внимание учеников на разницу в качестве исполнения и необходимости интонирования.

3. Игры на закрепление слухового восприятия легато:

— различить на слух различные способы звукоизвлечения (в том числе легато), предложенные другим учеником;

— выбрать подходящий по характеру штрих к предложенной мелодии;

— различить на слух верное и неверное интонирование услышанного мотива.

4. Пальчиковые игры для подготовки к звукоизвлечению:

— «До свидания», «Ветерок» (подвижность и лёгкость пальцев);

— «Щёточка», «Одуванчик» (свободное раскрытие всех пальцев из ладони);

— «Иди ко мне», «Щелчки» (свободное раскрытие каждого пальца из ладони);

— «Паучок», «Лошадка» (активная работа каждого пальца);

— «Здравствуй, пальчик», «Обезьянка» (цепкость кончиков пальцев).

5. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано:

— «Киска» (2 звука легато в нисходящем и восходящем секундовом движении по звукам одной октавы с погружением в первый звук – интонация ямба);

— «Коза» (2 звука легато в нисходящем и восходящем секундовом движении по звукам одной октавы с погружением во второй звук – интонация хорея);

— «Радуга» (3 звука легато в нисходящем и восходящем поступенном движении по звукам двух октав с погружением в первый звук);

— «Колобок» (3 звука легато в нисходящем и восходящем поступенном движении по звукам двух октавы с погружением в третий звук);

— «Алиса рисует» (3 звука легато в нисходящем и восходящем поступенном движении по звукам двух октав с погружением во второй звук);

— «Зайка» (4 звука легато активного характера: кварта с заполнением в восходящем движении от всех звуков первой октавы в разных тональностях, левая рука играет в малой октаве в зеркальном отражении);

— «Перепёлочка» (5 звуков легато певучего характера в восходящем и нисходящем поступенном движении от звуков первой октавы в разных тональностях с остановкой и погружением в третий звук, левая рука играет в малой октаве);

Читайте также:  упражнения убрать живот если варикоз

— «Серенький бычок» (5 звуков легато активного характера в восходящем и нисходящем поступенном движении от звуков первой октавы в разных тональностях с движением мелодии к последнему звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве);

— «Утка» (движение 5-звучной мелодии легато певучего характера по звукам трезвучия чередуется с восходящим и нисходящим поступенным движением от звуков первой октавы в разных тональностях с интонированием мелодии к главному звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве).

6. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано, сочинённые учащимися самостоятельно:

— «Петушок» (5 звуков певучего легато в различной последовательности с движением мелодии к главному звуку каждого мотива от белых клавиш в разных тональностях, левая рука играет в малой октаве);

— «Дождик» (5 звуков активного легато и лёгкого стаккато в различной последовательности с движением мелодии к главному звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве).

7. Исполнение учениками произведений в ансамбле с учителем.

Исполнение учениками произведений И. Корольковой в ансамбле с учителем с использованием легато в 3-х звучных последовательностях в каждой руке:

— «Колыбельная медузы», «Весёлые музыканты» (Чеснокова Юля);

— «Ворона», «Музыкальная мышка» (Ознобихина Алиса).

Все произведения исполняются со словами, помогающими правильно интонировать мелодию.

Анализ фразировки и интонирования исполненных произведений.

8. Исполнение учениками произведений – сольно.

Исполнение учениками произведений с использованием штриха легато разного качества (певучее и активное) в 5-х звучных последовательностях:

— Н. Торопова. «Жук» (Чеснокова Юля);

— И. Королькова. «Бабушкина сказка» (Ознобихина Алиса);

— Н. Торопова. «Прогулка» (Ознобихина Алиса).

Все произведения исполняются со словами, помогающими правильно интонировать мелодию.

Фортепиано – необыкновенно чувствительный инструмент, поэтому качество прикосновения к клавишам сразу отражается на звуке. Существует множество различных способов звукоизвлечения для передачи музыкальных образов.

Для певучей игры используют штрих легато, исполнение которого на фортепиано невозможно без интонирования. Поэтому при работе над легато нужно идти от пения.

Качество штриха легато бывает разнообразным и зависит от характера музыки, её темпа и динамики.

10. Домашнее задание.

— Сочинить на стихи из «Книжки-малышки» песенки – упражнения на активное и певучее легато в 5-ти пальцевой последовательности.

— Добиваться при исполнении легато разного качества звучания, в зависимости от характера произведения.

— Правильно интонировать музыкальные фразы и внимательно себя слушать.

Источник

Как научиться играть на фортепиано за 7 дней

Этот текст не предназначен для тех, кто знаком с нотной грамотой.
И пусть плюются в меня те, кто лучшие годы детства промучился в музыкальной школе или зубрил сольфеджио.

Я не умею играть на фортепиано в обычном понимании, и не знаю ноты.
В детстве меня не отдали в музыкалку, потому, что я просто не могла запомнить семь нот.

Поэтому меня отдали в хор, а потом в детский ансамбль, где ноты были вроде как и не нужны. Преподаватель играл на рояле, мы пели в меру своих возможностей и на радость родителям.

Дома у меня стояло фортепиано. Резное, красного дерева, с костяными клавишами. Досталось от бабушки. И я всегда завидовала подруге которая умела играть и непринужденно сесть и сбацать популярную мелодию на раз-два-три.

Читайте также:  упражнения на пресс с помощью гири

И пошли в ход всевозможные ухищрения, как время занять.
Давно заброшенное вязание, шитье масок, просмотр всех телепередач подряд, экспериментальная кулинария, маниакальная уборка квартиры, химические опыты по смешиванию компонентов для санитайзеров в домашних условиях.
Вдруг я заметила пианино. Оно скромно стояло в углу, молча и благородно-матово блестело резьбой. Я вытерла с него пыль.
Играть я как не умела, так и не умею.

Это было романтические вступление. У каждого оно свое, как и свой путь до того заветного момента, когда ты сможешь сесть и сыграть свое первое музыкальное произведение.

А теперь ПРАКТИКА.

Уровень 1

Существует множество пособий и современных методик, как освоить нотную грамоту с нуля.
Взрослому человеку, у которого немного желания серьезно учиться и нет свободного времени будет некогда разбираться в куче разных методов.

Я не открываю Америку. Я просто утверждаю, что это работает. На моем личном опыте.

— Интернет (ну куда же без него).

— Хотя бы приблизительно знать как звучит нужная вам мелодия, чтобы сыграть ее.

Тональности, темп и интервалы мы проходить не будем. Все это вы сможете выучить потом, если конечно, захотите

— Ваше личное свободное время, от получаса, до.
Как-то я пять часов сидела за инструментом. У мужа началась истерика и он ушел в Дикси, хлопнув дверью.
Пусть это не будет открытием для вас, но ваши родные далеко не всегда будут разделять ваши увлечения. Не каждый же может жить с гением. ☺

— Минимальное знание английского алфавита.

— И мои простые инструкции.

Видимо, на Руси нотам учили итальянцы, поэтому общепринятым считается нотный стан с привычной нотописью.
Англичане, как прогрессивная и практичная нация поступили проще. Заметили непонятные закорючки и линейки на буквы своего алфавита.

Вам нужно будет запомнить семь букв, которые вы и так уже знаете. Каждая из них соответствует ноте.
Есть заблуждение, видимо его придумали те, кто может запомнить ноты, что буквы обозначают ноты для гитары.
Но это не так, буквами можно обозначать ноты для фортепиано, и для флейты, и даже для органа, если хотите.

Упражнение 1.

Для начала возьмем самую простую мелодию и переведем ноты на нотном стане в буквы латинского алфавита.
Для меня это был Auld Lang Syne (Старое доброе время), достаточно послушать ее один раз, чтобы запомнить.
Эта простая народная песня построена на европейской гармонии и удобна для запоминания. Диезов и бемолей в этой версии нет.

Я визуал, поэтому мне легче запомнить форму клавиш на клавиатуре фортепиано и расположение белых клавиш относительно черных.
Буквы можно и наклеить, в конце то концов!

Уровень 2.

Для аккомпанемента будем сперва использовать аккорды, которые также обозначаются буквами. Играть их будем в басовом ключе.

Заучивать все аккорды пока не нужно.
В интернете есть масса таблиц вроде этой, где можно подсмотреть.

Упражнение 2.

Одновременно двумя руками играть сразу не получится, но это не беда. Пусть поначалу аккомпанемент отстаёт, как в джазовом исполнении. Когда понемногу научитесь владеть левой, ☺ будете успевать.

Источник

Adblock
detector