Меню

упражнения на легато аккордеон

Развитие техники в классе баяна
методическая разработка по теме

Данная разработка содержит методические рекомендации и упражнения для развития техники баяниста.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_tehniki.doc 408 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие техники в классе баяна»

Моя работа ориентирована на развитие техники у детей, обучающихся в музыкальной школе по 5 летней программе обучения в классе готово – выборного баяна.

Работа над развитием технических навыков начинается с 1 года обучения на простейших упражнениях, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических навыков упражнения, которые будут описаны ниже, заключают в себе основные направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата, ориентированием на клавиатурах, координацией игровых движений, работу над звукоизвлечением, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое упражнение несёт в себе определённые цели и задачи, между собой они взаимосвязаны, а работа идёт от простого к сложному.

Общие принципы воспитания техники игры на баяне.

Успешное техническое развитие учащегося – баяниста зависит не только от правильного руководства и обучения, но и от многих других факторов.

С первого дня обучения игре на баяне преподаватель должен следить за правильностью посадки учащегося.

Во время игры баянист садится на 2/3 стула. Правую ногу он ставит под прямым углом, левую несколько выдвигает вперёд. Расстояние между ступнями, почти параллельно, составляет 10 – 15 см.

Надев ремни на плечи, баян следует поставить так, чтобы его нижнее ребро и низ грифа упирались в бедро правой ноги играющего. Нижним ребром с тыльной стороны инструмент упирается в сгиб корпуса баяниста и стоит на его бёдрах. Правой частью груди баянист упирается в стенку инструмента, натягивая плечевые ремни. Левая часть груди находится на некотором расстоянии от инструмента, создавая для левой руки свободу движения мехом. Свой корпус баянист наклоняет немного вперёд.

Вся посадка рассчитана на то, чтобы учащийся чувствовал себя как можно удобнее.

Успехи учащегося зависят так же от формы строения его рук. Однако не следует думать, что по внешней их форме можно определить технические возможности исполнителя. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Это подтверждается хотя бы тем, что одни исполнители могут играть после длительного перерыва, удовлетворяясь лишь небольшой разминкой пальцев перед игрой, другим же необходимо ежедневно, систематически упражняться.

Обучение начинается на выборном баяне.

Упражнения, способствующее развитию технических навыков трудно разделить на определённые периоды обучения, так как выбор темпа прохождения материала соразмерно способностям конкретного учащегося. Но весь цикл упражнений можно поделить на три этапа:

Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

  1. знакомство с элементами музыкальной грамоты;
  2. организация двигательного аппарата, формирование игровых, инструментальных навыков;
  3. воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля в работе с инструментом.
  1. Знакомство с клавиатурами выборного баяна.
  1. Проводят вторым пальцем правой (левой) руки по диагоналям и вертикалям клавиатуры баяна.
  2. Упражнение «Горка» или хроматическая гамма – помогает видению и ориентированию на клавиатурах баяна: сначала играют «Горку» одним пальцем правой руки, а затем тремя, в это же время разучивают упражнение левой рукой. По мере усвоения материала каждой рукой отдельно упражнение соединяется двумя руками.
  1. Смена позиции рук, развитие «слабых» пальцев (4 – 5), закрепление игры штрихом «легато», приём игры «подмена пальцев».
  1. Упражнение «уменьшённые трезвучия» прямые и ломанные

Все эти упражнения не представляют никаких трудностей для учащихся, так как играются не по нотам, а просто по всем трём горизонтальным рядам клавиатур баяна. Сначала отдельно каждой рукой, а затем соединяются двумя руками.

  1. Развитие первого пальца правой руки.

Практика показывает, что баянисты, работающие ранее без большого пальца, начинают применять его с опаской и недоверием. Но если учесть, что пианисты достигают выдающихся успехов в совершенствовании техники своей игры, работая над развитием всех пальцев, а особенно большого, надо думать, что и выводы баянистов о перспективах работы в этом направлении окажутся более утешительными. Поэтому работаем над развитием первого пальца с самого начала обучения.

Играем по всем трём рядам правой клавиатуры.

  1. Гамма до мажор
  1. Гамму до мажор играем как хроматическую гамму («Горку») пропуская чёрные клавиши. Сначала проучиваем отдельно каждой рукой, затем соединяем двумя.
  1. Для закрепления гаммы до мажор и для чувствования интервалов играем следующие упражнения: 1 палец стоит на клавише до, а 2 палец шагает по звукам гаммы до мажор; так же играем: 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5. В дальнейшем это упражнение будем играть с любого ряда – хроматические, мажорные и минорные гаммы.
  1. Упражнения на развитие музыкального слуха
  1. Игра интервалов от одной ноты, но в разных октавах (не глядя на клавиатуру).
  2. Игра одного и того же интервала, но с разных нот.
  3. Сначала поётся нота, а затем она же берётся на инструменте (отдельно каждой рукой)

Переход ко второму среднему этапу обучения (развитие техники) определяется следующими приобретёнными навыками учащимися:

  1. Умение ориентироваться на клавиатурах баяна по всему диапазону;
  2. Освоение начальных навыков звукоизвлечения, связанные с мехопальцевыми движениями координаций действия рук и пальцев;
  3. Освоение навыков позиционной игры и перемещения;
  4. Осознанное и правильное меховедение;
  5. Уверенное владение начальными упражнениями двумя руками в медленных темпах;
  6. Освоение готовой клавиатуры.

На среднем этапе продолжается работа, начатая на начальном этапе обучения, то есть прилаженность к инструменту, грамотное меховедение, позиционная игра и т.д. Появляются и новые задачи:

  1. тщательная отработка начальных упражнений;
  2. игра мажорных гамм, хроматических, знакомство с минорными гаммами;
  3. овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;
  4. введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных гамм;
  5. освоение аккордовой техники.

Помимо начальных упражнений, которые учащийся уже играет более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

Гаммы – не простое ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного технического продвижения вперёд. Гамму нужно исполнять не только для усвоения аппликатуры и развития беглости, но и для владения ритмикой, динамикой и штрихами. Навыки, приобретаемые при игре гамм, необходимо закреплять путём постепенного усложнения перечисленных видов работ.

Готовая клавиатура баяна.

  1. Упражнение «Вертушка» в одну октаву проигрываем гаммы (вверх – вниз) несколько раз отдельно каждой рукой постепенно ускоряя темп, а затем двумя руками. Чуть позже играют «Вертушку» в две и в три октавы.

Игра гамм с использованием штрихов.

  1. Сочетание легато и стаккато:

Сочетание нон легато и легато

Сочетание нон легато и стаккато

Добиваются плавного перехода с одного штриха на другой, например: начинаем играть гамму на легато, а заканчиваем штрихом стаккато. Сначала играем отдельно каждой рукой в одну октаву, а затем двумя в две и три октавы.

  1. Правая рука играет гамму на легато, левая стаккато и наоборот.

Правая рука играет легато, левая нон легато и наоборот.

  1. Игра гамм штрихами: две легато, две стаккато и наоборот.

  1. Игра гамм различными ритмическими рисунками:
  1. пунктирный ритм

Воспитывая в ученике ритмическую независимость рук следует направлять его внимание на выработку слухового ощущения ритмической фигуры. Если это ему нелегко даётся, полезно поупражняться в выстукивании ритмических фигур. После этих упражнений можно перейти к проигрыванию гамм. Например: левая рука играет гамму четвертями, а правая рука на каждую четверть левой играет сначала дуоли, триоли и квартоли. Гамма исполняется с различными динамическими оттенками.

Трёхрядное строение правой клавиатуры баяна даёт возможность исполнения арпеджио того или иного вида только двумя аппликатурными последовательностями и пальцевыми позициями, то есть если учащийся хорошо усвоил аппликатурные закономерности и позицию пальцев арпеджио гаммы до мажор, он будет иметь представление об исполнении арпеджио в гаммах ми бемоль мажор, фа диез мажор и т.д. (то есть гамм с одного и того же ряда).

  1. Прямое мажорное арпеджио с каждой клавиши первого ряда ↔;

Прямое мажорное арпеджио с каждой клавиши второго ряда ↔;

Прямое мажорное арпеджио с каждой клавиши третьего ряда ↔;

  1. Ломанные мажорные арпеджио с первого, второго и третьего ряда.

Минорные арпеджио играются такими же упражнениями.

В дальнейшем после усвоения основных арпеджио играем такое упражнение, оно так же схематично:

Параллельно эти же упражнения разучиваются левой рукой (выборная клавиатура). С продвинутыми учащимися упражнения соединяются двумя руками.

Техника аккордовой игры.

Конструкция инструмента позволяет играть аккорды в параллельном движении, не изменяя положение пальцев как на правой так и на левой выборной клавиатуре. Самыми простыми и удобными для исполнения на баяне являются уменьшённые трезвучия и септаккорды, так как все звуки указанных аккордов извлекаются на одном из рядов клавиатуры. В качестве упражнения играем последовательности этих аккордов и септаккордов:

  1. сначала от нот расположенных на одном ряду;
  2. на двух рядах;
  3. на трёх рядах (по хроматической гамме)

Для усвоения мажорных, минорных трезвучий и аккордов играем следующие последовательности по полутонам клавиатур:

  1. октава + средние звуки = мажорный аккорд;
  2. октава + средние звуки = минорный аккорд

К концу второго этапа технического развития учащегося он должен обладать следующими навыками:

  1. Освоение клавиатур. Приспособление движения рук для звукоизвлечения в разных регистрах (в середине, вверху и внизу клавиатуры). Вырабатывая эти навыки следует постепенно подойти к постоянному исполнению гамм в три и четыре октавы.
  2. Осознанное, грамотное ведение и смена меха.
  3. Овладение основными штрихами. При этом следует добиваться одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой чёткости и краткости стаккато. Одинаковыми должны быть так же протяжённость и характер соединения звуков, исполняемых правой и левой рукой одновременно.
  4. Овладение рациональными движениями пальцев. Оно достигается полной свободой и покоя не занятых пальцев и наименьшего, ритмичного движения пальцев, занятых звукоизвлечением.
  5. Овладение основными динамическими оттенками.
  6. Развитие координации рук в связи с исполнением полиритмии.
  7. Развитие беглости. Уверенное чёткое исполнение упражнений и гамм двумя руками в две октавы в средних темпах.

Подразумевает закрепление полученных ранее навыков. Скорость исполнения, точность, уверенность, автоматичность, рациональность. Значительное увеличение диапазона исполняемых упражнений и гамм. Расширение технических возможностей (исполнение гамм терциями, секстами, октавами).

  1. Благодаря компактности расположения клавиш исполнитель имеет великолепные возможности для освоения виртуозного репертуара. Прежде всего это касается двойных нот. Рекомендуемые варианты аппликатуры, способствующей наибольшей чёткости и скорости игры, следующее:

Для освоения техники игры двойными нотами можно рекомендовать следующее упражнение:

  1. Упражнения на терции, сексты, октавы:
  1. Упражнения арпеджио ломанное – терциями. Сначала исполняется по двум рядам, а затем на трёх.
  1. После этих упражнений можно переходить к освоению гамм терциями, секстами и октавами.

Параллельно с прохождением и усвоением новых упражнений учащийся должен повторять весь пройденный материал, упражнения уже звучат в предельно быстрых темпах, автоматично, точно, чётко и ровно.

Содержание своих занятий и форму их организации учащийся должен уметь контролировать. Здесь огромное значение имеет привычка баяниста к самонаблюдению, умение ощущать не только то, что должно звучать на инструменте, но и то, что конкретно в данный момент прозвучало. Воспитать этот навык очень важно: упражнение без самоконтроля, без самокритики лишь усугубляют ошибки.

Во время упражнений как начинающим, так и подвинутым учащимся необходим отдых, во избежание переигрывания рук необходимо делать перерывы.

Процесс упражнения – это процесс творческих исканий. Поэтому надо всегда помнить о психологических факторах: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать, например, о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте не целесообразна и даже вредна.

  1. Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне», МУЗГИЗ. М. 1961
  1. Говорушко П. «Основы игры на баяне», «Музыка» М. 1966 Л.

Источник

Развитие элементов исполнительской техники на начальном этапе обучения игры на аккордеоне
методическая разработка на тему

В данной методической разработке ярко раскрывается значение различных элементов исполнительской техники. Основная часть доклада состоит из нескольких разделов.

Гаммы, арпеджио и упражнения – это важный материал для развития и совершенствования техники. Большая роль в развитии техники отведена формированию аппликатурных навыков, смене меха и технике звукоизвлечения.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_razrabotka_ispolnitelskaya_tehnika.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рыльская детская школа искусств» Курской области

«Развитие элементов исполнительской техники

на начальном этапе обучения игры на аккордеоне»

Тема: «Развитие элементов исполнительской техники на начальном этапе обучения игры на аккордеоне».

2. Роль упражнений в развитии техники аккордеониста.

4. Формирование аппликатурных навыков.

5. Техника звукоизвлечения.

Техника – это «умение художника выразить то, что он хочет выразить. Это способность его материализовать задуманное в звуке…».

Художественная сторона исполнения музыкального произведения зависит от уровня развития техники, что ведет к совершенствованию исполнительского мастерства. В художественной деятельности музыканта само понятие исполнительского мастерства складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и только при наличии обоих компонентов возможен успех в области исполнительства Поэтому развитие технического мастерства должно занимать важное место, и в особенности на начальном этапе обучения игры на инструменте.

Игра на музыкальном инструменте – это один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует в своей реализации высокую степень личностного развития и отлаженную работу психических процессов (воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.). Хороших результатов невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он с помощью музыкального инструмента раскрывает свои мысли и чувства. Игра на аккордеоне требует определенных технических навыков. Техника аккордеониста невозможна без специальной многолетней работы. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом.

Техника – это совокупность всех средств, при помощи которых исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Работу по развитию исполнительской техники следует проводить целенаправленно и систематически.

Технику аккордеониста можно разделить на мелкую (пальцевую) и крупную, а так же технику звукоизвлечения и технику игры мехом. То есть, все, чем занимается аккордеонист – исполнитель, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гамма – и арпеджиобразные пассажи, мелизмы, пальцевая репетиция. К крупной – пальцевое тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника. Гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды служат важным материалом для развития различных элементов техники игры на аккордеоне.

Развитие техники идет успешно в том случае, если гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения и этюды играются при полном внимании и слуховом контроле над соблюдением динамических оттенков, ритмов, штрихов.

На каждом уроке по специальности необходимо отводить время для работы над техникой, проверять результаты домашних заданий ученика. Изучение различных видов техники надо осуществлять в определенной последовательности и закреплять достигнутое во время исполнения художественных произведений. Исполнительские приемы следует постоянно совершенствовать.

Очень важно для преподавателя следить за состоянием технического аппарата ученика, не допускать его перенапряжения, зажатости и скованности. Огромную роль для развития техники играют упражнения. Работа над упражнением требует от ученика большого напряжения воли, сосредоточенности и внимания. Вначале упражнения следует играть медленно, чтобы проконтролировать свои игровые действия, вслушаться в его звучание и затем постепенно ускорять темп. Необходимо также время от времени возвращаться к игре в медленном темпе, чтобы избежать «заигрывания». Упражнения следует играть различными штрихами, т.к. это способствует достижению большей четкости исполнения, независимости и пальцев и кистевых движений. Одна из важных задач педагога – научить ученика тщательно работать над технически трудными местами в произведения.

Гаммы и арпеджио – это важнейший материал для развития и совершенствования исполнительской техники. Регулярная и успешная работа над гаммами и арпеджио помогает преодолеть многие технические трудности.

Разучивание гамм и арпеджио следует начинать в медленном темпе. С самого начала работы над гаммами важно указать учащимся ясную цель: для чего изучаются гаммы, и какую они могут принести пользу для музыкального развития каждого.

После того, как та или другая гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках.

Быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу. Работа над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля это:

— строгое соблюдение указанной аппликатуры;

— минимально ровного звука и плавной смены направления движения меха;

— естественное и экономичное движение пальцев, кисти и предплечья;

— четкость пальцевого удара;

— точность выполнения определенного метроритмического рисунка и штрихов;

— точность координации движений пальцев при исполнении обеими руками.

Работу над арпеджио можно начинать со второй половины первого года обучения. Подготовить ученика к игре арпеджио следует на материале гармонических фигураций, встречающихся в этюдах или упражнениях. Кисть руки делает минимальное движение от первого пальца к пятому. Первый палец после снятия с клавиши плавно подтягивается к остальным. В начале осваиваются арпеджио короткие и ломаные, позже – длинные. При игре аккордов следует обратить внимание ученика на одновременность действий всех играющих пальцев.

Гаммы и упражнения – не просто ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного продвижения вперед.

Каждый вид техники отрабатывается в течении длительного времени, до достижения свободного, технического исполнения и закрепляется на художественном материале. Техника игры на аккордеоне в действительности бесконечно разнообразна, но в то же время можно сказать, что она и бесконечно однообразна, поскольку всегда можно найти сходные элементы. Поэтому разумное сочетание сходства и степени различия и ведет к успешному формированию разнообразных навыков по принципу постепенного усложнения. То есть формирование нового технического навыка, всегда предполагает наличие определенных предварительно приобретенных знаний и умений.

Одним из важных условий для развития техники является работа над сменой меха. Правильное владение мехом дает возможность аккордеонисту добиваться разнообразия красок звучания, динамических тонкостей. Однако абсолютно точно рассчитать мех в музыкальном материале невозможно. Поэтому, чтобы не было разрыва музыкальной фразы, не следует растягивать и сжимать мех до предела. Для правильного исполнения музыкального материала необходимо как во время сжима, так и при разжиме иметь запас в мехе.

Аккордовая фактура требует большего запаса меха, нежели одноголосная, следовательно, величина запаса прямо пропорционально силе звучания и плотности фактуры, оттого, как инструмент держит воздух. Но бывают случаи, когда исполнить всю музыкальную фразу или предложение на один мех оказывается невозможным и движение его приходится менять в середине фразы или предложения. Менять движение меха надо очень плавно. Это достигается путем фиксации кисти левой руки в момент смены меха.

Весь процесс смены движения меха педагог должен отрабатывать с учащимся постепенно и тщательно, задерживаясь на отдельных положениях руки.

Для выработки навыков мягкой смены движения меха можно также играть гаммы в очень медленном темпе, меняя мех на каждую ноту и добиваясь как можно большего приближения к легато. Необходимо тщательно упражнять руку, чтобы она могла свободно справляться с техническими трудностями на клавиатуре.

Сжим и разжим меха влияют на нажимание клавишей пальцами и на движение руки по клавиатуре. Когда мех совсем не растянут, пальцам одинаково легко нажимать клавиши во всех частях клавиатуры, — а руке передвигаться по ней. Но чем больше разводится мех, тем менее удобно нажимать пальцами клавиши и передвигать руку по клавиатуре.

Для развития исполнительской техники важную роль играет техника звукоизвлечения.

Звук – это основное средство выразительности. У высококвалифицированных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.

Работа над звуком – это освоение тембра, динамики и штрихов. Изменение тембра в аккордеонах осуществляется с помощью регистров. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание аккордеона к пению, к человеческому голосу.

Работу над музыкальным произведением нужно вести в определенной последовательности:

1. Тщательно изучить построение и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объеме и характере предстоящей работы. Детально проработать за инструментом текст, установить аппликатуру, выработать целесообразные движения и положение рук во время игры.

2. Приступить к разучиванию пьесы, по частям отрабатывая наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с подбора упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест.

3. Обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой. Во время исполнения легато до конца погружать пальцы в клавиши. При штрихе стаккато не отдергивать пальцы от клавиши, а лишь мгновенно расслаблять их после погружения клавиши: движения пальцев будут экономнее, и сохранится, необходим контакт пальцев с клавишами.

4. Одновременно с усвоением текста – следить за выполнением фразировки, акцентов, штрихов динамических оттенков.

5. Играть пьесу надо в различных темпах, не привыкая к какому – либо одному. Начинать работу следует с медленного темпа, и постепенно возвращаясь к нему в процессе работы.

6. Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.

Упражнения полезны тогда, когда нужно преодолевать техническую трудность, встретившуюся в произведении. Детали работы зависят от индивидуальности ученика, его подготовки, возраста и т.д. Музыкальное произведение полезно разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды. Это способствует быстрому изучению наизусть.

Важнейшей задачей музыкальных школ является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. Одна из наиболее доступных форм воспитания этих качеств у учащихся по классу аккордеона – планомерное формирование аппликатурных навыков и особенно штриховая работа.

Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а так же обозначение этого способа в нотах.

От умения выбора лучшего варианта аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие

исполнительского мастерства музыканта – инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

При подборе аппликатуры в первую очередь уделяем внимание принципам художественной необходимости и удобства.

Среди аппликатурных приемов можно выделить следующее:

— подкладывание и перекладывание пальцев;

Стремление к грамотной аппликатуре должно быть заложено еще в музыкальной школе. Лучшей является та аппликатура, которая помогает исполнителю кратчайшим путем реализовать его художественные намерения, помочь выявить стилистические особенности произведения, а также увеличить темп. Вполне естественно, что для каждого учащегося подбирается индивидуальная аппликатура, исходя из физиологических особенностей строения кисти, так как аппликатура пригодная одному аккордеонисту, может оказаться неприемлемой для другого.

Рациональная аппликатура – та, которая позволяет исполнителю в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эффекта: ритмической четкости, необходимой фразировки и динамики.

Рациональная аппликатура основывается на естественности, удобстве, плавности и свободе движений. Достигается она вместе с полным использованием всех возможностей пальцевого аппарата. На выбор аппликатуры влияют индивидуальные особенности исполнительского аппарата учащихся – степень растяжки пальцев, длинна ,эластичность.

Аппликатуру следует определить сразу же после того, как учащийся получил музыкальное произведение. Аппликатурная самостоятельность учащегося воспитывается под непосредственным контролем педагога. Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащегося играет и учебный репертуар: чем ярче и содержательнее музыкальные произведения, тем больше интереса, легче и прочнее решается те или иные , в том числе аппликатурные и штриховые задачи.

В основе работы с начинающими учащимися нередко лежат не художественные произведения, а элементы нотной грамоты, названия клавишей, разучивание гамм, арпеджио, упражнений и этюдов. Работа над художественным материалом в этом случае оттесняется на второй план, что снижает интерес учащихся к занятиям. И тем не менее, развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала.

И. Гофман, который на вопрос – сколько времени нужно посвятить чисто технической работе отвечал так: «Упражнениям, то есть работе ума и сердца, посвящайте как можно меньше времени, так как в противном случае пострадает ваша музыкальность….Техника….без музыкальной воли – это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству».

Приведенное высказывание крупного музыканта не призывает молодых исполнителей к недооценке работы над техническим материалом

– оно лишь предостерегает от часто бездумных и бесцельных проигрываний этого материала. Такие занятия обычно приносят мало пользы.

Работа над техническим материалом на начальном этапе обучения должна проводиться каждодневно, но не длительно.

В процессе работы по развитию аппликатуры необходимо с первого урока приучать учащегося:

1. Воспитывать в себе ощущение рациональности движений (высокий подъем пальцев над клавиатурой нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий).

2. Не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше внимания уделить новому).

3. Использовать одинаковые группы нот (мотивы, фразы, предложения) одними и теми же пальцами.

4. Учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого движения может оказаться непригодной).

5. Использовать все возможность пальцевого аппарата, уделяя особое внимание развитию слабых пальцев – четвертому и пятому.

6. Способствовать плавности ведения меха и смены направления его движения.

С некоторыми учащимися можно начинать работу не с гамм и арпеджо, а с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти рук, исключается подкладывание и перекладывание пальцев.

Позиция – группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением кисти руки.

Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение групп нот в пределах квинты, при котором каждый палец остается над одной и той же клавишей.

В дальнейшем диапазон игры в позиции может быть расширен:

1. За счет пропуска клавишей между пальцами.

2. Путем повторного нажатия разными пальцами одной клавиши.

Использование позиционной аппликатуры обычно дает большую уверенность и стабильность в игре.

Воспитательное значение позиционной игры еще более возрастает, если давать систематически по транспонированию усвоенных в позициях мелодий, обращая при этом внимание учащихся на следующие факторы: — на аккордеоне в новой тональности аппликатура сохраняется независимо от того, на какую клавишу – белую или черную – приходится первый палец.

С самых первых уроков необходимо приучать учащихся к аппликатурной дисциплине и проявлять творческую инициативу в этой области, а так же работая

над пьесами, одновременно с решением специальных задач, необходимо воспитывать навыки владения динамикой и штрихами.

При работе над произведениями полезно применять метод вариантов. Варианты предохраняют от однообразного механического повторения. Их необходимо придумывать исходя из степени подготовленности учащихся и технических возможностей инструмента. Из огромного количества следует определить основные варианты:

  1. Метрические варианты – перенесение акцентов с сильной доли на слабую.
  2. Динамические варианты – изменение силы звучания.
  3. Штриховые варианты – замена авторского штриха контрастным (например, стаккато вместо легато и наоборот).
  4. Ритмические варианты.
  5. Упрощение фактуры при работе над аккордами. Этим приемом пользуются для того, чтобы постепенно привести учащегося к преодолению технических трудностей. Вначале можно играть только верхние ноты аккордов, затем верхние и нижние.
  6. Арпеджирование аккордов или соединение арпеджио в аккорды.

Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта – исполнителя. Ни один выдающийся исполнитель – инструменталист не достиг бы совершенного мастерства, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей.

Одной из важных и главных задач педагога – привить ученику самостоятельность мышления, самопознания и умения добиваться цели. Работа должна быть последовательной и систематической.

Знания основных подходов по проблеме формирования исполнительской техники позволяет педагогу творчески реализовать задачу технического развития ученика в процессе его музыкального образования.

Источник

Читайте также:  придать попе округлость упражнения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector