Меню

упражнения для выделения главного

Как научиться выделять главное: эффективное упражнение

Выделять главное — полезное умение. И прежде всего выделять его для самого себя. Это полезно и просто для жизни (чтобы не растрачивать себя на бесполезные пустяки), и, конечно, для риторики (если я сам точно не знаю, что именно хочу сказать, то кто же это поймет?). Об этом мы уже писали , и не раз .

Предлагаю упражнение , которое поможет этому научиться.

(Бонус: оно поможет еще и экономить речевые средства, сиречь слова. А это еще одно секретное оружие хорошего оратора, ведь чем больше слов нам нужно, чтобы выразить мысль, тем меньше сила каждого слова. Впрочем, об этом поговорим как-нибудь отдельно.)

Шаг 1

Вспомните какое-нибудь внутреннее открытие , которое вы совершили в последнее время. Что-то, чем вам хотелось бы поделиться с другом.

Расскажите о нем за одну минуту (засекайте по секундомеру). Получится чуть больше — не беда, главное — засеките время.

Буду ставить эксперимент на себе. Для чистоты эксперимента отключаю функцию «преподаватель ораторского искусства», а стараюсь быть просто рассказчиком, который делится тем, что его поразило. Итак:

В прошлом году мы были в Египте. Не на пляжах, а в путешествии с погружением в Древний Египет. Там у меня было много открытий. Одно из них — в храме Хатор в Дендере. Храм сам по себе потрясающий: он огромный, величественный, в нем много астрономических и астрологических изображений, которые до сих пор не потеряли свой цвет — ярко-синий. Ходишь задрав голову и открыв рот. Колонны, уходящие куда-то в невероятную высоту. И вот в одном месте экскурсовод с загадочным видом подводит нас к вскрытым плитам пола. Мы смотрим и даже не сразу понимаем, что видим. Потом осознаем: через эту дыру видно, что эта колоссальная колонна стоит на верху, на капители такой же колонны, такой же мощной и высокой. То есть под этим храмом, который достраивался в последних веках до нашей эры, есть еще один храм, очевидно, еще более древний! Потом мы спустились в одну крипту и, затаив дыхание, рассматривали рельефы на стенах: они и похожи на те, что можно увидеть в основном храме, и немного другие по стилю, по технике, по характеру исполнения. Самым большим потрясением оказалось то, что, оказывается, есть древность, которая еще старше древности.

За минуту справиться не удалось. Мой результат — 1 мин. 52 сек.

Обратите внимание, что, как обычно бывает при плохо подготовленном выступлении, мысль додумывается в процессе. Начинается всё с фактов, которые рассказчика увлекают и даже отвлекают, и кажется, что открытие заключается именно в них. Но нет. К концу выясняется, что за этими фактами проступает что-то более глубокое.

К тому же в рассказ вплетается множество подробностей, не имеющих решающего значения.

Шаг 2

Рассказать то же самое, но в два раза короче .

То есть я должна уложиться в 56 сек.

Недавно мы были в путешествии по Египту, и в одном древнем храме — в храме Исиды Хатор в Дендере — меня поразила одна вещь. Храм и сам по себе огромный, величественный, но нам показали, что колонны нынешнего храма — того, который мы видим, — стоят на колоннах более древнего храма. То есть под ним есть еще один древний храм. А может, и не один. Оказалось, что древность уходит корнями в глубину.

Мне хватило 36 сек.

Ушли ненужные детали, поэтому конец (где пока и скрывается настоящее открытие) обозначился ярче.

Шаг 3

Рассказать еще в два раза короче.

В храме Исиды Хатор в Дендере меня поразило, что под огромным величественным храмом есть еще более древний храм, такой же огромный. Эта бесконечная древность почему-то очень волнует.

Управилась за 15 сек.

Шаг 4

Сказать то же самое, но обойтись семью словами (предлоги и союзы не считаются) .

Храм, уходящий в глубокую древность, волнует душу и завораживает.

Вы почувствовали, что здесь происходит качественное изменение? Считаные слова — и каждое необходимо, каждое несет смысл.

Шаг 5

Та-дамм! А теперь выразите тот смысл, который хотите выразить, одним -единственным словом.

Для самой меня стало сюрпризом, но мое слово, как оказалось, —

Этот смысл жил внутри меня и будоражил, именно это мне подспудно хотелось донести. Но на первом этапе, да и на втором-третьем он был погребен под грудой слов. Последовательная «фильтрация», отсеивание шелухи помогли добраться до того, что даже для меня самой оказалось удивительным.

Это всё? Нет. Это только начало. Мы только что с вами поняли, о чем на самом деле хотели рассказать.

Шаг 6

Вот из этого зерна теперь и надо «выращивать» свой рассказ. Так что берите это свое одно-единственное слово за основу и собирайте те факты и описания, те примеры и иллюстрации, которые помогут вам этот смысл выразить, а остальное нещадно выпалывайте.

Читайте также:  эффективные упражнения для рук гифки

Все посты нашего канала собраны и систематизированы здесь .

Подписывайтесь , и все новые публикации сразу будут в вашей ленте!

Источник

Как выделить главное в тексте

Для того, чтобы не утонуть в море ненужных цифр, определений и цитат, а также – чтобы сэкономить время на выполнении школьных заданий и посвятить его более интересным и приятным занятиям, стоит научиться выделять в любом тексте главное.

Что есть главное? Ответ на вопросы: «о ком или о чем говорится в данном тексте?» и «что именно говорится?». То есть:

  • герой, явление или проблема/ситуация;
  • его действия/мысли/конфликт;
  • разрешение конфликта, итоги, вывод/мораль.

Для художественного текста актуальна классическая схема: «завязка, кульминация, развязка».

При чтении с целью выделения основных моментов повествования стоит составить логическую цепочку из слов, ведущих нас от первой фразы текста к окончанию через все абзацы и подпункты. Внимание к названию и текстовым подзаголовкам поможет в составлении траектории будущего изложения, пересказа или сочинения «по мотивам прочитанного».

Научим школьников «вооружаться» карандашом и блокнотом и уже в ходе первоначального знакомства с новой информацией делать краткие пометки.

Составление списка слов или фраз-помощников (для старшеклассников, возможно – кратких цитат из текста, особенно – авторского, художественного или иноязычного) – отличное упражнение для тренировки навыка выделения главной мысли. Ограничение данного списка круглой цифрой (5 или 10) не даст отвлечься на несущественные детали и сконцентрирует внимание только на значимой информации.

Тренироваться в целенаправленном чтении стоит регулярно.

Итак, подведем итог. Чтобы выделить главное в тексте, нужно:

  • Понимать структуру текста, записать для себя в блокнот заголовки и подзаголовки параграфа.
  • В каждом параграфе постараться выразить смысл текста одной (максимум- двумя) фразами
  • Ограничить список главных мыслей текста 5-10 пунктами.

Источник

Как научить ребенка выделять главное в тексте?

Есть неплохой способ, который может сработать на начальном этапе. Называется «10 слов». Работает так: вы говорите ребенку, что он должен прочитать текст и записать 10 «опорных» слов из него, т.е. самых важных, на которые он сможет опираться при пересказе. Любые, но только 10. Попробуйте это на практике. Возможно, с первого раза у него не получится, но ребенок начнет интуитивно понимать, что значит «главное» в тексте, находить какие-то слова-маркеры и после нескольких тренировок у него будет получаться куда лучше.

Как объяснить ребёнку, что надо делать уроки?

Я никогда никому не объяснял, что нужно делать уроки. Во-первых, у меня не было такой проблемы. Во-вторых, никто никогда мне это не объяснял. Это всё происходило само собой.

Здесь в первую очередь ребенок должен понимать, для чего ему делать уроки, зачем. Потому что если он не видит в этом занятии никакого смысла, то его никак не заставишь это делать и подходить к этому ответственно. В первую очередь нужно ребенку внушить ценность образования, зачем оно нужно, показать, какая конкуренция там есть, поставить какие-то цели и необходимость делать уроки. Это просто будет маленьким шагом на пути к какой-то глобальной цели. И этот маленький шаг он будет воспринимать как должное, он будет понимать, зачем это нужно.

Вот если у ребёнка не поставлены цели, или если его цель не предполагает делание уроков, и он этого не понимает, то конечно, объяснить будет сложно.

2 5 · Хороший ответ

Как дети учатся говорить?

Малышы впитывают информацию, которую могут получить вокруг себя. Очень влияет на развитие речи постоянные разговоры с малышем и также голоса близких. Никаких криков и ссор, так как это приводит только к моральному дизбалансу и ребенок будет очень беспокойным. Старайтесь общаться на разные теми в кругу семьи рядом с малышом. Как бонус, иногда можно включить малышу аудиосказку или ютуб. Но не давайте никогда смотреть мультики с мигающими картинками. Это очень вредно для психики!

Как читать быстро и запоминать то, что читаешь, в подробностях?

Скопирую сюда со своей стены в ВК:

Скорочтению можно (и нужно) обучиться за примерно 20 минут. Далее вы будете просто нарабатывать технику и больше практиковаться, но 20 минут — вполне реальный показатель.

Начну с предыстории: ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. «Проект PX» — это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Эксперимент проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд. Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас, в связи с особенностями языка, от 120 до 180 слов в минуту. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Читайте также:  упражнения для сушки дома мужчина

Всё, что нужно, — это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее, и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Вы готовы приступить к эксперименту? Тогда начнём.

книга не менее 200 страниц;

ручка или карандаш;

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки). Найдите книгу, которую не надо держать, чтобы она не закрывалась. На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время. И прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, как увеличить скорость чтения.

Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста: когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа. Каждая остановка глаз на тексте длится от 1/4 до 1/2 секунды. Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии. Ну как, чувствуете скачки?

Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту: человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация. В среднем на сознательные и бессознательные возвраты назад по тексту уходит до 30% времени.

Тренируйте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку: люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

Тренируйте навыки по отдельности: упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300 слов в минуту, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Шаг первый: определение начальной скорости чтения

Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку считать точное значение будет слишком муторно и долго. Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитал 40 слов в пяти строчках: 40 : 5 = 8 — в среднем восемь слов в строчке. Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлил до 39 строк на странице: 195 : 5 = 39. И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 * 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете. Сколько получилось? У меня чуть больше страницы — 328 слов.

Шаг второй: ориентир и скорость

Как я уже писал выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец. Ведь при подсчёте слов и строчек вы наверняка использовали карандаш или палец, который помогал не сбиться со счёта? Его же мы будем использовать для тренировки.

1. Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша. Следим кончиком карандаша по строчкам. Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания текста, ведь это упражнение на развитие скорости, а не понимания. Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость. Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

Читайте также:  как уменьшит ляшки без упражнение

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь ручкой или карандашом, кажется, что зрение опережает карандаш, и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредоточивается по странице, как будто фокус отпустили, и он начал плавать по всему листу.

2. Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше полсекунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»). Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из того, что прочитали, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитал пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении — не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться. Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

Шаг третий: расширяем область восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его. Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%. Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а чтец теряет от 25 до 50% времени. Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. Примерная картина концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением. Следовательно, нужно фокусироваться на центральных словах. Вот пример. Прочитайте это предложение: «Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд». Если вы начинаете читать со слова «студенты» и заканчиваете «чтением», то экономите время на прочтение целых пяти слов из восьми! А это сокращает время на чтение этого предложения более чем вдвое. Этого можно добиться за три упражнения:

1. Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее, начинайте читать с первого слова строчки и заканчивайте последним в строчке. То есть пока никакого расширения области восприятия — просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

2. Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

3. Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»). Если вы не поймёте ни строчки из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о скорости. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

Шаг четвертый: проверьте свою новую скорость

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту — в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике. Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

PS В комментариях можно поделиться своими результатами, будет интересно сравнить 😉

Источник

Adblock
detector