Меню

упражнения для delphi 7

Упражнения для delphi 7

Почему именно Delphi? В Delphi сделать первый шаг очень просто, она интуитивно понятна. Конечно, небольшому числу разработчиков по долгу службы нужны глубокие специфические знания, которые приходят со временем. А начинающим Delphi позволяет начать создавать программы сразу, не углубляясь в изучение внутренностей операционной системы, и даже собственной среды разработки. Поэтому программист может сразу сосредоточиться на логике работы будущей программы.

Более подробно о том, что такое Delphi и почему её стоит изучать, можно прочесть на специальной страничке и этом переводе статьи «Why Delphi? (Delphi For Beginners)» :

Эта статья о Delphi имеет цель объяснить, что такое Delphi и что он может сделать для вас.

Прежде всего, я предполагаю, что вы умеете работать с компьютером, и знаете что такое программирование в целом. Ведь если это не так, вас здесь бы не было в любом случае! Скорее всего, у вас уже есть базовые знания в области программирования. По-моему, я прав! Теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь и читайте дальше.

В сочетании с Borland Kylix, программисты Delphi могут создавать из одного исходного текста приложения и для Windows и для Linux, и это открывает новые возможности и увеличивает потенциальную отдачу от усилий, вложенных в изучение Delphi. В Delphi используется кросс-платформенная библиотека компонентов CLX и визуальные дизайнеры для создания высокопроизводительных приложений для Windows, которые повторной компиляцей можно легко превратить в приложения для Linux.

Delphi является первым языком программирования, обладающим простой в использовании средой для быстрой разработки приложений, разрушающей барьеры между языками высокого уровня, и языками, на низком уровне разговаривающими с системой на языке битов и байтов.

Delphi поставляется в различных конфигурациях, настроенных на потребности различных предприятий. В Delphi вы можете писать программы для Windows быстрее и легче, чем это было возможно раньше.

Паскаль

Лучшим способом представить что такое Delphi является Object Pascal на основе визуальной среды разработки. Delphi основан на Object Pascal, языке, аналогичном объектно-ориентированному C++, а в некоторых случаях даже лучше. Для разработчиков не имеющих опыта работы в Паскале, Delphi имеет шаблоны своих структур на Паскале, что ускоряет процесс изучения языка.

Библиотека Visual Component Library (автономные бинарные части программного обеспечения, которые выполняют некоторые конкретные предопределенные функции), или VCL, Delphi является объектно-ориентированной базой. В этой богатой библиотеке вы найдете классы для таких визуальных объектов Windows как окна, кнопки и т.д., а также классы для пользовательских элементов управления таких как таймер и мультимедийный плеер, наряду с невизуальными объектами, такими как список строк, таблицы базы данных, потоки и т.д.

Базы данных

В пустой форме смысла нет. Наполнить её содержанием помогут компоненты Delphi. Они располагаются на главном окне, на нескольких вкладках. Все основные компоненты находятся на первых четырёх вкладках: Standard, Additional, Win32 и System. Их названия всплывают в виде подсказок при наведении мышки на пиктограммы.

Структура программы для Windows представляет собой набор подпрограмм, каждая из которых ответственна за обработку конкретного события и вызывается только при его получении. Удобство Delphi состоит в том, что мы избавлены от необходимости получать сообщения от Windows сами, Delphi это делает за нас. Каждый компонент имеет впечатляющий набор событий, на которые он может реагировать. Программист сам определяет, какие события в программе требуется обрабатывать.

Данные в компьютере можно рассматривать как ячейки памяти, имеющие свои имена (идентификаторы). Все данные в программе на языке Delphi должны быть описаны до их первого использования. И компилятор следит, чтобы в программе они использовались в соответствии с этим описанием, что позволяет избежать ошибок.

При создании любой серьёзной программы не обойтись без дополнительных, более сложных, чем числа и строки, типов данных. В Delphi программист может для своих целей конструировать собственные типы данных. Чтобы ввести в программу (описать) новый тип данных, применяется оператор с ключевым словом type.

Для создания приложений, реализующих сложную алгоритмическую логику, нужны средства управления ходом работы программы: Математически доказано, что любой алгоритм можно закодировать с помощью оператора присваивания, условного оператора и оператора цикла.
В качестве примера рассматривается программа сортировки одномерного массива методом пузырька. Приводится скриншот программы и подробные комментарии. Также можно скачать проект целиком в виде архива.

Начало. Работа с файлами важная вещь в любом языке программирования. Для начала нужно упомянуть компоненты, которые умеют работать с файлами, считывать и сохранять своё содержимое, строки типа String, в файл текстового формата. Это компоненты ListBox, ComboBox и Memo, расположенные на первой же вкладке палитры компонентов.
Продолжение. В Delphi реализовано несколько способов прямой работы с файлами. Познакомимся с классическим способом, связанным с использованием файловых переменных. Прежде всего файл должен быть открыт.
Окончание. То, что мы узнали в предыдущей части урока, позволяет работать с файлами по адресу, жёстко записанному в тексте программы. Мы же хотим просматривать любые файлы по нашему выбору. В Delphi есть компоненты, позволяющие в работающей программе осуществлять выбор файлов.
Поиск файлов в Delphi производится в три этапа. На первом этапе функция FindFirst находит первый файл, удовлетворяющий критериям отбора. На втором этапе функция FindNext в цикле поочерёдно находит остальные файлы. На третьем этапе функция FindClose освобождает память, выделенную для осуществления поиска.
Задачка. Теперь, пользуясь всем вышеизложенным материалом, можно ответить, например, на вопрос: «как средствами Delphi определить размер файла». Есть несколько альтернативных способов, как подсчитать размер файла с помощью Delphi.
Список подпрограмм используемых при работе с файлами в Delphi. Содержит функции и процедуры создания, поиска, преобразования и удаления папок и файлов.

Читайте также:  миозит физические упражнения при миозите

Редкая программа обходится одной формой. Delphi позволяет с лёгкостью создавать дополнительные формы, предоставляющие возможность, например, вести диалог с пользователем, принимать и выводить любую необходимую информацию.

Создание интерфейса пользователя сводится к выбору из палитры компонентов необходимых для работы программы компонентов Delphi, служащих интерфейсом управления, а также интерфейсом отображения информации, и перенесению их на Форму с последующей компоновкой.

Работа с графикой в Delphi это не только линии и рисунки, но также и и печать текстовых документов. Поэтому в Delphi работе с графикой нужно уделить немного времени. Работа с графикой в Delphi предполагает знакомство с канвой (Canvas) компонентов. Канва это тот холст, который умеет управлять состоянием каждого своего пиксела, и это свойство позволяет программисту отобразить то, что требуется.

Потоки в Delphi выполняют функцию имитации псевдопараллельной работы приложения. Как известно, для организации многозадачности операционная система выделяет каждому приложению, выполняющемуся в настоящий момент, определённые кванты времени, длина и количество которых определяется его приоритетом. Поэтому объём работы, который приложение может выполнить, определяется тем, сколько таких квантов оно сможет получить в единицу времени.

Новые Уроки Delphi будут появляться с течением времени. Кроме того, будут корректироваться уже готовые уроки с целью избавиться от всегда возможных неточностей и ошибок. Как говорится:

Источник

Программирование в Delphi

практический курс

Что это такое?

Среда Delphi фирмы Borland — это одна из самых популярных сред быстрой разработки приложений (RAD = Rapid Applications Development). Язык, реализованный в Delphi — это современный вариант языка Паскаль (сначала его называли Object Pascal — объектный Паскаль, а сейчас — просто язык Delphi).

В условиях современной российской школы, где большинство учащихся изучает язык Паскаль, среда Delphi — это лучший вариант для знакомства с основными понятиями и приемами объектно-ориентированного программирования, построенного на обработке событий.

Поиски готовых разработок по Delphi, подходящих для использования на уроках, не привели к какому-то ощутимому результату, поэтому автор был вынужден написать свой учебник-самоучитель, который позволяет интересующемуся ученику осваивать материал самостоятельно (в идеальном варианте — с консультациями учителя). Уже после завершения работы были обнаружены очень хорошие материалы К.М. Домнина.

Целевая аудитория — это школьники, владеющие основами программирования на Паскале и желающие познакомиться с основными принципами программирования в средах визуальной разработки программ.

Примеры, рассмотренные в курсе, отлаживались на базе среды Borland Delphi 2006 (или Turbo Delphi Explorer), однако они могут быть с минимальными изменениями перенесены в большинство современных версий Delphi.

Автор будет благодарен за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления этих материалов. Если вы заметили ошибку или у вас есть предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, пишите.

Содержание

Уроки по Delphi оформлены в виде электронного учебника в формате CHM (сжатый гипертекст). Учебник содержит 6 тем, которые охватывают наиболее интересные возможности среды Delphi. Кроме того, в тексте учебника размещены практические задания с пошаговыми инструкциями и подробным объяснением необходимых действий.

Предлагаемый подход можно сформулировать как «от задачи — к теории». Инструменты и возможности Delphi изучаются не изолированно, сами по себе, а в контексте практических задач, возникающих при разработке программ.

Особенности этого курса можно сформулировать, на взгляд автора, так:

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Читайте также:  упражнение кораблекрушение на луне

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Скачать

Учебный курс в виде файла в формате CHM можно бесплатно скачать с этого сайта:

Если у вас возникли проблемы с просмотром этого файла (видно только оглавление), нажмите на кнопку Разблокировать в свойствах файла. Это Windows блокирует «опасные» файлы, полученные из Интернета. Подробности см.

Для выполнения практических работ необходимы дополнительные файлы (архив ZIP, 126 Кб).

Для проверки вы можете скачать готовые программы, используемые в курсе. Они размещены в виде RAR-архива (пароль 12345):

Источник

Практикум по Delphi 7

Практическая работа 1. Элементы интерфейса Delphi .

Delphi дает возможность создавать программы в стиле визуального конструирования формы, разместив на ней какие-либо визуальные элементы.

В Delphi имеются 10 окон, но после загрузки появляются четыре окна (рис.1):

окно формы для проектирования приложения Form 1

окно инспектора объектов Object Inspector;




В главном окне реализуются основные функции управления проектом создаваемой программы.

Это окно содержит: строку заголовка; строку меню; панель инструментов; палитру компонентов.

Строка заголовка главного окна отображает имя открытого в данный момент проекта.

По заголовку главного окна можно определить, в каком режиме открыт проект:

Панель инструментов предназначена для выполнения некоторых команд, реализуемых главным меню. На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.

Окно инспектора объектов отображает свойства активизированного щелчком мышью какого-либо компонента или самой формы. Имя активизированного компонента находится под заголовком окна.

Свойство определяет атрибут компонента, например размер кнопки или шрифт метки.

Событие означает, например, такие действия, как щелчок мышью на кнопке или закрытие окна.

По ходу работы система формирует в окне редактора кода текст программы на языке Паскаль, связанной с формой. После загрузки Delphi это окно спрятано за окном формы, иего можно увидеть, щелкнув на кнопке Toggle Form / Unit на панели инструментов.

Пользователь может дополнять текст программы самостоятельно или по предложению системы в момент размещения объектов на форме.

Создание и сохранение проекта и файла модуля

Команда New Form открывает окно новой формы и соответствующего ей модуля и добавляет их к активному проекту.

Примечание. Для сохранения ранее созданного проекта достаточно выполнить команду Save .

Для возвращения в среду Delphi нажмите Alt + F 4.

Загрузите свой проект, выполнив команду File , Open Project и указав правильно имя (см.п.4).

Практическая работа 2. Разработка первого проекта.

Создать программу, выполняющую следующие действия.

После запуска программы по щелчку мышью на кнопке «Приветствие» появляется сообщение «Первые успехи!». Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на кнопке «Выход».

План разработки программы

Открыть новый проект.

Разместить на форме экземпляры компонентов: метку Label и две кнопки Button .

Запустить программу, затем закрыть окно проекта, щелкнув на кнопке «Выход».

Выделить кнопку Button 1 в свойстве Caption окна Object Inspertor заменить имя кнопки Button 1 на «Приветствие». При необходимости увеличить длина кнопки.

Перейти на вкладку Events окна Object Inspertor и найти событие OnClick , справа от него дважды щелкнуть мышью. Ввести следующий код:

Label 1. Caption :=’Первые успехи!’;

Сохранить проект, запустить и протестировать его.

Краткое описание плана разработки программы

В этом разделе показано, как можно кратко описать план разработки программы. Для краткости в следующих проектах будем использовать этот способ записи.

Открыть новый проект.

Разместить на форме экземпляры компонентов: метку Label и две кнопки Button .

Выполнить следующие действия:

Установка имени кнопки «Выход»

Запустить программу, затем закрыть окно проекта, щелкнув на кнопке «Выход».

Выполнить следующие действия:

Properties

Caption

Установка имени формы: «Проект-1»

Properties

Caption

Установка имени кнопки: «Приветствие»

Events

OnClick

Label 1. Caption :=’Первые успехи!’;

Сохранить проект, запустить и протестировать его.

Задание для самостоятельного выполнения

Сделать шрифт выводимой реплики «Первые успехи» отличным от стандартного по виду, цвету и размеру. (Подсказка. В Object Inspertor дважды щелкнуть справа от названия свойства Font )

Сделать так, чтобы после нажатия кнопки «Приветствие» на экране появлялось сообщение «Первые и не последние!». (Подсказка. Изменить значение свойства Caption метки Label 1 при реакции кнопки Button 1 на событие OnClick .

Практическая работа. Разработка проекта «Диалог»

Программа предлагает решить задачи

Составить программу, выполняющую следующие действия.

План разработки программы

Открыть новый проект. Дать форме название «Диалог».

Разместить на форме экземпляры компонентов в соответствии с рис.3

Выполнить следующие действия:

If key=#13 then begin

Установка имени кнопки: «да»

Установка имени кнопки «Нет»

Label 3. caption :=’Почему же? Это интересно.’;

Установка имени кнопки «Давай. «

Сохранить проект, запустить и протестировать его.

Сделать так, чтобы при повторении диалога строка ввода была снова активной. Подсказка. Ввести команду

На второй форме написать заголовок, задачу, предложение внести данные ( Label ), Edit для ввода данных, Button «Ответ» и дополнительный объект Label для вывода ответа.

На щелчок по объекту Button «Ответ» запрограммировать решение задачи. Например,

procedure TForm2.Button1Click(Sender: TObject);

Все переменные нужно описать в разделе описания Var .

Практическая работа №4 Расчет оптимального веса человека

Постановка задачи. Пусть оптимальный вес человека определяется как рост минус 100 см. Если фактический вес человека меньше оптимального, то будем считать его худым, если больше, то полным.

Создать программу, выполняющую следующие действия.

Введя свой рост и фактический вес и нажав кнопку «Расчет», учащийся может определить, худой он или пол ный и на сколько надо поправиться или похудеть (рис. 12).

Пояснение. Новым в этой работе является:

использование типов перемен ных — целочисленного и дей ствительного ( integer и real );

преобразование строковых дан ных в числовые и числовых в строковые: с помощью функций StrToInt ; StrToFloat ; IntToStr FloatToStr ; Format ();

использование процедуры ShowMessage для вывода сообщения в отдель ном окне.

План разработки программы

Открыть новый проект.

Ввести в раздел VAR переменные для сохранения значений:

фактического веса ( faktW ), оптимального веса ( optW ),

разницы между оптимальным весом и фактическим ( Delta ). Вначале будем считать, что все данные у нас целые числа:

factW, optW, Rost, Delta : integer;

Создать процедуру, реагирующую на щелчок на кнопке Buttonl , и за полнить ее следующим кодом:

Вкладка окна Object Inspector

factW := StrToInt (Editl. text) ;

if optW = factW then

if optW > factW then

виться на ‘+ IntToStr ( Delta ) +’ кг.’

деть на ‘+ IntToStr ( Delta )+’ кг.’

Пояснение. Функция StrToInt преобразует строку в целое число, функция IntToStr выполняет обратное действие — целое число преобразует в строку,

Усовершенствовать программу так, чтобы можно было вводить любые десятичные величины. Для этого необходимо использовать вещественный тип переменных Real :

Преобразование действительных чисел в строки и строк в действительные числа выполняется с помощью функций FloatToStr и StrToFloat . Внести со ответствующие изменения в обработку события OnClick компонента Buttonl .

8. Сохранить проект, запустить и протестировать его.

Практическая работа №5. Веселый калькулятор

Постановка задачи. Сделать простейший калькулятор по образцу, рис.1. В левой части формы находится графический объект Томагочи. Необходимо сделать так, чтобы Томагочи моргал при нажатии на кнопку «Ась?»

План разработки программы

Открыть новый проект.

Разместить на форме экземпляры ком понентов в соответствии с рис. 2.

Выполнить следующие действия.

Выполнить следующие действия.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Сделать калькулятор для вещественных чисел.

Практическая работа №6 Сказка про Ивана царевича

Постановка задачи. Составить программу выбора пути. Используйте образец.

Выполнить следующие действия.

Label 1. Show ;// Видимый объект

Label 2. Hide ; //Невидимый объект

Caption « Пойду направо »

procedure TForm1.RadioButton2Click(Sender: TObject);

Аналогично настраиваются кнопки RadioButton 3 и RadioButton 4. Добавьте в форму кнопку «Еще?», предусматривающую дополнительный вариант пути.

Создание графического редактора

Постановка задачи. Создать собственный графический редактор. Редактор должен иметь строку меню ( Standard / MainMenu ) и сохранять рисунки. Пользователь рисует с помощью мыши в рабочей области.

Создайте рабочую область. Разместите в форме компонент Image 1 (вкладка Additional панели компонентов).

Events для Image 1 : 1) OnMouseDown (предварительно, в разделе описания программы:

If r then Image1.Canvas.LineTo(x,y);

Установите событие для компонента ScrollBar 1:

procedure TForm1.ScrollBar1Change(Sender: TObject);

t:=RGB(ScrollBar1.Position, ScrollBar2.Position, ScrollBar3.Position);

Аналогично установите события для компонентов ScrollBar2 и ScrollBar3.

Для отображения палитры используйте компонент Shape :

procedure TForm1.Shape1ContextPopup(Sender: TObject; MousePos: TPoint;

var Handled: Boolean);

Для очистки изображения используйте процедуру

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

Чтобы сохранить рисунок воспользуйтесь двумя компонентами Button 1 и SaveDialog 1(на вкладке Dialog )

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

if SaveDialog1.Execute then

Отредактируйте программу и сохраните в папке Графика.

Практическая работа 7. Создание текстового редактора в среде Delphi .

Постановка задачи. Создать собственный текстовый редактор. Редактор должен иметь строку меню, панель инструментов, сохранять текстовые документы.

Пояснение. Новым в этой работе является использование

На строке меню Project/ Add New Project.

2. Переведите весь каркас на русский язык: заголовок окна программы, все пункты меню, подсказки к кнопкам (сами кнопки уже готовы).

Опишем процедуры для кнопок и пунктов меню, которые будут процедуры сохранения и загрузки файлов. Дважды щелкните по кнопке сохранения документа Вашей заготовки. Откроется новый обработчик события

Источник

Adblock
detector