Меню

упражнение восьмерки в плавании

Упражнение восьмерки в плавании

ОРИГИНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Погребной
Кубанская государственная академия физической культуры

Приближается летний купальный сезон, и многие школьники в мечтах видят себя рассекающими теплые воды реки или моря. Ну а как быть тем, кто не научился плавать? И таких ведь немало. Неумолимая статистика свидетельствует, что более 70% школьников не умеют плавать. Не будем задаваться целью ответить на вопрос: кто здесь виноват — родители или учителя физкультуры? Среди всех факторов, осложняющих решение проблемы обучения плаванию, существенным является нехватка и дороговизна услуг плавательных бассейнов, что особенно отмечается в последнее время. Мы предлагаем оригинальную методику обучения плаванию, которая может быть применима в условиях как плавательного бассейна, так и открытого водоема. Отличительной особенностью данной методики является то, что она может быть использована не только при групповой форме обучения на школьном уроке, но и в условиях детского оздоровительного лагеря, и даже самостоятельно. Более того, она имеет преимущество перед существующими методиками в виде большей приближенности к условиям открытого водоема — реки, моря, так как акцент в обучении делается не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица волной.

Методика обучения исходит из биомеханических закономерностей техники передвижения в воде. Как показали сделанные нами ранее исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык — способность создавать опору, используя гидродинамическую подъемную силу. Для ее создания необходимо, чтобы кисть руки или стопа двигалась под определенным углом атаки во фронтальной плоскости. К сожалению, эту способность продвигать кисть руки под углом атаки обучаемые приобретают сами, интуитивно, в результате большого количества повторений.

Анализ движений пловца показывает, что для эффективного передвижения в воде кисть руки должна как можно меньше смещаться назад. При передвижении по земле это условие выполняется благодаря силе трения покоя (сцепление ног с землей). Каким же образом выполнить это требование в плавании, если в воде отсутствует сила трения покоя? Закономерности гидромеханики, бионики и результаты исследований биомеханики плавания говорят о том, что в водной среде силу трения покоя косвенно заменяет гидродинамическая подъемная сила. Результаты исследования кинематических характеристик пловцов свидетельствуют, что спортсмены выполняют движения, аналогичные тем, которые мы наблюдаем у морских животных, рыб, в судовых двигателях, в гребле: кисть и стопа движутся под углом атаки во фронтальной плоскости. Из практики водного поло, синхронного плавания известно, что спортсмены могут не только свободно удерживаться на поверхности, но и довольно высоко выпрыгивать из воды (важно отметить, что кисть при этом не опускается вниз). Это происходит за счет гидродинамической подъемной силы, которую пловец использует как упор. Опираясь на упор, он удерживает тело на воде. На практике человек, не умеющий плавать, также старается опереться о воду, выполняя движения кистью вниз. Но такое движение не приносит успеха, так как согласно третьему закону Ньютона кисть будет опускаться вниз быстрее, чем туловище подниматься вверх. Таким образом, чтобы удержаться на воде или приподняться над ней, необходимо в первую очередь создать опору. А это требует предварительного обучения.

Умение опираться о воду и удерживаться на поверхности воды формируется с помощью упражнений, в основе которых лежит движение кисти по траектории с условным названием «восьмерка». Чтобы легче понять физическую сущность этого движения, условно разделим его на два компонента. За счет первого компонента создается упор, кисть при этом движется под углом атаки примерно 30-40° по траектории «восьмерки» во фронтальной плоскости, параллельно поверхности воды. За счет второго, с приложением определенного мышечного усилия вниз, обеспечивается удержание тела на поверхности воды. Следует помнить, что оба этих компонента выполняются одновременно, так как одно движение кисти под углом атаки по траектории «восьмерки» не может удерживать тело. Такое движение кисти создает только необходимые условия для образования на ней упора (за счет гидродинамической подъемной силы, приподнимающей кисть вверх). Точно так же, как отмечалось выше, одно движение кисти вниз не может приподнять или удержать тело на поверхности.

Учитывая, что сила упора в зависимости от угла атаки, скорости движения кисти может быть различной по величине, для того чтобы опираться на нее, необходимо прикладывать строго определенные усилия вниз. В противном случае упор «не выдержит» и кисть «провалится» вниз. Таким образом, для того чтобы приподнимать или удерживать тело на поверхности воды, необходимо одновременно создавать упор и прикладывать определенные усилия вниз, что в итоге создает опору. На практике это движение сводится к следующему: занимающийся находится в воде на мелком месте (глубина по грудь); приседая, сгибает ноги так, чтобы подбородок был на уровне воды. Исходное положение рук: под водой, в стороны и немного вперед, ладонями вниз. Затем, развернув ладони большим пальцем кверху под углом 30-40°, занимающийся энергично сгибает руки в локтевых суставах и сводит кисти вместе. Затем, развернув ладони под таким же углом большими пальцами вниз и разгибая руки в локтевых суставах, кисти разводит в стороны. Смена направления движения выполняется без остановок, свободно и мягко. Траектория движения каждой кисти должна напоминать лежащую восьмерку. За счет такого движения кисти на ней возникает гидродинамическая подъемная сила (упор), направленная вверх. Занимающийся использует силу, действующую на ладони, и старается опереться на нее, «повиснуть» в безопорном положении. Опираться на упор надо мягко, осторожно. На этапе начального обучения эта группа упражнений должна быть основной.

Процесс обучения плаванию мы условно разделили на 2 этапа: 1-й — обучение навыку удержания на поверхности воды и 2-й — обучение передвижению в воде, хотя между этими этапами не существует резкой грани.

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СУШЕ

Задача: ознакомить с формой движений рук и положением кистей.

Читайте также:  лучшие упражнения для мужских ягодиц

Упражнение 1. Стоя перед опорой (стол, высокая скамейка, рейка гимнастической стенки), сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. Кисти движутся под углом атаки, слегка надавливая на опору ребрами ладоней.

Контроль: следить, чтобы руки сгибались и разгибались главным образом в локтевых суставах, а кисти двигались под углом атаки 30-40°.

Упражнение 2. Стоя боком к опоре, одна рука на опоре, другая на поясе. Выполняется предыдущее упражнение одной рукой без зрительного контроля. Затем это упражнение выполняется без опоры. После освоения упражнения одной рукой его разучивают другой, затем двумя одновременно. Сначала каждое упражнение выполняется медленно, затем быстро.

Контроль: следить, чтобы локоть был отведен назад до отказа, кисть выписывала «восьмерку» за счет сгибания руки главным образом в локтевом суставе.

Задача: научить переносить упор с ног на руки, отрывать ноги от дна бассейна, водоема.

Упражнение 3. Стоя боком к неподвижной опоре (глубина по грудь), одной рукой взяться за опору или бортик бассейна, другой опереться о партнера. Погрузившись в воду до подбородка и сгибая ноги, повиснуть. Сначала упражнение выполняется на согнутых в локтях руках, затем на прямых руках. Это упражнение помогает занимающимся приобрести умение опираться на руки, находясь в воде, и ощутить требующуюся для этого величину усилий.

Контроль: ноги отрывать от дна после того, как занимающийся опустится в воду до подбородка.

Задача: научить создавать упор и опираться на него одной рукой.

Упражнение 4. Стоя боком к опоре, одной рукой взяться за нее. другой сбоку выполнять движение «восьмерка». Ощутив действующую на ладонь силу — силу упора, занимающийся пытается ее использовать (надавливая слегка вниз, опираясь о воду), старается «повиснуть», держась другой рукой за опору. Время создания упора постепенно увеличивают. Освоив механизм создания упора одной рукой, переходят к изучению этого же движения другой.

Контроль: при выполнении этого упражнения нужно следить, чтобы локоть руки, выполняющей «восьмерку», был отведен назад до отказа, а рука сгибалась и разгибалась только в локтевом суставе. Отрывать ноги от дна бассейна нужно в момент, когда кисть руки будет ощущать упор о воду, а туловище погружено в воду до подбородка. Ноги отрываются от дна плавно, рука, которой пловец держится за опору, должна быть полусогнута.

Упражнение 5. После освоения упражнения 4 это же упражнение разучивают, взявшись одной рукой за разделительную дорожку, за руку партнера или плавательную доску.

Задача: научить создавать упор двумя руками перед собой.

Упражнение 6. Упражнение выполняют у поручня или лесенки бассейна, стоя спиной к ней, зацепившись одной ногой (ступней) за поручень. Выполнить руками движение «восьмерка» перед грудью и, почувствовав упор о воду, поставить вторую ступню на опору. Продолжительность создания упора о воду руками постепенно увеличивают. В Контроль: голова опущена в воду до подбородка, руки сгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Это упражнение можно выполнять с партнером, который, стоя сзади, удерживает ногу за стопу. Занимающийся, опираясь руками о воду и мягко отрывая другую ногу от дна, старается за счет движения рук удержаться на поверхности воды.

Контроль: следить, чтобы партнер удерживал стопу занимающегося на одной высоте.

Задача: научить создавать упор при горизонтальном положении туловища.

Упражнение 7. Лежа на груди, ноги упираются в разделительную дорожку, руки впереди выполняют движения «восьмерки». Сначала выполняют движения руками с опущенной головой (с задержкой дыхания), затем, опираясь руками о воду, поднимают голову над водой.

Контроль: почувствовав упор, плавно поднимать голову из воды.

Задача: научить создавать упор лежа на спине.

Упражнение 8. Лежа на спине, ноги упираются в разделительную дорожку или плавательную доску, руки в стороны-вниз. Выполнять руками «восьмерки», стараясь удержать туловище на поверхности воды в горизонтальном положении. Затем это упражнение выполняют без поддерживающих средств.

Контроль: голова опущена в воду. После освоения вышеперечисленных подготовительных упражнений переходят к упражнению 9.

Задача: научить создавать опору и удерживаться на поверхности воды.

Упражнение 9. Глубина по грудь, руки в стороны, туловище опущено в воду до подбородка. Сгибая и разгибая руки в локтевых суставах, кисти выписывают «восьмерки». Почувствовав упор о воду, плавно, осторожно поднимают ноги от дна бассейна, стараясь удержаться на поверхности воды. Время удержания плавательного состояния постепенно увеличивают.

Контроль: руки поставлены в стороны, локоть отведен назад до отказа. Сначала происходит погружение туловища в воду (уровень воды до подбородка), затем плавный, осторожный отрыв ног от дна. Скорость движения кисти при выполнении «восьмерки» должна быть достаточно велика, так как величина упора (подъемной силы) зависит не только от угла атаки и профиля кисти, но и от скорости ее движения.

После освоения описанных выше упражнений целесообразно задавать обучаемым движения и перемещения сложной, необычной формы и направления (типа плавания «вперед ногами» и т.д.) с целью выработки «остроты ощущения» упора.

Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде применяют упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду.

Ведущее место при занятиях с детьми на начальном этапе обучения должны занимать игры. Среди большого количества общепринятых игр особое место должны занимать игры, которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементов техники: «Кто дольше удержится на поверхности воды?», «Кто выше поднимется из воды» и т.п.

Практика показала, что дети, которые не смогли выполнить то или иное упражнение по освоению с водой по заданию преподавателя, довольно эффективно выполняют их в игровой обстановке. Кроме этого игры содействуют повышению эмоциональности занятий, воспитанию смелости, самостоятельности, инициаты, товарищества.

Поэтому в занятиях с детьми изучение и совершенствование каждого упражнения целесообразно проводить игровым методом. Умелый подбор игр на занятиях дает возможность регулировать физическую, смысловую и эмоциональную нагрузку занимающихся.

Игра: «Кто дольше удержится на поверхности воды?»

Задача: научить держаться на поверхности воды.

Содержание игры. Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу начинают удерживаться на плаву, выполняя руками движения «восьмерки». Ноги согнуты в коленных суставах и прижаты к груди. Побеждает тот, кто дольше удержится в воде.

Читайте также:  упражнение пистолетик по физкультуре

Методические указания: до начала игры напомнить участникам, как во время упражнения выполнять движения руками.

Когда занимающиеся научатся удерживаться на поверхности воды за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным или облегченным способам плавания.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник

Плавательные методические приёмы В.С. Васильева: «Винт», «Воздушный шар», «Звёздочка», «Растопырка»

1. На прогулке обратите внимание детей на то, как прыгает воробей, — пусть они попробуют прыгать так же перед занятием в бассейне (на суше). «Кто покажет, как прыгает воробей?» Ребёнок правильно отталкивается обеими ногами одновременно, располагая руки произвольно, хотя желательно держать их на поясе, однако детям 3—4 лет на суше делать это труднее, нежели в воде. Для этого спросите у ребёнка: «Когда воробей прыгал, как он держал крылья?» Прижатыми к туловищу. Следовательно, ставим руки на пояс, приняв таким образом оптимальное положение для выполнения прыжков.

2. Вы говорите: «Сегодня мы попробуем выполнять движения ногами и туловищем, как при плавании дельфином». В спортивной практике эти движения именуются одним словом — «волна», что вполне соответствует их технической характеристике. Дети стоят на берегу пруда или иного водоёма, вы бросаете в воду камень, и они смотрят, как разбегаются волны (так называются движения, которые предстоит изучать). Перед входом в бассейн можно напомнить детям об этом, бросив в воду мяч или игрушку и проследив, как разбегаются волны. Если в саду есть аквариум, понаблюдайте с ребятами за движениями рыб и сосредоточьте их внимание на движениях хвостового плавника, пояснив, что именно эти движения способствуют продвижению вперёд. Теперь спросите, как бежали волны, как плавали рыбы, — пусть дети покажут.

3. Траектория движений руками во всех способах плавания по форме напоминает различные предметы: песочные часы, замочную скважину — в дельфине; лепесток, сердечко — в брассе; дугу, зигзаг, перевёрнутый вопросительный знак — в кроле. Для изучения движений в воде детям следует показать эти предметы. Например, на прогулке дети остановились у куста сирени. Попросите их внимательно посмотреть на листья («Это «лепесток»), запомнить их форму и здесь же попытаться выполнить обеими руками одновременно движение в форме лепестка. Объясните, что оно очень похоже на гребок руками брассом, а при изучении техники брасса обязательно напомните детям это движение, выполнив его во время подготовительных занятий на суше. Далее предстоит изучение движений обеими руками одновременно, как при плавании дельфином. Покажите песочные часы, объясните их назначение и попутно (в познавательных целях) доступно расскажите о том, что такое вообще часы, каких они бывают видов: ручные (как у меня), настенные (как в нашей групповой комнате), настольные, напольные и т. д. На прогулке пусть дети попробуют нарисовать песочные часы на земле, держа по прутику в каждой руке; то же в песочнице и т. д. Выполнив эти движения на физкультурных занятиях или на уроке плавания (на суше), приступайте к их освоению в воде. Все ребята стараются правильно выполнить задание. У большинства гребок получается хорошо, но пронос (подготовительное движение) рук над водой не удаётся. Поэтому вы спрашиваете: «Как махали крыльями бабочки, которых мы вчера видели во время прогулки (зимой— вороны)? Покажите, кто помнит». Ребёнок выполняет скольжение, гребок обеими руками одновременно и пронос над водой — «Летит бабочка (ворона)». Движения крыльев не совсем точно соответствуют технике подготовительного движения (проноса), но важно выполнить их обеими руками одновременно и над поверхностью воды.

4. При изучении кроля на груди многие дети выполняют движения сильно согнутыми ногами, образуя массу брызг, а не вспенивая воду. Здесь существует несколько понятий, с которыми необходимо ознакомить детей для лучшего понимания и изучения движений. Первое понятие — изучение попеременных движений слегка согнутыми или прямыми ногами: педагог ударяет барабанными палочками по барабану. «Палочки прямые? Да! Как они стучат? Попеременно — та-та-та-та! Попробуем так же выполнить движения ногами в воде». Сгибание в коленях стало почти у всех оптимальным, но ноги высоко подняты к поверхности воды, что опять-таки создает брызги вместо пенистого следа. Теперь переходим к другому понятию: во время мытья рук акцентируйте внимание детей на обильном,образовании мыльной пены — так надо вспенивать воду ногами. Можете показать в воде её вспенивание или привлечь для демонстрации успевающего маленького пловца. Можно выполнить., и такое упражнение: дети хлопают ладонями по воде попеременно каждой рукой, создавая брызги, — это неправильно! Слегка погрузив руки в воду, дети выполняют те же движения, образуя пенистый след — пену («Моем руки»). А теперь пусть попробуют так же выполнить движения ногами в заданном положении. Детям, которым трудно управлять своими движениями, можно применить «стопор»* (см. примечание внизу).

5. Переходите к изучению движений руками в кроле на груди. У квалифицированных пловцов траектория гребка сугубо индивидуальна и по форме напоминает различные предметы. Здесь следует использовать изложенную ранее методику, напоминая детям о том, что во время гребка они «сметают крошки», «сгребают песок», выполняя это движение рукой под грудью по направлению к одноимённому бедру.

6. На прогулке можно в интересной форме разучивать фигурную маршировку. Начертите прутиком или выложите камешками на земле квадрат, примерно равный размеру бассейна: ходьба по квадрату; ходьба по диагонали — прочертили, выполнили, стерли; ходьба по кругу — очертили круг, выполнили; ходьба петлями, обозначив петли разного размера, — выполнили, стерли; ходьба «восьмёркой» — очертили, выполнили, стерли и т. д. Попутно знакомьте детей с каждым из этих понятий. Например, у каждого на одежде есть петли; объясните, для чего они, какова их форма, а затем попросите выполнить маршировку в форме одной короткой петли, одной длинной и т. д. Вначале направляющим является педагог, затем наиболее смышлёные дети, проявляющие склонность к лидерству. Особое внимание следует уделять выполнению «восьмёрок», и не только потому, что это одна из форм фигурной маршировки. «Восьмёрки» (горизонтальные, наклонные, вертикальные) — основное упражнение для формирования техники гребка в любом способе плавания. Кроме того, выполняя такие движения руками в положении «Сижу на стуле» или лёжа на спине, а также «Поплавок у стенки», ребёнок не только свободно удерживается в безопорном положении, но и продвигается на спине.

Читайте также:  упражнения для дома в контакте

7. Дети выполняют упражнение «Винт»: во время скольжения нужно перевернуться на 360° без остановок вокруг продольной оси, оставаясь в горизонтальном положении. Почему упражнение называется «Винт»? Что такое винт? Объясните детям назначение винта, его форму, почему он ввинчивается в дерево (потому что имеет резьбу, коническую форму и острый конец). Вот так, удерживая руки в вытянутом положении, нужно «ввинчиваться» в воду, продвигаться (рис. 1). Ребёнок получает не только необходимую информацию о выполняемом упражнении, но и элементарные технические знания.

8. «Воздушный шар». Чтобы правильно выполнять некоторые упражнения, необходимо научиться во время погружений задерживать дыхание. Покажите детям воздушный шар, а теперь надуем щёки как «воздушный шар» (рис. 2) и выполним задание. С этой целью и для изучения активного выдоха можно поручать детям надувать круги для плавания и другие резиновые игрушки: вдох — щёки как «воздушный шар» — выдох и т. д.

9. Правильному выполнению выдоха в воду на начальных этапах обучения во многом способствует одновременное гудение в воде, напоминающее гудок паровоза: у-у-у-у-у. Если ребёнок «гудит» достаточно продолжительно и громко — выдох выполняется правильно, а «гудок» слышен над водой («Слышу гудок»). Если выполнять это упражнение в игровой форме, то в качестве арбитров целесообразно привлекать детей, распределив их по парам, четвёркам и т. д.

10. «Звёздочка» — основное упражнение для изучения горизонтального статического положения. Ребёнок должен лежать на воде, как «морская звезда»; вершины её (руки и ноги ребёнка) раскинуты в стороны.

11. В групповой комнате все дети сидят на стульях. Педагог стоит лицом к сидящим и говорит: «Пусть каждый скажет: «Сижу на стуле» — и запомнит, как он сидел (спина прямая, прижата к спинке стула, ноги согнуты, смотрим вперёд). Теперь поставьте руки вперёд-в стороны и начнём движения руками в форме горизонтально вытянутых, вертикально вытянутых и наклонных «восьмёрок». Это основное начальное упражнение для изучения техники гребка во всех способах плавания, когда кисть удерживается наклонно по отношению к траектории движения (см. этот рис. 1). По ходу выполнения упражнения изменяются темп и амплитуда движений, руки сгибаются в локтях и выпрямляются. На уроке плавания эти же упражнения выполняются в воде: приседая, дети будто садятся на стул и сразу начинают движения руками в форме горизонтальных «восьмёрок»; чтобы сохранить позу «Сижу на стуле», нужно выполнять их активно. По мере овладения «восьмёрками» изменяется положение ног: колени вместе, голени в стороны; то же, но стопы на «себя», придать голеням и стопам положение «плавника»; ноги выпрямить и развести, носки «на себя» — «Растопырка» (рис. 2).

12. Во время скольжения тело должно быть выпрямлено — «как стрелка часов», «как струна». Эти понятия определяют в первую очередь прямое по форме тело. Во время выполнения скольжений, если тело будет принимать неправильное положение, необходимо дать соответствующее указание: «Вытягивайся, как струна, как стрелка часов».

13. При плавании кролем на груди гребок нужно заканчивать у бедра. Как научиться этому? Малыш держит руку в кармане. Предложите ему вынуть её из кармана — примерно так заканчивается гребок в кроле на груди, после чего начинается пронос руки по воздуху.

14. Дети получили задание: «Падаем, как столбики». А известно ли им, как падают столбики? Вряд ли. Можно использовать для этого кегли, палку, карандаш или другой подобный предмет. Обратите внимание детей на то, что падают они прямыми, — так и в воде нужно падать вперёд, назад, на бок только в выпрямленном положении, удерживая руки согласно заданию педагога.

15. На прогулке педагог подвёл детей к пруду, где плавают утки. Наблюдая за ними, педагог акцентирует внимание детей на том, как утка заныривает за кормом — при этом она поднимает хвостик. На уроке плавания пусть дети попробуют выполнить такое же движение, когда необходимо достать со дна игрушку. Назовите этот приём «Утка-нырок», а «хвостиком», который должен обязательно показаться над водой, будут ноги ныряющего.

Покажите детям на фотографии или рисунке кита, выпускающего фонтанчик воды, — пусть они попробуют так же сильно выдыхать, погружаясь в воду, особенно в положении упора лёжа («Как кит»); сильно отталкиваясь обеими ногами, выныривать из воды («Как дельфин»); плыть на спине, работая руками («Как мельница») и т. д.

В качестве методических приёмов можно использовать и различные ориентиры — постоянные и временные.

Постоянные ориентиры — выложенные цветной плиткой продольные и поперечные линии на дне бассейна; мозаика на его бортиках, квадраты на торцовой части и т. д.

Временные ориентиры — стоящий на определённом расстоянии педагог; установленный на бортике предмет; подвешенный обруч, свешивающаяся с бортика цветная лента и т. д.

* Примечание: «Стопор» относится к инвентарю, который можно изготовить самостоятельно. На фанеру или тонкую доску размером 40х20 см с одной стороны нужно наклеить один слой поролона, а с другой — прикрепить ручку или вырезать паз для удержания руками. Применяется при изучении движений ногами. Педагог удерживает «стопор» у ног ребёнка, если стопы слишком выходят из воды. Можно применять с этой целью и обычную пенопластовую доску.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector