Меню

упражнение на узнавание букв

«Игры для запоминания букв»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Игры для запоминания букв

В наше время существует огромное количество методик и пособий для того, чтобы как можно быстрее выучить с ребёнком буквы и научить его читать.

Способов, конечно, много, но только использование их в совокупности с подручными материалами даст отличный результат.

Чтобы избежать последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием к следующим советам:

-приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита;

-не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита;

-не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т.п.

Для обучения ребёнка 5 лет необходимо выделять каждый день (от 10 до 15 минут). Занятия обязательно должны проводиться в игровой форме.

Играя, старайтесь научить ребёнка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: мозаика любого типа («гвоздики», «кнопочки», «колпачки», «фишки»), соответствующее наборное полотно к мозаике.

Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.

Выложите из мозаики образец буквы, пусть ребенок внимательно рассмотрит его и запомнит. Закройте образец. Предложите ребенку выложить такую же букву по памяти. Когда ребенок выполнит задание, откройте образец. Пусть ребенок сравнит свою букву с образцом и самостоятельно исправит ошибки, если он их допустил.

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.

Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться выкладывать их из палочек, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится : счетные палочки.

Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя «волшебниками». Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.

В следующий раз из фигуры «Дверь» предложите ребенку сделать и другие буквы: убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться выкладывать их из кубиков, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится: кубики.

Цель : формировать умение запоминать буквы, учиться выкладывать их из веревочек, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания), простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), платок или шарфик.

Предложите ребенку ощупать необычную букву, «запомнить ее руками».

Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.

Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов. Завяжите ребенку глаза платком или шарфиком, разложите перед ним буквы задуманного слова (не более 3-4 букв), пусть он ощупает веревочные буковки и составит из них слово.

Цель: формировать умение запоминать буквы, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: наждачная бумага, бархатная бумага, ножницы.

Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву.

Читайте также:  как развить подсознание упражнения

Цель: формировать умение запоминать буквы, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: поднос для посуды яркого цвета, манная крупа.

На поднос насыпьте манную крупу тонким слоем. Покажите ребенку, как можно написать буквы на манке прямо пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь «неправильной» буквы.

На таком экране любому ребенку будет приятно учиться писать буквы: ведь стоит только потрясти немного поднос, и допущенная ошибка или неточность исчезает!

«Фантазеры, или на что похожа буква»

Цель: формировать умение запоминать буквы, развивать фантазию.

Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь.

Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки. Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.

Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

Источник

Игры для развития буквенного гнозиса
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения

Словно С повис над кленом

Полумесяц в небе темном.

Расскажу я вам ребятки,

Как играли буквы в прятки.

Собрались они в лесочке:

Кто попрятался за кочки,

Кто на дерево залез,

Кто ушел по глубже в лес.

Цель: развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса, развитие мелкой моторики

Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Логопед предлагает детям найти буквы и выложить их из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.

Необходимое оснащение: карточки с зашумленными различными способами буквами и камешки (для выкладывания буквы при ее узнавании)

1. Узнавание букв, в условиях заштриховки.

2. Узнавание букв, изображенных пунктирно.

3. Узнавание букв в неправильном положении.

4. Узнавание зашумленных букв.

5. Узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером.

6. Узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в поле, в доме и т.д.).

7. Узнавание букв, наложенных друг на друга.

Игра «Фокусы с БУКВАМИ»

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации, профилактика зеркальных ошибок

Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.

1. Выложить букву по образцу.

2. По представлению после кратковременного предъявления.

3. По речевой инструкции, то есть по описанию правильного положения буквы.

Оснащение: карточки с буквами, небольшое зеркало прямоугольной формы, камешки (желательно красные для гласных, любые – для согласных)

Логопед предлагает детям проверить с помощью зеркала.

Игры на развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

Для рациональной организации процесса зрительного узнавания предлагаем составление букв: гласных – из красных камешков, согласных – из камешков другого цвета по желанию ребенка.

Если хочешь много знать,

Вслушайся в советы,

Цель: развитие буквенного гнозиса, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями букв, развитие навыков тактильно-двигательной координации.

На доске ряд сходных по написанию букв: П И Л Н В Б Г Т Ш Щ Ц Э З С К Ж Х Ю О Ь Ы. На столе у детей подносы с камешками. Детям предлагается в данном ряду найти изображение названной буквы и выложить ее из камешков. Буква называется так, как она произносится, «именем» звука.

Игра «Сухой бассейн»

Читайте также:  кроссфит упражнения махи гирей

Буква прячется в пруду,

Солнце, светик, подскажи,

Где же буквы, покажи.

Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев, узнавание букв на ощупь.

У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками, среди камешков находятся объемные, шершавые буквы. Логопед предлагает ребенку найти букву на ощупь, обследовать ее и назвать.

Игра «Буквы в зеркале»

Влево, вправо, поворот,

В нем же – все наоборот!

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации.

Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.

1. Выложить букву по образцу.

2. По представлению после кратковременного предъявления.

3. По речевой инструкции, то есть по описанию правильного положения буквы.

Игра «Волшебные превращения букв»

Цель: развитие звукового анализа, зрительного анализа изображения буквы, умения определять сходства и различия, тактильно-двигательной координации.

У детей подносы с камешками. Логопед загадывает слово, предлагает отгадать его, выделить в слове – отгадке нужный звук и выложить из камешков соответствующую букву. Затем детям предлагается преобразовать букву, добавляя, убирая, изменения элементы буквы.

Словно С повис над кленом

Полумесяц в небе темном.

Расскажу я вам ребятки,

Как играли буквы в прятки.

Собрались они в лесочке:

Кто попрятался за кочки,

Кто на дерево залез,

Кто ушел по глубже в лес.

Цель: развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса

Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Логопед предлагает детям найти буквы и выложить их из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.

1. Узнавание букв, в условиях заштриховки.

2. Узнавание букв, изображенных пунктирно.

3. Узнавание букв в неправильном положении.

4. Узнавание зашумленных букв.

5. Узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером.

6. Узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в поле, в доме и т.д.).

7. Узнавание букв, наложенных друг на друга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье раскрывается взаимосвязь развития соматопространственного гнозиса с рформированием понятия пространства у старших дошкольников, а также взаимосвязь с другими аспектами развития дошколь.

Как отмечает П. Ф. Лесгафт недостаточная сформированность пространственно-временных представлений сказывается у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Для полноценного овла.

Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо.

В памятке приведены приёмы работы при знакомстве детей с новой буквой, а так же упражнения для развития буквенного гнозиса.

Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

В процессе звукового анализа используют специальные символы, можно рисовать схему слова или выкладывают фишки из любого материала, главное соблюдать цвет. Чтобы провести занятие в игровой форме предла.

Источник

Упражнения для запоминания букв

Буквы А – зачеркни, буквы У – обведи в кружок, буквы И – подчеркни одной линией.

И О а У у и А О у о и У О И

У О у о и И о у У а а О у о

И А О а о И У А у а О У о а

А у О и у И а у А О У и У а

Буквы ы – обведи в кружок, буквы и – подчеркни, буквы М – зачеркни.

И ы М ы м И м и ы И М

ы и м М И ы м И ы и м

и ы м М И и ы и ы и М

М ы и м И м ы И м и и

Буквы Н – подчеркни, буквы М – обведи в кружок, буквы У – зачеркни.

У н М м Н У О м у Н н о М у О У м н о у М О н Н у М У н О н У Н М у О м У н у

М о У о О Н У н м Н о У у О н м М н м у

Читайте также:  какие упражнения для накачки спины

Буквы Н – обведи в кружок, буквы Л – подчеркни, буквы М – зачеркни.

У м Л н Н л М у и О Н м л о м

И Л н м Н о У л М и Л О и

А М н м Л Н л о у Л м Н и

М н н л м Л Н о и ы м н л

Буквы М – обведи в кружок, буквы Н – подчеркни, буквы У – зачеркни.

М у и И У Н н м у о У М н У О М н м Н о У О н н М о м У о Н м у о М н О Н м н о

М н м Н О у н У о Н м у М н о У у н м о

Буквы С – обведи в кружок, буквы Х – подчеркни, буквы Р – зачеркни.

С с у Х У х р с Р Х И х с р х Х с у

С р х Р и С Х р с Х и У с х С Х Р х

Р Х И х у р и Р Х с х С Х р У х Р

Буквы Х – обведи в кружок, буквы Ш – подчеркни, буквы К – зачеркни.

Ш ш Х х К к С ш К х С с Х ш к Ш х с К ш Х С Ш х С ш к К с Х Ш С ш х к Ш с Х С х ш К с ш х с ш х к х к с Х с Ш С х ш к ш К Х С к

З й п к Х з Й Й з х к П п З й и з К п й З И Й п з й Х и з й х К П п к и й З х и п И з З х и з К п й З И й х К П п к и З й п к Х з Й

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Номер материала: ДБ-546234

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector