Меню

упражнение на установку контакта

Занятие с элементами тренинга «Установление контакта. Помехи в общении. Правила успешного общения»

Занятие с элементами тренинга

«Установление контакта. Помехи в общении.

Правила успешного общения»

Цель: Знакомство, установление правил работы в группе, создание позитивной атмосферы в группе.

— Знакомство с группой;

— Постановка и осмысление группой целей предстоящей работы;

— Сплочение группы и настрой на работу;

— Выработка правил работы в группе;

— Самопрезентация участников, формирование положительного мнения о себе;

— Развитие внимания, интуиции, взаимопонимания между участниками;

— Обучение обучающихся преодолению барьеров в общении.

Аудитория: обучающиеся 5-7 класс

Инструкция: Каждый участник по очереди называет своё имя и качество, которое ему присуще, начинающееся с буквы его имени (Антон – артистичный и т.д.).

Инструкция: Группа методом мозгового штурма выбирает правила работы. Правила оформляются плакатом и размещаются в помещении, где будет проходить работа по программе.

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения

Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу

Слушать говорящего, не перебивая

Не выносить обсуждаемое в группе за ее пределы

Выполнять задания ведущего, при отказе от выполнения упражнения – объяснить причину

Упражнение «Возьми конфетки»

Материалы: маленькие конфетки-леденцы.

Инструкция: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку конфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного конфет». После того как все участники взяли конфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько конфеток он взял.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам создать проект «Личного бейджа». На бейдже необходимо указать свое имя (это также может быть имя, которым он хочет называться здесь, либо любое другое имя, которое ему нравится), хобби, интересное замечание. Также участники могут придумать и нарисовать свой личный логотип.

Затем участники выходят и презентуют свой «личный бейдж». Если участник решил взять другое имя, то, представляясь, должен назвать и свое настоящее имя и рассказать, почему решил его сменить.

Упражнение «Шаг вперед все, кто. »

Инструкция: Участники встают в круг, и каждый по очереди называет характеристики людей, которые могут вызвать остальных в центр круга, например: «Шаг вперед все, кто любит теплую погоду» или «Шаг вперед все, у кого карие глаза» и т. д.

Упражнение «Скажи-ка, дядя»

Инструкция: Ведущий делит группу на три – четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от ведущего один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы и отдать их ведущему. Команда сама определяет для себя тактику игры.

Имена скольких участников тренинга начинается на букву «___»?

Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?

Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг?

Выясните у __________, в каком городе она родилась?

Сколько ламп дневного света расположено в коридоре третьего этажа?

Какой любимый анекдот у ___________?

Сколько карманов есть в куртке, которую носит ___________?

Узнайте, какое любимое блюдо у __________?

Сколько берез растет перед входом в наше здание?

Затем идет обсуждение: что было сделать легко, что сложно, как справлялись.

Текст ведущего: «Для чего людям необходимо общаться? Давайте посмотрим небольшой мультфильм и попытаемся найти ответ на этот вопрос».

Просмотр мультфильма Барбоскины «Опыт общения»

Текст ведущего: «Дорогие друзья тема сегодняшней встречи – это общение. А что такое общение?»

Мозговой штурм «Что такое общение и каковы его функции»

Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни, оно может происходить в разных формах, из которых выделяются три стороны.

обмен информацией между людьми;

взаимодействие между людьми;

Инструкция: Текст ведущего: «Какие у вас возникают мысли и ассоциации, когда я произношу слово «общение?» (варианты записываются на доску)

«На какое слово очень похоже слово «общение»? (общий)

Для чего нам нужно общение с другими людьми?

— для обмена знаниями;

— для того, чтобы научить и научиться чему-то;

— для поддержки друг друга;

— для хорошего настроения и т.п.

Упражнение «Пойми меня»

Инструкция: Участникам необходимо сделать на одной половине листа рисунок, используя для этого три фигуры: круг, треугольник, квадрат. Они могут использовать любые из трех предложенных фигур, располагая их по своему выбору. Выполняя задание, участники не должны показывать свои работы друг другу. По окончании необходимо сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок.

Затем участники делятся на пары и садятся спина к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет объяснять «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку как можно точнее. Затем участники меняются ролями и повторяют упражнение. По окончании упражнения пары сравнивают свои рисунки, обращая внимание на то, насколько они совпадают или различаются.

Трудно ли было рисовать, основываясь только на том, что вы слышали?

Трудно ли было давать указания?

Что вам помогало рисовать?

Чем вы можете помочь тому, кто слушает вас?

Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.

Мозговой штурм «Барьеры в общении»

Материалы : отрывок из мультфильма «Простоквашино» (отрывок 39.35 мин. – 41.36 мин.), карточки с указанными барьерами в общении.

Читайте также:  could perfect infinitive упражнения

Инструкция: Перед просмотром короткого отрывка из мультика ведущий спрашивает у участников, знают ли они, что такое барьеры в общении и какими они бывают.

Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино»

Текст ведущего: « Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете и т.д. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Какие бывают трудности в общении?

Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый пресловутый барьер. Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации. И уже, бывает, не разберешься, кто или что этому виной.

Как уже было сказано выше, с проблемами в различных ситуациях общения сталкивался практически каждый человек, независимо от своих пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это может означать лишь одно – причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека.

Данные причины могут осознаваться или не осознаваться общающимися людьми. От этого во многом зависит то, насколько быстро эти люди заметят, что у них есть проблемы, поймут, какого они рода и наконец-то смогут их решить. Кстати, барьеры в общении могут быть даже надуманы одним или несколькими собеседниками – и даже этого достаточно для неудач во взаимодействии друг с другом.

Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Упражнение «Барьеры коммуникации»

Инструкция: Каждый участник вытягивает одну карточку с описанным барьером в общении и пытается прокомментировать, как данный барьер выражается в жизни.

Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи.

Например, для одной ученицы хорошая оценка – это только «отлично», а для другой – хорошей будет «удовлетворительно». Поэтому говоря на одну и ту же тему – «как получить хорошую отметку на уроке» – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга.

Для того чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. В случае возможных неточностей всегда подробно объясняйте, что вы имеете в виду, и старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.

Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове.

Ночью раздался стук в окно.

-Хозяин, дрова нужны?

Наутро глядь: дрова во дворе исчезли.

Типичная ошибка в процессе оценки информации формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. Во-первых, партнер понимает все по-другому, во-вторых, по-своему. Основная проблема понимания заложена в особенностях мышления.

Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию. Если же такой особенностью грешите вы сами, то лучше постараться от нее избавиться. Послушайте, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели, прочитайте учебник по логике, запишитесь на курсы ораторского мастерства или просто попросите друзей давать вам обратную связь с рекомендациями – любой из этих вариантов поможет вам стать более привлекательной собеседницей.

Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации

Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже.

Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом говорите, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все «на пальцах». Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.

Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля.

Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению.

В случае, если вы сами столкнулись с таким человеком, попробуйте сообщить о своем дискомфорте и попросите его быть помедленнее или побыстрее. Ну и старайтесь адекватно воспринимать собственные недостатки, т.к. для кого-то и они тоже могут стать барьером.

Читайте также:  упражнения в парах с рисунками

Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт.

Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться.

Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: «Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье».

Барьер некомпетентности . Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени.

Например: делая совместный доклад по истории, ваш соавтор путает в каком году какое событие произошло.

Вариантов у вас два – либо постепенно подтолкнуть его к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчиво что-то объяснив), либо свернуть общение. Выбор – за вами, и он зависит от ваших целей.

Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению.

Например: для вас неприемлемо использование нецензурных выражений в процессе общения, а для вашего собеседника – приемлемо.

Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило, она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить. Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д.), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость, отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т.д.).

Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Эстетический барьер . Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник.

Например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.

Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения какого-то вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время, и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

Барьер «двойника». Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самой себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили.

Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливой – иногда это само по себе пресекает грубость. Помните о том, что в общении с таким человеком у вас есть какая-то цель, и это явно не желание поставить его на место.

Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации кровь из носу необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. Используйте различные способы привлечения внимания: интонации, мимику, жесты.

Разумеется, находясь внутри ситуации, сделать это несложно. В процессе затрудненного общения вы испытываете дискомфорт, недоверие к партнеру, не можете раскрыться, проявить эмоции, не знаете что сказать – в общем, такое общение отнюдь нельзя назвать легким. Однако, если вам нужно оценить наличие психологических барьеров, то очень полезным будет знание о том, как ведут себя люди в ситуации затрудненного общения.

Коллективная дискуссия «Правила успешного общения»

Текст ведущего: «Итак, мы перешли к самому интересному – как перешагнуть через психологические барьеры. Трудности в общении – штука непростая, но их вполне можно преодолеть.

Читайте также:  как называются упражнения на икры

Инструкция: В ходе дискуссии участникам предлагается назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:

покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

не отвлекайтесь, когда говорит собеседник;

не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;

не бойтесь высказать свое мнение;

четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;

будьте вежливы и тактичны;

следите за своей внешностью. Это вовсе не означает, что вы должны всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Наоборот, во многих ситуациях это будет вычурно и неестественно. Ваша внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут;

манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Согласитесь, будет неудачным ходом, если на дискотеке вы будете общаться со всеми сдержанно и строго, а на переговорах – весело и без дистанции. Учитывайте особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды. Например, не стоит на встречу с мусульманином надевать короткую юбку.

старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Как вы уже, наверное, поняли, все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. Отсюда и вытекает большинство барьеров. Самый правильный способ решение таких проблем – разрешить другому быть другим и отличаться от вас, а также попытаться вникнуть в его позицию, даже если вы с ней не согласны.

тренируйте эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Две данных черты являются залогом успехов в общении.

не ожидайте от партнеров того, что они не смогут вам дать. Так вы только вызываете обиду у себя и вину у другого за то, что вам не дали. Старайтесь хотеть от партнеров реальных вещей, соответствующих их особенностям, и рассказывайте им о своих ожиданиях.

не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера. Во-первых, это скучно, во-вторых, очень тяжело, и долго так существовать невозможно. Лучше будьте естественны по максимуму, но с учетом собеседника и социальных норм.

следите за своими словами. Ваши сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Ваша речь должна быть понятна собеседнику как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.

будьте открыты и честно говорите о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.

прием «взгляд со стороны». Иногда для того чтобы что-то понять (например, осознать, что конкретно мешает вашему с партнером общению) необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, описать ее в отвлеченных словах без привнесении ваших эмоций и личностных особенностей.

уважайте вашего партнера. Даже если он вас неимоверно раздражает, попробуйте проявить фантазию и найти то, что вызовет у вас уважение к нему. Это может быть какая-нибудь мелочь, например, его манера выделять интонацией отдельные слова. Или что-то более серьезное – например, очень грубый в общении человек, который при этом тратит на благотворительность половину своего дохода. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо.

К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед вами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации!».

Инструкция: Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек выполняет роль водящего, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Задача водящего – завязать разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные участники рассаживаются и наблюдают.

Текст ведущего: «7 человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди на аттракционы, все очень хотят побыстрее туда попасть. И вот этот гражданин хочет пройти к окошку за билетом без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

В завершение задания производится общее обсуждение.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры:

Кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала»?

Какие средства были применены для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т.п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

Источник

Adblock
detector