Меню

упражнение на уроке технологии это

Разработка уроков технологии с использованием развивающих игр и упражнений

Успех учебного занятия во многом зависит от правильной организации занятий. Задания на уроках «Технологии» могут выполняться ученицами фронтально, звеньями или индивидуально. Задания, предлагаемые в этой работе, выполняются всеми тремя способами.

Скачать:

Вложение Размер
melnik_e.docx 17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мельник Е.В. учитель

технологии, ИЗО, ОБЖ

Разработка уроков технологии с использованием

развивающих игр и упражнений

Успех учебного занятия во многом зависит от правильной организации занятий. Задания на уроках «Технологии» могут выполняться ученицами фронтально, звеньями или индивидуально. Задания, предлагаемые в этой работе, выполняются всеми тремя способами.

Необходимо помнить, что дети всегда охотно занимаются тем, что интересует, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием класса, приковать его к себе, мы должны внушить ему живой интерес, заинтересовать его своей личностью или своим способом изложения предмета. Мы спрашиваем, как сделать обучение интересным и отвечаем: «Посредством разнообразия». «Разнообразие – услада жизни» – говорит известная пословица.

Учитель должен искать разнообразие в форме, манере изложения предмета. Важно заботиться о разнообразии, изменении и перемене.

Одним из действенных средств реализации времени, обновления структуры образования является использование различных игр на уроках.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

«Дидактические игры» – этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Они вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.

Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение и дети смогут более продуктивно работать дальше. В качестве игрового момента можно использовать физкультминутку и т.д. (см. приложение)

Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. (см. приложение)

В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

Использование игровых приёмов – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Концептуальные положения игровых форм обучения:

1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность развивающих игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1. Использование игровых элементов на уроке .

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3. Обязательна констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.

Источник

Активные методы обучения на уроках технологии
материал по технологии на тему

В статье описаны Активные методы обучения на уроках технологии

Скачать:

Вложение Размер
aktivnye_metody_obucheniya_na_urokakh_tekhnologii.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках технологии

Педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”.

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  • Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
  • Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.
  • Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Основные задачи развития учащихся:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие общеучебных умения и навыков.
  • Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.
  • Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.

Активные методы обучения на уроках технологии

1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.

Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.

На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

  • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
  • постановка проблемных вопросов,
  • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:

  • задания исследовательского характера,
  • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,
  • имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,
  • обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры , предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
  • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);
  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
  • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

  • Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы” и др.
  • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),
  • проектные методы обучения,
  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
  • интегрированные уроки,
  • интегрированные проекты,
  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

О применении на уроках технологии имитационных и неимитационных методов обучения уже говорилось выше, рассмотрим интегрированные уроки и интегрированные проекты.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и ОО Технология.

Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон.

Интегративные связи отдельных блоков и модулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами, реализация которых возможна в 7-м классе:

Название основных блоков и модулей ОО Технология

Интеграция с предметами

Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов

ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др.

Источник

Читайте также:  простые и легкие упражнения для пресса
Adblock
detector