Меню

упражнение на уроке самоопределении

Уроки самоопределения

Одиннадцатые занятия в 5–9 классах

Продолжение. Cм. в №№ 2, 3, 4, 5, 6

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «КЕМ БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ?»
Одиннадцатый урок в 5 классе

Цель урока: развитие представлений о положительных профессиональных качествах.

Предложите ученикам вспомнить, на какие группы делятся профессии по предмету труда («Человек», «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство») и назвать по цепочке несколько профессий каждой группы.

Задание 1
Пятиклассники уже способны выделить качества, отличающие профессионала. Предложите группам по 3–6 человек смоделировать портрет хорошего учителя, военного, судьи, врача (они могут взять для примера другие профессии), сообща заполняя таблицу 1.

Задание 2
Если названных качеств получится слишком много, попросите группы убрать лишние, оставив 3–4 самых важных для каждой профессии. Возможно, списки групп будут отличаться от приведенного. Но в них наверняка будут повторяться личностные качества, необходимые в любой деятельности (здесь мы не берем в расчет такие важные качества, как ум, смелость, сила, выносливость, потому что они не являются абсолютными).
· Как эти качества связаны с профессией?

Задание 3
Предложите группам назвать универсальные качества, которые необходимы в разных профессиях. В нашем списке это доброта, честность, ответственность, справедливость, внимательность.
Попросите ребят записать эти качества на листочках и написать рядом с ними имена и фамилии одноклассников и одноклассниц, у которых эти качества проявляются ярче всего.
Теперь пусть группы сравнят, что у них получилось. Чьи имена встречаются чаще всего?

Задание 4
Есть такая расхожая фраза: «Хороший человек не профессия». Конечно, для того чтобы стать профессионалом, быть хорошим человеком недостаточно. Но необходимо. Конечно, чтобы стать хорошим учителем, военным, врачом, надо много знать и уметь. Но мало надежды, что равнодушный, безответственный, недисциплинированный, бесчестный человек сможет спасти, вылечить, научить, воспитать, помочь, защитить.
Предложите ребятам обсудить в группах, как они понимают слова русского писателя и философа И.А. Ильина: «Ум без сердца – мертвец», «Ум без совести – подлец», «Ум без воли – глупец», «Ум без воображения – слепец». Чтобы ребята узнали мнения соседней группы, отправьте их в гости друг к другу.
Примечание. Результаты любых обсуждений в группах совсем не обязательно выносить на всеобщее обозрение (читай: на обозрение учителя). Ребята обсудили друг с другом, узнали, что в соседней группе думают иначе (или так же, как они), – и хорошо. Не вмешивайтесь (полюбопытствовать, конечно, можете)! Пусть ребята стараются быть интересными друг другу, а не учителю.

Задание 5
Предложите группам взять одну из фраз предыдущего задания эпиграфом к небольшому (не более страницы!) сочинению-рассуждению на тему нашего занятия «Кем быть? Каким быть?».
Примечания
1. Сочинение ребята пишут прямо на уроке, по горячим следам. Поэтому спланируйте занятие так, чтобы на сочинение осталось 15–20 минут.
2. Сочинение пишется одно на группу: кто-то пишет, кто-то набрасывает идеи, кто-то формулирует предложения, кто-то диктует.
3. Предупредите ребят, что в данном случае важна не грамматика и орфография, а мысли и чувства.
4. Напомните, чтобы все члены команды написали на листочках свои фамилии. На следующем уроке самоопределения можно прочитать вслух самые интересные групповые работы.

ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ
Одиннадцатый урок в 6 классе

Цели урока: осознание важности настоящего; принятие ответственности за последствия своих решений; возможность моделировать.
Материалы для урока: большие листы бумаги, фломастеры, ножницы, газеты и журналы; рабочие листки «Жизнь и время», «Пять лет спустя».

У каждого из нас есть счет в банке. Каждое утро этот банк начисляет каждому человеку в мире одну и ту же сумму. Этот банк не хранит денег и не позволяет переводить их на другие счета. Каждый день открывается новый счет. Каждую ночь аннулируется остаток за день, поэтому неиспользованное теряется безвозвратно. Как называется этот банк? Имя этому банку – Время, а начисляются нам ежедневно часы, минуты и секунды. И только от нас зависит, как мы распорядимся полученным богатством.
Вопрос классу.
· Назовите книги и фильмы, герои которых перемещаются во времени. Хотели бы вы отправиться в путешествие во времени? Где бы вы хотели побывать – в прошлом или будущем?
В зависимости от высказываний учеников тема может развиваться в разных направлениях.

Читайте также:  дикция упражнения на театральный кружок

Путешествие в прошлое

Предложите ученикам объединиться в три команды (проще это сделать, сдвинув две парты каждого ряда, – вокруг них вполне умещается 8–10 человек).
Задания командам.
1. Выберите эпоху, в которую хотели бы отправиться, и решите, с какой целью вы туда переноситесь. Целей может быть несколько, главное, чтобы их разделяли все члены команды (3 минуты). (Учитель должен жестко ограничивать время и следить за ним, иначе обсуждения могут слишком затянуться.)
2. Вы можете взять с собой из настоящего три любых предмета. Сообща решите, что это за предметы (3 минуты).
3. Через 10 минут каждая команда должна представить наглядный отчет, в котором будет подробно изложено, где она побывала, чем занималась и с каким успехом. Для отчета ребятам могут понадобиться большие листы бумаги, фломастеры, газеты и журналы.
По истечении времени представители каждой команды рассказывают классу, как прошло их путешествие.

Жизнь и время
(по Симонсу)

Инструкция. Представьте себе, что вся ваша жизнь – это 12 часов. Сколько сейчас времени на часах вашей жизни? Подумайте, прежде чем нарисуете большие и маленькие стрелки на своих часах (пусть ученики заранее вырежут из бумаги круги). Подумайте, что это время для вас означает, как выглядит ваша жизнь на данном временном отрезке. Желающие могут высказаться.
Примечание. Ребята будут приятно удивлены, если вы тоже выполните это упражнение и будете готовы показать им свои часы.
Работа в парах. У каждой пары на столе листок «Жизнь и время» с заданием.
Закончите следующие предложения.
Уже слишком поздно для того, чтобы _________________
Еще слишком рано для того, чтобы ___________________
Это подходящее время для того, чтобы _________________
Мне нужно время для того, чтобы ___________________
В ______часов я ожидаю, что _____________________
Будильник поставлен на ________ часов. Это означает _____________________
Инструкция. Обсудите свои записи с соседом по парте. Поделитесь впечатлениями. Сравните, какое время на часах вы себе определили и что вы чувствовали при этом (3 минуты).
Вопросы для обсуждения.
· Приходилось ли вам слышать такие выражения, как «время – деньги», «поспешишь – людей насмешишь», «кто не успел, тот опоздал»?
· Как вы рассчитываете свое время?
· Возникает ли у вас чувство, будто его слишком мало (или слишком много)?
· Что бы я делал, если бы мог жить вечно?

«Десять лет спустя»
(по Московитцу)

Инструкция. Мы бываем так заняты событиями сегодняшнего дня, что мало думаем о будущем или планируем его. Иногда нам кажется, что будущее так далеко, что мы не можем даже представить себе, как оно выглядит. У вас сейчас будет возможность поразмышлять над ближайшими пятью годами своей жизни и расписать то, как бы вы хотели жить.
В течение 15 минут каждый работает с листком «Десять лет спустя».
· Представьте себе, что вы стали старше на 10 лет. Как должна выглядеть ваша жизнь?
· Где вы хотите жить?
· Как вы хотите проводить большую часть своего времени?
· Сколько денег вы хотите зарабатывать?
· Кого вы хотите видеть рядом с собой?
· Чем вы будете заниматься в обычные дни?
· Чем вы будете заниматься для собственного удовольствия?
· От чего вы будете зависеть в вашей жизни?
· Что будет наиболее важным в вашей жизни?
· В чем будет заключаться главное отличие от вашей сегодняшней жизни?
· В чем будет заключаться главная цель?
Работа в парах (8 мин.). Расскажите своему соседу по парте о том, какой вы хотите видеть свою жизнь через 5 лет, и постарайтесь найти ответ на вопрос, что сегодня надо сделать, для того чтобы в будущем эти желания исполнились.
Вопросы для обсуждения в классе.
· Часто ли вы думаете над своим будущим?
· Знаете ли вы людей, которые сейчас живут так, как вам хотелось бы жить через пять лет?
· Знаете ли вы, как им это удалось?
· Насколько высоко вы оцениваете вероятность достижения своих целей?

РОЛЕВАЯ ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»
Одиннадцатый урок в 7 классе

Цели урока: обучение навыкам соотнесения своего «Я» с различными профессиями; развитие умения прогнозировать ситуации профессионального выбора; возможность испытать «информационный голод» при решении вопроса о выборе профессии; снижение тревожности в решении вопроса о выборе профессии.

Читайте также:  дыхание упражнения для сжигания жира

Упражнение-разминка «Кто есть кто?»

На доске составляется список из 10 профессий, представляющих интерес для семиклассников. Учитель называет профессию из этого списка. Каждый смотрит на своих товарищей, прикидывает, кому эта профессия больше подходит.
По команде ведущего все ученики одновременно указывают рукой на выбранного человека. Команда «Замри!». Пока учитель считает число рук, направленных на каждого ученика, все замирают.
Ученик, который, по мнению большинства, в максимальной степени соответствует данной профессии, получает символический приз. (Затем называется следующая профессия и т.д.)

Профконсультация

Инструкция. Специалист, оказыващий психологическую помощь в выборе профессии, называется психолог-профконсультант. Научные эксперименты показывают, что прогнозы одноклассников нередко оказываются точнее прогнозов учителей и родителей. Кто из вас хочет попробовать себя в роли психолога-профконсультанта?
Для начала нужны четыре добровольца на роли психолога-профконсультанта, подростка и его родителей. Они должны разыграть ситуацию, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Важно, чтобы каждый из участников проявлял игровую активность.
Примечания. На первых порах ученики осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Учитель не должен вмешиваться в ход игры! При попытках с ходу решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Однако учителю не следует ожидать от «профконсультантов» решения всех проблем, так как в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.
Только в том случае, если возникает опасность прекращения игры, учитель может дать подсказку – сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы подростка, его представления о будущей работе и путях получения профессии.
Тактичное вмешательство допустимо также в тех случаях, когда:
– игровой конфликт перерастает в межличностный;
– игроки сами просят дать необходимую информацию (пути получения профессии, конкурс в учебное заведение, спрос на рынке труда и т.д.);
– игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса или начали дурачиться;
– одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово.
При обсуждении игры можно спросить у подростка и его «родителей», помогла ли им встреча с профконсультантом и в чем именно. Хотели бы они обратиться за помощью к реальному специалисту? Хотели бы они в будущем помогать другим правильно выбирать профессию?
После этого учитель может предложить зрителям назвать возможные ошибки профконсультанта и показать свои варианты решения.

Читайте также:  комплекс упражнений по веберу

ПРОФЕССИЯ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Одиннадцатый урок в 8 классе

Цели урока: развитие представлений о профессионально важных качествах и предпринимательской деятельности; повторение темы «Поведение в конфликтах».
Материалы к уроку: бланки к упражнению «Акулы и дельфины».

Предварительно оснастив занятие справочной литературой, предложите группам учеников (по 3–6 человек) подготовить краткое сообщение (не больше, чем на три минуты!) об известных предпринимателях-меценатах XIX–нач. XX вв., которые внесли огромный вклад в развитие русской культуры (А.А. Бахрушин, С.Т. Морозов, братья Третьяковы, С.И. Мамонтов и др.). Это могут быть как наши современники и земляки, так и иностранцы.
В качестве примера приведем фрагмент рассказа о Генри Форде.
Генри Форд родился в обыкновенной фермерской семье и окончил сельскую школу. Он рано увлекся техникой, буквально из металлолома собрав первый автомобиль, а затем открыл фирму, которая стала империей в мире бизнеса. Форду удалось создать не только самое эффективное производство, но и обеспечить достойную жизнь создать своим рабочим.

Принципы хозяйствования Г. Форда

· Если человек ничего не дал обществу, то ему нечего требовать от общества.
· Работу на общую пользу ставь выше выгоды.
· Всякая погоня за наживой – зло.
· В цивилизации нет места тунеядцам.
· Спекуляция – более пристойный вид воровства.
· Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.
· Только работа выводит на верную дорогу к здоровью, богатству и счастью.
«. Идея бензинового мотора была отнюдь не нова, но здесь была первая серьезная попытка вынести его на рынок. Она была встречена скорее с любопытством, чем с восторгом, и мне не вспомнить ни одного человека, который полагал бы, что двигатель внутреннего сгорания может иметь дальнейшее распространение. Все умные люди неопровержимо доказывали, что подобный мотор не может конкурировать с паровой машиной.
…Вопросом моего честолюбия является, чтобы каждая отдельная часть машины, каждая мелкая деталь были сделаны настолько прочно и добросовестно, что никому не приходило бы в голову их заменять. Доброкачественная машина должна быть так же долговечна, как хорошие часы.
…Чего не хватает нашему поколению, так это глубокой веры, внутреннего убеждения в живой и действительной силе честности, справедливости и человечности в сфере индустрии. Если нам не удастся привить эти качества к индустрии, то было бы лучше, если бы ее вовсе не существовало. Более того, дни индустрии сочтены, если мы не поможем этим идеям стать действительной силой» (Генри Форд).
Примечание. Примерно половина молодых людей планирует заниматься бизнесом или руководить другими людьми, хотя по статистике только 5–7% имеют необходимые для этого профессионально важные качества. Но целью наших занятий является не профдиагностика, а воспитание универсальных качеств, необходимых для любой деятельности. Тема этого занятия дает возможность показать модели эффективного предпринимательства, отличные от тех, которые агрессивно насаждаются сегодня. Это не значит, что мы не должны говорить о недобросовестных бизнесменах и о «грязном» бизнесе (думаю, дети и сами могут порассказать вам много интересного) – важно правильно расставлять акценты.

Ролевая игра «Акулы и дельфины»

Прочитайте пары высказываний в таблице 2 и отметьте те, которые вам ближе.
Если вы чаще выбирали вариант «а», вам ближе стратегия акул, если «б» – стратегия дельфинов. Аргументируйте свой выбор. В чем суть каждой стратегии?
Примечание. Стратегия «акул» направлена на личное обогащение за счет других, тогда как «дельфины» учитывают интересы других.
Вопросы для обсуждения.
· Какие способы разрешения конфликтных ситуаций близки «акулам» и «дельфинам»?
· Какая стратегия более дальновидна и почему?

Источник

Adblock
detector