Меню

упражнение на умение слушать в тренинге

Тренинг для педагогов «Умение слушать и слышать»
учебно-методический материал на тему

Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать.

Скачать:

Вложение Размер
trening_slushat_i_slyshat.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 58 «ЖЕМЧУЖИНА»

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

141100 МО, г. Щёлково, ул. Заречная, д. 5А

телефон: (496) 253-64-63

Тренинг для педагогов на тему «Слушать и слышать»

Педагог-психолог: Рогачева Ю.С.

Умение слушать и слышать.

Казалось бы такая банальная тема почему она важна для нас?

Мы с вами педагоги, но не всегда слушая ребенка мы его слышим. А на работе с коллегами, всегда ли мы слышим что нам хотят сказать? Часто мы слышим совсем не то что нам говорят.

Общая Информация. Презентация

Упражнение на разогрев.

  • помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
  • снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;
  • обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Размер группы: оптимальный — 15-20 человек.

Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?

— Запах еды и пряностей.

— Яркость, буйство красок.

— Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже. )

— Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.

Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем одним словом ваш подход работы. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими «подходами» положите, пожалуйста, в центр комнаты.

(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)

— Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.

Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе — купить — все восемь листков с вашим «подходом». Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

…Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

— Что вам понравилось, а что — нет ?

— Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

— Попытайтесь теперь назвать «подходы» коллег, которые вам удалось запомнить!

Я читаю произвольный текст первому игроку он максимально точно пересказывает его второму и так далее. И последний игрок рассказывает мне, что ему рассказали я читаю оригинал текста.

• развить умение эффективной вербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;

• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе конфликта или при решении проблемной ситуации, дилеммы;

• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации на партнере.

Размер группы: нет ограничений.

Ресурсы: стулья для всех участников группы.

Это упражнение дает возможность в театральной форме поработать над двумя проблемами:

— уметь сконцентрироваться на партнере в потоке речи, быть внимательным к изложению его аргументов, не теряя при этом логику своей мысли, научиться пользоваться всем арсеналом невербального общения для того, чтобы подкрепить и усилить значение собственной звучащей речи;

— представить наглядно внутренний конфликт и, таким образом, освежить восприятие публикой этого достаточно банального понятия, выявить и продемонстрировать участникам остроту противоречивых подходов к рассматриваемой проблеме. Это, в свою очередь, даст питательную среду для формулировки актуальных дилемм.

Возьмем для примера тему взаимоотношения полов в переходном возрасте. Одна из проблем- это отношение к добрачным сексуальным контактам девушек. Нередко дилемму формулируют так: «Половая жизнь до свадьбы допустима или Девушка обязана вступать в брак девственницей».

Проверяем, понятна ли всем присутствующим формулировка дилеммы и предлагаем выйти на площадку по одному представителю разных точек зрения. Просим добровольцев в двух словах обозначить их отношение к проблеме. Итак, мы знаем, кто «за» добрачный секс, а кто считает подобные взаимоотношения до свадьбы неприемлемыми. Теперь пришло время объяснить условия:

— Каждый из нас практически постоянно находится в состоянии внутреннего спора. Нешуточный поединок между Я и анти-Я: мы дискутируем сами с собой по различным поводам — от выбора стиля одежды, цвета сумки, до вопросов принципиального характера. Зачастую внутренний спор развивается во внутренний конфликт, нешуточную дилемму, стоящую перед человеком. Мы неоднократно чувствовали это состояние: сердце стучит, кровь в висках пульсирует, во рту сухость, мысли роятся, обгоняя друг друга и мешая привести различные аргументы к какому-то общему знаменателю. Когда спор закончен, тогда лишь всплывают в голове «золотые» фразы, идеи, аргументы: «Вот сейчас бы я ему сказал!» Как говорили когда-то в Одессе: «Если бы я был таким умным, как моя жена потом. ». Нам же нужно научиться побеждать в споре, уметь владеть ситуацией и ясностью мысли не потом, а сейчас, в процессе поиска решения, в споре с внутренним Я или с реальным оппонентом-партнером.

Прошу участников стать спиной друг к другу, но один из них должен быть при этом обращен лицом к зрителям. Теперь представьте, что вы — один человек, в голове которого борются равнозначные подходы к проблеме. Обе половинки вашего Я будут сейчас отстаивать собственную правоту, но так, чтобы каждый из доводов буквально продолжал линию оппонента, начинался с того же места, даже слова, на котором предшественник свою мысль завершил. По моему хлопку начнет говорить тот, кто стоит лицом к залу. Хлопок — поворот, и тогда его собеседнику предоставляется возможность высказать свою позицию, основываясь на финале текста своей второй половинки.

В ходе упражнения это однажды выглядело примерно так.

Первый. Я считаю, что девушка не может вступать в половой контакт до свадьбы. Девственность — один из важнейших показателей женской чистоты, чести. (хлопок)

Второй. Ага. «Береги честь смолоду!» Все это — архаичные убеждения, которые с современным ритмом жизни, стилем взаимоотношений просто не стыкуются. Еще о «поясе целомудрия» заговори. (хлопок)

Первый. Ерунда, «пояс целомудрия» ушел в прошлое, а вот понятие о целомудрии осталось. В самом слове заключено подтверждение мудрости воздержания от добрачной сексуальной жизни. В отличие от животных, человек ведь существо разумное, а значит, ему дано владеть собой и поставить физиологию под контроль нравственных принципов. (хлопок)

Второй. Ну, при чем здесь физиология?! Речь ведь идет не о совокуплении, а о любви. А секс, принадлежность любимому — телом и душой — это разве не признание глубины чувств. (хлопок)

Завершение: обсуждение игры.

Тяжело ли быть фиксированным на партнере и одновременно готовить свою линию аргументации и защиты?

Чему вы могли научиться из наблюдения/участия в игре?

Литература: Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004. — 128 с. (Действенный тренинг)

Источник

Тренинг для педагогов «Слушать для того, чтобы слышать»
методическая разработка по музыке

Тренинг для педагогов

«Слушать для того, чтобы слышать»

Скачать:

Вложение Размер
buklet.docx 583.02 КБ
trening.docx 22.82 КБ
trening_20.03.20g.pptx 2.09 МБ

Предварительный просмотр:

10 способов активного слушания музыки

Способ № 1. Отгадываем

Перед тем, как слушать классическую музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы, или очень простые — сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила веселый или грустный характер. Вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при прослушивании музыкального отрывка.

Способ № 2. Сравниваем

Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.

Способ № 3. Сюжеты и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.

Способ № 4. Фантазируем

Этот способ очень интересный: активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга. Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

Способ № 5. Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому. В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем.

Способ № 6. Нарисуем музыку

Этот способ будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нем мы выступаем не наблюдателями, а творцами. Включаем музыку и рисуем!

Способ № 7. Увлекательная история

Расскажи не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал свое творение. Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим углом зрения и достичь нужного результата — концентрации внимания.

Способ № 8. Эмоции и музыка

Как научиться слушать музыку, пропуская ее через сердце? Возьмите лист бумаги, включите музыку и запишите свои эмоции: восторг, порыв, напряжение или тревога, сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны и

зафиксируйте их в словах.

Способ № 9. Движемся и чувствуем музыку телом

Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами — движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой.

Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего малыша.

Способ № 10. Исполнение

Слушать музыку для детей и взрослых — это замечательное занятие. Но еще лучше попробовать ее исполнить! Это самый эффективный из методов активного слушания. Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем. После того как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придете в гости к близкому другу.

Знаете ли вы, что человек усваивает:

* 10 % того, что слышит

* 50 % того, что видит

* 70 % того, что проговаривает

* 90 % того, что делает сам.

Какие же из этих способов можно использовать при обучении активному слушанию детей? Да практически все! Восприятие музыки детьми, конечно, зависит от возраста, образы должны быть простыми и понятными для ребенка, музыкальные отрывки должны быть короткими (максимум 1 минута), предварительно нужно подробно объяснить и показать, что нужно делать.

Слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания, ведь музыка является основой личностного становления ребенка!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Тренинг для педагогов

Тема: «Слушать для того, чтобы слышать»

(Упражнения на развитие слухового внимания, с элементами арт-терапии)

Цель : Развитие способности слышать и дифференцировать звуки для увеличения слухового диапазона, с целью активизации мыслительных процессов.

Задачи: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

Оборудование : муз. центр, ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация, запись с композициями А. В. Моцарта, А. Вивальди, П.И. Чайковского; мягкие модули, бумага, ручки, кисти, непроливайки, карандаши, краски, столы и стулья, мольберт.

Муз.р: Дорогие друзья, мы живем в мире звуков, которые окружают нас повсюду каждую секунду и влияют на нас намного больше, чем мы можем себе представить. В мире современных технологий: компьютеров, сотовых телефонов и множества другой техники мы становимся все менее чувствительными к звуковым раздражителям, что очень часто приводит к проблемам мышления, взаимопонимания и не способности слышать друг друга. Сегодня мы постараемся овладеть несколькими упражнениями, которые помогут увеличить нашу способность активно слышать. Для начала я предлагаю немного размяться!

Упражнения-приветствия «Повторение ритма» на стульях в кругу.
Муз.р: А сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме ).

Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом — один участник отстукивает фразу, затем все повторяют её. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме, мы повторяем.
Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.

Упражнение 1 «Услышь тишину».

Муз.р: Предлагаю вам сесть на стулья, в удобной позе расслабиться, закрыть глаза и вслушаться в тишину и постараться услышать звуки в течение 1-2 минут.

Муз.р: Предлагаю вам поделиться друг с другом услышанным. Как правило, звуковая информация и интерпретация звуков у всех получается разная.

Каждый человек слышит и воспринимает звуки по-разному, поэтому у вас различаются результаты услышанного.

Упражнение 2 «Музыкальная разминка».

Муз.р: Следующее упражнение-это музыкальная разминка для активизации слуховых и мыслительных процессов, которая активизирует тело и улучшит поступление крови к головному мозгу. За основу я взяла спортивный дренаж замечательного педагога Татьяны Иосифовны Суворовой.

Спортивный тренаж Т. Суворовой .

Муз.р: Вот мы с вами немного размялись, а сейчас предлагаю вам сделать самомассаж, массаж в парах шейно — воротниковой зоны и ушей, чтобы достичь эффекта расслабления, а так же посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы нашего организма.

Коммуникативный массаж «Шла купаться черепаха»

Шла купаться черепаха легкое постукивание пальцами по спине, плечам и шее

И кусала всех от страха. пощипывание

Кусь, кусь, кусь, кусь! щипки по спине

— Никого я не боюсь! поглаживание руками

Черепаха Рура в озеро нырнула круговые движения по спине

И пропал..Эй! Выгляни скорей ! быстрое растирание вверх-вниз

Упражнение 3 «Услышь, запомни, зафиксируй».

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».

Эпиграф из произведения А. Н. Майкова .

Муз.р: Молодцы! А теперь предлагаю лечь на спину на ковер, расслабиться, закрыть глаза и послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Ощутите максимально полно воздействие звуков музыки на все тело и мысли.

Звучит произведение П.И. Чайковского

Муз.р: Замечательно! Высокие частоты музыки этого композитора очень благотворно воздействуют на мозговую активность, стимулируя и развивая её. Теперь необходимо зафиксировать на бумаге различными способами то, что вы услышали в музыке и какие образы у вас возникли.

(Рисование красками или карандашами, описание, во время этой работы не заметно для всех фоном включить обзор новостей Алтайского края) 2 стола с карандашами и красками

Муз.р: Хорошо, сейчас отложите в сторону записи и расскажите, кто что услышал и понял, во время письменной работы?

Муз.р: Очень хорошим показателем способности слышать будет тот вариант, когда вы услышали и поняли информацию, передаваемую в новостях, и это не отвлекало вас от работы над записями. Но, как правило, педагоги сосредотачиваются на своей работе и не могут параллельно воспринимать информацию, которая звучит, что говорит о недостаточно развитой способности слышать.

Рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»
Муз.р: Выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе. Работа будет проходить в парах. Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, один из вас будет педагогом, другой родителем. Диалог будем вести на бумаге, т.е. используя только рисуночные и графические изображения. Воспользуйтесь карандашами и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 2 минуты. Запрещается разговаривать во время задания. По окончании участники вывешивают работы на мольберт.

Пара презентует свою работу, отвечая на вопросы:
1.То, что изображено на рисунке, это диалог или два монолога?
2.Это был разговор на равных, или здесь был ведущий и ведомый?
3.Как вам кажется, стороны пришли к результату, они договорились?
4.Вы удовлетворены процессом взаимодействия?
Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.

Муз.р: Коллеги, сегодня, на тренинге мы освоили несколько упражнений на увеличение способности слушать, слышать, и понимать, которые с легкостью можно применять в любое удобное время. Это даст возможность научиться осознанно дифференцировать звуковое многообразие и активизировать способность слышать и мыслить, что так важно в нашей работе.

По окончании тренинга проводится рефлексия – игра «Волшебные ноты».

На большой магнитной доске изображен нотный стан. Каждому участнику тренинга предлагается прикрепить к нему ноту, которая отражает его эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия (ноты радость, просветление, грусть, тревога, удовольствие, наслаждение, воодушевление, удивление, безразличие, умиротворение)

Напоследок педагогам раздаются буклеты «10 способов активного слушания музыки ».

Источник

Читайте также:  гимнастика для самоучек упражнения
Adblock
detector