Меню

упражнение на убеждение в тренинге

Тренинг рациональных убеждений

Знакомство.

Участникам предлагается назвать себя по имени, которое им больше всего нравится. Можно использовать другие способы знакомства (см. выше).

Введение правил тренинга.

Введение понятия установки.

Установка– предрасположенность человека к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.

Например, если перед тем как новый человек войдет в комнату, охарактеризовать его в качестве конфликтного и недружелюбного, то впоследствии к нему будут относиться именно как к конфликтному и недружелюбному.

Препятствие».

Ведущий дает инструкцию: «Вслед за мной преодолейте это препятствие». Препятствием может быть стол, стул и т. д. Упражнение проводится два раза. После этого следует обсуждение : «Почему я преодолел это препятствие именно так?»

Введение понятия иррациональной установки (убеждения).

Иррациональные убежденияживут в нашем сознании как команды, выражая требования, а не пожелания, необходимость, а не выбор.

Эти установки (при несоответствии их действительности) приводят к нарушению эмоционального состояния, депрессии и тревоге. Они ограничивают возможности человека и не помогают в достижении поставленных целей. Примером иррациональных убеждений могут служить фразы типа: «Я ничего не умею»; «Я всегда во всем виноват».

Кто виноват?»

В игре участвуют трое. Ситуация такова: участник А предложил участнику В воспользоваться услугой его знакомого. Однако знакомый оказал услугу либо не в срок, либо не полностью. Инсценировка ситуации происходит в двух случаях:

а) участник В навязывает вину участнику А , и участник А ее принимает;

б) участник В навязывает вину участнику А , но участник А ее не принимает.

После игры проводится обсуждение : «Когда вину навязать легче: в случае а) или в случае б)?

Список иррациональных установок.

В сознании людей существует огромное количество иррациональных установок, которые доставляют множество неудобств и неприятностей. Сейчас я зачитаю наиболее распространенные убеждения.

1. Я несу ответственность за поступки других людей.

2. Я должен быть вежливым.

3. Я причастен к проблемам других людей.

4. Во всем виноваты другие.

5. Я не должен быть агрессивным.

6. Я не достоин хорошего отношения.

7. Я не нравлюсь себе.

8. У меня нет качеств, чтобы преуспеть.

9. Мой удел – страдать.

10. Ничего не получится.

11. Все родители плохие.

12. Со мной всегда происходит все плохое.

13. Людям нельзя доверять.

14. Надо быть настороже.

15. Я недостаточно хорош.

16. Я одинок в этой жизни.

17. Нельзя расслабляться.

18. Я предпочитаю ничего не менять.

Параллельно с тем, как установки зачитываются, идет их краткое комментирование.

Работа по группам (3–4 человека).

Каждый участник выбирает «свои» иррациональные установки и рассказывает о ситуациях, когда они «работают» и когда«не работают». Участники в группах обсуждают, почему это происходит.

Введение понятия рационального убеждения.

Рациональные убежденияв противоположность иррациональным соответствуют реальности, подкрепляются доказательствами, доступными проверке, отражают предположения, предпочтения, желания, а не абсолютную уверенность или требование.

Запишем примеры рациональных установок.

1. Я имею право на ошибку.

2. Я имею чувство собственного достоинства.

3. Я имею право хорошо к себе относиться.

4. Я имею право поступать, исходя из своих убеждений и ценностей.

5. Человек имеет право идти своей дорогой, если она не нарушает путь других людей.

6. Я имею право не чувствовать ответственность за поступки других людей.

7. Я имею право чего-то не знать или не уметь.

8. Я имею право быть свободным от оценок других людей.

9. Я имею право заботиться о себе.

Нахождение различий между убеждениями.

Критерии рациональных убеждений:

• ощущение позитивного настроя;

• ощущение силы и свободы.

Заключение.

Каждый выбирает для себя рациональное убеждение в противовес собственной иррациональной установке, формулирует и записывает его в тетради, после чего старое убеждение зачеркивается, а новое проговаривается вслух. Рациональные установки закрепляются, после этого тренинг заканчивается.

Тренинг креативности

Цель:осознание креативности в себе и ее развитие. Задачи:

Читайте также:  упражнение на верхнее дыхание

• осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого потенциала;

• осознание характеристик креативной среды;

• формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того, упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

Программа тренинга

Занятие 1

Вступительное слово ведущего: цели и задачи тренинга, основные понятия, принципы работы тренинговой группы.

Упражнение 1.Участники группы сидят по кругу.

Вариант 1. Каждый по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя.

Вариант 2. Каждый называет свое имя и самое ярко выраженное у него качество. Следующий участник – имя и качество предыдущего, свое имя и качество. Последний должен назвать имена и качества всех присутствующих.

Упражнение 2.

Инструкция : «Математики почти все явления описывают с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с вашей точки зрения, достаточно точно описывает вашу личность».

Это задание может вызвать затруднения. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат.

Упражнение 3.

Инструкция : «Вспомните человека, с которым вы лично знакомы и который служит для вас образцом человека творческого, нестандартного. Назовите свое имя и скажите, какие качества, особенности поведения вашего знакомого дают вам основания считать его креативным, творческим».

Ведущий подводит итоги работы.

Упражнение 4 .

Цель: многократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в ассоциирование идей с содержанием опыта (правополушарые механизмы).

Инструкция : необходимо перевоплотиться в животное или растение.

Стратегии участников не анализируются на данном этапе работы, но ведущий фиксирует их проявления. Полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Упражнение 5.Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.

Инструкция : «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: “Поменяйтесь местами те, кто умеет плавать” – и все те, кто умеет плавать, должны поменяться местами. Тот же, кто стоит в центре круга, постарается тоже занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Будьте внимательны и запоминайте, кто и когда пересаживался».

Необходимо называть разные умения, отмечая особенно оригинальные.

Упражнение 6.

Инструкция : «Я вам даю 5 мин, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали».

Через 5 мин участники читают свои рассказы. Желающие дают обратную позитивную связь.

Выводы : в ходе занятия изменяется групповая атмосфера, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность.

Занятия 2, 3

Цель: осознание барьеров в проявлении креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Упражнение 1.Участники группы сидят по кругу.

Инструкция : «Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные заботы, исчезает напряжение. Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте его все – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на кресле, слышите какие-то звуки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Если вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными.

Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Читайте также:  лучшие упражнения для груди для новичков

Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (Эти вопросы тренер повторяет 2–3 раза).

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие – мешают.

А теперь вспомните, что вы сидите в этой комнате и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе».

Задание . Нарисовать свои мысли, чувства, впечатления.

Рисунки участников располагаются так, чтобы их могли все видеть.

Работа в группах

Цель : осознание каждым участником группы своего опыта жизни.

Участники объединяются в группы по 4–5 человек и делятся впечатлениями, размышлениями, рассказывают, какие качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют жизнь в нашем изменчивом мире. Каждая группа составляет перечень таких качеств. По окончании работы каждая группа представляет свой список. Ведущий на доске записывает.

Упражнение 2.

Цель : анализ затруднений, барьеров для проявления креативности.

Реквизит : карточки с названиями предметов и состояний.

Инструкция : «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Его задача – узнать, что написано на карточке. Каждый из нас может подсказать, используя только язык жестов.

Обратите внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас возникнут и как они изменяются».

Обсуждение и выводы : для успешного разрешения проблемы важно пройти этапы подготовки и сбора информации.

Упражнение 3.

Цель : на осознание барьеров креативности.

Инструкция : «Сейчас я бросаю кому-то мяч и называю любой предмет. Тот, кому мяч достанется, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета, а затем бросить мяч следующему участнику, назвав другой предмет. Мяч должен побывать у каждого, а реагировать нужно быстро. Если кто-то затрудняется назвать вариант нестандартного использования предмета, любой из вас может поднять руку и сказать свою версию.

Вопросы для обсуждения:

• В чем заключались основные трудности?

• Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?

• Что помогало справляться с поставленной задачей?

Упражнение 4.

Цель : развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Инструкция : «Этот мяч – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, рассказывая, какой это апельсин. Нельзя повторять уже названные качества, а в работе все должны принять участие».

Упражнение 5.

Цель : развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Реквизит : листы бумаги и ручки.

Инструкция : «Это задание надо выполнить письменно. Напишите четыре буквы: С, О, Л, П. Надо составить как можно больше предложений: первое слово должно начинаться на букву С, второе – на букву О, третье – на Л, четвертое – на П. Например, “Саша Очень Любит Петь”. Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».

Через 3 мин каждый участник читает одно предложение. Это может быть то, которое он сам считает наиболее удачным.

Затем процедура повторяется еще раз.

Инструкция : «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С, О, Л, П. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут».

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение 6.

Цель : отработка умения осознания креативности как свойства личности.

Реквизит : бумага, краски, фломастеры.

Инструкция : «Вам нужно нарисовать креативность, как вы ее понимаете. Время не ограничено. Рисуем, пока последний участник не закончит работу».

Читайте также:  комплекс упражнений на ab doer

После того как все завершат работу, каждый участник рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.

В ходе обсуждения участники задают друг другу вопросы, уточняют содержание высказываний.

Подведение итогов : перечислить основные идеи, касающиеся проявлений креативности.

Занятия 4, 5

Упражнение 1.

Цель : развитие гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д.

Инструкция : «Нужно бросать друг другу мяч и называть какой-либо цвет, а когда ловим – предмет такого цвета. Условие – нельзя повторяться».

Упражнение 2.

Цель : развитие беглости мышления.

Инструкция : «Мы бросаем друг другу мяч, бросающий произносит одно из трех слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит, если прозвучало слово “воздух”, произносит наименование птицы, во втором случае (“земля”) – животного, если же было сказано “вода” – рыбы. Реагировать нужно быстро».

Упражнение 3.

Цель : расширение представлений о конкретной проблеме.

Реквизит : бумага и карандаши.

Инструкция : «Упражнение состоит из нескольких шагов. За 3 мин каждому из вас нужно написать как можно больше аргументов в пользу курения».

Через 3 мин каждый говорит, сколько аргументов у него написано. Информация не обсуждается и не комментируется.

Продолжение инструкции : «Теперь вы поделитесь друг с другом своими аргументами, при этом запомните один-два из тех, которые записал партнер, а вы не отметили, но которые кажутся вам особенно оригинальными (работа в парах)».

Через 5–7 мин – продолжение инструкции : «А сейчас за 3 мин напишите как можно больше аргументов против курения».

Через 3 мин участники обмениваются результатами своей работы в парах.

Обсуждение продолжается в общем круге: назвать самые оригинальные способы.

Упражнение 4.

Цель : развитие гибкости, оригинальности мышления.

Инструкция : «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож – придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросая мяч, надо сказать, что упало, например: барабан, монетка и т. д.

Тот, кто ловит мяч, говорит, кто придет, и, если у остальных появляются вопросы, объясняет, почему это происходит. Делать все постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения ведущий поощряет неожиданные, оригинальные идеи.

Упражнение 5.

Цель : развитие гибкости, оригинальности мышления.

Инструкция : «Бросающий мяч говорит, где окажется тот, к кому мяч летит. Можно направлять участников в самые необычные, даже фантастические места – в шкаф, в Атлантиду, на дерево и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. Повторять места, где побывали другие, нельзя».

Упражнение 6.

Цель : развитие воображения, преодоление привычного восприятия окружающего.

Инструкция : «Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет в этой комнате, от имени которого вы произнесете короткий монолог. Когда все будут готовы к этому, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои речи».

Упражнение 7.

Реквизит : листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ведущий в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова.

Упражнение проводится в три этапа.

Первый этап. «Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течение 3 мин найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек».

Второй этап. «Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на ней. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех упомянутых на карточке слов».

Когда все участники справятся с заданием, ведущий предлагает им поделиться полученными результатами и своими впечатлениями от работы.

Третий этап. На этом этапе работа продолжается с помощью приемов Э. де Боно (1967, 1973). Рассмотрим вариант такой работы на конкретном примере.

Источник

Adblock
detector