Меню

упражнение на цепное дыхание

О дыхании

Дыхание играет важную роль в пении.

Существует выражение: Искусство пения – искусство дыхания.

От дыхания зависит точность интонации, звуковедение, атака звука и красота голоса.

Виды дыхания

Различают два вида дыхания: речевое и певческое.

Обычное жизненное – это самопроизвольный процесс, происходящий без нашего вмешательства, не зависит от нашего сознания. При жизненном дыхании (речевом) выдох примерно равен по времени вдоху.

Певческое дыхание — осознанный процесс. Главное отличие заключается в выдохе. Певческий выдох во много раз длиннее вдоха. Несмотря на то, что строение дыхательного аппарата одинаково, у мужчин дыхание глубже.

Типы певческого дыхания

Различают несколько типов певческого дыхания:

1 – нижнереберное

При нем во время вдоха раздвигаются нижние ребра, живот идет вовнутрь.

2 – ключичное

Во время вдоха воздухом заполняются верхушки легких, и вдох сопровождается поднятием плеч. Более распространенное дыхание у начинающих певцов. Это дыхание тоже неверное. Мысленно нужно оттягивать плечи вниз.

3 – смешанное – грудобрюшное, костно-абдоминальное, нижнереберно-диафрагмальное. Чаще это дыхание называют нижнереберно-диафрагмальное

Воздух во время вдоха через полость носоглотки, трахеи и бронхи попадает в легкие. Легкие увеличиваются в своем объеме. Нижние ребра раздвигаются, передняя стенка живота идет наружу, и диафрагма отжимается под давление воздуха книзу. Поэтому так дыхание и называется.

Певческое дыхание

Певческое дыхание состоит из трех фаз: вдох, задержка дыхания и выдох.

Певческий вдох намного больше жизненного. Певческий вдох должен быть достаточно быстрым и энергичным, глубоким и полным. Быстрота вдоха должна соответствовать темпу произведения. Нельзя брать лишнее дыхание, от него приходится освобождаться в процессе пения.

Как брать вдох?

Дышать все время носом неудобно, особенно в произведениях быстрых. Ртом – тоже неудобно – осушается задняя стенка глотки, начинает першить. Обычно комбинируют эти приемы. Иногда носом, иногда ртом. Но вдох должен быть абсолютно бесшумным.

Глубина вдоха зависит от следующих факторов:

Пение в низком регистре требует более глубокого вдоха, чем пение в высоком регистре.

Читайте также:  вихревая гимнастика 6 упражнений

Вдох отделяется от выдоха задержкой дыхания. Она нужна для того, чтобы мобилизовать весь певческий, весь дыхательный аппарат. У начинающих певцов отсутствует остановка (задержка) дыхания. И над этим нужно работать.

Выдох

1 – максимально долгим

2 – ровным, плавным, без толчков

У неопытных певцов выдох обычно короткий и с толчками. Во время выдоха нужно, чтобы ребра возвращались в первоначальное положение постепенно.

Для тренировки долгого, ровного выдоха можно тренироваться на любом стихотворении, постепенно укрупнять фразы, и дыхание брать между фразами. Например:

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз.

Мы можем для начала читать так:

Однажды в студеную / зимнюю пору / я из лесу вышел, / был сильный / мороз.

Далее укрупняем фразы:

Однажды в студеную зимнюю пору / я из лесу вышел, / был сильный мороз.

А затем читает более крупными фразами:

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, / был сильный мороз.

И в конце прочтем на одном дыхании:

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз /

Цепное дыхание

В ансамбле, хоре каждый коллектив должен владеть цепным дыханием. Что же такое — цепное дыхание?

Это взятие вдоха не одновременно всеми, а поочередно. Существует правило пения на цепном дыхании.

Правило заключается в следующем:

— дыхание берется посреди фразы; на долгих, выдержанных звуках.

— после взятия дыхания, вдоха нужно включиться в ту же звучность, на которой поет хор или ансамбль.

Подведем итог выше сказанному:

Дыхание – основа пения.

Необходимо постоянно работать над укреплением певческого дыхания.

Благодаря правильному дыханию голос зазвучит более профессионально и более качественно.

Источник

Методическая разработка «Цепное дыхание»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД

«Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова»

прием сбрасывания дыхания»

преподаватель хорового дирижирования

Алиева Каринэ Наримановна

Цепное дыхание осуществляется следующим образом. Каждый поющий может сменить дыхание в любом удобном для себя месте, но с обязательным условием: дыхание меняется лишь тогда, когда сосед справа и слева уверено держит звук. Это обеспечивает непрерывность одновременного звучания двух и третей хора. Для более плавного, свободного и неслышного вдоха его следует производить, не ожидая полного израсходования дыхания. Вступление после смены дыхания должно быть незаметным, на полнюанса тише, с последующим подравниванием к партии. Атака звука обязательно мягкая.

Читайте также:  комплекс упражнений для спины фитнес

Систематические упражнения в цепном дыхании осуществляются как на одном выдержанном звуке /созвучии, аккорде/, так и в других видах фактуры.

Цепное дыхание не должно применяться там, где фразировка предусматривается общую для всего хора смену дыхания. Иначе говоря, оно является сильным выразительным средством, а не способом маскировки короткого дыхания певцов и должен быть художественно оправданно.

При исполнении упражнений всех видов необходимо следить за правильным положением корпуса, стоять стройно, непринужденно, развернув плечи: держать голову прямо, шею свободно, грудь удерживать в положении вдоха. Певец со сгорбленным, зажатым или вялым корпусом, низко опущенной головой не может звучать хорошо, также как скрипач, который стал бы держать скрипку на животе. И еще раз необходимо подчеркнуть значение свободного движения нижней челюсти.

«Приемы сбрасывания дыхания»

Иногда наблюдается смазывание окончаний фраз при смене дыхания, особенно в быстрых темпах с дробным ритмом и отсутствием пауз на стыках построений. В этих случаях полезно, переключив внимание на окончание фраз, предложить прием мгновенной смены дыхания путем сбрасывания его в конце последующего звука фразы, т.е. думать не о взятии последующего звука, а о снятии предыдущего. При этом диафрагма моментально отжимается вниз, фиксируясь в положении вдоха, и таким способом снятие последнего /иногда очень короткого/ звука фразы рефлекторно совмещается с мгновенным взятием нового дыхания. Этот способ похож с приемом ложного вдоха.

При исполнении данного упражнения руководитель хора следит за тем, чтобы цензура была мгновенной, а предшествующий ей звук предельно допет. Дыхание меняется в каждом такте. Не допускается акцентирование окончания звука при сбрасывании дыхания.

С.А. Казачкова «От урока к концерту».

В.А. Сарин «Хороведение»

Г.П. Стулова «Хоровой класс».

Источник

Виды упражнений на развитие певческого дыхания.

Упражнения на развитие певческого дыхания.

Читайте также:  норбеков упражнения для мужчин

В работе с детьми во время урока для выразительного пения и формирования красивого звука мы работаем над правильным дыханием и используем несколько видов упражнений:

Упражнение «Хоровод» (Цепное дыхание).Учитель предлагает детям водить хоровод, нигде не прерывая его рисунка, следуя за мелодией, исполняемой на «цепном дыхании».

Упражнение «Все наоборот ».Руководитель предлагает детям брать дыхание в «неожиданных» «неправильных» местах, как бы шалить.

Упражнение «Пупсик и Дюймовочка »(задержка и медленный выдох). Ровный вдох, не поднимая плечи (надули животик как пупсик, но не следует переполнять грудную клетку воздухом), ладонь на брюшной области, задержка дыхания на несколько секунд, и медленный, ровный, спокойный выдох (пока не почувствовали себя стройными, как Дюймовочка).

Упражнение «Упрямая свеча » (интенсивный выход). Чтобы ощутить движение мыщц нижней части живота, которые также принимают участие в дыхании, можно предложить учащимися следующее упражнение. Вдох с секундой заержкой дыхания, затем подуть на свечу. Пламя положено. Чтобы погасить его – усилить интенсивного выдоха. Сильнее. Еще сильнее!

Упражнение «Погашу свечу» ( интенсивный прерывистый выдох). Вход,секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдох воздуха на свечу: Фу!Фу!Фу!Фу! Не гаснет. Еще интенсивнее и резче толчки воздуха. Погасла. Движение мышц живота должно ощущаться непременно.

Упражнение «Надуй шарик » (интенсивный вдох и выдох). Активный вдох, задержка и интенсивный выдох (надуваем шарик), повторение несколько раз, пока не надули воображаемый шарик. Активное дыхание (вдох) необходимо при выполнении пассажей и подвижных мелодий.

Упражнение «Полет ракеты». Свободное скольжение гласной

«у» по всему диапозону.

Использован ресурс: методические рекомендации к хоровому пению в начальных классах «Дружим с песней».

Источник

Adblock
detector