Меню

упражнение на тренинг зоопарк

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Зоопарк»
методическая разработка по психологии по теме

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений.

Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

Вложение Размер
Упражнение для педагогов 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

(для заместителей директоров по УВР и педагогов).

Цель: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.

Упражнение лучше всего проводить в свободном помещении, где участники могли бы расслабиться. Необходимо, чтобы играла спокойная, расслабляющая музыка.

Предварительная работа : педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров и цветные карандаши.

Слова ведущего: «Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:

1 — лев (царь природы, хищник).

2 — пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).

3- обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).

4 — панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).

5 — попугаи — (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).

2 этап. Распределение животных.

Слова ведущего: «Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей».

3 этап. Неизвестное животное.

Слова ведущего: «Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно, раскрасьте клетки». Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку .

4 этап. Анализ упражнения .

Слова ведущего: « Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.

Неизвестное животное — это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы — человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.

Если же ваше животное — хищник, то вы по своей натуре — борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды.. Если вы травоядное животное — то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».

Ведущий может также интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников к той или иной сфере их профессиональной деятельности.

Источник

Коррекционно-развивающее занятие «Веселый зоопарк»

Занятие по коррекции и развитию сенсорных процессов и психомоторики учащихся 3 специального /коррекционного/ класса VII вида

Скачать:

Вложение Размер
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie_po_teme_veselyy_zoopark.docx 181.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
для учащихся 3 специального /коррекционного/ класса VII вида
Тема: «Веселый зоопарк»

Цель: Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся.

  • Коррекция мыслительных процессов.
  • Коррекция мелкой моторики рук.
  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Развить навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
  • Закрепить и углубить знания о животных
  • Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.
  • Воспитывать умение осознавать и выражать свои чувства, понимать чувства других
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Материалы для занятия:

  • Наглядный раздаточный материал по теме.
  • Карточки для упражнений
  • Листы для выполнения графического задания, карандаши, ручки
  • Лист бумаги или картона с нарисованным или напечатанным барашком,
  • Кусочки ваты, клей (лучше карандаш).
  • Компьютер (ноутбук), мультимедийное оборудование, колонки
  • Диски с релаксационной музыкой
  • Доска
  • Столы, стулья

Средства коррекции: игры, упражнения, графическая работа, поисковая деятельность, просмотр презентации, творческая деятельность и т.д.

Форма коррекции: групповая работа, работа в микрогруппах.

Материалы: раздаточный наглядный дидактический материал, листы бумаги, карандаши, ручки, лист бумаги или картона с нарисованным или напечатанным барашком, кусочки ваты, клей (лучше карандаш).

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, колонки, диски с релаксационной музыкой, столы, стулья.

1. Настрой на работу.

Прежде чем мы начнем работу, я хочу, чтоб вы немножко задумались о своем настроении и представили себя животным.

Игра «Ассоциации» Если бы я был животным, то сейчас я был бы….

Ребята представляют себя каким-нибудь животным и говорят, почему.

2. Введение в тему занятия.

Когда вы отгадаете загадку, вы поймете, какая тема нашего занятия.

Есть хороший добрый дом

Поселились звери в нем

Волки, зебры и мартышки

И большие и малышки

Чистят перышки и лапки

Все здесь славно, все в порядке.

Всем здесь весело живется,

Как же этот дом зовется? (зоопарк)

Сегодня мы совершим с вами путешествие в зоопарк. А кто-нибудь из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели? (обсуждение)

Давайте посмотрим слайды презентации… каких животных можно увидеть в зоопарке. Смотрите внимательно, в конце просмотра я проверю, кто самый внимательный.

Вопрос: чем похожи были все фотографии? (презентация составлена таким образом, что все животные были с детенышами)

Упражнение «Мамы и их детеныши» У нас на картинках мамы и детеныши потерялись. Помоги животным найти друг друга.

Детям раздаются карточки с названиями или изображениями животных. Задача не только найти пару, но и правильно назвать животных и их детенышей. (Выбирать желательно задания посложней, такие как лошадь с жеребенком, овца с ягненком и т.п.)

Ну вот, все нашли своих мамочек, теперь все в порядке, все животные довольны! А мы продолжим наше путешествие по зоопарку.

Детям раздаются карточки с изображением рожиц-настроений.

Мы шли по зоопарку и увидели там льва. И очень испугались… (изобрази) Найди рожицу (аналогично задание для всех ситуаций), затем мы увидели мартышек и обрадовались, увидели павлина и удивились, увидели черепаху, но она спряталась в панцирь и мы огорчились и т. д.

Игра «Доброе животное»

Психолог тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Каждый представьте, что это за животное, сейчас мы попробуем его изобразить.

Упражнение рисунок по кругу «Несуществующее животное»

(Работа в малых группах под тихую спокойную музыку)

У каждого участника имеется лист бумаги и карандаш своего цвета. Лист сворачивается в три раза, как театральная программка. Один рисует голову животного на одной трети листа, сгибает его, делает пометки, где будет находиться шея, и передает следующему. Сосед рисует туловище животного, сгибает лист, делает пометки, где будут находиться ноги, и передает рядом сидящему. Следующий дорисовывает ноги и отдает соседу, который разворачивает весь лист, придумывает название животному и сочиняет про него историю. Чем больше число участников, тем меньший сегмент фигуры изображает каждый.

Когда все справятся с заданием, животные тоже отправляются в зоопарк, где психолог предлагает им найти друзей.

Словно маленький котенок!

А сама-то-как мегера!

Эта чёрная….. ! (пантера)

Ловко прячется в норе,

Любит шарить во дворе!

Схватит куру-и в леса!

Два горба! Какое чудо!

В них продукты для …. (верблюда)

Он зимою спит в берлоге.

Простудить боится ноги!

Ты скажи мне-Кто он? — (мишка)

В зоопарке, верь, не верь,

Хобот кверху поднимает,

Как фонтан всех поливает,

Мне скажите, кто же он?

Ну, конечно, это….. (слон)

Упражнение «Графический диктант»

Какое самое большое животное можно увидеть в зоопарке? (слона)

Задание нарисовать слона, который смотрит на себя в зеркало (любой из вариантов, в зависимости от подготовленности детей).

Физкультминутка «Покорчим рожицы».

Психолог предлагает изобразить мордочки различных животных. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд — влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Филин-глаза широко открыты и медленные повороты головы влево, вправо. Посмотреть вперед и поморгать. Тигр-изобразить оскал и порычать. И т.д.

Понравилось вам путешествие? Пора возвращаться домой. А чтобы оставить память о сегодняшнем путешествии, мы сделаем с вами чудесную поделку, которая будет напоминать нам о сегодняшней прогулке в зоопарк

Аппликация из ваты «Барашек»

(звучит спокойная, мелодичная музыка)

Детям раздаются материалы для поделок (листы картона с изображением животного, вата, клей)

Инструкция: Те места, которые у нашего барашка будут пушистыми, промажьте клеем и приложите сверху вату. Чтобы барашек был красивым, старайтесь чтобы не оставалось пустых мест. Чтобы клей не засыхал, можно мазать постепенно, маленькими участками.

В итоге у нас получается вот такое пушистое чудо.

Выставка поделок-барашков. Что понравилось больше всего на занятии.

Источник

Мини-тренинг «Жизнь прекрасна!» тренинг для педагогов Доу

Актуальность : Жизнь личности под информационным давлением и в постоянном эмоциональном напряжении становится нормой. Люди настолько привыкли к постоянным стрессам и эмоциональным нагрузкам, таким проблемам, как внутреннее беспокойство, тревога, дискомфорт, часто не предоставляется должное внимание, а они могут привести к кризисам, психическим расстройствам, даже суициду.

— формирование у педагогов и родителей жизнеутверждающей позиции;

— позитивного отношения к себе и окружающим, своей жизни;

— развитие навыков определения и проектирование жизненных перспектив.

Задачи:

Повышать коммуникативные навыки педагогов;

Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;

Повышать самооценку педагогов;

Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Участники : педагоги, сотрудники ДОУ, родители.

Оборудование и материалы : шкатулка с зеркалом, свеча, цветная бумага, белая бумага, ручки, карандаши, маркеры, проектор, ноутбук, видео-притчи от Пауло Коэльо.

У меня в руках волшебная шкатулка, в ней — самое ценное сокровище планеты Земля. Давайте познакомимся с этим сокровищем. (Все по очереди смотрят в шкатулку, не рассказывая кого там увидели)

— Кого вы увидели в волшебной шкатулке? Так, каждый увидел в волшебной шкатулке себя.

Самый главный человек в мире — это каждый из вас, потому что мир неповторимый и разнообразный благодаря людям. Поэтому тема сегодняшней нашей встречи «Жизнь прекрасна».

Но для того, чтобы общение было эффективным, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение встречи.

Правила работы группы:

1. Принцип «здесь и сейчас» (главное в групповом общении не то, что происходило «там и тогда», а то, что вы чувствуете «здесь и сейчас»).

2. Добровольное общения и искренность (принцип эмоциональной открытости помогает выполнять правило «здесь и сейчас» и создает атмосферу искренности и доверия).

3. Правило Я-высказывания (всегда говорить от своего имени, примерно в такой форме «Я чувствую, мне кажется, я думаю . » вместо «Все так считают», «Мы думаем», «Каждому здесь известно» и т.п. ).

4. Право на поддержку.

6. Принцип безопасности обратной связи, запрет ярлыков и диагнозов.

Знакомство «Визитка настроения»

Цель : изучить настроение участников мини-тренинга

Ход упражнения : участники выбирают цвет своего настроения и пишут свое имя (создают визитку). По очереди называют свое имя, свое положительное качество и объясняют, почему выбрал этот цвет для визитки (ассоциация).

Красный Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.

Желтый Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.

Зеленый Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.

Синий Говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.

Черный — беспокойство и отстраненность. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой — о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.

Упражнение «Жизнь — это»

Под спокойную музыку участники передают по кругу зажженную свечу — символ жизни.

Представьте, что зажженная свеча — ваша жизнь. Когда свеча находится в ваших руках, только вы можете решить — будет гореть она или погаснет. То же самое и с жизнью — лишь вы решаете, какой она будет. Продолжите фразу: «Жизнь — это . ».

Древняя притча «Сам слепи свое счастье» (видео запись от Пауло Коэльо )

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

— Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно —
С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ —
В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье — чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!

Вопросы:

— Как вы думаете: «Счастье — чьих рук творение?»

Вывод:

А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: «Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!»

Игра «Полотно счастья»

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: «Что такое счастье?» и передать этот моток другому человеку по вашему выбору. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

— В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра «Имена» (плетем полотно)

Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.

Вопросы для обсуждения:

— Понравился ли вам комплимент?

— Приятно ли было вам получать комплимент?

— Что приятнее получать или говорить комплимент?

Игра «Оберег Счастья»

— Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках — чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Вопросы:

— Что вы чувствуете, держа его в руках?

— Что оно вам напоминает?

— Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)

А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: «Желаю вам:». (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья). Сохраните этот оберег счастья.

Просмотр видео – «Все мы ищем счастье» от Пауло Коэльо )

— У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.

Упражнение «Посещение зоопарка»

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют, по кругу делают массаж друг другу.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).

Вопросы:

— Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?

— Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?

— Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?

Упражнение «Сосуд жизни».

Человеческая жизнь . Неповторимая, радостная и печальная, полная глубоких переживаний, сладкая, как мед, и горькая, как полынь.

Жизнь дается нам удивительным цветком, который утром умывается росой, встречая новый день, нежно протягивает руки-лепестки к солнцу, чтобы защитило его от всего злого и недоброго, а вечером тихо и спокойно опускает свою головку к земле, надеясь на следующий день увидеть мир лучше.

Нарисуйте на чистом листе бумаге сосуд. Это ваша жизнь. А теперь наполните сосуд этими предметами пожеланию (вывешивается картинка: сосуд,

большие камни; мелкие камни; песок.

Просмотр видео – притчу о смысле жизни

Рефлексия

Конечно, никому не дано с точностью определить свое будущее. И все же каждому под силу наметить собственный путь само созидание, каждому следует знать, что он способен усилить в себе, а отбросить или хотя бы смягчить.

Жизнь — это высшая ценность. Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.

Анкета «Обратная связь»

Ваша степень включенности на мини-тренинге с психологом (обведите):

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало вам быть включенным на мини-тренинге? _____________________________________________________________

Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________________________________________________________________________________

Что вам не понравилось? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши мысли после мини-тренинга __________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши замечания и пожелания (по содержанию, по форме проведения и т.п.) ___________________________________________________________

Список использованных источников

1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 143с.

2. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2011. — 123с.

Источник

Читайте также:  ключевые упражнения для похудения
Adblock
detector