Меню

упражнение на трех этапах обучения

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой определенную систему действий ученика ! и преподавателя. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распре­делены во времени. Поочередное решение конкретных задач обуче­ния обусловливает возможность выделения отдельных этапов. В данном случае рассматривается период непосредственного разучи­вания упражнения, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, углубленное разучивание, за­крепление и совершенствование движения (табл. 5).

Первый этап обучения — начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание об­щего представления о новом движении. Предварительное представ­ление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдель­ных положениях. Эта информация может носить описательный ха­рактер и дополняться количественными значениями технических действий.

Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:

1) формулировку общей задачи предстоящего обучения;

2) обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;

3) разработку плана предстоящих действий;

4) объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;

5) контроль за созданием представления путем описания учени­ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.

Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью преподавателя или воспро­изведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ученик получает определенные мышечные ощущения (дви­гательную информацию), которые расширяют сведения о технике нового упражнения.

Второй этап обучения — углубленное разучивание дви­жения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:

1) постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;

2) сопровождения выполнения упражнения словесными и ины­ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;

3) оказания непосредственной помощи для облегчения выполне­ния;

4) обеспечения безопасности обучения;

5) исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;

6) планирования последующих заданий.

Если движение сложно и требует значительных физических зат­рат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.

При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:

— предусмотреть не менее 6—8 подходов для выполнения за­даний;

— при разучивании на одном занятии нескольких новых дви­жений требуется их чередование с уже освоенными;

— для лучшего запоминания движения желательно его повто­рение на каждом занятии;

— перерыв между подходами к снаряду не должен превышать 3 минут.

В результате активной работы преподавателя и ученика на вто­ром этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Основны­ми признаками становления нового двигательного навыка является автоматизированное выполнение основных элементов техники, об­разование новых координационных связей, управление двигатель­ными действиями. На этом этапе возможно дробное изучение уп­ражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.

Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.

Третий этап обучения — закрепление и совершенство­вание движения. Данный этап направлен на стабилизацию техни­ки и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторе­ния упражнения в стандартных условиях или близких к соревнова­тельным.

Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно вы­полнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении дли­тельного периода.

Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется зада­чами контроля и управления учебным процессом. Непосредствен­ное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.

В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т. е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.

Для сохранения достаточно высокого качественного и техниче­ского уровня исполнения каждое упражнение необходимо перио­дически повторять.

Источник

Методики обучения: 10 эффективных упражнений

Методики обучения: 10 эффективных упражнений

Все учителя хотят, чтобы их ученики были внимательными, легко запоминали и понимали материал. Мы делимся эффективными упражнениями, которые помогут развить эти качества.

Успех обучения зависит не только от профессионализма учителя, но и от личных качеств ученика. Для успешного усвоения материала школьной программы нужна хорошая память, умение концентрироваться, развитое мышление и, в большинстве случаев, еще письменная речь.

Работаем над концентрацией внимания

Умение сконцентрироваться выручает школьника на всех уроках. Высокий уровень концентрации помогает усвоить новую тему на уроке, написать диктант или краткое изложение, подготовить доклад, решить сложную задачу, дать точный пас на футбольном поле.

Упражнение «Линия» поможет определить уровень концентрации

Это упражнение поможет определить, насколько хорошо ученик может сконцентрироваться, и позволит следить за прогрессом в развитии концентрации.

Читайте также:  упражнения в футболе старшая группа

Для выполнения упражнения нужно взять карандаш или ручку и чистый лист бумаги. Задача ученика — плавно и медленно вести линию, сосредоточив все мысли и внимание только на ней. Как только ученик понял, что отвлекся, нужно сделать маленький пик вверх: подумал о чем-то своем — пик вверх, отвлекся на посторонний шум — еще один пик, и так далее. В итоге получится подобие кардиограммы, по которой можно оценить уровень концентрации. Идеальный результат — ни одного пика за три минуты.

Это упражнение может показаться ученикам простым, пока они не попробуют выполнить его без ошибок. Ученикам нужно работать в паре. Один ученик должен смотреть на карточку и называть цвета слов, то есть не читать слово, а называть цвет текста. Второй ученик фиксирует количество ошибок. После ученики меняются ролями.

Это упражнение особенно полезно для учеников начальной школы, но вы можете попробовать выполнить его и с ребятами постарше.

«Гиперосознанность» помогает сконцентрироваться, если ученики перевозбуждены, например, после урока физкультуры, или когда вы сообщили им приятную новость о предстоящем школьном празднике.

Прочтите ученикам следующую инструкцию:

Сядьте удобно, держите спину прямо и закройте газа. Обратите внимание на дыхание, старайтесь дышать глубоко, спокойно и ровно. На вдохе медленно сожмите правую руку в кулак. На выдохе медленно разожмите пальцы по одному, считая про себя «1, 2, 3, 4, 5». Проделайте то же с левой рукой.

В большинстве случаев достаточно выполнить это упражнение два-три раза.

Развиваем память и скорочтение

Хорошая память и способность читать быстро и осознанно помогает школьникам экономить силы и время при изучении или повторении материала. Способность к быстрому запоминанию пригодятся при подготовке к экзаменам и контрольным работам.

Упражнение «Таблицы Шульте»

Таблица Шульте — это сетка (в базовом варианте — 5 на 5) со случайно расположенными числами или буквами. Упражнения с таблицами Шульте помогает увеличить периферическое зрение, что крайне важно для скорочтения.

Чтобы заниматься по таблицам Шульте, нужно распечатать их и положить лист перед собой на парте. Оптимальное расстояние от глаз до таблицы — 30—35 см.

В начале работы с таблицей нужно зафиксировать взгляд в центре и не сдвигать его. В случае с сеткой 5 на 5, нужно максимально быстро искать числа от 1 до 25 в порядке возрастания, не пропуская и не проговаривая числа вслух. Не стоит перенапрягаться и использовать более 10 таблиц подряд.

Желательно не водить глазами по таблице, а фиксировать крайние столбцы и строчки периферическим зрением.

Это упражнение поможет развить ассоциативную память и увеличит объем памяти. Предложите ученикам изучить картинку с животными. У ребят есть всего 30 секунд, чтобы запомнить клички животных. После этого им нужно перевернуть картинку и воспроизвести то, что они запомнили, записав, каких животных они видели и их клички.

Учимся создавать образы

Творческое мышление и воображение помогает искать нестандартные или альтернативные способы решения задач, писать сочинения, воспринимать художественные произведения.

Упражнение «Метод Леонардо да Винчи».

Великий Леонардо славился незаурядным умом и творческими способностями. Доподлинно не известно, имеет ли это упражнение отношение к мастеру эпохи Возрождения, но тем не менее, оно отлично помогает развить творческие способности.

Суть упражнения проста. Ученику нужно взять два карандаша, по одному в каждую руку. Затем нужно попытаться нарисовать две одинаковые картинки одновременно. Начать можно с простых геометрических фигур или с предложенных нами заготовок.

Упражнение «Лицедей»

Все школьники учат стихотворения, но не все делают это охотно. Мы знаем, как увлечь ребят и привить им интерес к поэзии. Устройте экспериментальные чтения. Пусть каждый ученик рассказывает выученное стихотворение в образе. Подготовьте к уроку бумажки с условиями. Условие — это образ или эмоция, с которой ученик будет читать стихотворение. Можно провести жеребьевку, чтобы каждый ученик не знал заранее, свое условие и вытянул его перед выходом к доске.

Примеры условий: вы продрогли, вам очень грустно, вы счастливы, вам скучно, вы спешите.

Слушая одно и то же стихотворение, рассказанное с разной интонацией и эмоциональной окраской, ребята смогут лучше понять его, увидеть, какие эмоции раскрывают художественный замысел поэта, а какие наоборот разрушают его.

Друдлы (по-английски droodles) – придумали американский автор-юморист Роджер Прайс и креативный продюсер Леонард Стерн. Название получилось в результате комбинации трех слова: «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Эти «каракули» быстро завоевали популярность, и долгое время их даже печатали в американских газетах и журналах.

Суть игры с друдлами заключается в поиске как можно большего количества интерпретаций. Каждый видит в этих рисунках что-то свое, их можно дорисовывать или раскрашивать. Это развлечение нравится детям и взрослым.

Тренируем письменную речь

Грамотная и развитая письменная речь нужна не только на уроках русского языка. Современные люди ежедневно ведут переписку в социальных сетях и мессенджерах, общаются на форумах. Умение кратко и ясно изложить свою мысль — признак воспитанности и культуры.

Читайте также:  замена упражнения жим ногами

Пишем краткое изложение

Школьники привыкли писать краткое изложение прочитанного или прослушанного текста, но ведь записать можно все, что угодно: увиденное событие, эмоции, чувства, звуки.

Предложите ученикам делать краткие изложения после фильма, серии любимого сериала, уровня видеоигры или интересного урока. Также очень полезно фиксировать яркие воспоминания. Ученик внезапно вспомнил любимую игрушку из раннего детства. Пусть напишет о ней!

Учимся развивать сюжет

Вместо краткого изложения можно поработать с сюжетом. Многим ученикам будет интересно придумать продолжение сериала в ожидании нового сезона

Эти упражнения проверены учителям и личным опытом тысяч людей, стремящихся развить свои способности. Вы можете дополнить или усовершенствовать эти упражнения или поделиться в комментариях своими любимыми методиками.

Источник

4 шага освоения новых навыков

Привет ребята, как жизнь? Сегодня мы будем биться за то, чтобы вы учились новым « скилам » невероятно быстро.

В этой статье я расскажу о 4 этапах процесса, которые можно использовать для получения новых навыков, вне зависимости от того, связано ли это с учёбой, будущей карьерой или с развлечением типа игры на гитаре или кулинарии.

Процесс, о котором пойдёт речь, можно применить к любому умению, потому-что основное в развитии навыков, будь то физическое, как баскетбол, или мыслительное, как математика – это приобретение знаний.

Когда вы впитываете информацию и применяете её на практике, вы формируете новые нейронные связи, соединяете их с другими связями и со временем укрепляете.

По мере того, как вы делаете это, вы приобретаете навыки и проходите через трёхступенчатую модель, которая начинается с когнитивной стадии, когда вы просто обучаетесь и формируете эти нейронные связи.

Затем идёт ассоциативная стадия, где вы практикуетесь и можете самостоятельно понять свои ошибки, чтобы проработать пробелы.

И, в конце концов, вы переходите к автономной стадии. На этом этапе — вы овладели навыком и уже можете действовать на автомате. На это нужно потратить очень много времени.

Мастерство приходит с часами практики, но это не значит, что вы обречены потратить десятки часов на начальных стадиях, потому-что, если знать, как правильно структурировать процесс обучения – можно сделать невероятный прогресс за короткий период времени. Автор книги «Первые 20 часов» Джош Кауфман, утверждает, что вы можете научиться базовому мастерству почти в любом деле, которое приходит менее чем через 20 часов после практики. Этот процесс сводится к 4 различным шагам.

Через секунду мы перейдём к ним, но сначала, я хочу сделать вам вызов. Если вы сидите там, читаете эту статью и хотите чему-то научиться, возьмите это за основу. Как прочтете статью до конца, возьмите лист бумаги и распишите план, включающий эти 4 ступени, затем приведите его в действие.

Итак, первый шаг в процессе Кауфмана – проанализировать навык . Вы разбиваете его на составные части и расставляете приоритеты, основываясь на ваших конкретных целях в этой области. В качестве примера, поговорим об игре на гитаре. Многие хотят играть на гитаре, но способов игры множество и музыкальных жанров – «тонна». Просто сыграть несколько разных песен будет достаточно, или вы хотите «рубить соло» целыми днями как самые крутые гитаристы? Это очень разные умения. Таким образом, разбивая навык на отдельные субнавыки: аккорды, гаммы, считывание табов, понимание музыкальных интервалов – вы получаете список «строительных блоков», которые затем можно распределить по приоритетам и действовать.

Второй шаг в процессе Кауфмана – образование . На этом этапе, надо взять каждый субнавык по приоритетам и узнать о нём достаточно, чтобы вы могли практиковаться, выявлять свои ошибки и самореализовываться. Теперь, обратите внимание, что я сказал: « достаточно о каждом навыке », а не « сколько сможете ». Вам нужно знать достаточно о каждом субнавыке, чтобы вы могли начать практиковаться, «пачкать руки» и делать ошибки, потому-что тогда вы будете знать, что нужно исправить.

Тритий шаг в этом процессе – устранение любых потенциальных барьеров для успеха или препятствий для прогресса и практики . И, на мой взгляд, наиболее вероятная вещь, которая будет мешать вашей практике – это отсутствие мотивации в долгосрочной перспективе. Итак, найдите способ мотивировать себя, возможно, это будет ответственный напарник или форум по интересам. Или может вы просто записываете каждый день практики, чтобы отслеживать развитие и не останавливаться. Ладно, умения мы разобрали, обучение тоже, и барьеры были «разрезаны пополам».

Сейчас мы находимся на четвёртом и последнем этапе процесса – сознательная практика . По правилам книги Джоша Кауфмана, вы должны практиковаться сознательно, пока не достигните своих целей для каждого приоритетного субнавыка. Или пока не пройдёте 20 часов специальной практики. И то, что он рекомендует – это практиковаться, используя таймер или часы, и отслеживать количество потраченного времени. Потому-что, когда вы практикуетесь в чём-то сложном, можно очень просто переоценить, сколько времени вы тратите на это.

Читайте также:  упражнение планка по дням и секундами

Теперь, когда мы прошли четырёхэтапный процесс, я хочу дать несколько советов для успешного развития ваших навыков. И первый из них – ровняться на работу мастера, которым вы хотите быть. Проанализируйте его работу, насколько сможете, а затем попытайтесь имитировать. Многие люди скажут, что это копирование и обман, но на самом деле, главное, чтобы вы не выдавали эту работу за свою собственную.

Многие люди так обучаются навыкам. В японских боевых искусствах есть даже такая концепция, она называется shu ha ri. В музыке тоже самое. Известный джазовый трубач Кларк Терри, считал, что подражание, на самом деле, является неотъемлемой частью становления великим музыкантом. И он говорил своим ученикам, что процесс обучения музыке состоит из трёх этапов: подражание, ассимиляции и инновации. Вот, что он сказал о роли подражания: «Подражая великим музыкантам, вы начинаете понимать музыку на более глубоком уровне и будете видеть собственный звук, развивать свой подход к импровизации. Вопросы, на которые нельзя ответить теорией музыки, типо как играть более длинные строки, артикулировать, раскрываются, когда вы начинаете подражать мастерам».

Одна из причин, по которой эта тактика так хорошо работает, в том, что она даёт возможность выйти далеко за пределы зоны комфорта и нынешнего уровня мастерства. Потому-что если вы можете взять что-то, что сделал мастер и проанализировать это со всех сторон, вероятно, вы сможете воссоздать некоторые аспекты, даже если не знаете точно, зачем вы это делаете. Затем, по мере того как вы наполняете свои знания, изучая теорию, вы можете сказать: «о, вот почему я это сделал» или «вот как я это сделал, сначала я этого не понимал, но теперь понял и я, вроде как могу подняться на одну ступень, потому-что я сделал эту работу в первую очередь».

Стэмфордский профессор математики Рави Вакил, назвал это «заполнением». И вот как он описал это с точки зрения математики, — «математика настолько насыщена и бесконечна, что её невозможно изучать систематически. И если вы ждёте, что, только освоив одну тему можно переходить к следующей – вы никогда и никуда не продвинетесь. Вместо этого у вас будут «завитки знаний», простирающиеся далеко от вашей зоны комфорта. Потом вы сможете заполнить их и расширить зону комфорта».

Другой способ учиться у мастеров – просто брать у них уроки, поэтому иной подход к процессу ускоренного развития навыков – найти учителя, тренера или пройти учебный курс. По личному опыту знаю, что наличие наставника или кого-то, кто может указать на ваши ошибки, вероятно, самая ценная вещь в мире. Но не стоит позволять географии лимитировать доступ к учителям, потому-что существуют сотни тысяч учебных пособий и онлайн курсов, которые вы можете использовать для любого навыка, которому обучаетесь.

У меня есть ещё несколько советов. И все три из них связаны с тем, чтобы сделать ваши практические занятия более эффективными и полезными.

Первый – найдите способ документировать вашу практическую деятельность. Вам не нужно записывать всё, но частная запись позволит вам проанализировать ваши успехи, увидеть ошибки, которые вы совершаете, и внести улучшения. Потому-что, если вы не видите что делаете, вы в действительности не знаете, как прийти к прогрессу.

Во-вторых , если вы хотите ускорить процесс развития и при этом получить хорошие результаты – вам нужно время на упражнения на гиперфокусировку и честную объёмную практику.

И наконец, пока вы практикуетесь, надо «повышать ставки» . Обучаясь новому субнавыку, начинайте с «лайтовой ставки», при которой находитесь в ситуации с очень низким уровнем стресса и небольшой угрозой последствий. Затем переходите к более высоким «ставкам», где есть определённое давление.

Разработка видеоигр – прекрасный пример, потому-что, если анализировать практически любую видеоигру, для того, чтобы повысить уровень в игре обычно есть возможность для изолированной практики. Там вы можете практиковать умения с малейшими угрозами, ведь противники не ударят в ответ. Как только вы смогли разобраться, вы переносите это на реальную ситуацию, где противники набрасываются на вас, и всё происходит быстрее, маржа на ошибку очень низкая, и существуют последствия.

Этот принцип так же применим к реальным речевым навыкам, в смысле, возьмём изучение нового языка. Когда вы абсолютно ничего не знаете, вам нужно пройти через небольшой период стресса, пока вы набираетесь словарным запасом, но затем, чтобы действительно повысить свои навыки и укрепить то, что вы узнали, можно поболтать с кем-то по Skype или даже поехать в другую страну для разговора лицом к лицу.

Если вам понравилась статья – ставьте лайк, чтобы поддержать канал. Вы можете подписаться на канал прямо здесь, если хотите больше новых статей. До скорого!

Источник

Adblock
detector