Меню

упражнение на тип взаимодействия

Тренинг взаимодействия в группе

Тренинг для педагогов и воспитателей, направленный на формирование благоприятного климата в коллективе.

Скачать:

Вложение Размер
trening_.docx 142.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг взаимодействия в группе

“Карьерные успехи человека на 80% зависят от его умения общаться и только на 20% от уровня его профессионализма.»

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Взаимодействие людей может быть осуществленно в:

Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. Энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли».

Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».

Команда – всеобъемлющее взаимодействие людей. За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».

Каким сообществом является Ваша организация? Почему?

  • все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
  • умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
  • организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
  • в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
  • развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
  • созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
  • команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

1. Упражнение «Да, я такая…»

Участники встают в круг лицом к лицу. Двигается внутренний круг. Внутренний круг говорит комплименты, внешний отвечает :Да, я такая. А еще я могу…»

Обсуждение : Какие ощущения после сказанного? Что было сказано заслуженно, объективно? Чувствовалась искренность или формальность ? Что было легче: говорить комплементы или принимать их?

2. Упражнение «Построение круга»

Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? На что ориентировались при построении?

3. Упражнение «Поворот в прыжках»

Описание упражнения : Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Обсуждение : Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя?

4. Упражнение «Ботинки»

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы пытались делать в первую очередь: одеть обувь самим или помочт одеть ее соседу?

Делимся на две группы.

Все участники делятся на 2 команды. Задание заключается в том, что сначала участники ищут и записывают как можно больше сходств между командами, а потом- различия.

Обсуждение: Какой список оказался больше? Что было легче: искать сходства или различия? Чего в итоге оказалось больше: сходств или различий?

6. “Вавилонская башня”

Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Ограничения – запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Описание – все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать картнку домик отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна башни, третий – флаг, четвертый – раскрасить и т.д. В результате должна получиться связная логичная картинка. После все оценивают получившееся и дается 1мин. на креатив. Что хотелось бы добавить?

Обсуждение: Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему? Что оказалось прще: выполнять четкие указания или дополнять рисунок на свое усмотрение (креатив?)

Теперь необходимо выбрать себе напарника из другой команды, с которым дальше мы будем взаимодействовать.

7. “ Вслепую через лабиринт”

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями.

Смысл упражнения: упражнение обучает находить взаимопонимание с другим человеком в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Обсуждение: Что кому было проще – быть ведущим или ведомым, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

8. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Описание . Тренер просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Сегодня заезжал Иван Петрович из управления. Он ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет японского оборудования.

Сказал, что должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем старшим воспитателям необходимо пройти тестирование в 11-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го декабря. Пропуска можно будет заказать у Зинаиды Григорьевны.

  • Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
  • заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? À насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что …?

9. Упражнение “Пожелание»

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание. Участники сами пркалывают лучики в солнышку.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Источник

Упражнения на взаимодействие

Упражнение для двух участников. Первый поднимается на стул, второй стоит перед стулом, лицом к партнеру.

Держась за руки, актеры меняются местами, производя «симметричные» действия: когда первый спускает ногу со стула, второй поднимает одну ногу на стул. Первый опускается полностью на пол, второй в это время поднимает вторую ногу на стул. Поменявшись местами, актеры, не останавливаясь, начинают следующий круг: первый поднимается на свой стул, второй занимает свое прежнее место внизу. В ходе упражнения руки партнеров то поддерживают друг друга, то дают опору для отталкивания.

Очень важно добиться в упражнении полного взаимодействия, сохранения темпа и плавного, без рывков, движения.

Это же упражнение, но не в паре, а для каждого участника в отдельности. Актеры становятся каждый перед своим стулом. Задание: абсолютно бесшумно и без помощи рук взобраться на стул, расслабить мышцы спины и поясницы и так же тихо и бесшумно опуститься на пол. Повторяется 5—8 раз. (напряжение-расслабление)

Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка).

В каждой паре определите, кто ведущий, а кто ведомый. По ходу игры вы будете меняться ролями. Ведущий и ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу тренера пары начинают движение по комнате. Это может быть ходьба различной скорости и темпа, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки. Главное — сохранить резинку на теле (причем понятно, что придерживать ее во время движения руками нельзя, иначе все упражнение потеряет смысл!). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за излишнего натяжения.

Следующее упражнение разминки проводится с волейбольным, легким резиновым мячом или с воздушным шаром. Цель игры — тренировка координации движений, точное владение телом, физическая разминка и организация партнерства в игре.

Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто — второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. Ведомому придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств, и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру-поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища.

Для выполнения упражнения нам потребуется все пространство комнаты, входы и выходы из нее. Будет очень хорошо, если мы сможем использовать также коридор, смежные помещения, выход на улицу. Расширение пространства действия делает задание гораздо более значимым. Разумеется, вместе с актерами мы позаботимся о том, чтобы освободить предполагаемый маршрут движения пар от опасных или крупногабаритных посторонних предметов, от столов с острыми углами.

— Итак, мы начинаем упражнение «Поводырь». Поводырь проверяет готовность своего партнера к упражнению: если глаза ведомого завязаны, не давит ли ему повязка? Есть ли какие-то проблемы? Все готовы? Тогда я объявляю первый этап. Поводырь встает за спиной ведомого и кладет ему руку на плечо.

По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд.

  • — Закончился первый этап упражнения. Теперь я прошу ведущего стать лицом к ведомому. Протяните друг другу руки так, чтобы ладонь ведущего была внизу, а ведомого — легла сверху на ладонь поводыря. На втором этапе вам предстоит пройти маршрут именно в такой «гибкой» связке. В то же время старайтесь не терять контакта междуладонями: рука ведомого не должна соскальзывать с руки ведущего! Это непросто, но я верю, что после первого этапа вы стали лучше понимать друг друга, и это взаимопонимание поможет паре пройти второй этап задания не менее успешно.
  • — Мы продолжаем упражнение и вновь меняем стиль ходьбы. Поводырь встает сбоку или сзади ведомого без всякого физического контакта с ним. Теперь вам предстоит пройти совместный маршрут лишь с помощью словесных указаний.
  • — Я хочу поблагодарить всех поводырей за ответственное выполнение задания. Спасибо следует сказать и ведомым, которые с доверием отнеслись к своим товарищам. Поблагодарите друг друга. Сейчас по моей команде вы получите возможность испытать те же чувства, которые только что пережил ваш партнер: вам предстоит поменяться ролями.

Надеюсь, что пары готовы? Мы начинаем упражнение вновь с первого этапа. После окончания упражнения усаживаемся в круг и рассказываем о своих впечатлениях в ходе игры.

— Что вы чувствовали, когда были ведомым? Легко ли доверить себя другому человеку? Чего вы боялись больше всего? Какое отношение вы испытывали к ведущему? Кто безоговорочно верил своему поводырю? Почему? Что заставляло вас с недоверием относиться к вашему партнеру?

Какие чувства вы испытывали, будучи ведущим? Обижало ли вас недоверие партнера, как вы его чувствовали? Удалось ли наладить между вами эмоциональную связь, что потребовалось для этого? Какой этап задания был наиболее сложен и почему?

Кем, по вашему мнению, быть сложнее: поводырем или ведомым?

Приведу еще один вариант упражнения. Попросим ведущего встать лицом к ведомому на небольшом от него расстоянии. Между игроками не будет никакой физической связи: на этот раз ведение будет осуществляться лишь голосом ведущего, который изберет для себя какой-либо звук и будет постоянно выпевать его. Ведущий будет вести своего партнера, оберегая от неожиданных столкновений. Весь путь ему придется проделать, в основном пятясь назад, чтобы постоянно видеть товарища и буквально прикрывать его собственным телом от других участников и случающихся в пути предметов. Ведомому предстоит научиться узнавать голос своего проводника, выделяя его среди других шумов и голосов, различая его по характеру звука, высоте, тембру. Все же, несмотря на некое неудобство в передвижении, этап этот необычайно интересен именно мобилизацией внутренних ресурсов обоих играющих.

— Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!

Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» — с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» — разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.

Еще одно условие: нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в этот момент по соседству.

Есть вопросы? Все готовы? Начинаем движение! Увеличьте, пожалуйста, темп! Всячески избегаем касаний и столкновений с товарищами! «Семь!» Уже прозвучала цифра, быстрее распределяемся по группам! Молодцы, эта семерка справилась первой. Эта группа закончила второй, а эта задержалась. В «остатке» у нас оказалось два человека. Прекрасно! Видно, что вы поняли законы и правила игры. Попробуем еще раз.

После трех-четырех раундов останавливаем игру и ужесточаем правила:

— Пожалуйста, вспомните, как в горячке игры вы толкались, хватали друг друга руками, перетаскивая из группы в группу. Представьте себе, что на сцене вам тоже придется разбиться по группам. Уверен, что вы не захотите выглядеть перед зрителем подобной неорганизованной и шумной толпой. Так вот, сейчас то же самое задание вы выполните, абсолютно не используя руки.

Участники разбиваются на пары. Первый номер — скульптор, второй — глина, принимающая под рукой мастера причудливую форму.

После 5-7 минут работы скульпторы прекращают заниматься глиной, и «изваяния» застывают. Наступает время для «прогулки по саду скульптур» — приглашаем всех ваятелей пройти между памятниками и полюбоваться работой коллег. Хорошо, если вы сможете дать скульптуре имя и ваша догадка совпадет с замыслом автора-ваятеля!

Затем каждый возвращается к своей паре. По хлопку — смена ролей: бывшая скульптура оживает, превращаясь в художника, а номер первый соответственно становится податливой глиной.

Здесь предложено два варианта упражнения, которое потребует от участников координации действий, максимальной сосредоточенности и терпения. Это еще одно из заданий, помогающих не только выстраивать партнерские отношения, которые важны во время репетиций, на сцене—в ходе подготовки к выступлению и спектаклей, но и создающих отношения сопричастности (к группе, к общему делу, к спектаклю. ).

Группа садится в круг.

Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы.

Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками.

Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!

Теперь попробуем выполнить сходное задание в другой форме. Прошу выйти на площадку 10—12 добровольцев. (Упражнение эффективно при 8—15 участниках. При большем количестве затрудняется контроль, при меньшем — задание становится достаточно легковыполнимым.)

Наши добровольцы проведут на площадке всего три минуты. Каждому из них придется то находиться в движении, совершая короткие сольные переходы, то замирать на месте. Что здесь сложного? Сложность заключается в том, что, как и в варианте со счетом, в этой модификации задания существуют жесткие и не столь простые для выполнения правила:

  • * начинать движение по площадке и совершать переход может каждый раз лишь один из игроков команды. Одновременное начало движения двух или более участников приводят к их проигрышу и выходу из игры;
  • * каждый сольный переход продолжается не более 10 секунд. Каждый из игроков в ходе игры может совершить любое количество переходов; следующий игрок может начать движение, только когда предыдущий игрок остановился (опять-таки — не дольше 10 секунд!); «паузы между переходами не могут превышать трех секунд. То есть если по счету «три» ведущего ни один из участников не начал движение, вся команда считается проигравшей.

Источник

Читайте также:  методика упражнения как метода обучения
Adblock
detector