Меню

упражнение на тему толстой

Открытый урок литературы «Л.Н.Толстой. Нет человека достойнее имени гения»
план-конспект урока (10 класс) на тему

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость” Л.Н.Толстой

Скачать:

Предварительный просмотр:

Открытый урок « Л.Н. Толстой. Нет никого более достойного имени гения. »

развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности, пробуждение интереса к созданию проектов; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки делового общения.

воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.

• создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;

• обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

• обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

• совершенствовать навык критического осмысления текста;

• развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудиозаписи вальса Шопена, «Лунной сонаты» Бетховена, трио П.И.Чайковского, «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина; мультимедийная презентация к уроку. Проекты учеников. Раздаточный материал: дневниковые записи Л. Н.Толстого.

Тип урока: защита проектов + интегрированный урок

Добрый день, я рада встрече, займите свои места.

-Ребята, а кто такой гений? (человек, обладающий какими-либо способностями).

М.Горький писал: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей в наши дни. Его произведения- романы, повести, рассказы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 год было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

-А можно ли Толстого назвать гением?

-Ребята, а как бы вы сформулировали тему нашего урока?

« Л.Н. Толстой. Нет никого более достойного имени гения. »

— Скажите МОЖНО ЛИ ПОНЯТЬ И ОСМЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ, НЕ ИЗУЧИВ ОСНОВНЫХ МОМЕНТОВ ЕГО ЖИЗНИ, НЕ УЗНАВ, О ЧЕМ ОН ДУМАЛ, ЧЕМ ЖИЛ, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР?

-Какова же цель нашего урока, как вы думаете?

-(цель) Сегодня мы повторить известные факты из жизни Л.Н.Толстого, познакомиться с новыми страницами биографии писателя, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками “великого Льва”. А еще мы послушаем музыку, которую любил Толстой, стихотворения о нем, совершить заочное путешествие в Ясную Поляну.

— Мне хотелось бы, чтобы и вы, прикоснувшись к Толстому чуточку поближе, заинтересовались его судьбой и захотели читать его произведения. Вам станет понятнее, интереснее и значительнее личность Толстого, как и для его современников.

-Слушаем защиту проекта «Судьба и творчество Л.Н. Толстого», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ биография

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

Лучшие произведения Толстого.

— Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. Он был свидетелем многих исторических и культурных событий, видел, как шло развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века. Слушаем защиту проекта «Крымская война», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

ЗАЩИТА ПРОЕКТ А «Крымсая война»

Писатель стал свидетелем многих исторических событий:

1853–1856 — Крымская война.

1860–1870-е годы — реформы императора Александра II.

1866 — покушение террориста Каракозова на Александра II.

1871 — европейские катаклизмы. Парижская коммуна.

1876 — возникновение террористической организации «Земля и воля».

1877–1878 — русско-турецкая война.

1881 — убийство террористами Александра II.

1887 — попытка (не единственная) покушения на Александра III.

1904–1905 — Русско-японская война.

1905 — 9 января. Кровавое воскресенье. И многие события отразились затем в его произведениях.

— Слушаем защиту проекта «Ясная Поляна», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

Чтение стихотворения наизусть:

К Толстому, в Ясную Поляну! —

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

«Школа для крестьянских детей»
Как известно, в 1859 году Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей– одну из первых народных школ. Дети и учитель работали весь день: занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до 2 часов дня, чтобы послушать его сказки.

Читайте также:  комплекс упражнений офп для лыжников

Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты. Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе. Л.Н.Толстой сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит тем меньше дробь.

— Слушаем защиту проекта «Музыка в жизни Толстого», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

— Ребята, а кто-нибудь из вас ведет личный дневник? (ответы учеников). А вот у Л.Т. был такой дневник! Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Особенно любопытны дневниковые записи человеку, который начинает задумываться о цели и смысле своей жизни, пытается разобраться в проблемах своей жизни и жизни окружающих.

Практикум. Работа с дневниковыми записями Л.Н.Толстого.

У вас на партах листы с отрывками из «Дневниковых записей» Толстого. Прочитайте их и выделите главные, на ваш взгляд, правила жизни Толстого. Какие проблемы волновали его тогда? Какие правила жизни Т. вам близки и понятны?

“1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают. ”

— Что можно сказать о человеке, составившем такие правила? (Прямой, честный, бичующий себя, человек, который хочет изменить себя).

— Как можно назвать все это одним словом, по Толстому? (самосовершенствование)

Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя задачи на ближайшие два года. Меня лично удивляет и восхищает это.

“1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство — как теоретическое, так и практическое.

5. Изучить историю, географию, статистику.

6. Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи”.

Самое интересное, что многое из запланированного было выполнено. Он, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек, побеждает лень. Он хотел до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Ему казалось, что только стоит расписать свою жизнь заранее – и всё пойдет как по маслу. Но Толстой стремится стать образованным человеком, поэтому сформулировал своё жизненное кредо: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”. Как вы понимаете эти слова, какую грань характера писателя они открывают? Надеюсь, что отрывки из Дневника помогли вам не только узнать его ближе, но и заставили задуматься о себе, о вашем смысле жизни. Ведь не за горами начало и вашей взрослой жизни.

— С детства Лев Николаевич верил в легенду, что где-то в Старом Заказе спрятана зеленая палочка, на которой написано, как сделать людей счастливыми. Свою жизнь он посвятил этой великой цели – помочь людям устроить жизнь счастливо… И рецепты человеческого счастья заключал, как в кристаллы, в мудрые изречения:

(афоризмы на доске)

— Как вы думаете, а что помогло Л.Н.Толстому стать таким, каким мы его сегодня увидели? (ВОСПИТАНИЕ, ВОЛЯ, ТРУД, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ). А где берет начало становления личности каждый человек? (в родном доме).

Учитель Смогли открыть для себя Л.Н.Толстого? Что формирует человека? Природа, любимые занятия, друзья и, конечно, работа над собой. Работа Толстого над собой огромна. Его дневниковые записи, мысли, разобранные нами на уроке, мы найдём на страницах знаменитого романа «Война и мир», любимые герои Толстого будут “путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать”. Другие будут жить спокойно, не меняясь, то есть, по Толстому, “душевно подло”. Мы увидим его отношение к войне и соотнесём с высказыванием о насилии. И сделаем ещё много открытий.

Викторина по биографии Толстого

Упражнение «Синквейн » (слово французское, обозначающее пять строк.

1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

Читайте также:  пдд автодром упражнения видео 2017г

2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта

Источник

Цели :

1) Сформировать первоначальные представления об образе, символе;

2) Сформировать представления об многообразии творчества Л. Н. Толстого

3) Совершенствовать навык выразительного чтения;

5) Воспитывать эстетический вкус, любовь к русскому языку.

Оборудование :

Учебник, карточки с заданиями, портрет Л. Н. Толстого, текст рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению, проводимый

во 2 б классе лицея № 281 Адмиралтейского района

Паюнен Галиной Владимировной

Тема: Творчество Л. Н. Толстого

1) Сформировать первоначальные представления об образе, символе;

2) Сформировать представления об многообразии творчества Л. Н. Толстого

3) Совершенствовать навык выразительного чтения;

5) Воспитывать эстетический вкус, любовь к русскому языку.

Учебник, карточки с заданиями, портрет Л. Н. Толстого, текст рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся

II. Беседа о писателе. Работа с портретом

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. А как вы думаете, каким в жизни был писатель? (добрым, внимательным…)

Вы правы. Действительно, Л. Н. Толстой отличался удивительной добротой и вниманием к близким и ко всем, кто его окружал. Родился он в имении Ясная Поляна в знатной дворянской семье. В 9 лет он остался сиротой и вынужден был жить с тёткой. Закончив университет, он отправился служить в армию, а после этого снова вернулся в свой родной дом. Здесь, в Ясной Поляне он открыл школу для крестьянских детей. Здесь он создаёт Азбуку, пишет рассказы и сказки для детей. А какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? («Прыжок», «Филипок», «Три медведя » и др.)

III Работа по теме урока

А как вы думаете, в чём отличительная особенность произведений Л. Н. Толстого? Ответ на этот вопрос мы сможем сформулировать в процессе нашего занятия.

На прошлом занятии мы читали с вами рассказ «Правда всего дороже». Давайте вспомним сюжет данного произведения (Мальчик разбивает случайно вазу. Когда приходит отец, он превозмогая свой страх признаётся в этом отцу. Отец искренне радуется за сына, и благодарит его за сказанную правду)

— Как выдумаете, какие качества проявил мальчик? (честность, смелость)

— Трудно ли ему было признаться в своём поступке? (да, ведь он очень боялся реакции отца, но всё же преодолел свой страх)

— Правильно ли он поступил? (Да, конечно, он проявил смелость, преодолел свой страх, проявил честность )

— Правильно ли отреагировал отец? (Да, он показал, что ценит поступок сына, показал важность правды, вне зависимости от ситуации)

— Найдите место, в котором рассказывается о душевном состоянии мальчика (Он затрясся от страха)

— Какие качества ценятся в людях? (честность, доброта, внимание к людям, смелость, упорство, трудолюбие и др.)

Какого человека вы бы назвали хорошим? (Того, кто в любую минуту придёт на помощь, окажет поддержку и др.)

Вспомните сюжет рассказа «Косточка», что общего между этими двумя произведениями и в чём различия? (В рассказе «Косточка» мальчик съел без разрешения сливу и не смог признаться в своём поступке, а пытался обмануть отца. Однако, сам того, не желая, Ваня, главный герой был разоблачён в обмане. Но и здесь отец проявил характер и не стал ругать сына, а лишь вынудил его признаться в обмане, заставив того самому осознать свой поступок. И в том и в другом рассказе речь идёт об обмане. Автор призывает нас всегда быть правдивыми, проявлять больше честности в своих поступках и словах, иногда даже преодолевая собственные страхи)

Правильно, мы с вами обсудили лишь несколько произведений Л. Н. Толстого и прежде чем мы продолжим наше исследование. Вам предстоит ответить на несколько вопросов, цель которых узнать насколько хорошо вы знакомы с творчество данного писателя.

1. Как называется сказка, главными героями которой являются Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка («Три медведя»)

2. Назови сказку, герой которой умещается в носовом платочке («Липунюшка»)

3. В каком произведении Л. Н. Толстого маленький мальчик мечтал пойти в школу? («Филипок»)

4. Назови рассказ Толстого герой которого спасает маленького котёнка («Котёнок»)

5. Подбери произведение Л. Н. Толстого к пословице: «Кто родителей почитает, то вовек не погибает» («Старый дед и внучек»)

6. Где находилась школа, в которой хотел учиться Филипп? (За селом у церкви)

7. Что мешало Филиппку пойти учиться в школу? (Он был слишком маленький)

8. Вспомните, почему, придя в школу Филипок испугался? (Он боялся, что учитель его прогонит. Большое количество ребят)

9. В каком произведении Л. Н. Толстого мальчику на день рождения подарили сетку для ловли птиц? («Птичка»)

Молодцы! Вы успешно справились с заданием. А в следующем задании вам надо будет узнать произведении Л. Н. Толстого по иллюстрации

Читайте также:  использование упражнений на растягивание

IV Первичное восприятие произведения Л. Н. Толстого «Прыжок»

Чтение текста учителем.

— Понравилось ли вам произведение.

— Какие моменты особенно взволновали?

— Кто главный герой рассказа? (Мальчик)

— Как вы бы охарактеризовали его? (весёлый, не думающий о последствиях, возможно, решительный)

V чтение произведение учениками по цепочке. Опрос по прочитанному.

Как можно оценить поступок мальчика? В чём его ошибка? (Глупый, он не думал о последствиях, об опасности, слишком много обращал внимания на обезьянку и не видел той опасности, которая ему угрожает)

— Правильно ли поступил отце, когда пригрозил выстрелить из ружья? (Да, тем самым он заставил спрыгнуть мальчика в воду и спас его)

— Почему закричал капитан? (От переживания)

— Как вы думаете, что пришлось преодолеть отцу, прежде чем он выкрикнул свою угрозу? (Страх за жизнь собственного сына, боязнь, что он в любой момент может разбиться)

Молодцы! Мы сегодня с вами вспомнили множество произведений Л. Н. Толстого. Что же их всех объединяет? (доступность, интересность, внимание к слову, язык, поучительность, выразительность, почти во всех своих произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Автор стремиться сделать своих читателей лучше, благороднее, честнее и др.)

Какие вопросы возникли?

VIII Домашнее задание.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик и сам не знал, смеяться ли ему или сердиться.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него, и делала ему рожи.

Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! – закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывает обезьяна и капитанский сын, но, как увидели, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли.

Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился об палубу. Да если б даже он не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты.

Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто – то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

— Прыгай, или застрелю! Раз, два …

И как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок – они долги показались всем – вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль.

Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что – то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентационный материал для подготовки к уроку для начальной школы при изучении поэзии М. Цветаевой.

Этот материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, а так же в качестве оригинального номера, приуроченного к юбилею известного детского писателя.

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный «Что ты тискаешь утенка?».

В основу кроссворда вошли названия стихов и имена персонажей стихов С.Я.Маршака.

Источник

Adblock
detector