Меню

упражнение на тему нормы управления

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Источник

Методическая разработка по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Синтаксические нормы. Нормы управления»

Группы УГПС.08.00.00 Техника и технологии строительства

Дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Преподаватель Денисова М.Г.

29 -30 апреля 2020 года

Приветствую, уважаемые студенты!

Тема: Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы.

Цель: повторение основных видов словосочетаний и предложений; закрепление умений определять т ипы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), находить ошибки в управлении.

Словосочетание и его виды

Типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает синтаксис ?

Синтаксис — это раздел языкознания, изучающий строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.

В синтаксисе выделяются две части:1) учение словосочетании и 2) учение о предложении.

2. Что вы знаете о словосочетании ?

Словосочетание и его виды.

Словосочетание- единица синтаксиса, которая представляет собой соединение по смыслу и грамматически двух или более знаменательных слов, называющих явления объективной действительности.

Словосочетание, гак же как и слово, обозначает предмет (явление), действие, признак, но в отличие от слова словосочетание называет более точно, конкретно: не просто идти , а идти быстро (по улице, с другом и т.д.), не просто книга, а интересная книга или книга о приключениях (о вкусной и здоровой пище и т.п.).

Словосочетание не является, как предложение, средством общения, поскольку оно не имеет смысловой и интонационной законченности. В то же время это целостная по смыслу единица языка, которая участвует в построении предложения.

Словосочетания выделяются в составе предложения; как самостоятельная единица языка, они в речи не употребляются.

Слова в словосочетании могут соединяться свободно, например: читать книгу , читать медленно , читать с другом ; городские улицы , строящийся дом , необыкновенный оркестр и т.п. Такие словосочетания называются свободными. Каждое слово в свободном словосочетании является отдельным членом предложения. Словосочетания могут быть и несвободными, т.е. цельными. В предложении такие члены предложения выступают как один член предложения.

К цельным словосочетаниям относятся следующие синтаксически и семантически неделимые словосочетания:

1) словосочетания с главным словом числительным: трое друзей, восемь часов, несколько дней (в эту группу входят словосочетания со словами большинство , меньшинство , часть и т.п.: большинство студентов, часть книг;

Читайте также:  неврит срединного нерва упражнения

2) словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом из со значением избирательности: каждый из нас , трое из ребят , любой из присутствующих ;

3) словосочетания, в которых зависимое слово употреблено е предлогом с, имеющим общее значение совместности: отец с матерью, мы с тобой.

Не являются словосочетаниями :

1) подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит. Лед тронулся. Леса таинственны ;

2) однородные члены предложения: мороз и солнце; близкий и далёкий ; идет и рассказывает;

3) словоформа с предлогом: вдоль дороги, на озере, в течение дня , напротив дома.

Виды словосочетаний определяются по принадлежности главного слова к той или иной части речи:

именные -с главным словом, выраженным именем существительным, именем прилагательным, числительным или местоимением: морской прибой , алая заря , необычайное происшествие ; очень обидчивый , по-детски наивный , слишком болтливый , красный от смущения;

глагольные с главным словом глаголом, причастием и деепричастием: учить стихи, решающий задачу, любуясь картиной;

наречные- с главным словом наречием: близко от дома, слишком долго , незаметно для себя.

3. Типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Алгоритм определения вида подчинительной связи в словосочетании

Видеоурок по теме: «Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» вы можете посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=0R4-dY1n9Io&feature=emb_logo

Используя Таблицу № 1, мы продолжаем разбирать Грамматические ошибки и переходим к следующему этапу: освоение синтаксических норм

Нужно сделать свою природу более красивую, оплатить за проезд

Синтаксические нормы — это нормы, которые отражают особенности построения словосочетания и предложения в русском языке. Наибольшие сложности обычно вызывает выбор управляемой формы в словосочетании, согласование подлежащего и сказуемого, использование причастных и деепричастных оборотов, а также построение некоторых типов сложных предложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

4. Ошибки в согласовании и управлении.

Нормы управления (культура речи).

Итак , управление в русском языке – это подчинительная связь, при которой в словосочетании главное слово требует постановки зависимого имени в определённом падеже.

Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

много ошибок связано с неправильным выбором управляемой формы в конструкциях со словами, близкими по значению или однокоренными, требующими различных падежей: оплатить за проезд вместо заплатить за проезд.

Абонемент на что-либо абонемент на пользование телефоном

Абонент чего-либо абонент телефонной сети

Воплощение чего-то в чем-либо воплощение мечты в реальности

Претворение чего-то во что-либо претворение мечты в жизнь

Идентичный чему-либо идентичный прежнему

Сходный с чем-либо сходный с прежним

Отзыв о чем-либо отзыв о книге

Рецензия на что-либо рецензия на книгу

Превосходство над кем-либо превосходство над ним

Преимущество перед кем-либо преимущество перед ним

Уверенностьв чем-либо уверенность в успехе

Вера во что-либо вера в успех

Уплатить за что-либо уплатить за проезд

Оплатить что-либо оплатить проезд

Ошибки могут быть связаны с неправильным выбором падежа и предлога. Наиболее распространенным является употребление предложного сочетания вместо беспредложного, и наоборот: доказывать о необходимости (правильно: доказывать необходимость ) ; потребность средств для производства (правильно: потребность в средствах для производства ):

1. При использовании синонимических предлогов ввиду , вследствие , благодаря , в силу следует помнить, что они не потеряли полностью своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней.

Предлог ввиду вводит в предложение обстоятельство ожидаемой причины, поэтому не рекомендуется употреблять его в следующих случаях: предоставить отпуск ввиду болезни (болезнь, ставшая фактом, должна только наступить).

Предлог вследствие вводит в предложение обстоятельство уже наступившей причины, поэтому неудачна конструкция вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще только предстоит, и нельзя говорить о его последствиях).

Предлог благодаря сохраняет связь с глаголом «благодарить», и поэтому его следует употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызвавших желательный результат: благодаря помощи товарищей (правильно), благодаря болезни (неправильно, едва ли можно благодарить за болезнь).

Универсален для всех случаев обозначения причины предлог по причине (чего?). Предлоги благодаря , вопреки , согласно требуют дательного падежа : благодаря помощ и , вопреки указан ию , согласно приказ у .

Весьма своеобразен предлог по : он управляет тремя падежами: дательным, винительным и предложным (в этом отношении с ним конкурирует только предлог с). Как вы скажете: по получении ответа или по получению ответа? Мы скучаем по вам или по вас?

На первый вопрос отвечаем так: предлог по в значении «после» управляет предложным падежом, стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты; после получения и т. д. — нейтральные варианты). В значении же причины ( ушел на пенсию по состоянию здоровья ) или цели ( работы по озеленению города ) предлог по управляет дательным падежом.

Сложнее ответить на второй вопрос: скучаем по вам или по вас? Если в сочетаниях с существительными ( скучает по сыну, скучает по детям ) и с личными местоимениями 3-го лица ( скучаем по нему, скучает по ним ) предлог по управляет дательным падежом, то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (неверно: скучаем по вам), скучают по нас (неверно: скучает по нам) . Таковы капризы предлога по .

Ему присуща также стилистическая особенность: при обозначении предмета, который нужно достать, добыть, употребление предлога по имеет разговорно-просторечный характер, например: идти за грибами — идти по грибы . Сравните: Раз утром молодуха пошла за водой на озеро (М. Пришвин). — Весной ходят девушки в рощу по ландыши, летом — по ягоды (В. Панова).

В конструкциях с предлогом по , зависящих от глаголов, выражающих чувства, внутренние переживания ( горевать, плакать, скучать, тосковать, убиваться ), а также от глаголов стрелять, ударять , нормой является дательный падеж существительного и местоимения: скучать по сыну, ударять по нему .

Предлог по в конструкции с временным значением требует формы предложного падежа: уехать по окончании школы, увидеть по приезде в город, прочитать по выходе журнала.

Предлоги в и на имеют антонимы: в — из, на — с . Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа; вошел в здание — вышел из здания, пошел на вокзал — пришел с вокзала . Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны .

В 1993 г. по требованию Правительства Украины нормативными следовало признать варианты в Украину (соответственно из Украины ). Тем самым, по мнению Правительства Украины, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций «на Украину» и «на окраину». Украина как бы получала лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств, а не регионов оформляются по русской традиции с помощью предлогов в(во) и из ( в США, во Францию, в Швецию — из Японии, из Сомали, из Китая ) и т.д. Поэтому в современном языке рекомендовано было употреблять предлог в , а не на .

В последнее время в официально-деловой речи закрепилось предложно-падежное сочетание в Украине/из Украины наряду с нейтральным на Украине/с Украины.

В предложении Можно ли оплатить за проезд приводится словосочетание « оплатить за проезд », которое можно часто услышать в трамвае, автобусе, троллейбусе. В литературном языке принята беспредложная конструкция оплатить что (оплатить проезд, оплатить труд рабочих, оплатить расходы по командировке) и предложная конструкция уплатить за что (уплатить за проезд и т. д.).

В других случаях конструкции с предлогом и без предлога равноправны, например: ехать трамваем — ехать на трамвае, вернуться поездом — вернуться на поезде, просить помощи — просить о помощи, интересный всем — интересный для всех, понятный каждому — понятный для каждого, полезный детям — полезный для детей, приятный друзьям — приятный для друзей, нужный многим — нужный для многих .

Если равноправны беспредложная и предложная конструкции, то могут быть равноправны конструкции с разными предлогами? Тогда мы говорим о синонимии предлогов.

Это можно показать на предлогах в и на : несмотря на явное различие в своих значениях ( в — « внутри чего-нибудь », на — « на поверхности чего-нибуд ь»), они нередко выступают как синонимы. Например: ехать в поезде — ехать на поезде, работать в поле — работать на поле, слезы в глазах — слезы на глазах, корабли в море — корабли на море . Сравните: Я побежал в кухню. (М. Горький). — Нянька приходила на кухню. (В. Г. Короленко).

Читайте также:  как сесть в падмасану упражнения

В то же время следует отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями.

С географическими объектами сочетается предлог в : в городе, в деревне, в селе (но: первый на селе работник), в Белоруссии, в Украине, в Сибири (но: на Марсе ).

При названиях островов, полуостровов употребляется предлог на: на Аляске, на Камчатке, на Сахалине, на Таймыре, на Новой Земле .

С названиями гор и горных местностей употребляется предлог на : на Казбеке, на горе Арарат, на Кавказе, на Урале . Употребление предлогов вна при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах, в Пиренеях означает « в горах, среди гор »; события на Балканах означает « на Балканском полуострове »; леса на Карпатах означает « на поверхности гор ».

Мы говорим: в театре (в старину говорили: на театре ), в кино, в цирке (имеются в виду закрытые помещения), но: на концерте, на спектакле (имеется в виду представление, исполнение). Сочетание служит на флоте носит профессиональный характер, так говорят моряки, и в этом нет ошибки.

При названиях транспортных средств чаще употребляется предлог на : на поезде, на пароходе, на самолете, на трамвае, на автобусе, на метро . Употребление предлога в предполагает нахождение внутри называемого предмета: находиться в поезде, сидеть в трамвае, обедать в самолете .

Сравните: наблюдения за звездами — наблюдения над подопытными животными . В первой конструкции речь идет об изучении объекта без нашего вмешательства в его «поведение», а вторая конструкция имеет значение «изучать явление и регулировать его».

Как, по-вашему, лучше сказать: Я не читал этой книги или Я не читал эту книгу? Не будем категоричны в своем ответе: обе конструкции допустимы, т.е. после переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять или в родительном, или в винительном падеже.

Однако не всегда такие вариантные конструкции одинаково употребительны: в одних случаях преобладает употребление родительного падежа, в других предпочтительнее форма винительного падежа, в третьих обе формы действительно равноправны.

1. Родительный падеж усиливает отрицание и употребляется в следующих случаях:

а) если в предложении имеется частица ни или отрицательное местоимение, или наречие с приставкой ни- , например: Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды (А. С. Пушкин);
б) если дополнение имеет значение какой-то части предметов, например: Не купил к чаю баранок (К. Федин);

в) если дополнение выражено отвлеченным существительным, например: не теряет времени, не испытывает желания, не упускает случая, не принимает участия .

2. Винительный падеж ослабляет отрицание и обычно употребляется в следующих случаях:

а) при указании на конкретный, определенный предмет, например: Эту книгу я не возьму; не прочитал присланную ему повесть ;

б) при выражении дополнения одушевленным существительным, например: Свою Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов);

в) при двойном отрицании, которое обозначает усиленное утверждение, например: Женщина не может не понять музыку (М. Горький);

г) в конструкции «не + вспомогательный глагол + неопределенная форма переходного глагола + дополнение», например: не смог приобрести новый словарь, не успел прочитать эту книгу, не хочет надеть старый костюм ; ср.: Два века ссорить не хочу (А. С. Пушкин).

3. В остальных случаях встречается употребление как родительного, так и винительного падежа: конструкция с родительным падежом носит книжный характер, конструкция с винительным падежом — нейтральный или разговорный характер. Ср.: Андрей не отрывал от березы очарованного взгляда (М. Бубеннов). — Ты не терзай мне душу ! (М. Горький).

ошибкой является употребление общего дополнения при двух словах, которые управляют разными падежами: любить и наслаждаться природой (любить природу и наслаждаться ею); изучать и увлекаться физикой (изучать физику и увлекаться ею).

Стилистически неверно построены предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: «интересоваться и собирать марки» ( интересоваться чем, собирать что ), «любить и заниматься спортом» ( любить что, заниматься чем ). Исправить такие конструкции нетрудно: при первом управляющем слове употребляется зависимое существительное, а при втором — заменяющее его местоимение: интересоваться марками и собирать их, любить спорт и заниматься им.

Скажите, кто является владельцем книги, о которой идет речь в предложении: Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа ? Чтобы ответить на этот вопрос, вы начинаете перебирать звенья этой цепочки родительных падежей с конца: у меня есть сосед, у него есть сын, у сына есть учительница, у учительницы есть муж, у мужа есть племянница. наконец, отдышавшись, вы находите, кому принадлежит книга. Нетрудно увидеть стилистический недостаток подобных конструкций: один родительный падеж цепляется за другой, образуется клубок, который приходится разматывать.

К синтаксическим ошибкам приводит нанизывание падежей (несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой, завися друг от друга): Слушатели курсов подготовки водителей категории В. Однако нанизывание родительного падежа в научной и деловой речи не является ошибкой: изучение способов образования новых слов.

Неудачны предложения, в которых эти два падежа стоят рядом, например: «Оценка Белинского романа «Евгений Онегин» . Можно было бы сказать: Оценка, данная Белинским роману «Евгений Онегин».

5. Синонимия словосочетаний.

Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.

Словосочетания , которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.

Например : город у моря — приморский город; держаться с достоинством — держаться достойно; идти лесом — идти через лес — идти по лесу; землетрясение в девять баллов — девятибалльное землетрясение .

Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.

Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора — нора лисы, Ванин карандаш — карандаш Вани. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.

Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.

Сравните: ночная тишина — тишина ночи, дивизионный штаб — штаб дивизии, каменная плита — плита из камня, шерстяные носки — носки из шерсти, годовой отчет — отчет за год, молочный бидон — бидон для молока, школьный товарищ — товарищ по школе .

При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в , числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным: дом в пять этажей — пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров — десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов — при тысячеградусной температуре.

Существуют синонимы и среди глагольных словосочетаний, главным образом благодаря способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например : рассказывать о сыне — рассказывать про сына, указать недостатки — указать на недостатки, платить рубль за килограмм — платить по рублю за килограмм и т. п.

Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами — работал по вечерам, летели самолетом — летели на самолёте, испытывать всхожесть семян — испытывать семена на всхожесть, нужный всем — нужный для всех и т. п.

Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными существительными ( сравните: вопрос о кадрах не решён — вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве — совещание по животноводству и т. п.).

Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например : отсутствовал по болезни — из-за болезни — по причине болезни, вошёл в кухню — на кухню, ушёл из кухни — с кухни, ехать на метро — в метро, просеять через сито — сквозь сито и т п.

Читайте также:  невидимые упражнения для лица

Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например , отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося ( сравните : ехать поездом, трамваем, автобусом ). Если же имеется в виду, например , велосипед , то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде .

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление , нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании ( плавательный бассейн ) главное слово — бассейн

2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания .

Например: стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла .

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласовани е, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании ( гнездо глухаря ) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря ; главное слово — гнездо ;

2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой? чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное .

Например : топот коня — топот (чей?) конский .

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление , следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании ( внимательно слушать ) главное слово — слушать (как?) внимательно : главное слово — слушать ;

2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием .

Например : поехать работать — поехать на работу .

Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например , рассказывала (как?) увлеченно .

2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным.

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог ( например , рассказывала увлеченнорассказывала с увлечением ).

Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя).

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным ( хрустальная ваза ), а при управлении — ПОСЛЕ главного ( ваза из хрусталя ).

ТРЕНИРУЕМСЯ

Цель : закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения теоретического материала.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Выпишите из данных примеров только словосочетания.

Решать задачу, первые цветы, около дома, кто говорит, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, незабываемое впечатление, достичь успеха, летит и светится, на том же месте, последний звонок, благодаря родителям, подключение к сети, кто следующий, скоро лето.

Используя предложенные словосочетания и приводя (при необходимости) собственные примеры, запишите в таблицу по 10 примеров однотипных по главному слову словосочетаний:

Признаться в любви , указывать на ошибки, признание в любви, жаловаться на судьбу, библиотечный стеллаж, слаб здоровьем, похож на родителей, покрытый ковром, жалоба покупателей, угроза жизни, перелистывать ноты, судьбоносные резолюции, выгонять из дома, три пальмы, к сорока годам , вынуть из кармана, слушать из вежливости, говорить негромко, рассказывать увлекательно, рассказывать с увлечением, проверка тетрадей, сельскохозяйственный эксперимент, третья очередь, семеро смелых, два друга, дом в пять этажей , выскочить из-за угла, рукав платья, преданный делу, дом около озера, приезд ревизора, строительство нефтепровода, эксклюзивное интервью , добиться успехов, надежда увидеться, добрый по натуре, довольно приятно, сильнее смерти, лишиться поддержки, вредный для здоровья, печь пироги, резать ножом, мечта о будущем, ожидал услышать, подъехать к дому, обломок карандаша, кусок хлеба, молчать час, говорить в утешение, приехать учиться, идти на охоту, работать ногами, экономически выгодный, музыкально образованный, расстроиться до слёз.

Используя те же предложенные словосочетания, запишите в таблицу по 10 примеров однотипных по виду подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) словосочетаний:

Признаться в любви , указывать на ошибки, признание в любви, жаловаться на судьбу, библиотечный стеллаж, слаб здоровьем, похож на родителей, покрытый ковром, жалоба покупателей, угроза жизни, перелистывать ноты, судьбоносные резолюции, выгонять из дома, три пальмы, к сорока годам , вынуть из кармана, слушать из вежливости, говорить негромко, рассказывать увлекательно, рассказывать с увлечением, проверка тетрадей, сельскохозяйственный эксперимент, третья очередь, семеро смелых, два друга, дом в пять этажей , выскочить из-за угла, рукав платья, преданный делу, дом около озера, приезд ревизора, строительство нефтепровода, эксклюзивное интервью , добиться успехов, надежда увидеться, добрый по натуре, довольно приятно, сильнее смерти, лишиться поддержки, вредный для здоровья, печь пироги, резать ножом, мечта о будущем, ожидал услышать, подъехать к дому, обломок карандаша, кусок хлеба, молчать час, говорить в утешение, приехать учиться, идти на охоту, работать ногами, экономически выгодный, музыкально образованный, расстроиться до слёз.

Составьте словосочетания, выбирая верную из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

Гарантия (на успех, успеха), действовать (согласно приказа, согласно приказу), доказывать (о своей невиновности, свою невиновность), достигать (десяти сантиметров в ширину, десять сантиметров в ширину), ехать (в такси, на такси), жить (в Белоруссии, на Белоруссии), поселиться (в Урале, на Урале), поехать (на Украину, в Украину), возвращаться (из Украины, с Украины), забота (о детях, за детей), заведующий (отделом, отдела), заинтересованный (в разработке программы, разработкой программы), залог (успеха, успеху), замечания (по контрольной работе, о контрольной работе), затраты (на ремонт, по ремонту), избежать (смерть, смерти), купаться (в море, на море), ориентироваться (по солнцу, на солнце), отведать (жаркое, жаркого), отразиться (на зарплате, в зарплате), отдыхать (в море, на море), плыть (в катере, на катере), победить (благодаря хорошей подготовки, благодаря хорошей подготовке), поделиться (новостью, о новости), принять участие (в соревнованиях, на соревнованиях), работать (в театре, на театре), руководитель (завода, заводу), сидеть (в лодке, на лодке), стекло идет (на переплавку, в переплавку), трава идет (в пищу, на пищу), тревога (о детях, за детей), указать (о недостатках, на недостатки), управляющий (имения, имением), учиться (в факультете строительства, на факультете строительства), цена (человека, человеку), это касается (сестры, сестру), беседа (по экономике, об экономике), закон (по правам человека, о правах человека), замечания (по работе, о работе), инициатива (по созданию нового прибора, о создании нового прибора, в создании нового прибора), обучение (по английском языку, английскому языку), отчитаться (по работе, о работе), справка (о зарплате, по зарплате), привести примеры (о повышении уровня жизни, по повышению уровня жизни, повышения уровня жизни).

Вы можете обратиться к словарю:

Задание 5. Замените глагольные словосочетания именными. Определите падеж зависимого слова в данных и полученных словосочетаниях.

Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТЧИТАТЬСЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Литература, интернет — источники:

*Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений Авторы: Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Издательство: Издательский центр «Академия» (Москва) Год: 2010 (9-е изд., стер.). стр.221-230

Видеоурок по теме: «Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Источник

Adblock
detector