Меню

упражнение на тему наука

Наука для детей 5-6 лет

Блок «Науки» направлен на ознакомление ребенка с базовыми понятиями из различных областей знаний. Этот раздел включает в себя занятия по темам «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Культура». В предлагаемых заданиях учтена тесная связь между разными областями наук. Например, во многих процессах сложно выделить физическую и химическую составляющую, поэтому некоторые физико-химические процессы рассматриваются и в теме «Физика», и в теме «Химия», что дает возможность лучшего усвоения и закрепления материала ребенком; в темах «Биология» и «География» рассматриваются пересекающиеся (взаимодополняющие) вопросы. Многие задания ориентированы на практическое применение полученных знаний, на их связь с реальной жизнью и окружающей действительностью.

Почему мы включили эти темы в задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Это связано, прежде всего, с тем, что любой ребенок в этом возрасте обладает необыкновенной любознательностью — ему интересно все, что происходит в окружающем мире. Однако часто при отсутствии подкрепления интереса извне любопытство утихает. А родители в современном мире из-за занятости или в связи с трудностями объяснения сложных явлений доступным для ребенка языком нередко оставляют детские «почему?» без внимания. Надеемся, блок «Науки» позволит маленьким почемучкам своевременно получить доходчивые ответы на многие интересующие их вопросы. Кроме того, ребенок 5–7, а тем более 8–10 лет уже может замечать и прослеживать закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, то есть обладает достаточно развитым мышлением, чтобы понять логику многих событий и явлений. Уровень развития внимания и памяти у детей 5–10 лет также вполне достаточен для усвоения азов некоторых разделов наук (которые традиционно изучаются в более позднем возрасте) при условии знакомства с ними в доступной возрасту форме.

Что дают занятия в блоке «Науки»?

Занятия ребенка в блоке «Науки», безусловно, будут способствовать расширению его кругозора, развитию мышления и речи, формированию познавательной мотивации, а также лучшему усвоению информации по данным темам в дальнейшем (когда в школе начнется преподавание таких предметов, как «химия», «физика», «география»). Для младших школьников выполнение заданий из блока «Науки» будет помогать в освоении школьной программы по предмету «окружающий мир». И, что не менее важно, такие занятия могут пробудить у ребенка интерес к какой-либо сфере знаний, что в дальнейшем поможет ему в выборе профессии или в формировании круга интересов и хобби.

Как построены задания в блоке «Науки»?

В каждой теме задания разделены на 3 уровня сложности — от самых простых к более сложным. Перед каждым заданием (или группой заданий) идет краткое объяснение какого-либо понятия, процесса или явления. Мы постарались сделать материалы понятными для детей соответствующей возрастной группы — избегали употребления сложных научных терминов, некоторые процессы или явления сознательно упрощали и описывали их доступным языком. После объяснения по каждой теме задаются вопросы. Часть из них требует только точного воспроизведения информации после внимательного прослушивания и запоминания, часть предполагает также осмысление и самостоятельную переработку полученных знаний для правильного ответа.

В связи с этим занятия в блоке «Науки» мы рекомендуем детям, умеющим читать и считать как минимум в пределах 10, либо детям, прошедшим на сайте «Разумейкин» блоки «Развитие» и «Обучение» в соответствующей возрастной категории.

Источник

Урок английского языка «Наука и техника»

Урок английского языка по теме «Наука и техника» в 9 «Б» классе

Цель: Развитие и закрепление умений в устной речи по теме «Наука и техника»

Обучающие: развивать фонетические и лексические навыки; закрепить лексические единицы и речевые конструкции по указанной теме; упорядочить, систематизировать знания об ученых и их изобретениях, развивать умения интерпретировать информацию из текста. Тренироваться в восприятии и понимании на слух англоязычного текста. Учиться логично и последовательно излагать мысли, доказывать свою точку зрения.

Развивающие: развивать умения строить самостоятельные устные высказывания на основе усвоенного ранее учебного материала, логическое мышление, творческие способности у школьников, развивать коммуникативные способности через составление диалога; развивать рефлексию и самооценку.

Воспитательные : воспитывать качества гражданина, патриота; стремление к взаимопониманию между людьми, воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения.

I . Вступительная беседа. Определение темы урока. Постановка целей урока.

— Good morning, children! Nice to meet you! Sit down, please. Look at the blackboard and read the statement of the great philosopher Spinoza. Translate it.

The more I know, the more I understand that I know nothing “B.Spinoza.

Is he right or not we’ll try to answer during the lesson.

Read and match the words with their definitions: (try to read better)

Science and Technology

а ) the use of scientific knowledge and discoveries to develop new machines and systems

b)the activity of designing and building roads, bridges, machines, etc.

c)knowledge and theories about the world which are based on facts, experiments and research

d)when something brings progress and makes it possible for people to do the things that they couldn’t do before

e) using the latest technology

f) a new product, machine, system, etc., which someone has thought of for the first time

g) a fact or thing that someone has found out about, which was not known about before

Now let’s think about famous people and their inventions and discoveries. I want you to memorise their names and discoveries. You have to match the name of a person and his discovery. Match the names with their discoveries and inventions.

Ex. 2, p.130-131 ( Ученики соотносят портреты учёных с их изобретениями )

Finish my sentences (Это подсказка для меня)

1.Mendeleev created……….(the table of chemical elements).

2 I.Pavlov discovered …….(conditional reflexes)

3 A.Popov invented …….( the radio).

4. A.Einsttein worked on the ….(theory of relativity).

5 Marie Curie opened …..(radium).

6 J.L.Baird invented the ….(television).

7 A.Bell invented the …(telephone).

8 W.K.Roentgen opened …….(X-rays).

9 M.Faraday discovered …..(electromagnetic induction)

Yes. It’s enough. Try to remember all these inventions and scientists.

We can’t imagine our science without scientists. Scientists all over the world try to make our life easier and happier. Some of them were awarded the Nobel Prize. They wrote a lot of scientific literature which our scientists use nowadays.

Now I want you to listen about one Soviet scientist. His name is Lev Landau. Open your books. Page 150, ex.1

Now answer my questions according to the text.

In what world is he widely known?

In what fields did he work?

What were his parents?

When did he finish gymnasium?

What Prize was he awarded?

When did he return to the Soviet Union?

Devices are very important in our life. We can’t live without them.

Now finish the sentences explaining why this or that device is useful.

Use the example : I think that fridge is very useful because it keeps our food fresh and eatable.

Читайте также:  комплексы упражнений ноги для начинающих

to communicate with people

to get different kinds of information

to keep our clothes clean

to get somewhere as quickly as possible

to prepare our food very quickly

to keep our flats and houses clean

an electric kettle

to hit water very quickly without fire

to listen to news, music,etc. not only at home but while travelling somewhere

to communicate with people without wires being at any place

to get different kinds of information, to communicate with people

Now let’s play. Guess what invention have I in this box? It’s very popular with young people, we use it to communicate with our friends and parents. We keep it usually in the pocket? What is it? (Mobile phone) Yes, you are right. Do you know who invented it? Would you like to know it?

Let’s listen to the text about it. Open your student book, page 170, ex.1

Before listening read the task and sentences. Do you know all words?

Are you ready? Let’s start!

(текст прослушивается 2 раза, затем проверяем ответы, исправляем ошибки, обсуждаем содержание текста.)

Ex .2, р.171 ( диалог “за” и “против”)

Answer the questions (Ex.3, р .1)

You have just named well-known people in different fields of science and from different countries. And you see that our scientists made a lot of important things for us. We can say “The World of Science Has No Borders”, can’t we? Many years ago those people changed our life a lot. And if we return to our statement, WE understand, that there are a lot of clever and talented people and a lot of inventions and the more we know the more we understand that we know nothing. ( мнения учащихся)

ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА

We have done a lot: compared Technology and Sciences, made some exercises, have spoken about past, present and future events in the world of science and technology. I like your active work at the lesson. Thank you for being sociable, friendly and attentive to each other.

Источник

Методическая разработка занятия для преподавателя по теме «Наука в современном мире»

Методическая разработка занятия для преподавателя по теме «Наука в современном мире». ТРКМЧП

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия для преподавателя по теме «Наука в современном мире»»

ОБОУ СПО «Рыльский медицинский колледж»

технологии развития критического мышления через чтение и письмо

на занятиях по обществознанию

Преподаватель обществознания ОБОУ СПО

«Рыльский медицинский колледж»

Литвинова Оксана Александровна

Cистема концентров, утвердившаяся в преподавании обществознания, при разумном подходе даёт немало преимуществ и позволяет реализовать инновационные проекты. Это прекрасная возможность разносторонней, критической оценки социальной информации, учебных достижений обучающихся и результатов педагогической деятельности преподавателя.

Современное образование ставит перед нами задачу развития личности обучающихся. Человек, привыкший к готовым ответам и стандартным решениям, к власти авторитета, не может стать полноценной личностью. За обучающимся необходимо признать право на собственное мнение, оценку социальных реалий, право отстаивать свою точку зрения на основе доказательной базы.[2]

Данную технологию можно представить как рефлексивную, так как она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и метода самостоятельной работы, позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.[1]

Она представляет для выбора целый веер приёмов и методов, причём этот перечень не закрыт, преподаватель волен выбирать разнообразные и главное наиболее эффективные из них, позволяющие реализовать деятельностый подход в обучении.

При определении ведущих методов и форм организации образовательного процесса необходимо также учитывать специфику обществоведческого курса:

— для многих применяемых терминов характерен нравственный смысл и ценностное содержание;

— в практике работы преподавателю приходиться не только формировать новые знания, но и исправлять сложившиеся ранее ошибочные стереотипы.

— изучение обществознания является составным элементом процесса социализации личности, приобщения обучающихся к современным общественным явлениям.[3]

В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо я сталкивалась с ситуациями, когда задания для некоторых обучающихся оказывались сложным. Это связано с их невысоким уровнем обученности, несформированным рядом интеллектуальных умений. Решить эту педагогическую проблему возможно, используя дифференцированный подход к организации самостоятельной учебной деятельности, который заключается в дозированной помощи обучающимся.

Для этого использую:

— Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

— Карточки, на которых может быть образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения, дополнительная конкретизация задания: разъяснение отдельных слов, указание на существенную деталь, вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания, начало выполнения упражнения.

Таким образом, технология РКМЧП в необходимой мере отвечает задачам организации процесса обучения в новой образовательной среде, позволяя одновременно эффективно решать задачи обучения, развития и воспитания.

Ниже приводится разработка урока «Наука в современном мире».

В соответствии с рабочей программой уровень освоения учебного материала по теме «Наука в современном мире» третий (продуктивный), а значит предполагает планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. На тему отводится 90минут.

Управление учебной деятельностью обучающихся осуществлялось методами стимулирования, организации, контроля, оценки и рефлексии. Эффективность управления обеспечивалась во многом за счёт применения ТСО: интерактивной доски, проектора и разработанной мной презентации, а также дидактического материала для обучающихся.

Методическая разработка занятия

по теме: «Наука в современном мире»

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма организации учебного процесса: урок.

Технология обучения: развития критического мышления через чтение и письмо.

— обеспечить усвоение обучающимися понятия «наука», понимание его многозначности и многофункциональности самой науки;

— обеспечить понимание обучающимися принципов разделения на различные области научных знаний, значимости, ответственности труда учёного и его особенностей;

— сформировать умения находить и извлекать необходимую социальную информацию из адаптивных источников различного типа, переводить текстовую информацию в табличную форму.

— продолжить формирование умения определять причинно-следственные связи, делать выводы на основе анализа полученной информации;

— развивать способность к рефлексии;

— развивать критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и собственный опыт;

— формировать интерес к науке;

— формировать ценностное отношение к окружающему миру, усвоение ценностей: «наука», «природа», «человечество».

С учебными дисциплинами «Физика», тема «Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы»; «Биология», темы: «Причины нарушения в развитии организма», «Трансплантация – пересадка органов и тканей», «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»; «История», темы «Строительство социализма в СССР», «Советский Союз в период частичной либерализации режима», «СССР в конце 60-х – начале 80-х гг.»

Темы «Общество и природа. Сферы общества», «Глобализация человеческого общества».

Учебно- методическое обеспечение и оснащение:

1.Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Обществознание».

2.ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

3.Презентация SmartNotebook по теме занятия.

4.Дидактический материал: рабочие карты для обучающихся.

Читайте также:  упражнения в бассейне против целлюлита

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования, 2012г.

2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Контрольные задания, 2012г.

3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум, 2012г.

4.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2012.

Этапы, стадии урока

Приёмы, методы, формы работы

Организует учебный процесс.

Проверяет число присутствующих, готовность обучающихся, кабинета и оборудования к занятию.

Называют отсутствующих и причины отсутствия.

Определение темы занятия, мотивация и целеполага-

— Формирует у обучающихся мотивацию к учебной деятельности и подводит их к определению предмета изучения на данном уроке.

— Задаёт вопрос: «О чем идет речь в следующих высказываниях?» и зачитывает высказывания, которые отображаются на экране мультимедиа:

— «Это организованное знание»

«Это океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой – удит в нем сельдей»

«Она выиграет, когда её крылья раскованы фантазией»

«Она – не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей»

«Она подтверждает наши ошибочные представления»

«Это есть не что иное, как отображение действительности»

При необходимости демонстрирует видеоряд.

— Высказывают свои предположения, один из обучающихся записывает их на доске.

— На основе своих представлений, знаний, определённой доли инсайта и высказываний о науке известных исторических личностей (при необходимости ещё и видеоряда) определяют тему урока.

Предлагает подумать и назвать то, что обучающиеся хотели бы узнать, уточнить, обсудить по теме, чему научиться?

Формулируют цели занятия.

Первый пункт плана «Наука и её функции»

письменная самостоятельная работа.

— Предлагает выполнить задание: подумать над следующими вопросами и записать ответы в «Бортовой журнал».

Вопрос первый: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука». Назовите три аспекта данного понятия и проиллюстрируйте каждый их них соответствующими примерами». Время выполнения 10 минут.

— задаёт второй вопрос группе: « О каких функциях науки идёт речь в высказываниях ученых?» (Приложение 1). Время выполнения – 5 минут.

— организует самостоятельную работу;

— Письменно отвечают на вопросы, записывая их вместе с ответами в левый столбик «Бортового журнала»

Что я знаю (предполагаю)

Что я узнал нового

— Координирует обмен информацией по двум вопросам;

Представляют результаты своей самостоятельной деятельности.

Суммируют информацию, если считают верной и необходимой.

Стадия осмысления содержания.

— Читает лекцию по первому вопросу темы.

— Может включать в лекцию вопросы для беседы с целью акцентуации внимания обучающихся на главном и привлечения их социального опыта.

Фронтальная беседа; само и взаимоконтроль, оценка учебной деятельности.

— Организует обсуждение, само и взаимопроверку и оценку результатов работы на предыдущей стадии.

— Отвечают на поставленные на стадии вызова вопросы;

— слушают и дополняют, если необходимо, корректируют ответы товарищей;

— проясняют непонятные вопросы;

— в специально отведённое время проверяют записи и, если необходимо, вносят исправления в «Бортовой журнал».

Второй вопрос темы «Особеннос-

ти современной науки».

— Актуализирует у обучающихся имеющиеся знания по изучаемому вопросу;

— стимулирует учебно-познавательную деятельность;

— предлагает найти и исправить ошибки в утверждениях:

Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

В современном обществе проблемы чаше всего могут быть решены средствами одной дисциплин.

Гуманитарные науки изучают явления материального мира, к ним относятся физика, химия, биология, математика, информатика, и экономика.

Естественные науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

— предлагает заполнить таблицу:

« Области научных знаний»

Исправляют утверждения и делают необходимые записи в черновиках.

Заполняют в тетрадях таблицу на основе имеющихся знаний.

— Организует обмен мнениями по первому заданию и презентацию заполненных таблиц обучающихся.

Зачитывают исправленные утверждения, презентуют таблицы.

Стадия осмысления содержания

Индивидуальная работа с текстом учебника и другими источниками социальной информации, их интерпретация.

— Включает обучающихся в работу с различными источниками социальной информации;

— даёт методические рекомендации по выполнению задания: прочитать текст учебника А.Г. Важенина, с.133-134 и текст И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.(Приложение 2), найти в них необходимую для выполнения заданий, данных на стадии вызова информацию.

В процессе чтения текста и его интерпретации находят нужную для выполнения заданий информацию из разных источников.

заполнение таблицы; индивидуальные устные ответы.

— организует оценку правильности выполнения заданий данных на стадии вызова и если необходимо их корректировку.

— проводит обсуждение результатов работы;

— Сопоставляют прежние знания с новой информацией;

— оценивают и корректируют выполненные на стадии вызова задания;

— представляют публично результаты своей работы;

— обосновывают правильность выполнения заданий.

Стадия вызова. Третий вопрос темы «Этика науки».

— Создаёт ситуацию внутреннего диалога.

— Просит прочитать суждение А.Д. Сахарова по вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего и выразить своё отношение к этим словам. (Приложение 3)

— предлагает дать оценку и высказать своё отношение к нравственно-этическим сторонам деятельности А.Д. Сахарова.

Знакомятся в суждением А.Д. Сахарова.

Размышляют и формулируют аргументированные ответы.

Координирует обмен мнениями.

Высказывают свои аргументированные суждения.

После вводного слово задает проблемный вопрос группе для перекрёстной дискуссии: «Можно ли сочетать завет Гиппократа «не навреди» с современным развитием науки и техники?»

— На первом этапе работы просит начертить и заполнить следующую таблицу:

Вопрос для дискуссии

— разъясняет правила заполнения таблицы (необходимо записать не только свои аргументы но и предугадать аргументы оппонентов, записав их в таблицу.)

— Заполнение таблицы на основе имеющихся знаний, собственных оценочных суждений.

Стадия осмысления содержания

— Для того, чтобы продолжить поиски аргументов «за» или «против» предлагает обучающимся прочитать текст «Этические и социокультурные ценности науки» С.Э. Крапивенского «Социальная философия»

Читают текст «Этические и социокультурные ценности науки» С.Э. Крапивенского «Социальная философия» (Приложение 4), маркируют его значками по мере чтения.

Проясняет неясные вопросы по тексту, промаркированные вопросительным знаком.

Работа в парах, четвёрках

— организует работу в парах, затем в четвёрках: поиск и обсуждение аргументов с тем, чтобы прийти к определённому выводу.

Записывают найденные в текстах аргументы, одна пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают свои записи, взвесив все «за» и «против», и приходят к какому-либо выводу, который в развёрнутом виде выписывается на демонстрационном листе и вывешивается на доску или выводится на слайд.

— Проводит разъяснения, называет правила для участников полемики(обучающимся следует непременно напоминать о необходимости внимательно слушать друг друга, не перебивать, не повторять уже высказанные мысли).

Каждая четвёрка подтверждает сделанный вывод (обосновывает), приводит свои аргументы, примеры и цитаты из текста.

— После полемики предусматривается индивидуальная письменная работа(продукт нашей учебной деятельности – небольшое эссе), чтобы обучающиеся могли ещё раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контраргументы и дать свой, личный ответ на основной вопрос дискуссии.

Читайте также:  разумная йога упражнения видео

Время работы – 10 минут.

Письменное оформление в тетрадях своего ответа на вопрос дискуссии в форме эссе.

Просит обучающихся ответить «да» или «нет» на вопросы:

Я узнал много нового, интересного.

По некоторым вопросам до занятия я имел иное представление, мнение.

Я отлично поработал и вовсе не устал.

На занятии я был активен, справился со всеми заданиями преподавателя.

Содержание темы позволило мне задуматься над некоторыми вопросами темы.

Анализирует учебную деятельность и её результаты. Подводит общие итоги занятия.

— Отвечают на вопросы.

— анализируют полученные данные и результаты своей деятельности на занятии.

Инструктаж по его выполнению

Вопросы и задания к параграфу 3.3 учебника Важенина А.Г., творческое задание с. 143. Отвечает на вопросы обучающихся.

1. «Наука – сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого разума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека» М. Горький

2. Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. А. Эйнштейн.

3. «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза» Д. Менделеев.

4. «Истинна и законна цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» Ф. Бэкон.

5. «Наука есть реакция самосохранения человека потерянного в темном лесу мировой жизни» Н. Бердяев.

6. В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей. Н. Чернышевский.

7. Наука – это неустанная многовековая работа мысли: свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира. А. Эйнштейн.

Задание: о каких функциях науки идет речь в высказываниях ученых? Соотнесите высказывания с функциями, выделенными А.Г. Важениным в учебнике на с. 131.

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

Задание: назовите основные тенденции развития современной науки и ее особенности?

Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так:

«Этические и социокультурные ценности науки»

Что это за ценности? К этическим ценностям (нормам) науки надо отнести, прежде всего, следующие:

1 Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. С. 328-329.

3. Общечеловеческая моральная заповедь «не лги», которая сплошь и рядом трансформируется в требование бескорыстности научного поиска. Известно, что в противном случае ценностный подход может играть и отрицательную роль в науке, порождая всякого рода лженаучные и антинаучные построения. Вспомним хотя бы волюнтаристский произвол в обществоведении в период сталинизма и застоя, «лысенковщину» в биологии и т.п.

5. Социальная ответственность ученого. Библейский проповедник Екклесиаст говорил: «. во много мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Но, пожалуй, и без Екклесиаста настоящие ученые всегда чувствовали (и нередко весьма мучительно) ответственность за свою деятельность.

1. Й.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. Этика науки. М., 1986. С. 80-106.

С.Э. Крапивенский «Социальная философия» 2000 г.

6. Первоначально программа “Геном человека” реализовывалась в США и в бывшем СССР. Задача программы состояла в том, чтобы прочесть генетический текст, то есть аналитически установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК (секвенирование) и затем определить местоположение генов в этом тексте (картирование). Параллельно ставилась и другая не менее трудная задача: установить какую роль играют все 100000 генов в организме.

Задание: прочитав текст, найдите аргументы «за» или «против», отвечая на вопрос «Можно ли сочетать завет Гиппократа «Не навреди» с современным развитием науки и техники?»

Лысенковщина – политическая кампания по преследованию и шельмованию группы генетиков, отрицанию генетики и временному запрету генетических исследований в СССР. Получила своё популярное название по имени Т. Д. Лысенко, ставшего символом кампании. Кампания развёртывалась в научных биологических кругах примерно с середины 1930 – х до первой половины 1960 – х годов. Её организаторами были партийные и государственные деятели, в том числе сам И. В. Сталин, представители марксистско-ленинской философии, деятели в области биологии (видную роль, кроме Т. Д. Лысенко, сыграл И. И. Презент) и другие. В переносном смысле лысенковщина — любое административное преследование учёных за их «политически некорректные» научные взгляды.

Генная инженерия служит для получения желаемых качеств изменяемого или генетически модифицированного организма. В отличие от традиционной селекции, в ходе которой генотип подвергается изменениям лишь косвенно, генная инженерия позволяет непосредственно вмешиваться в генетический аппарат, применяя технику молекулярного клонирования. Примерами применения генной инженерии являются получение новых генетически модифицированных сортов зерновых культур, производство человеческого инсулина путём использования генномодифицированных бактерий, производство эритропоэтина в культуре клеток или новых пород экспериментальных мышей для научных исследований.

Молекуля́рная биология — комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).

Какую характеристику Г. Башляр даёт человеческому разуму и будет ли это аргументом «за» или « против» в вопросе нашей дискуссии?

От кого и чего зависит соотношение добра и зла в науке? Только ли от учёного или от «сильных мира сего»?

Вспомните изобретения, открытия, которые принесли не только пользу, но и вред человечеству, природе.

Почему ответственность ученого за свою деятельность значительно возросла на современном этапе?

Возможно ли ученому предвидеть все нежелательные эффекты результатов своих исследований.

Подумайте о связях исследований молекулярной биологии, генной инженерии с вопросами подтверждения полноценности (неполноценности) отдельных лиц, групп, рас. Существует ли в этом угроза человечеству?

С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке, М.: «Просвещение» 2011 г.

Е. О. Иванова, И. Э. Осмоловская. Теория обучения в информационном обществе, М.: «Просвещение» 2011 г

4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования, 2012г.

5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум, 2012г.

6.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2012.

Источник

Adblock
detector