Меню

упражнение на тему характер человека

Психологическая игра «Что такое мой характер»
методическая разработка (психология, 8 класс) по теме

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Скачать:

Вложение Размер
psih_igra.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра «Что такое мой характер»

авторская работа педагога – психолога ГБОУ «Негинский детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — Сидоренко О.И.

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера.

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Начало работы. Представление команд: название, девиз.

Введение в тему занятия. Теоретическая часть.

«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г. В. Резапкина):

  1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).
  2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).
  3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).
  4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость. )-

Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».

Характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).

Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

Задание 1. « Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.

Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур — треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами воспитанника). Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это — «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Краткая характеристика основных форм личности.

Квадрат . Вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник . Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника — концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело.

Главное их отрицательное качество — сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник . Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому’ занятые поисками лучшего положения.

Наиболее характерные черты Прямоугольника — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и . смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Круг . Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их.

Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности.

Однако в одном Круги проявляют завидную твердость — когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..

Зигзаг . Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи.

На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение — продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества — отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.

Задание 2. «Распредели черты характера»

Каждой команде дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 10 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп: Отношение к другим людям, Отношение человека к своему делу, Отношение человека к самому себе, Отношение человека к вещам.

Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл.

Задание 3. «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

За каждый угаданный характерологический портрет участника команда получает 1 балл

Задание 4. «Ты мне – я тебе»

Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» — аккуратность, 2 команда на букву «Б» — бескорыстность и т.п.).

Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.

Задание 5. «Конкурс капитанов»

Каждому капитану предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет.

Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и т.п.

Подведение итогов соревнования. Выявление команды победителя.

4 этап. Мини-тренинг.

Ребята по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.

Упражнение «Какой я?»

Ребятам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.

— Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

— Другие считают, что у меня есть такие черты как ….

— Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….

Источник

Тренинг «Вырабатывайте характер»
учебно-методический материал по психологии

Скачать:

Вложение Размер
trening_vyrabatyvayte_harakter.docx 24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Вырабатывайте характер»

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – посеешь судьбу.

В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,

Но был совсем больной.
На троне всё сидел
И утренней гимнастикой
Заняться не хотел.

Нервишки и мигрени
Замучили его
Плохое настроение
Типично для него.

Он раздражён, капризен —
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.

познакомить подростков с характерными особенностями людей и возможностями учёта этих особенностей в общении в ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами;

формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

для каждой группы учащихся листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши;

на стендах “Мысли мудрых”;

стенд для размещения проектов учащихся и учителя;

листы с описанием характерных черт личности человека, релаксация (музыка).

Каждый хотел бы понять, чем же он отличается от других. Тренинг “За что нам нравятся люди (пять позитивных качеств, пять негативных). Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Как говорили древние люди, характер — это печать человека, “отпечаток”, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе. Как, к примеру, вы учитесь? Один делает уроки быстро другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как было бы лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают о своём, третьи думают и об общих для всех классных делах, их заботит, как жизнь класса сделать интересной. Эти особенности составляют черты характера.

Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношение к окружающей действительности. (учащиеся работают с листом характерных качеств личности, разделяя их на позитивные и негативные)

В основе характера лежат свойства нервной системы человека, в значительной мере передающиеся по наследству. Например, характеризуя кого-то, мы говорим: “Вылитый отец – живой, общительный”. Эти качества характера, выражающиеся в направленности человека на людей, на себя, на деятельность, на вещи, весьма часто переходят от родителей к детям.

Альтруизм и эгоизм.

Это два противоположных типа поведения человека по отношению к людям и себе: альтруизм – служение людям, жизнь для других, эгоизм – напротив, поведения лишь “для себя”. В крайних проявлениях: эгоист – наносящий ущерб другим ради себя, альтруист – отдающий всё людям, иногда в ущерб себе. Но не торопитесь называть одного плохим, другого хорошим. Как говорил Э. Фромм, “Человек, который любит только других, не любит себя, вообще не способен любить”. Иначе говоря, человеку нужна мера одного и другого.

Что будем воспитывать.

Характер ни есть что-то раз и навсегда данное. “Чтобы хотели увидеть в мужчине и женщине?” (тренинговые упражнения)

В женщине, скажи, какой черте
Придаёшь особое значенье?
Женщине во всём на высоте,
Принимаю всё без исключенья.

Более всего, что тебе, скажи,
В мужчине нравится?
Украшает мужество его,
И любовью к женщине он славится. (Р. Гамзатов)

Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создаёт свой характер. Обратимся к афоризму – эпиграфу этого параграфа. От поступка к привычке, от неё – к характеру, а от характера – к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.

(учащиеся выписывают те черты характера, которые проявляются у них)

Анкета “Какой характер будешь сеять, девятиклассник?”

Знаете ли свой характер и самого себя?

Довольны ли вы характером?

Занимаетесь ли вы самовоспитанием?

Может ли человек сам выработать свой характер?

Какие черты характера вы бы хотели выработать у себя? (пользуясь приведённым выше перечнем, выберите пять самых важных свойств, которые вам надо выработать у себя)

Составьте таблицу в которой будете отмечать свои действия по выработке этих качеств.

Качества, которые надо выработать

Из сферы отношения к людям…

Подражание, упражнение, испытание, пробы, соблюдение режима, выполнение обещаний, другие…

Рекомендации по выработке характера

Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.

Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение – это выбор линии поведения).

Внушайте себе: “Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать”.

Рассуждайте перед сном: “День прожит и не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра”.

Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.

Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Упражнение “Я вырабатываю характер”

Составьте образ своего Я, которое осознает задачи по выработке черт вашего характера, дайте оценку по пятибалльной системе каждой из этих черт на настоящее время.

Вырабатываю в себе качества из сферы:

— отношение к самому себе…

(Учащиеся на цветных листах бумаги записывают те качества характера. которые помогают им лучше общаться друг с другом, быть более коммуникабельными – на доске выстаиваем “цветок дружбы”).

(Учитель наблюдает за происходящим и также кА школьники узнаёт о них много нового).

Волшебник-валеолог
Сказал – “Долой врача!”
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча

Мяча надо больше двигаться,
В походы ходить
В кругу друзей-приятелей
Общаться и дружить.

Несите людям радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Вы много-много лет!

К.Г. Зайцев и А.Г. Зайцев – “Твоё здоровье” — “Регуляция психики”, 1998г.

Г.К. Селевко – “Сделай себя сам”, 2001г.

Характер есть нечто иное, как долговременный навык. (Плутарх)

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.(И. Кант)

Характер есть нечто иное, как долговременный навык (Плутарх)

Лев, родившийся львом, львом и останется, а человек, родившийся человеком, может им не стать (Б. Шоу).

Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека (Ж. Лабрюйер).

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго).

Если характер в целом хорош, то не беда, если в нём оказываются и некоторые недостатки (Ш. Монтескье).

Упрямца можно сломать, но нельзя согнуть (Сенега).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники.

Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел.

Конспект урока «Красота русского характера» (по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»).

Слайдовая презентация к классному часу по теме «Характер — русский. Мой характер». 5 — 7 классы.

№ п\пСодержаниеСтр.1Пояснительная записка62Методический блок 2.1Цели занятия и компетенции7 2.2 Межпредметные связи102.3Оснащение занятия122.4Хронокарта132.5Мотивация143Блок контроля ис.

Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа.

Источник

Читайте также:  схема упражнений с гимнастической палкой
Adblock
detector