Меню

упражнение на шипящие согласные звуки

Делаем вместе с логопедом: 4 упражнения для шипящих звуков

Всем хорошего дня! Спасибо, что зашли на канал «Растем вместе».

Очень часто именно шипящие звуки у детей вызывают наибольшее затруднение. Еще бы, ведь чтобы хорошо сказать звук «Ш» надо не только поднять язык, но и правильно дуть. Сегодня поделюсь с вами четырьмя упражнениями, которые тренируют верхний подъем языка и правильное дыхание. В конце статьи вставлю видео, где мы, вместе с логопедом, делаем эти упражнения (там она объясняет тонкости и на что надо обратить внимание).

Для занятия вам понадобится обычная ватная палочка и хорошее настроение, конечно! Всегда хватите ребенка, когда у него начинает получаться. Не заставляйте заниматься, а предлагайте поиграть — тогда малыш будет с удовольствием делать задания.

1. Кто дольше? Узкий язык

Для этого упражнения надо вытащить язык, напрячь его (чтобы он стал «узким»). Дальше положите ватную палочку между верхней губой и языком. Начинается соревнование. Кто дольше продержит так палочку: ребенок или родитель.

Обратите внимание, что язык все время должен быть напряжен — оставаться «узким». Обязательно похвалите ребенка!

2. Кто дольше? Широкий язык

Упражнение от предыдущего отличается только тем, что палочку надо удерживать расслабленным («широким») языком. Очень важно, чтобы малыш умел не только напрягать, но и расслаблять язык.

3. Делаем лодочку

Для шипящих звуков, в частности, «Ш» надо уметь делать «лодочку» из языка. Поднимать кончик и края языка вверх.

Вытащите язык. Покажите ребенку, как надо поднять края. Если у него не получается, помогите ему — просто легонько надавите ватной палочкой в середину языка. Тогда края поднимутся самостоятельно.

Как только у ребенка получилось, обязательно отметьте это. Спросите, почувствовал ли малыш, как у язычка загибаются края? Тогда он не только физически запомнит движение, но и позитивно подкрепит его.

4. Дуем на палочку

Также важно, чтобы ребенок умел правильно дышать, когда произносит звуки. Часто дети дуют «щеками» — это когда щеки надуваются во время произношения звука «Ш». Вроде бы и звук есть, но он не правильный.

Зажмите ватную палочку зубами. Главное, чтобы палочка была под языком, кончик языка смотрит вверх (как в предыдущем упражнении). Губы нужно вытянуть вперед и немного приоткрыть. Сделать «оскал», чтобы виднелись зубки. Теперь попросите ребенка подуть на палочку.

Читайте также:  прибор для дыхательных упражнений

Если дуть слабо, то будет звук, похожий на легкий ветерок, а сильное дуновение может напоминать большую змею. Расскажите об этом ребенку. Пусть пошипит, как змея. Идеально, если вы будете показывать это не только лицом, но и телом — так дети запоминают и повторяют гораздо лучше!

За эти полезные упражнения спасибо Елене Малышевой — логопеду, психологу и нейродефектологу с 10-ти летним стажем. Ссылка на Инстаграм Лены ТУТ .

Подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья 🙂

Источник

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ])

Для того, чтобы Ваш ребенок стал правильно произносить эти звуки, необходимо ему объяснить и показать правильную их артикуляцию, т.е. правильное положение языка. У всех звуков данной группы есть две общих закономерности – язычок всегда находится вверху и он должен быть широким. Это главные правила, которые позволят и Вам отслеживать правильность произношения звука, и ребенку помогут контролировать себя. Для того, чтобы язык привык к такому положению, рекомендуем начинать каждое занятие с тех артикуляционных упражнений, в которых он такое положение и занимает. Однако не стоит забывать и о том, что гимнастика должна содержать и общеукрепляющие упражнения.

«Чашечка»

Язык принимает форму чашки, т.е. его края приподняты, а в середине-прогиб (данное упражнение можно выполнять как вне ротовой полости, т.е. вынося язык за зубы, а можно – в ротовой полости, держа язык в таком положении за зубами).

«Вкусное варенье»

Язык принимает форму чашечки и облизывает верхнюю губу так, будто она была испачкана вареньем.

«Блинчик» или» Лопаточка»

Кладём широкий язык на нижнюю губу.

«Накажем непослушный язычок»

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа производит шлепки с произнесением слогов ПЯ-ПЯ-ПЯ.

«Качели»

Язычок поднимается вверх и опускается вниз, будто качаясь на качелях (упражнение так же можно выполнять вне ротовой полости, поднимая и опуская язык к губам, а можно – в ротовой полости, ставя язык каждый раз то за верхние, то за нижние зубки).

Читайте также:  изометрические упражнения для колена

«Часики»

Язык двигается, словно маятник часов, влево-вправо. Здесь важно знать, что движения должны быть резкими и чёткими, а не плавными, переходящие в простое облизывание губ.

«Маляр»

Поднимаем язычок к нёбу и выполняем плавные движения вперёд-назад, словно красим потолок нашего рта.

«Расческа»

Широкий язык будто причесывают верхние зубки, прижимая его. Выполнять это упражнение рекомендуется от средней части языка до кончика, а не в обратную сторону.

Источник

План конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн».

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.»

2 «В» класс МБОУ СОШ № 1

с углубленным изучением отдельных предметов.

Составила студентка 221 группы

Преподавание в начальных классах

Фролова Надежда Александровна

Методист:__________/ Боброва С.Ю./

Учитель: __________/Хабибуллина. А.И. /

Дата проведения: 05.10.2017г

Цель: ознакомление обучающихся с шипящими согласными звуками. Буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

— Систематизировать и расширять грамматический материал по данной теме.

— Развивать орфографическую зоркость, внимание.

— Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к родному языку.

личностные: сохранять мотивацию к учёбе; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

регулятивные: определять тему урока, ставить цель; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; адекватно воспринимать оценку учителя; находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления;

коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения на анализе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Русский язык» 2 класс, презентация

1. Самоопределение к деятельности

Громко прозвенел звонок

Ни минуты не теряем!

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Надежда Александровна.

Читайте также:  дыхательные упражнения на ходу

Дети приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: обоснование выбора своего способа решения

саморегуляция, целеполагание, прогнозирование

2. Актуализация знаний, мотивация

Выполнение теста на тему: «Обозначение гласных и согласных звуков на письме».

-А теперь поменяйтесь с соседом по парте листочками, возьмите ручку с зелёной пастой и давайте проверим тест.

Меняются листочками, берут ручку с зеленой пастой и проверяют выполненную работу. Оценивают.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Коммуникативные: Выделять существенную информацию.

3. Постановка учебной задачи

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нам нужно отгадать загадки.

Кот живет у нас на крыше,

У них усы не для красы –

Они показывают время

-Молодцы ребята, вы отгадали все загадки.

— Какие орфограммы встречаются в словах – отгадках?

-А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

-Ребята, сегодня мы будем говорить о шипящих согласных звуках. Буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

-Прослушайте сказку про шипящие звуки.

Жили-были шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили У, Ю, Ы, И, А, Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!

— Подумайте, почему шипящие согласные звуки так назвали. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить?

— Все шипящие согласные звуки являются непарными по твердости — мягкости. Какие из них всегда твердые? Какие всегда мягкие?

-Правильно, молодцы ребята.

— А сейчас послушайте стихотворение, которое будет нам помогать правильно писать буквосочетания.

Источник

Adblock
detector