Меню

упражнение на ролевые позиции

Ролевые упражнения.

Поведение традиционно является содержанием работы на социально – психологических и обучающих тренингах. Но это не означает, что личностные тренинги не включают в себя упражнения на исследование и формирование поведения. В отличии от первых, на личностных тренингах нет стандарта «как надо», участники имеют возможность лучше понять, что они делают и как, потренироваться в разных поведенческих проявлениях и самостоятельно решать, что им подходит, а что нет. Я обычно говорю участникам о том, что чем более гибкими они будут, чем больше поведенческих реакций будет в их арсенале, тем более эффективными и адаптированными они становятся в жизни.

Никто не будет спорить, что агрессия в виде крика, оскорбления, брани не является эталоном выражения злости. Но, так же тяжело не согласиться, что в жизни встречаются ситуаций, где это уместно или, даже необходимо. Люди с запретом на выражение злости приятны в общении, с ними удобно жить и работать. Но цена этого поведения – психосоматические заболевания, неискреннее общение, манипуляции со стороны окружающих. По этому на личностных тренингах есть необходимость исследовать поведение.

Проблематика, как правило – это поведение крайностей или полюсов. Агрессивность и безответность, пугливость и бесшабашность, самоуничижение и высокомерие, упрямство и беспринципность – все это поведение, которое стало чертой характера. Но если человек не осознает и отрицает, к примеру, своё высокомерие, то поведение выдаст его обязательно.

На тренинге речь идет о проблематике самооценки. Я рассказала о том, что низкая самооценка проявляется через два варианта поведения: высокомерие или самоуничижение. Оказалось, что признать самоуничижение намного проще, участники приводили примеры смущения, желания стать незаметным, сложности с принятием комплиментов и другое, вплоть до незаметной одежды. А вот высокомерие никто за собой не признавал. Полагаю, что самоуничижение культивировалось в воспитании и выдавалось за скромность.

Предлагаю проделать упражнение «Светский раут». Чаще всего уязвимость самооценки наблюдается в непривычных, новых для нас ситуациях – так что «светский раут» именно тот случай. Каждый придумал для себя, кто присутствует на нем: самые знаменитые, или самые красивые, или талантливые… А дальше начинается ролевая игра. Люди берут в руки воображаемые бокалы и устремляются в общение. Замкнутых и одиноких совсем немного, почти все пытаются представить себя с наилучшей стороны. Я наблюдаю за всем этим и вижу надменные взгляды, наигранную отчужденность, стремление опекать тех, кто явно смущен. Они много говорят о себе и почти не слушают друг друга… Возвращаемся на стулья и начинаем делиться впечатлениями:

— А вы заметили, как мужчины хвастались друг перед другом – у кого бизнес круче?

— Да вы тоже хороши: «Это платочек от Армани? Я видела его в позапрошлогодней коллекции!»

Дружный смех , цитирование, описание как кто себя вел. В процессе шеринга выясняется, что подавляющие чувства, которые испытывали многие – смущение и страх. Страх несоответствия, мысли, что ты хуже, не столь образован, не так одет, не там живешь…То есть та самая низкая самооценка, о которой шла речь. И оказалось, что высокомерие бывает разным – кричащим и с трудом замечаемым.

С поведенческих упражнений тренинг начинается, ими же и заканчивается. В начале людям еще трудно говорить о чувствах, нет опыта рефлексии, с трудом осознаются и формулируются установки мировоззрения. А поведение – это то, что лежит на поверхности. Это опыт нашего детства – сюжетно-ролевые игры. И люди идут на это с готовностью. При подборе или моделировании ролевого упражнения желательно, чтобы исследуемое поведении проявилось в незнакомой обстановке. Другими словами – сюжет должен быть не знаком по жизни. Это снимет контроль сознания, и люди будут действовать спонтанно – так, как они действуют в жизни, а не так, «как надо». Для того, чтобы исследовать ситуацию продажи своих профессиональных умений, я придумала «Экспедицию». Люди, которые до этого проходили тренинги типа «Как пройти собеседование», вдруг все напрочь забыли и стали действовать интуитивно. Тут же выяснились сильные и слабые стороны каждой коммуникации: кто-то много и быстро говорит, кто-то очень скромен, кто-то смотрит все время в одну точку…И еще мы поняли, что решение принимается скорее по типу «Я чувствую, что он ответственный и на него можно положиться», чем « У него прекрасное образование и большой опыт». Игровая ситуация раскрепощает и раскрываются потенциалы. Иногда во время такого предложения вдруг рождаются инсайты. « Я продам кого угодно, только не себя!» — «А что если продавать себя, как продавца «кого угодно»?» — «Работорговцем что ли?». А после того, как утихнет смех можно понять, что это потенциал, и способность, которую нужно использовать.

Читайте также:  как исправить упражнениями загиб матки

Упражнения на ролевое поведение в конце тренинга – возможность потренироваться делать что-то по- новому. Если это новое понравится и подойдет для жизни – человек его присваивает, если нет – не берет. Это как примерка нового наряда, ни к чему не обязывает.

Методические рекомендации по проведению ролевых упражнений:

• — Отсутствие жесткой инструкции. Повторюсь – на личностных тренингах нет стандартов поведения. Чем шире инструкция, тем более личностным становится полученный материал. Основное и достаточное условие – демонстрировать поведение согласно заданной роли т. е. «если бы ты был…», или «если бы ты попал в эту ситуацию…».

• — Наличие ролей. Человек показывает не себя, а роль. А в роли можно не думать, как тебя оценят, правильно ли ты поступаешь и т.д. То есть снимаются защиты. И только после игры идет разговор о том, какое это имеет к тебе отношение. Не возможно сыграть то, чего в тебе нет.

• — Наличие наблюдателей. Очень желательно. Часто мы «думаем, что мы себя так ведем», а на самом деле, между «думаем» и «ведем» может быть пропасть. Наблюдатели могут дать обратную связь, которая приблизит к объективности.

• — Время для игры. Очень тяжело определить, сколько минут длится действие. Очень много зависит от способностей и возможностей участников. Есть люди, которые с трудом перевоплощаются и принимают игровой сюжет. В этом случае упражнение идет вяло, наблюдатели начинают зевать. Даже этот материал можно анализировать, и в нем есть польза. Но затягивать упражнение не стоит – оно становится мукой. Тренеру важно видеть и чувствовать, когда действие пройдет свой пик и пойдет на убыль, в этот момент сказать «стоп».

• — Наблюдение тренером происходящего. Тренер – самый ценный наблюдатель. Прежде всего, по тому, что он знает, на что надо обращать внимание, какова цель упражнения. Я бы не советовала письменно фиксировать – это может нарушить естественность процесса. Кроме того, вы многое пропустите, если будите писать во время игры. Просто смотрите и запоминайте, чтобы потом, во время шеринга задать нужные вопросы.

• — Шеринг – заземление. Вопрос «Какое это имеет отношение к твоей жизни?» является основным. Если шеринг «не дотянуть» до реальности, то упражнение просто останется интересной игрой: поиграли «в свадьбу», «в экспедицию», «в дикарей» и забыли.

Источник

Тренинг «Тренируем способность влиять и убеждать»

Татьяна Ракитина
Тренинг «Тренируем способность влиять и убеждать»

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией

Читайте также:  как исправить асимметрию глаз упражнения

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Сейчас мы потренируемся убеждению.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

«Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Необходимый материал. Бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

В беседе играет роль настроение.

Упражнение «СИТО»

Цели: — потренироваться в отборе необходимого материала из потока информации, в умении сконцентрироваться на партнере;

— развить память и аудиальное восприятие

Ход игры: на площадку приглашается доброволец, который садится спиной к группе. По сигналу тренера игроки начинают петь, разговаривать, пересмеиваться. Через две минуты ведущий игрок должен повернуться к зрителям и рассказать об одном из товарищей, чей голос он, использовав «сито», различил в общем шуме.

— в чем смысл данной игры?

— чем она может быть полезна при формировании коммуникативных навыков?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Читайте также:  виды упражнений на силу движений

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)

Цель: – развитие умения невербального средства общения.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении, способы их решения.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая

Прит ча:

Человек шептал: «Господь, поговори со мной!»

И луговые травы пели. Но человек не слышал!

Человек вскричал тогда: «Господь, поговори со мной!»

И гром с молнией прокатились по небу. Но человек не слушал!

Человек оглянулся кругом и сказал: «Господь, позволь мне увидеть тебя!»

И звезды ярко сияли. Но человек не видел.

Человек вскричал снова: «Бог, покажи мне видение!»

И новая жизнь была рождена весной. Но человек этого не заметил!

Человек плакал в отчаянии: «Дотронься до меня, Господь, и дай мне знать, что ты здесь!»

И после этого Господь спустился и дотронулся до человека!

Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.

Обсуждение: Как вы считаете, в чем смысл притчи?

Насколько в нашей жизни передача сообщения совпадает с его восприятием и пониманием?

Рефлексия:

Наш тренинг подошёл к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.

-Спасибо за активную и продуктивную работу!

Тренинг «Будущий первоклассник» В подготовительных группах проведен тренинг будущим первоклассникам. Цель: 1. обеспечение психологической адаптации детей; 2. знакомство.

Игровой тренинг «Мы вместе» Организация работы с родителями детей с ОВЗ. Задолго до рождения родители представляют себе своего ребенка, готовятся к его появлению.

Из опыта работы педагога «Тренируем пальчики. Развиваем речь» Тренируем пальчики. Развиваем речь. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Мы уже давно знаем, что уровень развития.

Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей». Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей». 1. Способности – это индивидуальная психологическая характеристика.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Тренируем руку» Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Тренинг «Родительская любовь» Районный конкурс «Педагог — психолог 2018» Аллердингс Анастасия Мастер – класс (2-й этап) Тренинг: «Родительская любовь». Цель: повышение.

Развиваем способность аргументировать свою точку зрения Развиваем способность аргументировать свою точку зрения Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка).

Тренинг педагогического общения 23 апреля в детском саду «Улыбка» прошел тренинг педагогического общения. Этот тренинг был направлен на сплочение коллектива, решение каких.

Тренинг «Счастливая семья» Звучит спокойная музыка, зал празднично оформлен, семьи занимают места за столами, на столах ручки и бумага. Сегодня мы собрались на тренинг.

Тренинг «Тайна планеты Х» Тренинг «Тайна планеты Х» Цель: Формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать.

Источник

Adblock
detector