Меню

упражнение на ритм хлопками

«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».

«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».

Разработала музыкальный руководитель МБДОУ «детский сад №43»

Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии.

Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной части игр, хороводов, танцев. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра( от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее ритмического рисунка( от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.

Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!

Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик .

Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном ритме.

Со звучащими жестами:

Девочки и мальчики

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

Читайте также:  its или it s упражнения

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.

Затем дети меняются ролями.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.

Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Дядя Степа длинноногий

ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы».

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал

идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал

бежит и останавливается рядом с дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая –восьмыми длительностями.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

Читайте также:  только по согласию для упражнения

Хлопки восьмыми нотами

Игра на металлофоне

Спать сосулькам не даете!

Хлопки восьмыми нотами

Игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет

Носики нам щекочет

Кап, кап-кап, хи, хи-хи!

Игра на металлофоне

Глиссандо на металлофоне

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

Упражнение с хлопками (Венгерская мелодия)

I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок.

II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим; на сильную долю тактов 4 и 8- остановка. На паузу- хлопок.

Ритмическое упражнение «Эхо». (Татарская танцевальная песня А. Эшпая).

Это упражнение способствует усвоению ритмических групп: восьмая, 4 шестнадцатых, восьмая; и 4 шестнадцатых. Дети стоят по кругу лицом к центру, держась за руки. В центре круга ребенок с бубном в руках. Такты 1-4. Выполнение ритмического рисунка ударами в бубен. Такты 5-8. Ребенок продолжает тихо ударять в бубен. Остальные дети прохлопывают ритмический рисунок в ладоши. Такты 9-16 и 17-24. Повторение заданий тактов 1-8.

Музыка проигрывается снова. Такты 1-4. Дети идут к центру круга (семь шагов) и на последнюю восьмую топают ногой.

Такты 5-8. С правой ноги отходят назад спиной, топая на последнюю восьмую.

Такты 9-12. Легко бегут по кругу вправо (шаг на каждую восьмую). Такты 13-16. Бегут влево. Одновременно ребенок с бубном негромкими ударами выполняет ритмический рисунок.

Такты 17-24. Ребенок с бубном называет имя любого из детей и тот повторяет заданный ритмический рисунок. Дети оценивают исполнение.

Слушаем и различаем ( с ритмическими карточками)

1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.

Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».

2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.

Рекомендации: Материал может быть применён в свободной деятельности детей: в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и педагогом; на прогулках с родителями, на праздниках.

Источник

Упражнения для развития чувства ритма.

Опубликовано: 12:05:50 09-10-2014

Упражнения для развития чувства ритма.

1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)

— Стоят шеренгой, тактируют.

По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

2. «Ежик и барабан»

Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют

игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

С барабаном ходит ежик,

Целый день играет ежик,

С барабаном за плечами,

Ежик в сад попал случайно

Очень яблоки любил он

Барабан в саду забыл он

Ночью яблоки срывались

И удары раздавались

Ой, как зайчики струхнули!

Глаз до зорьки не сомкнули

3. Педагог говорит:

Дятел сел на толстый сук

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Всем друзьям своим на юг

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Телеграммы дятел шлет,

Читайте также:  как расширить кости таза упражнения

Что весна уже идет,

Что растаял снег вокруг:

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Дятел зиму зимовал,

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: В жарких странах не бывал!

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: И понятно, почему,

Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.

Дети: Тук да тук, тук да тук!

4. «Шумит оркестр».

Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

5. На фланелеграфе выложить ритм:

Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

6. Игра: «Ритмическое эхо».

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно

повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

7. Игра: «Хлопот в такт».

Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую

8. Игра: «Музыкальные топотушки».

Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.

Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?

(Можно прыгать как зайчики).

А потом вдруг. в ямку бух! (приседают).

11. «Перевертушки»

На эти слова должны быстро повернуться.

Ой, чки, чки, чки, огурчики.

Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

12. «Сыграй, как я».

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.

Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает

звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.

Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны

собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек.

хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

Сила звука: открывать ладонь и закрывать.

Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего

предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.

14. Передай ритм

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоя впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши./ Ведущим может быть муз руководитель, воспитатель, ребёнок. Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.

15. Музыкальные стульчики.

16. Барабанщики.

Дети стоят друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идёт впереди колонны и играет на барабане.

Дети делятся на три группы по четыре – пять человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счёт четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счёт восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап»

Третья группа – на счёт шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произнося слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочерёдно с каждой группой детей. Затем группы соединяются. /Можно использовать музыкальное сопровождение/

Фонематическая ритмика.

Стихи с движениями:.

( наклоняем голову вправо- влево)

Туки- так, туки – так

(поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги).

Так стучит молоток

Так стучит каблучок

Упражнения для развития творческого воображения ребенка.

Двое ребят ста6новятся соответственно ближе и дальше к другим детям и

постоянно меняют свои места. Остальной угадывают, кто из детей стоит к ним

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

На цветы (круговое движение правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой).

Побежали мы домой (бег на месте)

Прибежали мы домой и сели.

Упражнения для развития чувства лада.

1.Постучать разными деревянными брусочками.

2. Игра «Настроение».

Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из

нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует

тому, или иному понятию.

3. Игра: «Поем по фразам».

Дети свободно перемещаются по залу под определенную музыку (например мажорную). Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.

Упражнения для развития дикции.

1. «Интонация».

Рассказать скороговорку голосами разных птиц или зверей.

(Высоко, низко, быстро, медленно).

2. «Подбери мелодию».

Любое стихотворение спеть на знакомый мотив.

Источник

Adblock
detector