Меню

упражнение на ритм графика

10.Композиция. Ритм.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Упражнение №1.

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

Источник

План-конспект открытого урока по предмету «изобразительное искусство» по теме»Ритм в композиции»

Выбранный для просмотра документ РИТМ урок.docx

Цепь урока: Формирование понятия по ритмическим системам построения композиции. Практическое закрепление полученных знаний по различным

системам композиционного построения,

Объяснение понятия «ритм» и ритмической композиции,

Научить различать ритмические и метрические композиции,

Формирование эстетики рабочего процесса.
Оборудование учителя к уроку:

Книги, иллюстрации на текущую тему. Фото материал.

Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:

1. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.

1, Вводная лекция, разъясняющая материал,

3, Беседа на заданную тему,

3, Практическая работа.

4. Подведение итогов,

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с понятием ритма в композиции. Учащимся объясняется новый материал, после чего они выполняют практическую работу.

Объяснение нового материала:

которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и

минералов). Ритм всегда подразумевает движение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный,

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции,

например, фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях

народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном

ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых, можно передать движение на плоскости.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.

воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном

действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но

Читайте также:  тренировка одного упражнения приседания

наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее,

Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения, Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому,

ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается

иллюзия их движения,

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств е отличие от музыки и литературы, е которых основным является развитие

действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Правило передачи движения

Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным. Эффект движения можно

создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.

Для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его

Движение становится понятный только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное

пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его

ускорить или замедлить.

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, так оно кажется

Правило передачи покоя

• если на картине отсутствуют диагональные направления.

* если перед движущимся объектом нет свободного пространства.

• если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.

если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Метрические композиционные системы.

Многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим повтором. Это один из часто встречающихся в

композиции интерьера приемов. Например, используя ордер в пространстве интерьера, архитекторы и дизайнеры, как правило, всегда создают метрический повтор из колонн.

Ознакомившись с понятием ритма в композиции, учащиеся переходят к созданию собственной композиции.

Дается два задания :

создание композиции в статическом ритме;

создание композиции в динамическом ритме.

Подведение итогов урока;

После окончания урока, просматриваем работы.

Выявляем лучшие моменты, ставим оценки

Выбранный для просмотра документ Ритм Задание.docx

May. 7th, 2012 at 7:47 PM

Любая композиция состоит из разных элементов. В ней есть вертикальные и горизонтальные, а также и диагональные линии, по которым выстраиваются элементы. Ритм строится с помощью отдельных элементов и пауз между ними. Самый простой пример использования ритма – это, конечно же, орнамент. В нем очень четко чередуются одинаковые или похожие элементы.
Кроме ритма отдельных элементов, можно говорить еще о ритме цвета. О чередовании светлого и темного.
Ясный и четкий ритм делает композицию выразительной, яркой, запоминающейся.

Теперь небольшое пояснение. Когда мы рассуждаем здесь о композиции, мы подразумеваем композицию станковую (т.е. эскиз картины или графического листа, просто художественного рисунка). Но, все правила и приемы композиции верны и для других видов графического дизайна. В книжной или журнальной графике, в верстке и оформлении рекламного буклета, все эти понятия тоже существуют. При этом, конечно же, есть свои особенности в каждом виде художественного творчества.

Не забываем, что теория без практики мертва. Для закрепления темы, задания полезно выполнять практически, посвятив им хотя бы совсем немного времени. 😉

Источник

Как развить чувство ритма

Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Зачастую педагоги и все те, у кого оно превосходное, считают, что это чувство либо «дано», либо «не дано». Иной раз этот навык слабо развит даже у состоявшихся музыкантов, закончивших колледж или даже консерваторию. Считается, что более четверти танцоров (речь, конечно, о любителях) не слышат ритм музыки, и, соответственно, не могут танцевать в такт ему. Вы спросите: как такое возможно? Отвечу – за счет совершенствования своей техники исполнения.

Так что же такое ритм и можно ли это чувство развивать? Для того чтобы его почувствовать, так сказать, «потрогать руками», а точнее ощутить всем телом, надо для начала понять, что подразумевается под музыкальным ритмом. Что, собственно, должен чувствовать музыкант или танцор?

Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности. Тому, кто далек от теории музыки, такое объяснение почти ни о чем не скажет. Тут требуется простое и доступное сравнение. И, пожалуй, легче всего ритм сравнить с пульсом человека.

Прислушавшись к себе не сложно услышать или почувствовать биение сердца. Пульс представляет собой простейшую ритмическую фигуру из одинаково громких нот (импульсов) и равных промежутков между ними. Таков ровный пульс здорового человека. Можно сказать, что наш внутренний ритм отстукивает сердце. А в музыке эту роль выполняют ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты. Этот ритмический рисунок нам и предстоит научиться различать и воспроизводить.

Главной ошибкой начинающих музыкантов становится именно то, что они стараются сконцентрироваться на отработке техники движений и стремятся освоить их как можно больше. Выучить сложный пассаж реально даже для начинающих, а вот верно исполнить его в конкретном музыкальном произведении удается с первого раза далеко не всем. Подобные проблемы касаются и вокалистов. Со стороны это хорошо заметно, и, как правило, вскоре такое «непопадание» становится явным и для самого музыканта, особенно если он играет или поет в паре. Так проявляется отсутствие чувства ритма. Но значит ли это, что надо поставить крест на занятиях? Отнюдь. Научиться слышать музыку и развить у себя чувство ритма может каждый.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

Читайте также:  как вызвать сокращение матки упражнения

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон

Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон – 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность – 1 мм.

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, «снять» структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа – делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше – делай мельче сетку!

Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других – нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие – не развивают. Вот и все. Некоторые дети играют в футбол, а другие – штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки.

Если у вас есть проблема с ритмом, вот что можно сделать:

1. Слушайте больше музыки!

Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и еще двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Все. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнет развиваться.

2. Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки

Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно – того, кто поет. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков. Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чем поется в песне, и это привлекает внимание. Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнете воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.

3. Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке

Звучит по-идиотски? Возможно, но очень важно, что внутреннее восприятие ритмического рисунка, подкрепленное движениями в такт, как нельзя лучше позволяет контролировать самого себя. Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые вы или ваш ребенок делаете во время игры. И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда ученики уже знают ритмические величины, их названия, нотные знаки, а гораздо раньше.

Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением. Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего. В качестве такого музыкального репертуара могут быть использованы многие детские песни.

Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.

Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щелкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!

Компоненты чувства ритма

В анализе-восприятия это:

Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью «набросить» на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с «пометками», где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:

И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные временные интервалы.

В танцевальных кружках нередко возникает ситуация, когда разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В обоих этих примерах ученик «снял, скопировал» АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего «пульса, метронома» (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним «этот такт» каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь

И что нам позволяет это делать? – «Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке». Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации – СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались

Читайте также:  упражнение морпех для ног видео

Ритм в образных картинках

Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.

Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».

Чтение слов в ритме

Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).

Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.
На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.
Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.

Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.

Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.

Ритмические слоги

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

« Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!

«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».

«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.

Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».
Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

Источник

Adblock
detector