Меню

упражнение на релаксацию в движении

Гимнастика для снятия стресса: нервно-мышечная релаксация

Каждый день во время рабочего дня наш организм сталкивается с нервными и мышечными напряжениями и зажимами — где-то неудачно повернулись, резко зажали трубку ухом или состоялся тяжелый, неприятный разговор — все это откладывается в нашей мышечной системе и, порой, придя домой после рабочего дня, мы чувствуем себя выжатыми как лимон, а есть еще и домашние дела.

А мы сначала падаем на диван, а потом вскакиваем и начинаем судорожно чего-то делать, потому что не успеваем или, наоборот, лежим и занимаемся самоедством, что ничего не делается, поднимая тем самым уровень стресса на еще большую высоту.

А ведь есть довольно простой выход из сложившегося замкнутого круга. Это нервно-мышечная релаксация — комплекс упражнений направленный на расслабление мышечного корсета. Заключается он в том, что мы сначала сильно напрягаем определенную группу мышц, а затем расслабляем.

Кроме того, расслабление скелетных мышц способствует расслаблению сердечно-сосудистой системы, снимает спазматические боли и благотворно влияет на нервную систему.

Внимание! Имеются противопоказания: неврологические нарушения, слабости или повреждения мышц, костная патология.

Подготовка:

Прежде чем приступить к выполнению комплекса следует подготовить место, где Вам нито не будет мешать, открыть окно, чтобы в помещение проник свежий воздух, отключить телевизор, телефон, ПК. Можно задернуть шторы и включить релаксирующую музыку. Для выполнения упражнений нам понадобится удобный стул и таймер или секундомер, впрочем, можно воспользоваться устным счетом секунд.

Нужно ослабить тесную одежду или сменить ее на удобную. Снять линзы, очки, часы, украшения и обувь.

Выполнение:

Садимся на стул, занимаем удобное положение, расслабляемся и начинаем свободно дышать, прислушиваясь к своему дыханию. Дышим так две-три минуты.

Затем делаем глубокий вдох, пытаясь вдохнуть весь воздух вокруг себя почувствовать, как напрягается при этом грудная клетка. На максимуме вдоха задерживаем дыхание на 3-5 секунд и легко выдыхаем, максимально расслабляя грудную клетку.

Делаем паузу — спокойно дышим примерно 15-20 секунд, чтобы почувствовать расслабление и повторяем упражнение еще два раза.

Следующее упражнение на плечевой пояс, как правило он сильно страдает в течение дня, если мы работаем за компьютером.

Плечи поднимаем вверх, стараясь достать мочки ушей и почувствовать напряжение в течение 15 секунд, затем мышцы расслабляем, плечи свободно опускаются.

Пауза 15-20 секунд, спокойно дышим, чувствуем, как мышцы расслабились и кровь потекла по телу, если мышцы были сильно зажаты возможно ощущение легкого покалывания, это не страшно, а очень даже хорошо.

Повторяем упражнение еще два раза.

Сильно сводим друг к другу лопатки, при этом отводя руки и плечи назад, активно чувствуем напряжение в течении 15 секунд, затем резко расслабляемся.

Важно! Мышцы нужно расслаблять сразу, не постепенно, чтобы снять все зажимы одновременно.

15-20 секунд наслаждаемся спокойным дыханием и повторяем упражнение 2 раза.

Вытягиваем прямые руки перед собой, ладонями вниз, затем поднимаем кисти рук вверх, максимально натягивая ладони на себя и чувствуем напряжение в мышцах рук в течение 15 секунд и расслабляемся, роняем руки и отдыхаем 15 секунд. Повторяем два раза.

Зажимаем руки в кулаки, и в течение 15 секунд сжимаем их все сильнее и сильнее, затем расслабляемся 15 секунд и повторяем упражнение два раза.

Сильно сжимаем ягодицы, прижимаем одну к другой, максимально напрягаем к 15 секунде и резко расслабляемся. 15 секунд находимся в расслабленном состоянии и повторяем упражнение два раза.

Внутренняя часть бедра: сильно сжимаем ноги вместе, максимально напрягая внутреннюю поверхность бедра к 15 секунде. 15 секунд расслабления. Повторить два раза.

Внешняя поверхность бедра

Разгибаем ноги в коленях, поднимаем их перед собой, должны работать только мышцы бедер. Максимально напрягаем их к 15 секунде и резко расслабляем, роняя ноги. 15 секунд прислушиваемся к кровообращению в бедрах и повторяем упражнение два раза.

Ставим ноги на пятки и тянем носок ноги на себя, максимально напрягая икроножные мышцы к 15 секунде, расслабляемся на 15 секунд и повторяем два раза.

Сжимаем пальцы на ногах в кулачки, максимально напрягая мышцы к 15 секунде, и расслабляемся на 15 секунд. Повторяем два раза.

Широко улыбаемся, стараясь развести уголки губ как можно дальше в течение 15 секунд, на 15 секунд расслабляем лицо.

Сильно зажмуриваем глаза, максимально сжимая веки к 15 секунде и на 15 секунд расслабляемся.

Сводим брови одна к другой, как будто на кого-то сердимся, максимально напрягая их к 15 секунде, расслабляемся.

Поднимаем брови максимально вверх на 1 секунд, опускаем брови в свободное плавание на 15 секунд.

Пощипывающими движениями рук проходимся вдоль линии подбородка, начиная с углов челюсти и заканчивая в центре подбородка, сжимаем мышцы пальцами не растягивая при этом кожу. Повторяем два-три раза.

Будьте адекватны, лицо не попа — синяки его не красят, очень сильно сжимать пальцы не нужно, но и слабое нажатие эффекта не принесет, опираемся на свои ощущения, должно быть чувствительно, но не больно. В некоторых зажатых местах Вы можете почувствовать боль, им стоит уделить чуть больше внимания.

То же самое проделываем с надбровными дугами. Два-три раза проходимся по ним, сжимая пальцами брови. Опять же без фанатизма.

8. Завершающая часть

В завершение комплекса ложимся на ровную поверхность, закрываем глаза, спокойно и ровно дышим и сканируем свое тело на возможность оставшихся мышечных спазмов, если чувствуем, что не все расслабилось, даем им расслабиться ещё сильнее.

Ощущаем, как расслабление проходит тёплой волной по всему телу сверху вниз: от мышцы лба оно спускается вниз к глазам, щекам к челюстям, шее, идёт ниже по плечам, к груди и рукам, у животу, в кисти рук. Расслабление опускается к ногам – к бёдрам и икрам и ниже, к стопам.

Тело очень тяжёлое и очень расслабленное. В течении двух минут наслаждаемся этим ощущением, глубоко и ровно дышим.

9. Возврат к реальности

Теперь нам нужно аккуратно вернуться к бодрому состоянию. Для этого потихоньку начинаем про себя счет до 10, повторяя при этом следующие установки:

1-2 – я начинаю чувствовать себя бодрее

3-4-5 – я всё более и более пробуждаюсь

Вы чувствуете вкус к жизни и прилив энергии.

В дальнейшем вам не потребуется выполнять полностью весь комплекс. Практикуя упражнения, вы почувствуете, где есть зажимы, а где нет и, возможно, в дальнейшем потребуется выполнять всего одно упражнение, чтобы полностью расслабиться, но это приходит с практикой.

Источник

Картотека упражнений на релаксацию и снятия эмоционального напряжения

Упражнения на релаксацию

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Читайте также:  комплекс упражнений йоги для зачатия

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Упражнения на релаксацию «Загораем»

Цель: расслабление мышц ног.

Исходное положение (далее — и. п.): лежа.

Учитель: Давайте ляжем, представим себе, что ноги загорают на солнце. Поднимите ноги и держите на весу. Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза. Выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим. держим. напрягаем.

Цель: расслабление мышц ног. И. п.: стоя.

Учитель: Представьте, что вы на корабле. Качает. Прижимаем по очереди ноги к полу, чтобы не упасть.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.

Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса. И. п.: стоя.

Учитель: Встаньте. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелую штангу.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).

Крепко держим. и бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Цель: расслабление мышц живота. И. п.: стоя.

Учитель: Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руку на живот.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (выполнить вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох),

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель предлагает детям представить себя деревом. Корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер. Дерево качается вправо — влево, вперед — назад (по 3-5 раз). При выполнении упражнения следует соблюдать ритмичность дыхания.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель: А теперь представим, что каждый из нас — лодка с парусом. Подул ветерок и парус расправился. Ветер утих — парус сник.

«Сотвори солнце в себе»

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя, сидя.

Учитель: Солнце всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки развести в стороны перед собой).

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель: Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» — и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» — и тоже тянется вверх. «Нет! — решили они, — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Цель: общая релаксация, выработка осанки. И. п.: стоя.

Учитель: Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Делаем спокойно вдох и выдох, плавно поднимаем руки вверх. Держим их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Тянемся всем телом. Вытягиваясь вверх, представляем крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся.

Цель: общая релаксация.

Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

«Жираф»: движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево. «Осьминог»: круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, затем по очереди).

«Птица»: руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед. «Обезьяна»: наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево. «Лошадь»: поднимать по очереди ноги, сгибая в коленях.

«Аист»: подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

«Кошка»: потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем — левую.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Читайте также:  нейропедагогика упражнения 12 лет

Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

Любопытная Варвара”.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
“Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

Палуба”.
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Лошадки”.
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!

Слон”.
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Бубенчик”.
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

Летний денек”.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан

Замедленное движение”.
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!

Тишина”.
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
«Винт».

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. «Начали. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос, который надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ, начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.» Затем играющие меняются ролями.

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себе вы под этим водопадом, и почувствуйте, этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы или…Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Читайте также:  костя дзю и его любимое упражнение

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, так в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам по ладоням, по пальцам.3ы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.»

Цель: если дети не спокойны и расстроены, эта игра даст детям (особенно горяченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вами цвета.

Теперь ложитесь спиной так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования. 3акройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыки. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).»

Игра проводиться по музыку.

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.»

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Вот кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцуют с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру на сидя, а двигаясь по помещению.

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши, и громко, в такт хлопка, считать: раз, два, три, четыре…Дети присоединяются и тоже все вместе хлопая в ладоши хором считают: раз, два, три, четыре…Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Релаксационные упражнения для детей для эмоциональной разрядки (при повышенной раздражительности, злости, агрессии, тревожности

Предложить ребенку сесть на стул и упереться о спинку. Он – на песочном берегу реки, где песок прохладный и сыпучий. Закрыв глаза, следует на глубоком вдохе «набрать в руки песок», как можно сильней сжать пальцы в кулак, удерживая песок и задержать дыхание. Затем на выдохе песок нужно потихоньку «высыпать» на коленки, после чего руки можно обессилено уронить вдоль тела.

Предложить малышу поиграть на дудочке – вообразить, словно он держит инструмент в руках, набрать побольше воздуха в легкие, вытянув губы трубочкой и поднеся к ним дудочку, потихоньку выдувать в нее воздух. При этом длительно произносится звук «у», как имитация звука дудочки.

Предложить ребенку представить, словно солнечный зайчик «прыгнул» в глаза – нужно их зажмурить. Дальше солнечный зайчик пошел «гулять» по личику, и крохе нужно нежно и ласково зайчика погладить: на щечках, на лобике, носике, на рту и подбородке.

Вместе с ребенком вообразить, как в теплый летний день, подставив личико солнцу, он загорает с несколько разжатым ртом. И вот – летит красавица-бабочка, которая садиться прямо на носик крохе. Бабочка щекочется, и нужно ее тихонько согнать: сморщить носик, приподнять верхнюю губу, но рот оставить полуоткрытым с задержкой дыхания. А дальше, сгоняя бабочку, нужно подвигать носиком. Улетела? Теперь можно расслабить мышцы губ и носа, потихоньку выдыхая.

Одна бабочка улетела, другая – прилетела, и теперь уже уселась прямо на брови малышу. Предложите ребенку покатать бабочку на качелях: подвигать бровями вверх-вниз.

Предложить ребенку поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч – руки должны повиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановятся.

Малыш должен сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз.

Имитировать движение мельницы руками: вытянув их, делать круговые маховые движения вперед и вверх, затем – назад и вверх, и так несколько кругов.

Релаксационные упражнения для детей расслабления мышц корпуса

Предложить ребенку изобразить деревянную куклу: напрячь мышцы ног, корпуса и немного отведенных в сторону рук, повернуться всем телом, сохраняя неподвижными шею, руки и плечи. Ноги при этом от пола не отрываются, ступни стоят неподвижно. Тряпичная кукла: плечи и руки опустить, руки плетями висят вдоль тела неподвижно. Тело тряпичная кукла поворачивает быстрыми короткими толчками – то вправо, то влево, при этом руки свободно взлетают и оборачиваются вокруг пояса. Плечи остаються в расслабленном состоянии.

Источник

Adblock
detector