Меню

упражнение на развитие самоанализа

2 упражнения, 4 инструмента и 6 методов самопознания [полезные ссылки внутри]

Почему самопознание важно?

Самопознание и самооценка своей личности – важнейшая часть саморазвития. Прежде всего это не самокопание и не чрезмерная поглощенность собой, а реалистичная оценка составляющих вашего «я» :

  • способностей;
  • недостатков;
  • достижений;
  • ошибок;
  • мотивации;
  • предпочтений;
  • жизненной позиции;
  • влияния на окружающих;
  • пробелов в знаниях.

В свою очередь, трезво осознавая, кто вы есть и какое влияние оказываете на других, вы станете более открытым, эмпатичным, начнете взаимодействовать с людьми, не поступаясь жизненными принципами. Самопознание предполагает не что иное, как раскрытие вашего потенциала.Успех достигается не исправлением своих недостатков, а фокусировкой на сильных сторонах. Но как это можно сделать не зная, какие твои сильные стороны? Для этого существует ряд инструментов самоанализа.

Упражнения самоанализа

Упражнение 1.1: самопознание

  • Заведите дневник и отмечайте в нем мотивы принятия тех или иных ключевых решений. Периодически возвращайтесь к записям, чтобы проанализировать эти решения / действия и их последствия. Правильными ли были ваши предположения? Не требует ли подход дополнительной корректировки?
  • Фиксируйте мысли и чувства относительно тех или иных ситуаций и людей. Вам будет легче понять свои эмоции. Почему конкретный человек вызывает у вас раздражение? Почему вы всегда взрываетесь в какой-то ситуации? Есть ли в вашем поведении повторяющиеся сценарии? С этой информацией вы«перепрограммируете» мозг на более продуктивную реакцию в следующий раз.

Упражнение 1.2: эмоциональный интеллект

Чтобы определить свой эмоциональный интеллект, попробуйте ответить наследующие вопросы:

  • Насколько хорошо вы контролируете себя?
  • Понимаете ли вы свои эмоции?
  • Можете ли вы концентрировать внимание и не отвлекаться?
  • Умеете ли вы адаптироваться?
  • Насколько хорошо вы знаете свои сильные и слабые стороны?
  • Осознаете ли вы, когда эмоции мешают или, наоборот, помогают вам мыслить?
  • Способны ли вы контролировать свою реакцию на события?
  • Сохраняете ли вы оптимизм, когда другие теряют надежду?
  • Насколько эффективно вы выстраиваете отношения?
  • Знаете ли вы, как ладить с людьми?
  • Даете ли обратную связь, наставляете, консультируете?
  • Понимаете ли вы эмоции и настроение окружающих?
  • Вызываете ли вы доверие у людей?
  • Понятно ли ваше видение другим людям?
  • Выстраиваете ли вы близкие взаимоотношения?
  • Вы командный игрок?

Перечисленные вопросы не являются полноценным анализом EQ – скорее они призваны побудить вас к самоанализу. Тем, кто хотел бы провести полную оценку своего EQ, рекомендую следующие научно обоснованные, надежные инструменты:

  • Тест эмоционального интеллекта Мейера – Сэловея – Карузо.
  • Опросник на эмоциональную и социальную компетентность (ESCI)36.
  • Карта эмоционального интеллекта Essi System37.

Инструменты самопознания личности

Инструмент 1: StrengthsFinder 2.0 (платный)

StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пятьосновных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления,чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение 38. Наши талантыпомогают нам понять, кто мы такие. Они:

  • характеризуют нас;
  • влияют на наш выбор;
  • направляют наши действия;
  • объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
  • помогают отфильтровывать работу;
  • несут в себе колоссальный потенциал.

Инструмент 2: «Ценности в действии» (VIA) (бесплатно)

Еще один интересный бесплатный онлайн-инструмент называется «Ценности вдействии» (www.viacharacter.org). Он акцентирует внимание на уникальных преимуществах(в отличие от навыков и интересов), ключевых характеристиках личности, которыестимулируют вовлеченность и формируют ваше мышление, чувства и поведение.

Вот мои топ 5 характеристик (всего их 24):

  • Любопытство (любознательность)Интерес и стремление к новизне, открытость к новому опыту. Интерес как самоценность, которая проходит через весь опыт; способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию.
  • Честность (искренность, целостность)Привычка говорить правду в широком смысле – как способность выражать себя и действовать искренне и естественно; не строить из себя кого-то, кем ты не являешься; брать ответственность за свои чувства и поступки.
  • Любовь к учению. Постижениие новых умений, тем и сфер знаний как самостоятельно, так и в учебном заведении. Эта черта связана с любознательностью, но выходит за ее рамки.Стремление к систематическому приумножению знаний.
  • БеспристрастностьСпособность одинаково относиться к людям в соответствии с общечеловеческими представлениями о честности и справедливости; не позволять личным чувствам формировать предвзятое отношение к другим; предоставлять каждому равные,справедливые шансы.
  • Оптимизм (надежда, ориентация на будущее)Ожидание лучшего от будущего и готовность работать для достижения высокой цели; вера в то, что достичь успеха можно благодаря собственным усилиям.
Читайте также:  бег лучшее упражнение для живота

Инструмент 3: индикатор типов личности по методике Майерс – Бриггс

Он применяется в компаниях по всему миру и оценивает поведенческие склонности по четырем областям:

  • Экстраверсия или интроверсия (E или I): как вы даете / получаете энергию или фокусируете свое внимание. Вам комфортнее находиться среди людей или в одиночестве?
  • Здравый смысл или интуиция (S или N): как вы предпочитаете собирать /использовать информацию. Полагаетесь ли вы на свои пять органов чувств или в основном прислушиваетесь к интуиции?
  • Мышление или чувства (T или F): как вы принимаете решения (головой или сердцем). Вы больше полагаетесь на логику или на чувства (ваши или других людей) в процессе принятия решений?
  • Суждение или восприятие (J или P): как вы руководите своей жизнью и общаетесь с окружающим миром. Вы хорошо организованный человек и любите все планировать? Или вам нравится быть гибким и открытым самым разным вариантам?

После тестирования ваши основные предпочтения будут суммированы, и вы получите персональный тип личности в виде причудливого акронима из четырех букв, например ENTPили ISFJ39. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Их внимательное изучение позволит вам понять, что помешает продуктивности, а что усилит ее. Нашел неплохой тест здесь и здесь. И еще можете пройти один ниже. Советую пройти все три, потому что результаты получились разные, но отличая лишь в одной букве, соединив можно увидеть свой результат.

Инструмент 4: модель DISC

Модель DISC – еще одна система личностного профиля, которая стремительно набирает популярность. Она оценивает людей по четырем поведенческим стилям:доминирование (Dominance), влияние (Influence), стабильность (Steadiness) и осознанность(Conscientiousness).

Прошел тест здесь. Расшифровал результат с помощью этого файла.Есть много платных и очень полезных материалов на английском здесь.

Источник

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Цель семинара: способствовать развитию умений самоанализа и самоконтроля, преодолению психологических барьеров у педагогов.

  1. Теоретическое обоснование проблемы.
  2. Практическая работа.

Группа 1. Упражнение «Путаница»

Закройте глаза и вытяните руки вперед, на счет три схватите друг друга за руки. Одна рука хватает одну руку. Раз, два, три. Затем все открывают глаза…

Ваша задача – распутаться. (Цель упражнения – сплотить группу).

После упражнения дать возможность поделиться переживаниями, которые возникли.

Что чувствовали, какие эмоции испытывали когда делали упражнение?

Что значит слово характер? Как вы его понимаете?

Итак, вывод: характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности, в общении, включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него только оттенок, отпечаток . Отсюда и название “характер”.

Читайте также:  базовые упражнения для мышц плеча

Характер определяет его значимые поступки, а не случайные реакции. Поступок человека с характером, почти всегда сознателен, обдуман. Говоря о характере, мы, обычно, вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо, порой, от обстоятельств, проявлять свою волю, настойчивость, целеустремленность и упорство.

А какие качества характера вы знаете?

Группа 2. Упражнение «Комиссионный магазин»

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Группа 3. Практическая игра «Подарок».

Ведущий раздает участникам группы по 2 листа бумаги, и просит на каждом листе написать только одно качество, которое он ценит в людях, и скатать эти листы в отдельные трубочки. Затем Ведущий собирает «трубочки» и складывает их в корзину, затем ребята по одному выходят и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в ней написано, «дарит» это качество тому в ком оно есть. Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке.

Группа 4. Упражнение «Дерево гнева»

Устойчивое, длительное и глубокое переживание есть чувство. А кирпичики, из которых складываются наши состояния-чувства – это эмоция. Сегодня мы будем говорить об эмоции неудовлетворенности каким-либо явлением, к которому мы относимся резко отрицательно – это ГНЕВ.

Тема нашего занятия “Дерево гнева”. Сначала разберем, что такое гнев и как он рождается.

Мы с вами – члены научной лаборатории. Нам необходимо сформулировать ситуации, порождающие гнев. Когда люди могут испытывать состояние гнева? Кто начнет? (Получение отказа, реагирование на агрессию, реагирование на оскорбление, обвинение в чем-то, реагирование на требования, нарушение прав: задели, толкнули, помешали что-то сделать, провокация и т.д.).

Молодцы! Наша научная лаборатория хорошо поработала. И это далеко не полный перечень ситуаций, которые порождают гнев. А как вы понимаете слово гнев? (Несколько ответов).

Гнев – сильное чувство негодования, страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, вспышка озлобления, злоба.

Как давно вы гневались в последний раз?

Кто послужил причиной гнева? (Что послужило причиной гнева?)

Что вас задело больше всего?

Что вы выиграли в результате выплеснутого гнева?

Вспомните, могли ли вы себя контролировать?

Физическое переживание гнева.

Обсуждение позиций списка, примеры из жизни.

А теперь посмотрите, что в итоге происходит

Обсуждение позиций списка, разговор по кругу.

А теперь обратимся к новому рисунку (рис. 1).Что вы видите, на что это похоже? (Ответы). Гнев представлен в виде дерева, корнями которого служит обида. А что, по-вашему, значит обидеть? (Причинить обиду). А что, по-вашему, значит обидеться (Почувствовать обиду).

Читайте также:  делать специальные упражнения для груди

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство.

Здесь работает следующая “мысль” подсознания: Я – жертва. Я хороший, а другой – плохой, он меня, невинного, обидел.

Далее обида переходит в гнев. Здесь начинает работать другая “мысль”: другой – плохой, а я – хороший. Несмотря на то, что я жертва, я восстанавливаю справедливость. Меня спровоцировали, а значит, я имею право на справедливый гнев, на благородную ярость.

Ярость – это физическая агрессия, это опасно (обсуждение в круге).

Посмотрите, мы на дереве видим листья СТЫДА и ВИНЫ. Что такое вина? Что такое стыд? (Обсуждение).

Да, люди, которые испытывали гнев, гневались, могут просить прощения, извиняться. Им стыдно, что они не справились со своими чувствами: “Виноват, исправлюсь!”.

Гнев – древняя реакция на агрессию, которую можно и нужно взять под контроль. Бывает, что гнев дает почувствовать себя сильнее, свободнее, однако. Гнев – не показатель силы, а, скорее, свидетельства нашей слабости, обидчивости, ранимости, беззащитности.

Упражнение “Мой гнев”

Примите удобную для вас позу. Закройте глаза. Расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, теплая волна расслабления растекается по вашим мышцам. Позвольте себе наблюдать за собой.

Вспомните, пожалуйста, одну из последних ситуаций, которая вызвала у вас сильное чувство гнева. Представьте обстановку, услышьте людей, окружающих вас.

Как и где зарождался ваш гнев?

Имеет ваш гнев форму? Если имеет, то какую?

Из какого материала он состоит?

Легкий он или тяжелый?

Мягкий он или упругий?

Холодный он или горячий?

Есть ли у вашего гнева запах, вкус?

Изменился ли он, пока вы его рассматривали?

Каков ваш гнев сейчас?

Сделайте то, что вам хочется с ним сделать…

А сейчас на счет три вы откроете глаза и окажетесь здесь, в комнате. Раз, два, три.

А теперь изобразите свой гнев.

Работа с рисунком “Я рисую гнев”.

Желающие рассказывают о том, как они рисовали, какие у них были при этом ощущения, какие цвета они использовали.

Рекомендации по работе с гневом.

Что же делать с гневом, как с ним работать?

Гнев – это удар по нашему здоровью, по самочувствию психическому и физическому. Это причина самых разных психосоматических заболеваний. Гнев приводит к разрушению взаимоотношений с людьми, к конфликтам. Мы уже говорили, что признаком истинной силы является умение себя контролировать. Нам необходимо научиться преодолевать гнев или быстро выходить из него.

Как это можно сделать?

Контролируйте вдохи и выдохи [1].

Постарайтесь увидеть в сложившейся ситуации что-то смешное [1].

“Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если ты сильно разгневан, сосчитай до ста” (Т.Джефферсон [1]).

Можно “покататься на собственном тигре”: мысленно представьте себе ваш гнев в виде тигра, на котором вы сидите верхом [1].

Напишите “Письмо обидчику” и уничтожьте его, а не передавайте адресату.

Представьте, что вы гневаетесь на кого-то мысленно и все ему высказываете, проработайте несколько вариантов разговора.

Однажды, проследите реакцию гнева, посмотрев, во время ссоры, на себя в зеркало.

Скажите себе “Я не жду от людей, чтобы они вели себя так, как я этого хочу”.

Наша встреча подошла к концу. Что мы делали на занятии? Как вы себя чувствуете (Разговор по кругу).

Рисунки вы можете получить у автора статьи.

Источник

Adblock
detector