Меню

упражнение на развитие эвс

игры на развитие ЭВС(эмоционально-волевая сфера)
методическая разработка на тему

Игры, развивающие эмоционально-волевую сферу детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Игра «Бездомный заяц»
Способствует развитию реакции, навыков невербального взаимодействия с детьми.
В игре принимают участие от 3 до 6 человек. Каждый игрок, заяц, чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — 1–2 метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Игра «В тридевятом царстве»
Способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т.д.), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события. Затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.
Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя о том-то. », «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если герой сказки появился здесь?»

Игра «Сороконожка»
Учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.
Дети (5—10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего «сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.

Игра «Колпак мой треугольный»
Помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».
Фраза повторяется по второму кругу, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).
В следующем круге заменяются уже два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя).
В каждом последующем круге играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В конце игры дети изображают жестами всю фразу.
Если это трудно, фразу можно сократить.

Игра «Маленькая птичка»
Развивает мышечный контроль.
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее. Вместе с птичкой он успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Игра «Эмоциональный словарь»
Развивает эмоциональную сферу ребенка.
Перед детьми раскладывают набор карточек, на которых изображены лица людей, испытывающих различные эмоции (5—6 карточек). Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоции испытывают эти люди?» После этого ребенку предлагают вспомнить, был ли он сам в таких состояниях.
Как он чувствовал себя, находясь в том или ином состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? Ведущий предлагает ребенку нарисовать некоторые эмоции. Все приведенные детьми примеры из жизни взрослый записывает на листе бумаги.
Через 2—3 недели игру можно повторить, при этом можно сравнить те состояния ребенка, которые были у него давно, и те, которые возникли недавно. Можно попросить его ответить на вопросы: «Каких состояний было больше за прошедшие 2—3 недели — негативных или позитивных? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?»

Игра «Мой хороший попугай»
Способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из детей плюшевого попугая (мишку, зайчика).
Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Читайте также:  leg magic тренажер упражнения на нем

Игра «Чудесный мешочек»
Развивает кинестетические ощущения, учит восприятию цвета, формы, а также умению сотрудничать со взрослым.
На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (пластика, дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге ее контуры. Затем фигурка вынимается из мешочка. Ребенок сравнивает ее с нарисованной, раскрашивает тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и называл те действия, которые он производит.
Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке». В последнем случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

Игра «Разговор с телом»
Учит ребенка владеть своим телом.
Ребенок ложится на пол — на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и говорит: «Это твой силуэт. Хочешь, мы раскрасим его? Каким цветом ты хотел бы раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например когда ты спасаешься от опасности? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игра «Покатай куклу»
Способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.
Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях). Затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой. Если нет, то надо сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Собираем головоломки»
Развивает коммуникативные способности ребенка.
Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т.п.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает одной детали. Он обращается за помощью к взрослому. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее».
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игра «Достань машинку»
Учит понимать условия практической задачи, искать решения в окружающей обстановке.
Для этой игры нужны заводная машинка и палка.
Педагог-психолог заводит машинку, и она как бы случайно заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог-психолог просит ребенка достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в его поле зрения (палка лежит на подоконнике).
Если ребенок пытается это сделать рукой, не надо его останавливать. Пусть убедится, что это невозможно. Затем педагог-психолог говорит: «Давай поищем то, что тебе поможет». При необходимости нужно указать на палку. В конце игры можно напомнить ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».

Развивает координацию движений, учит ребенка навыкам работы с операционными картами.
Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны выполнять различные упражнения, например: поднимать руки вверх и опускать вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой.

Читайте также:  много упражнений на am is are

Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (операционные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:
После того как заготовлены 2—3 схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит выполнить то, что на ней изображено.
После того как ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий), взрослый предлагает ему освоить вторую схему.
Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т.д.

Игра «Как достать?»
Учит решать задачи в образном плане.
Для этой игры нужны картинка с изображением стеклянной банки, в которой находится морковь, картинки с изображением предметов-орудий (вилки, сачка, палочки, ложки).
Педагог-психолог раскладывает перед ребенком все картинки, просит их внимательно рассмотреть и сказать, как можно достать морковку для зайчика. Ребенок должен выбрать картинку с изображением подходящего предмета-орудия. В случае затруднения можно создать реальную ситуацию и проверить свойства выбранного орудия.

Игра «Волшебный тазик»
Развивает обонятельное и вкусовое восприятие.
Дети сидят в кругу. Педагог-психолог говорит: «Представьте, что перед каждым из вас на полу стоит маленький тазик. Он не простой, а волшебный: что мы захотим, то в тазике и появится. Предположим, что в тазике — мед. Вспомните, какой он — золотистый, прозрачный, вкусный, сладкий. Слегка наклоните к себе тазик: мед жидкий или густой? Посмотрите. Видите, как он медленно стекает? Представьте запах цветов, цветущих деревьев. Вспоминаете запах меда? Окуните пальчик в свой волшебный тазик, возьмите немножко меда. Видите, как он медленно, тяжелой струйкой стекает по пальцу? Вам хочется попробовать его? Попробуйте».
По желанию детей «волшебные тазики» могут наполняться любыми объектами: живыми и неживыми, реальными и сказочными.

Игра «Загадочные пакетики»
Развивает обонятельное восприятие.
Дети сидят в кругу. Педагог-психолог предлагает детям 4 пакетика, в которых находятся: кусочек мыла, головка чеснока, листья мяты и сушеная клубника. Задание детям: угадать, чей запах спрятался в пакетике.

Игра «Цветочный магазин»
Развивает обонятельное и зрительно-образное восприятие.
Педагог-психолог просит детей представить, что их комната превратилась в цветочный магазин, предлагает пройтись по нему, мысленно расставляя различные цветы (розы, сирень, хризантемы) и запоминая их расположение. Задание — собрать букет для мамы и описать его. Рассказывая о каждом цветке, вспомнить его цвет и запах.
Для того чтобы выполнение этого задания было более эффективным, детям рекомендуется заранее посетить цветочный магазин.

Игра «Пальчики-узнавальчики»
Развивает осязательное и зрительное восприятие.
На стол ставятся 2—3 предмета, различные по форме и величине. Ребенок исследует предметы, проводя по ним пальцем. При этом он то смотрит на эти предметы, то отворачивается от них. В тот момент, когда ребенок отворачивается, он должен узнать на ощупь тот или иной предмет.
Можно усложнить задание, предложив ребенку с закрытыми глазами (с помощью пальцев) узнать, кто подошел к нему.

Источник

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы)

Комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы. Необходимые иллюстрации вы можете найти в материале «СЧАСТЛИВАЯ БАБОЧКА».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экология души

Комплекс упражнений для развития
эмоционально-волевой сферы

Чистая экология души важна для человека так же, как чистая экология окружающего мира.
Почему?

Что такое чистота окружающего мира?
Это хрустальный воздух наших гор, это голубая вода рек, озер и морей, это деревья, не отравленные гарью заводских труб, это наивные непуганые животные, птицы и рыбы, которые не бегут от человека, считая его врагом, а доверчиво берут хлеб из его рук.
Вот что такое чистая планета, живая, не испорченная грубым вмешательством человека! Всем нам хотелось бы жить именно в таком мире.
Это мир вокруг нас, который мы видим, знаем и понимаем.
А что у нас в душе? Знаем ли мы, чем она занята в настоящее время? Знаем ли, как именно должна трудиться наша душа?
Ведь как удобно жить, когда не слышно голоса души, голоса совести. Но нужна ли нам такая жизнь, жизнь без души, без счастья, радости, а также без огорчений, без эмоциональных подъемов и спадов, ведь это тоже необходимо для того, чтобы душа жила полной жизнью и не ленилась.

Душа обязана трудиться
И день, и ночь.

Комплекс упражнений для определения эмоционального состояния человека, представленный ниже, может помочь разобраться в многообразии чувств.
Психологу данная методика дает диагностический материал для построения дальнейшей работы с клиентом, прежде всего консультативной. Она также может использоваться в психокоррекционной работе с испытуемыми разных возрастных групп для коррекции эмоциональных состояний и девиантного поведения.
Упражнения носят также релаксационный характер, помогают расслабиться, успокоиться, подумать над принятием необходимого решения, их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и своего места в нем.
Комплекс может применяться для работы как с маленькими детьми (от четырех лет), так и со взрослыми. Для детей эти упражнения подходят еще и потому, что укрепляют руку, развивают моторику и речь. Взрослым людям с помощью этих упражнений легче выговориться, рассказать о своих проблемах или выразить их на бумаге.
Занятия можно проводить один раз в неделю, в индивидуальном или групповом порядке (группы детей по 3–5 человек, группы взрослых — до 10 человек). Отдельные упражнения можно повторять по несколько раз через определенный промежуток времени (примерно две недели).

Читайте также:  лечим остеохондроз физические упражнения

Упражнение
«Лесенка настроений»

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображена лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы любыми цветами, но не забывайте, что верхний проем — самый веселый, а нижний — самый грустный.
Время выполнения задания не ограничено.

Примечания : цветовая гамма не должна ограничиваться основными цветами.
Для полноты диагностической информации после выполнения задания можно обговорить с клиентом выбор цветовой гаммы.
На основе цветового решения можно судить об эмоциональном состоянии

Упражнение «Две бабочки»

Рис. 2

Инструкция испытуемому. Перед вами две бабочки. Одна из них веселая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, веселая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.

Примечание : во время выполнения клиентом этого задания психолог может оценить эмоциональное состояние клиента. (Веселая бабочка раскрашена теплыми розовым и желтым цветами, а грустная – зеленым, фиолетовым, синим.)
Методику можно повторить через некоторое время.
Время выполнения задания не ограничено.
Методика не имеет возрастных границ и может проводиться с детьми от 4,5 лет и со взрослыми людьми. (Рис. 2.)

Упражнение «Пальчики-мордашки»

Рис. 3

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.

Упражнение
«Добрая фея — злая фея»

Рис. 4

Материалы : лист белой бумаги формата А4 с изображением феи, вертикально разделенное пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с изображением феи. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — добрая, а правая — злая. Раскрасьте, пожалуйста, эту фею, но не забывайте о половинках.

Упражнение «Небо и облако»

Рис. 5

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Сегодня мы с вами будем рисовать небо, но это будет необычное небо. Оно необязательно должно быть голубого цвета. Ваше небо будет такого цвета, какое у вас сейчас настроение. Подумайте, какого цвета ваше настроение, и нарисуйте небо. Цвета можете смешивать.
А теперь нарисуйте облако. Оно тоже будет необычным. Подумайте, что можно было бы изменить в вашем настроении, и нарисуйте облако немного ниже неба.
Время выполнения не ограничено.

Упражнение «Веселый принц — грустный принц»

Рис. 6

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением принца. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — веселая, а правая — грустная. Раскрасьте, пожалуйста, этого принца, но не забывайте о половинках.

Упражнение «Цветик-семицветик»

Рис. 7

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета.
А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке крестиком.
Время выполнения упражнения не ограничено.

Упражнение «Мишкина семья»

Рис. 8

Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с историей из жизни семьи медвежонка. Мишка и его папа куда-то идут. Как вы думаете, куда? Какое настроение у Мишки? А у его папы? О чем они думают? Раскрасьте их теми цветами, какими захотите. Но не забывайте о характере Мишки и его папы!

Упражнение «Дерево»

Рис. 9

Наталья ГОРЯЧЕВА,
педагог-психолог,
г. Москва

Источник

Adblock
detector