Меню

упражнение на работу с модальностью

Техника работы с модальностями

1. Понятие модальностибыло внесено в психологическое консуль­тирование из нейролингвистического программирования (НЛП) — одного из современных методов психотерапии и консультиро­вания, ориентированного на краткосрочную терапию. Под мо­дальностью понимается канал получения информации, основанный на каком-либо из 5 органов чувств, посредством которого чело­век воспринимает и отражает окружающий мир.

Выделяют 4 модальности (то есть 4 канала восприятия информации):

• визуальную, где ведущий канал получения и отражения инфор­мации — зрение;

• аудиальную, основанную на слухе как ведущем канале восприятия;

• кинестетическую, основанную на телесных ощущениях как ве­дущем канале восприятия;

• обонятельно-вкусовую, где ведущим каналом восприятия ин­формации является вкус и обоняние.

Выделяются следующие характеристики модальностей:

• у любого человека присутствуют все 4 системы восприятия, но при этом есть наиболее и наименее развитая система,

• через наиболее развитую модальность человек получает и отра­жает максимальное количество информации, и это — привыч­ный способ восприятия;

• наименее развитая модальность обычно блокирована, и способ восприятия и отражения действительности через нее наименее привычен для человека;

• модальности могут развиваться, то есть в процессе терапии консультант может расширить набор ведущих модальностей клиента, сгладить одну и увеличить другую, снять блок с ранее заблокированной системы восприятия;

• каждая модальность имеет внешнюю сторону, то есть тот орган чувств, которым индивид воспринимает реальность, и внутреннюю сторону, то есть те способы, которыми он эту реальность отражает.

К внутренним способам, отражающим реальность, относятся:

• предикаты речи, то есть слова, выражения и речевые конструк­ции клиента, используемые им для отражения реальности и формирующиеся на бессознательном уровне;

• глазодвигательные паттерны, то есть движения глазных яблок, наиболее типичные для той или иной субмодальности.

2. Для повышения эффективностипроцесса консультирования консультант должен хорошо владеть техникой работы с мо­дальностями и знать особенности этой работы.

Существуют следующие правила работы с модальностями:

• консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей’, наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и ха­рактеристики модальностей;

• консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента:

— предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики, своего физического и психического состояния, например выраже­ние «Это давит на меня, словно какой-то груз» — типичный признак ведущей кинестетической модальности’,

— образы, которые формирует клиент, их отличительные осо­бенности, например, если клиент говорит «Я слышу, будто» или «Это было похоже на вспышку молнии», то в первом случае ве­дущей является аудиальная, а во втором — визуальная системы восприятия и отражения;

— невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты;

• консультант должен уметь ориентироваться в своих модально­стях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая — хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, ес­ли это необходимо в терапевтических целях;

• консультант может использовать свои модальности для выра­жения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модально­стей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модально­стей научиться понимать проблематику клиента.

В процессе консультирования психолог может использовать модальности клиента для решения различных задач, среди кото­рых можно выделить следующие:

• установление и поддержание раппорта (контакта) с клиентом;

• диагностика проблемы и общего состояния клиента, понимание проблематики и личности клиента;

При установлении раппорта консультант должен:

• строить свое поведение и речь в соответствии с используемой клиентом модальностью’,

• обращать внимание на предикаты речи, посредством которых клиент выражает свое восприятие мира, и использовать в своей речи те же схемы;

• обращать внимание на невербальные проявления клиента и под­страиваться под них, используя такую же схему поведения;

• ориентироваться на сигналы своих модальностей и использовать их для проявления эмпатии.

При диагностике и понимании проблематики клиента консуль­танту следует:

• обращать внимание на то, как развиты модальности клиента, какая из них является ведущей, а какая — подавленной, из ка­кой модальности клиент говорит чаще всего, а какую вообще не употребляет;

• проанализировать связь проблемы, конфликта или затруднения клиента с его модальностями, пронаблюдать, в какой из модальностей может находиться проблема;

• обратить внимание на паттерны поведения, речь, невербальные и эмоциональные проявления клиента, чтобы понять, как и где именно проявляется проблема или затруднение клиента и как это влияет на него;

• обратить внимание на свои ощущения и то, как сам консуль­тант, находясь в эмпатической связи и глубоком контакте с клиентом, реагирует на проблемы клиента, из какой модально­сти к нему поступает наибольшее количество сигналов и ин­формации;

• обратить внимание на общее физическое состояние, например у кинестетиков часто проблема выражается на соматическом уровне;

• обратить внимание на связь ведущей или подавленной модально­сти и способы взаимодействия клиента и построение отношений с окружающими, если локус его жалобы лежит в области взаи­моотношений со средой, например жалоба клиента на непо­нимание со стороны близкого человека может быть проин­терпретирована с точки зрения преобладания у них разных модальностей;

• использовать специально разработанные методы экспресс-диаг­ностики ведущей модальности.

При терапевтическом воздействии целями консультанта являются:

• подведение клиента к осознанию своих модальностей и умению читать и понимать их сигналы;

• расширение набора модальностей клиента, реабилитация подав­ленных модальностей с целью расширения способов функцио­нирования в среде;

• формирование умения читать и понимать модальности других людей с целью более адаптивного взаимодействия с ними.

В терапевтическом взаимодействии с модальностями клиента консультант может использовать следующие способы работы:

• основной способ работы с модальностью — постепенное изменение одного из параметров восприятия, отслеживая взаимосвязь с эмоциональными изменениями клиента, например на основе спродуцированного клиентом образа менять цвет, яркость, си­лу звука и т. п.;

Читайте также:  в гостях у ежика упражнение

• усиливать или уменьшать остроту ощущений от работы с обра­зом клиента в зависимости от того, какова цель вмешательст­ва — снизить негативное влияние проблемы или создать ресурсность личности;

• с помощью специально разработанных приемов и упражнений вводить клиента в разные модальности, двигать клиента в его каналах восприятия и отражения, провоцируя на проживание различных состояний в различных модальностях,

• создание образов в ведущей системе клиента (аудиальные, визу­альные, кинестетические образы) и последующая работа с ними:

— перемещение образов из одной системы в другую;

— работа с качественными характеристиками образов;

• применять ассоциированное или диссоцированное восприятие в работе с модальностью в зависимости от целей консультирова­ния и особенностей проблематики клиента.

Ассоциированное восприятиеспособствует усилению пережива­ний и ощущений, так как предполагает нахождение клиента внутри созданного им визуального, кинестетического или аудиального образа, поэтому часто используется как инструмент для формирования ресурсности личности.

Диссоциированное восприятиенаправлено на снижение пережи­ваний, так как клиент занимает позицию наблюдателя и участвует в восприятии как бы со стороны, отстранение, поэтому
такое восприятие часто используется для работы с негативными переживаниями и ситуациями и они как бы выталкиваются во­вне, за пределы личности и восприятия клиента.

Используя методы ассоциации/диссоциации или метод усиле­ния/уменьшения образа, консультант может способствовать клиенту в решении многих проблем, например:

• в принятии решений, когда происходит проработка сомнений и неуверенности и усиление ресурсов личности для принятия важного решения;

• коррекции убеждений и установок клиента, используя работу с сомнениями, анализ проблемных убеждений;

• работе с построением целей и формированием будущего, исполь­зуя «экран» образов и путешествие во времени;

• работе с телесными ощущениями, используя кинестетическую модальность.

Источник

Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность

Фильтры восприятия

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства. И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуальный (В).
То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальный (А).
То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетический (К)
(От «кинес” – «движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на 3 части:
Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание;
Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло;
метаощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.
метаощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Если мы объединим все вместе, то получится:
Зрение (визуальная система).
Слух (аудиальная система)
Вкус.
Запах.
Кожная чувствительность (тактильные ощущения).
Внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло.
метаощущения – оценочные ощущения.

Репрезентативные системы

Каналы восприятия касаются именно получения информации от органов чувств. Когда речь идёт об обработке информации, о способе обращения к собственному внутреннему опыту человеком, говорят о репрезентативных системах.

Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации:

Ведущая — репрезентативная система, запускающая стратегию мышления. Например, предлагается вспомнить звук скрипки. Человек с ведущей Визуальной системой сначала представит образ этой скрипки, а только потом услышит ее звучание. А для того, чтобы почувствовать какой на ощупь слон, ему сначала надо вспомнить как слон выглядит, и только потом он сможет его «пощупать». Ведущая система обычно совпадает с первичной (то есть основной) системой человека.
Первичная (основная) — наиболее используемая и развитая репрезентативная система человека. Когда говорят о типах человека по предпочитаемой модальности — Аудиал, Визуал, Дигитал, Кинестетик — то как раз имеется в виду, что у человека соответствующая первичная репрезентативная система. Первичная репсистема обычно совпадает с ведущей. Но если не совпадает, ведущая оказывается неосознаваемой.
Референтная — репрезентативная система, в которой человек получает результат внутренних расчётов. Например: о своем согласии или не согласии с высказыванием человек может узнавать по ощущению в области груди. В этом случае референтной системой будет Кинестетическая.

Схема

Предпочитаемая модальность

У термина «модальность» есть несколько значений. В психологии (и часто в НЛП) под модальностью подразумевается именно канал получения информации — вижу, слышу, чувствую. В лингвистике (и языковой модели НЛП) понятие модальности шире — модальность может описывать способ получения информации (увидел, вспомнил, приснилось), оценку (нравится, рад, боюсь, счастлив) и описывать границы действия (так называемая «логическая модальность»: можно, нельзя, законно, запрещено).

Обычно человек более ориентирован на одну из репрезентативных систем – он проводит в ней больше времени, она запускает его мышление и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это предпочитаемая модальность.

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения.
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: «Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!»
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Читайте также:  йога на ночь упражнения кати буйда

Я говорю своей жене:
— Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед. »
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают «сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже». Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его. Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
— Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
— Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
— Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
— Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Читайте также:  книги для упражнения пальцев рук

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.»
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: «Я понимаю, что вы чувствуете,» – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в «Дикой Орхидее» Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: «Дистанция, полный контроль, ничего лишнего. »
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и . съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы. Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу. Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу.
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Источник

Adblock
detector