Меню

упражнение на публичное одиночество

Раздел IV. Публичное одиночество

Все предыдущие упражнения подготавливают тот вывод, что если закрепить свое внимание на объекте, наделив его интересным вымыслом воображения, оправдыванием (целью), и начать действовать, то актеру уже не страшна будет ни черная дыра портала, ни взоры зрителя. На сценическом языке это называется, что вы зажили в «публичном одиночестве» или в «кругу». К- С. Станиславский говорил: «Оно публично, так как мы все с вами. Оно одиночество, так как вы отделены от нас малым кругом внимания. На спектакле, на глазах тысячной толпы, вы всегда можете замкнуться в одиночестве, как улитка в раковину»[95].

Уместно рассказать о творческих занятиях К. С. Станиславского с учениками Оперно-драматической студии. Шли уроки по разделу сценического внимания. Константин Сергеевич просматривал упражнения и всячески подбадривал нас, указывая пути выработки сценического внимания.

«Смотреть в публику, — говорил он, — трудно. Публика и порог сцены пугают. Переходя порог сцены, вы должны быть собранны! Это надо вырабатывать в себе ежедневно». Он придавал большое значение творческому воображению, указывая: «Действительность надо включать в свой круг путем «если бы». Публику не видеть нельзя, но можно отвлечь себя задачей. О тысяче людей, находящихся в партере, совершенно забыть нельзя, но можно от них отвлечься, увлекшись тем, что есть на сцене. »[96]

Упражнения (на публичное одиночество).

1. Вызвать ученика и предложить ему, создав малый круг внимания, начать действовать:

а) рассмотреть предметы на столе, нафантазировать, как •они попали сюда и что с ними делать дальше;

б) рассмотреть репродукции художественных картин. Вы брать открытки для этюда себе и своим товарищам;

в) найти спрятанную записку в книгах, тетрадях, кармане костюма;

г) разобрать содержимое найденной сумочки. По предметам определить, кому из девушек она принадлежит.

2. Вызвать 2—3 учеников, дать им общее задание л предложить действовать, создав средний круг внимания.

3. Вызвать б—8 учеников, дать им общее задание и предложить начать действовать, создав большой круг внимания.

Прежде чем начать действовать в том или ином круге внимания, все должны найти оправдание этому действию — цель.

Педагог может вызвать несколько человек (или несколько групп), дав каждому (или каждой группе) свое задание, создав для каждого отдельный круг внимания.

Ученики, не занятые в упражнениях, должны (по заданию педагога) тихо вести какой-нибудь разговор, переговариваться между собой, что-то осторожно двигать, ронять на пол предметы, сдержанно смеяться, словом, производить какие-либо действия, которые могли бы отвлечь внимание тех, кто занят упражнениями. Эти действия не должны быть громкими, назойливыми, раздражающими. Когда же кончатся упражнения, спросите всех выполнявших упражнения, что в это время происходило, кто и чем мешал им. Если же они заявят, что им ничего не мешало, что они не замечали, что делалось в другом конце зала, это значит, что они жили в публичном одиночестве.

Читайте также:  двадцать основных упражнений бубновского

Источник

Публичное одиночество и актерское мастерство

Навык публичного одиночества в актерском творчестве — это то, что необходимо почувствовать ученику театрального ВУЗа в самом начале его обучения. Если будущий актер не научится абстрагироваться от публики, которая на него смотрит, он никогда не будет готов к полноценному творчеству. Человеческая природа, наше подсознание – очень пугливая штука, она боится показать себя в присутствии большого количества людей.

Вспомните, как вы себя ведете в одиночестве и как, когда появляется хотя бы один зритель. Если в одиночестве вы можете петь, не имея при этом слуха, разговаривать вслух с самим собой, сидеть в любых, естественных для себя позах и т.д., то в присутствии другого человека такое поведение вряд ли возможно. Внутри вас кто-то говорит «на меня смотрят, поэтому нельзя делать этого».

Однако парадокс заключается в том, что самые большие симпатии у зрителя возникают к человеку, который прост и естественен в своих проявлениях.

Вспомните, на кого смотрят в метро с улыбкой? На тех, кто увлечен чтением настолько, что на его лице написано все, что происходит в книге. Он улыбается чему-то искренне и живо, и вот уже весь вагон с интересом и любопытством смотрит на него: что же такое замечательное он читает?
Еще одно важное качество присуще людям обладающим навыком публичного одиночества.

Зная, что в любой момент можно абстрагироваться от публики, уйти в себя, сосредоточиться на мысли и успокоиться, выступающий спикер чувствует себя значительно более уверенно. У него нет той степени зависимости от зрителей, которая есть у человека, не обладающего этим навыком.
В актерских школах учеников с самого начала обучения приучают к тому, чтобы уметь «отключаться» от того, что на него смотрят зрители.

Сделать это можно только одним способом: научиться сосредотачивать свое внимание на чем-то, что не имеет отношения к зрителю. Тот же пример с книгой показателен. Перед группой учеников создается площадка, на которую вызывают одного из них. Его просят начать читать сначала вслух, потом про себя текст, стараясь максимально углубиться в суть прочитанного.

Читайте также:  конструкция it takes me упражнения мерфи

Главный фокус заключается в том, чтобы удерживать погруженность внимания в текст максимально полно. Стараться не допускать рассредоточения и переноса внимания на аудиторию. Упражнение может длиться сколь угодно долго, пока ученик в полной мере не почувствует состояние публичного одиночества.

В идеале, ученик должен полностью отключиться от внешнего мира и предельно сконцентрироваться на содержании книги. Педагог отслеживает глубину состояния публичного одиночества по внешним признакам (пластика, мимика и т.д.).

Опытный педагог всегда отличит настоящее публичное одиночество в актерском творчестве от показного (дело в том, что для любого ученика естественно имитировать публичное одиночество, так как слабое внимание не позволяет переключиться полностью на поставленную задачу, и подсознательно человек чувствует неестественность положения).

Любой актер должен в совершенстве владеть своим вниманием, а навык публичного одиночества, безусловно, относится к основам актерского мастерства. Умение управлять своим вниманием для актера считал необходимым великий реформатор и режиссер русского театра К. С. Станиславский. Именно в его книге «Работа актера над собой» впервые была подробнейшим образом проанализирована проблема удержания внимания у выступающего.

Станиславский ввел теоретическое понятие «круги внимания», которые он условно разделял на малый круг внимания, средний круг внимания и большой круг внимания. Если мы находимся в помещении, то для нас большим кругом внимания будет происходящее на улице, средним кругом внимания будет происходящее вовне нас в аудитории, а малым кругом внимания будет то, что происходит внутри нас.

Спикер, находясь перед аудиторией должен уметь переключаться с одного круга внимания на другой. Самые эмоциональные периоды публичного выступления всегда как бы объединяют все три круга внимания. Мысль оратора как бы охватывает все круги, от чего мысли им высказанные становятся объемными и производят сильное впечатление на слушателей.

Источник

Раздел IV. Публичное одиночество

Все предыдущие упражнения подготавливают тот вывод, что если закрепить свое внимание на объекте, наделив его интересным вымыслом воображения, оправдыванием (целью), и начать действовать, то актеру уже не страшна будет ни черная дыра портала, ни взоры зрителя. На сценическом языке это называется, что вы зажили в «публичном одиночестве» или в «кругу». К- С. Станиславский говорил: «Оно публично, так как мы все с вами. Оно одиночество, так как вы отделены от нас малым кругом внимания. На спектакле, на глазах тысячной толпы, вы всегда можете замкнуться в одиночестве, как улитка в раковину»[95].

Читайте также:  комплекс упражнений abs для тренировки

Уместно рассказать о творческих занятиях К. С. Станиславского с учениками Оперно-драматической студии. Шли уроки по разделу сценического внимания. Константин Сергеевич просматривал упражнения и всячески подбадривал нас, указывая пути выработки сценического внимания.

«Смотреть в публику, — говорил он, — трудно. Публика и порог сцены пугают. Переходя порог сцены, вы должны быть собранны! Это надо вырабатывать в себе ежедневно». Он придавал большое значение творческому воображению, указывая: «Действительность надо включать в свой круг путем «если бы». Публику не видеть нельзя, но можно отвлечь себя задачей. О тысяче людей, находящихся в партере, совершенно забыть нельзя, но можно от них отвлечься, увлекшись тем, что есть на сцене. »[96]

Упражнения (на публичное одиночество).

1. Вызвать ученика и предложить ему, создав малый круг внимания, начать действовать:

а) рассмотреть предметы на столе, нафантазировать, как •они попали сюда и что с ними делать дальше;

б) рассмотреть репродукции художественных картин. Вы брать открытки для этюда себе и своим товарищам;

в) найти спрятанную записку в книгах, тетрадях, кармане костюма;

г) разобрать содержимое найденной сумочки. По предметам определить, кому из девушек она принадлежит.

2. Вызвать 2—3 учеников, дать им общее задание л предложить действовать, создав средний круг внимания.

3. Вызвать б—8 учеников, дать им общее задание и предложить начать действовать, создав большой круг внимания.

Прежде чем начать действовать в том или ином круге внимания, все должны найти оправдание этому действию — цель.

Педагог может вызвать несколько человек (или несколько групп), дав каждому (или каждой группе) свое задание, создав для каждого отдельный круг внимания.

Ученики, не занятые в упражнениях, должны (по заданию педагога) тихо вести какой-нибудь разговор, переговариваться между собой, что-то осторожно двигать, ронять на пол предметы, сдержанно смеяться, словом, производить какие-либо действия, которые могли бы отвлечь внимание тех, кто занят упражнениями. Эти действия не должны быть громкими, назойливыми, раздражающими. Когда же кончатся упражнения, спросите всех выполнявших упражнения, что в это время происходило, кто и чем мешал им. Если же они заявят, что им ничего не мешало, что они не замечали, что делалось в другом конце зала, это значит, что они жили в публичном одиночестве.

Источник

Adblock
detector