Меню

упражнение на проверку звуков

Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.
картотека по развитию речи по теме

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Скачать:

Вложение Размер
Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слух 224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек»

Картотека по развитию звуковой культуры речи.

Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Улядарова О.С .

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз.)

Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3×1 см).

Игра «Медвежата едят мед»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3—4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу <показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)

Игра «Покормим птенчиков»

Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).

— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (<Дети произносят: «Пи-пи-пи».)

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Упражнение «На приеме у врача»

Воспитатель. Кукла — врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот <дети выполняют).

Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.

К кому врач подойдет, тот покажет зубы <зубы сомкнуты) .

Врач сказал, что зубы у всех здоровы.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.

Упражнение «Забей мяч в ворота»

На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети

Упражнение «Заморозим руку»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:

» Фу-у-у» — дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.

Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.

Игра «Отгадай слово»

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Научим мишку говорить правильно»

Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Мишка. Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперьты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка, машина (шимина). Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Звенят колокольчики»

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Игра «Лошадки и поезд»

(в кругу) Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.

Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.

Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»

Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.

Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)

— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .

— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) .

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки,

дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

Источник

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
картотека на тему

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_na_fonem.docx 32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

Перед ребенком выставляется 4—5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещаются сыпучие продукты с частицами: различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком — длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте:

В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

•Кто сидел на моем стуле?

•Кто ел из моей чашки?

•Кто спал в моей постели?

•Кто же был в нашем доме?

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка А — показывают горло врачу

А — поет певица А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой О — удивилась мама

О — стонет бабушка О – поет певица

О – потягивается папа О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход У – звучит дудочка

Изменение одного звуко- комплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

(Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

(улитка, гном, платок, листок, ком)

При трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ

ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ

БАНАН БАВАН А НЬБОМ АПЬНОМ

БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ

ВИТАМИН ВИТАНИИ КЛЕТКА КЪЕКТА

МИТАНИН МИТАВИН КЪЕТКА КВЕКТА

ФИТАМИН ФИТАВИН КЛЕТТА ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ ВИТАН ИМ ТЛЕТКА КВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

каток—дом—моток—поток и т.п.

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные. (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь —

От меня сбежала. (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня. » (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то. (спички, щетку, ножик)

И уехали. (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

— До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и. (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу)

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке. (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась. (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь. (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке. (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети. (книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках. (портфель)

«Я трудиться не привык!» —

Мы собирали васильки,

На головах у нас. (венки)

Пёс козе принёс букет,

Сытный будет ей. (обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи. (туч)

То назад, то вперёд

Может плыть. (пароход)

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой.

Что построили с тобой.

На крючок в реке попал.

Может всё, хоть ростом мал.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:

Вот печать на простыне —.

Канарейка в ней сидит —.

Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

Я опять задачу дам — всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот.

Детям мамочка плетёт.

С гор спускается, течёт.

Что за скользкий, ровный лёд. (КАТОК, ПОТОК ВЕНОК, МОТОК)

Понятия МОТОК и ПОТОК уточняются с детьми до начала упражнения.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного

та—та—та па—па—па ка—ка—ка

та—та—та па—па—па ка—ка—ка

та—та—та па—па—па ка—ка—ка

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та—то—ту ну—ны—на бо—ба—бы

ты—та—то но—на—ну бу—бо—ба.

му—мы—ма да—ды—до па—пу—по

мо—ма—мы ду—ды—да ку—ко—ка

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

То же с гласными О, У, Ы.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

па—ба—па та—да—та ва—фа—ва

по—бо—по да—та—да фа—ва—фа

пу—бу—пу ка—га—ка са—за—са

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-

ками, различающимися по мягкости/твердости,

па—пя по—пё пу—пю пы—пи

ма—мя мо—мё му—мю мы—ми

ва—вя во—вё ву—вю вы—ви

та—тя то—те ту—тю ты—ти

ба—бя бо—бё бу—бю бы—би

да—дя до—дё ду—дю ды—ди

фа—фя фо—фё фу—фю фы—фи

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

То же с гласными О, У, Ы.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением

двух согласных звуков и разными гласными:

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта—тпа кта—тка фта—тфа

пка—кпа фка—кфа хта—тха

фпа—пфа гда—дга вба—бва

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ* и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных звуков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

К — каблучки стучат

Т — молоточек стучит

П — паровозик пыхтит

Ц — тише, спит малыш

Звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, ypoжай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У,

Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5-8 слов с первым звуком А.

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, индеец, искать, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

Назвать звуки в сочетаниях.

Пример. АУИ: 1 -й — А, 2-й — У, 3-й — И.

Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М — в начале, в середине или в конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин зайка — майка, мыло — шило.

Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова.

Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный — золотой, канава — забава, заноза — угроза.

«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон,, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка — кофта, фантик — бантик, фонтан — тахта, фрукты— продукты, враг — флаг, косточка — форточка, косой — фасоль, пары — фары, нота — фото.

Определить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик, огонёк, бантик, платок, замок, юбок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, ток, валик, синяк, напильник, утёнок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, канава, камень, косы, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, мин банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка.

Объяснить выделенные слова.

Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!

Где весною было пусто, летом выросла. (капуста)

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп)

Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку)

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка. (свёкла)

Из земли за чуб плутовку тянем, сочную. (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску)

Помогает деду внук —собирает с грядок. (лук)

Просит дедушка Федюшку:— Собери ещё. (петрушку)

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан тёмно-синий. (баклажан)

Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: намокла — свёкла, пусто — капуста, лукошко — картошка и т.д

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты — маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама — рамка, яма —. репа —. вата —. лапа — . пена —. панама —. лопата —. картина —. корзина —. монета —. солома —. чаша —. репа —. липа —. нора —.

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК—АК—АК, вот такой гамак.

OK—OK—ОК, вот такой каток.

УК—УК—УК, вот такой индюк.

КА—КА—КА, у Кати мука.

КО—КО—КО, в школе нелегко.

КУ—КУ—КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К.

Выделить в словах звук Т, «нажать» на него.

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полёт, пилот, канат, самолёт, март, бегемот, салют, тыква, томат, Толя, Таня, туман, табуретка, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета, клетка.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква — буква, батон — диван, ворота — ворона, плита — слова, томат — гамак, халат — халва, билеты — бананы, бритва — брови, ноты — ночи, шутка шапка, ракета — рубашка, забота — заноза, густой — кривой, злой — твой, нитка — миска.

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

AT—AT—AT, у Толи самокат.

УТ—УТ—УТ, дети побегут.

ТО—ТО—ТО, новое пальто.

ТЫ—ТЫ—ТЫ, в комнате коты.

ОТ—ОТ—ОТ, это бегемот.

ТА—ТА—ТА, новая плита.

ТУ—ТУ—ТУ, конфету дам коту.

Назвать слова со звуком Т.

Выделить в словах звук П, «нажать» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, стоп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копать, липкий, крепкий, лампа, шапка, купальник, лопата.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка — нотка, кошка — кепка, кивать — копать, урожай — попугай,

ласты — паста, жук — паук, дочка — почка, кони — пони, жалко — палка, крот — укроп, ракета — победа, корыто — лопата.

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, AT, ОТ, УТ, ИТ, AM, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

«Нажать» в слове на звук X, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

Выбрать слова со звуком X.

Канат — халат — парад, голод — холод — молод, год — ход — пот, сор — хор — вор, муха — мука — рука, хата — вата — мята.

Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь,

овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы — липки, лапы — лапки, норы — норки.

Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ.

Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

Определить первый звук в словах.

Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.

В каких словах после С слышится А? О? У? Ы?

Выделить в словах звук С, «нажать» на него.

Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл», ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике.

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа).

Анализ работы по теме «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР» В данной работе представлена подбор.

Анализ работы второго года , 2017-18 гг, исследования.

Представленные игры можно использовать в работе учителя-логопеда, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

Представленная авторская образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению навыками звукового анализ.

Источник

Читайте также:  упражнение боковая парковка видео
Adblock
detector