Меню

упражнение на произнесение звуков это

Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.
материал по логопедии по теме

Недостатки произношения заднеязычных звуков [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] объединяются общим названием — каппацизмы. Иногда их подразделяют на три группы:

·каппацизмы — нарушения звуков [к], [к’],

·гаммацизмы — нарушения звуков [г], [г’],

·хитизмы — нарушения звуков [х], [х’].

К ним относятся отсутствие звуков [к], [к], [г], [г’], [х], [х’] и их искажения (например, носовой или боковой или др.) [8; 231 С.].

Разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Артикуляция звука [к] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Звук [г] по механизму своего образования отличается от звука [к] лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции звука [х], отличающая его от звука [к], состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме [х].

Мягкие звуки [к]’, [г’], [х’] отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_artikulyatsionnyh_uprazhneniy_dlya_pravilnogo_proiznosheniya_zadneyazychnyh_zvukov_3.docx 595.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.

1. «Наказать непослушный язычок».

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

a)Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

b) Шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя»

2. «Накажем непослушный язычок».

Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

3 «Лопаточка(Блинчик) ». Удерживаем под счет до 10, спокойный, широкий язык на нижней губе.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».

4. «Чистим нижние зубки». Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону , потом сверху вниз.

Цель: укреплять мышцы боковых краев язы-ка, учить втягивать и выд¬вигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и

убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но нахо¬дится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не закрывали рот, излишне не напрягались

6. «Язычок-борец» ,«Кто сильнее».

Цель: укреплять мускулатуру языка.

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.

Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

8. «Горка» (Кошка сердиться, выгнула спинку).

Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.

Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку.

Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

9. «Горку построим —горку разрушим»

Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

10 . «Катание с горы»

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих, щипящих, заднеязычных. Укреплять мышцы языка.

Научиться направлять воздушную струю.

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «Горка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («Горка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Присасывание спинки языка к твердому небу. Кончик языка у нижних десен.

ОУ-ИЭ

a. Поднимать заднюю часть спинки языка вверх-при отработке звуков [О] и [У].

b. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами [И] и [Э]

Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.

Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы. Как пароход дает сигнал? »

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы.

Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы. произносится протяжно на одном выдохе.

Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.

Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.

Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык.

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель:
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом
для звука [р]. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.

«Серый Волк»
Цель: уточнение артикуляционной позиции, развитие умения быстро переключать артикуляционные позы.
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
1. Просовываем кончик языка между передними зубами.
2. Убираем язык в рот. Поднимаем заднюю часть спинки языка наверх, прижимаем к задней части твердого нёба. Кончик языка при этом немного оттянут от нижних резцов. Язык в целом напоминает горку.
Чередуем позиции 1 и 2 сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.
Инструкция для детей: «Проснулся утром наш Веселый Язычок, открыл сначала одну дверку своего домика (губы), потом вторую (зубы), выглянул наружу. Вдруг видит — Серый Волк пришел! Спрятался Язычок в домик. Глубоко-глубоко, чтобы Серый Волк его не заметил.»
Внимание! Двигается только язык. Рот не закрываем, чтобы можно было визуально контролировать правильность выполнения упражнения.

«Прогоним злого волка»
Цель: укрепление мышц языка; уточнение артикуляционной позиции.
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Кончиком ватной палочки или чисто вымытым пальцем нажимаем на переднюю часть языка, слегка отодвигая его назад, в глубину рта. Язык напрягается, оказывая противодействие, стараясь вытолкнуть палец изо рта.
Инструкция для детей: «К Язычку в домик хочет забраться Серый Волк. Пусть Язычок прогонит Волка, вытолкнет его наружу!». В конце упражнения Язычок, конечно же, должен победить.

Комплекс дыхательных упражнений:

«Прочистим нос».
Цель: выработка сильной воздушной струи, уточнение артикуляционной позиции.
Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Глубоко дышим носом, не закрывая рот. Выход воздушной струи через нос контролируем ладонью руки, приставленной ребром к пространству между носом и верхней губой.
Для детей , чтобы было интереснее выполнять упражнение, на тыльную сторону ладони кладем ватный шарик и сдуваем его. Можно дуть поочередно одной и другой ноздрей или двумя одновременно.
Внимание! Рот не закрываем. Воздушная струя выходит строго через нос.

а) вдох через нос, выдох через рот; ( кончик языка за нижними зубами)

б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;

Источник

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков. Старшая группа.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr.docx 15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков. Старшая группа.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

  • Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом).

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграфе выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель: посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль». Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

  • Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом).

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово. В игре должны принять участие все дети. Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя). Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

  • Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеттт» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох: «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

  • Упражнение «Назови первый звук слова».

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». Дети по очереди вызываются к воспитателю, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

  • Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

  • Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом).

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно. В игре принимают участие все дети.

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи, то две строки на выдох) :

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Источник

Читайте также:  лучшие упражнения чтобы накачать тело
Adblock
detector